Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 92 страница
Течение М. острое, реже -хроническое. Осн. причины - застой молока, плохое опорожнение железы при кормлении, трещины соска. Попадая в такие условия, микробы, проникающие по лимфатич. путям и молочным ходам в железу, вызывают её воспаление. Возбудитель - стафилококк, стрептококк инек-рые др.- проникает в железу изо рта ребёнка, через загрязнённое бельё, при несоблюдении гигиенич. правил ухода за молочной железой в период беременности и кормления. Трещины сосков образуются при недостаточно эластичной коже, окружающей сосок, вследствие плохой подготовки сосков перед родами или неправильной техники кормления. Признаками М. являются уплотнение (нагрубание) железы, покраснение кожи, распирающая боль, повышение темп-ры. При прогрессировании воспаления железа увеличивается, кожа становится напряжённой, горячей на ощупь. Образование абсцесса под кожей, в толще железы или позади неё, характеризуется размягчением уплотнения (инфильтрата), повышением темп-ры тела, кормление становится резко болезненным, к молоку иногда примешивается гной. Ограничение или прекращение кормления усугубляет воспаление. При пониженной сопротивляемости или при несвоевременном и нерациональном лечении процесс может приобрести флегмонозный и даже гангренозный характер. Лечение: в нач. стадии - холод на железу, антибиотики, новокаиновая блокада, полное опорожнение железы от молока (систематич. кормление больной грудью и тщательное сцеживание молока). При нагноении - вскрытие гнойника; при этом кормление поражённой грудью прекращают; молоко сцеживают молокоотсосом. Профилактика: подготовка сосков к кормлению, при образовании трещин - их лечение; профилактика застоя молока (сцеживание после каждого кормления), тщательное соблюдение правил кормления ребёнка (чистота рук матери, сосков, правильное прикладывание к груди: ребёнок должен полностью захватывать сосок вместе с околососковым кружком). Грудница новорождённых проходит через 3-4 недели без лечения. Нельзя выдавливать жидкость из молочных желез. Необходима строжайшая чистота. Лит.: Войно-Ясенецкий В. Ф., Очерки гнойной хирургии, 3 изд., М.- Л., 1956. А. Б. Галицкий. У животных М. болеют самки всех видов животных; чаще - коровы и козы в первые недели после отёла (окота) и во время запуска. Предрасполагающие факторы: ушибы, ранения вымени, нарушение технологии машинного доения, болезни жел.-киш. тракта, родовых путей. Клинич. признаки зависят от тяжести процесса и характеризуются общим угнетением, повышением темп-ры тела, резким снижением удоев, уплотнением и болезненностью поражённой части вымени. При сдаивании поражённых четвертей вымени в молоке обнаруживают сгустки и хлопья казеина, в тяжёлых случаях - водянистый экссудат с хлопьевидными сгустками, иногда примесью гноя и крови. Больным животным предоставляют покой, в рационе сокращают кол-во сочных кормов. Назначают антимикробные средства (внутрь и местно); холод, тепло, ионофорез, массаж. Профилактика: отбор коров с учётом пригодности их для машинного доения, полноценное кормление, соблюдение режима доения, своевременный и правильный запуск коров, систематич. исследование коров с целью выявления скрытых М. У овец и коз наблюдаются также инфекционные М., вызываемые специфич. возбудителями Bact. mastitidis ovis и Bact. mastitidis capri. Болеют преим. первородящие матки. Источником возбудителя инфекции являются больные и переболевшие животные. Заражение лактирующих животных происходит при попадании возбудителя в сосковый канал или через повреждённую кожу вымени. Болезнь протекает с тяжёлыми клинич. признаками и часто заканчивается летально. Переболевшие приобретают стойкий иммунитет. Лит.: Гейдрих Г. иРенк В., Маститы сельскохозяйственных животных и борьба с ними, пер. с нем., М., 1968. МАСТИФФ (англ, mastiff, от лат. mansuetus - ручной, приручённый), старинная английская порода догообразных собак. Использовалась для охоты на крупных зверей, охраны стад, " собачьих боёв". Совр. М. выведен в 19 в. в Ирландии. Это крупная (рост кобелей 75-85 см), ши-рокотелая, массивная собака с короткой шерстью рыже-жёлтого, бурого или коричневого окраса (часто с тёмными тигровыми полосами). Используется как сторожевая, в основном в Ирландии и Великобритании. МАСТИХИН (от итал. mestichino), тонкая упругая стальная (реже роговая) пластинка в виде лопаточки или ножа. М. применяется преим. в масляной живописи для удаления красок с отд. участков полотна, нанесения грунта, дополнит, перетирания красок, чистки палитры. Иногда М. пользуются вместо кисти для нанесения краски ровным тонким слоем или рельефным мазком. МАСТОДОНЗАВР (Mastodonsaurus), гигантское вымершее земноводное (длина тела до 5 м) надотряда лабиринтодонтов. Голова непропорционально большая, треугольной формы, с несколько удлинённой рыльной частью и очень большими орбитами; туловище широкое и плоское, конечности короткие. Известен из среднего и позднего триаса Центр. Европы и Юж. Приуралья. М.- придонные хищники, обитавшие в пресных водоёмах. МАСТОДОНТЫ (от греч. mastos - сосок и odus, род. падеж odontos - зуб), большая своеобразная группа вымерших млекопитающих отр. хоботных. Жили в позднем палеогене - антропогене; в Европе и Азии вымерли в конце неогена, в Африке и Сев. Америке - в антропогене. Вые. 1, 5-3, 2 м. Различают бугорчатозубых М., у к-рых коронки зубов состоят из отдельных соскообразных бугорков (отсюда назв.), и г р е б н е з у б ы х М., у к-рых бугорки на зубах образуют поперечные гребни. Древние М. имели по паре бивней (увеличенных резцов) в верхней и нижней челюсти, поздние М.- одну пару бивней в верх, челюсти. Эволюция М. шла по пути увеличения массивности скелета (включая череп). М. принадлежали к разным эко-логич. типам (обитали на болотах, в лесах и лесостепи). Остатки М. на терр. СССР обнаружены в Казахстане, Ср. Азии и на юге Европ. части. От гребнезубых М. произошли слоны. М. имеют значение для стратиграфии континентальных отложений кайнозоя. Лит.: Основы палеонтологии. Млекопитающие, М., 1962. МАСТОИДИТ (от греч. mastoeides - сосцевидный), воспаление ячеек сосцевидного отростка височной кости, захватывающее слизистую оболочку и костную ткань. Чаще М.- осложнение гнойного воспаления среднего уха. Первичный М. возникает вследствие травм отростка и при проникновении инфекции гематогенным путём при сепсисе, сифилисе, туберкулёзе. М. проявляется резкой болезненностью при надавливании на передне-верхний отдел отростка или его верхушку, покраснением кожи, припухлостью, пастозностью и оттопыриванием ушной раковины кпереди и книзу. У детей темп-pa повышается до 39 - 40 оС, у взрослых часто остаётся нормальной. Лечение: антибиотики. При длительном (3-4 недели), обильном гноетечении из уха и при первых признаках перехода инфекции на лабиринт и на мозговые оболочки - операция. МАСТРОЯННИ (Mastroianni) Марчелло (р. 28.9.1923, Фонтана-Лири, близ Фрозиноне), итальянский киноактёр. Был рабочим, участвовал в любительских спектаклях, затем режиссёр Л. Висконти пригласил М. в свою драматич. труппу. Первая большая роль в кино - Эрколе (" Августовское воскресенье", 1949). В 50-е гг. снимался преим. в комедийных фильмах (" Девушки с площади Испании", 1951; " Дни любви", 1954; " Один гектар неба", 1959, и др.). Одна из первых значит, ролей - Уго в антифаш. фильме " Повесть о бедных влюблённых" (1953), В фильме " Белые ночи" (по Ф. М. Достоевскому) играл роль Мечтателя. М. создал в фильмах режиссёров Ф. Феллини (Марчелло -" Сладкая жизнь", 1959, Гу и до Ансельми -" Восемь с половиной", 1962) и М. Антониони (Джованни - " Ночь", 1960) образы совр. западного интеллигента - журналиста, писателя, режиссёра, человека, мятущегося в безжалостном и жестоком бурж. мире, но безвольно и пассивно подчиняющегося его законам. В фильме " Товарищи" (1963) убедительно и реалистически сыграл роль учителя-социалиста, вожака одной из первых забастовок итал. рабочего класса. С успехом снимался в комедиях нравов- " Вчера, сегодня, завтра" (1963), " Брак по-итальянски" (1964), в острой социальной сатирич. комедии реж. П. Джерми " Развод по-итальянски" (1961). Сыграл роль итальянца-военнопленного Антонио, нашедшего вторую родину в СССР (" Подсолнухи", 1971). М. Мастроянни в фильме " Восемь с половиной". 1962. Реж. Ф. Феллини. Лит.: Сокольская А. Л., Марчелло Мастроянни, в кн.: Актёры зарубежного кино, в. 2, Л.- М., 1965. Г. Д. Богемский. МАСТУРБАЦИЯ (новолат. masturba-tio, от лат. manus - рука и stupro - оскверняю), рукоблудие, искусственное раздражение половых органов с целью достижения оргазма; то же, что онанизм. МАСТЬ животных, окраска, определяемая пигментацией кожи и кожных покровов (кроющего волоса, шерсти, щетины). Окраска диких животных имеет приспособительный характер и в пределах одного вида обычно одинакова, с очень небольшими индивидуальными отклонениями, поэтому термин " М." по отношению к диким животным не употребляется. У домашних животных приспособит, характер М. в основном потерял своё значение. Мн. породы с.-х. животных (напр., мериносовые и романовские овцы, крупная белая порода свиней и др.) имеют определённую, довольно стандартную М., т. к. в процессе длит, племенной работы проводили отбор и подбор животных по этой М. У таких пород М.- существ, признак в определении чистопородности. М. имеет хоз. значение в смушковом и тонкорунном овцеводстве, кролиководстве и звероводстве, т. к. наряду с др. признаками определяет ценность смушка, меха, шерсти. Наибольшим разнообразием отличаются М. лошадей, носящие зачастую специфич. названия, отличные от названия цвета окраски. Напр., чёрный волосяной покров - вороная М.; коричневый корпус при чёрной окраске ног, гривы и хвоста - гнедая; песочно-жёлтый корпус при тёмной окраске ног, гривы и хвоста - буланая; чёрное туловище, голова и ноги, рыжие подпалины на конце морды, вокруг глаз, под брюхом - караковая; по белому корпусу чёрные или коричневые пятна или по тёмному белые пятна - чубарая и т. п. У жеребят при рождении, как правило, более тёмные оттенки М. У лошадей всех М. могут встречаться небольшие отметины на голове и ногах. Умение точно распознавать и описывать М. важно при составлении зоотехнич. документов на животных. Лит.: Книга о лошади, под ред. С.М. Буденного, т. 1, М., 1952. А. С. Красников. МАСУ (Oncorhynchus masu), рыба рода тихоокеанских лососей; то же, что сима. МАСУДИ, аль-Масуди Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн (кон. 9 в., Багдад, -956 или 957, Фустат, Египет), арабский историк и путешественник. В 915-945 посетил Иран, Индию, Цейлон, Сев. Африку, Азербайджан, Армению, затем жил в Сирии и Египте. Из значит, числа работ (св. 20) по различным отраслям знаний (истории, философии, му-сульм. богословию и праву) сохранилось две. Наиболее важно соч. " Промываль-ни золота и рудники самоцветов" (" Му-рудж аз-захаб ва маадин аль-джавахир"), содержащее сведения о земле, морях и горах, описание различных народов (в т. ч. славян), полулегендарные рассказы о древних греках, римлянах, историю арабов до 40-х гг. 10 в. Соч. М.- важный источник по истории Араб, халифата, народов Вост. Европы 10 в., Кавказа и Ср. Азии. Соч.: Macoudi, Les prairies d'or, text et trad, par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille, t. 1-9, P., 1861-77; то же, revue et corrigee par Ch. Pellat, t. 1-2, P., 1962-65; Kitab at-tanbih wa'l ischraf auctore al-Masudi, B. G. A., pt. 8, Lugduni Batavorum, 1894. Лит.: Крачковский И. Ю., Арабская географическая литература, Изор. соч., т. 4, М.- Л., 1957; Минорский В. Ф., История Ширвана и Дербенда X-XI веков, М., 1963 (приложение 3); Al-Masudi millenary commemoration volume, ed. by S. Maqbul Ahmad and A. Rahman, [Aligarch], 1960. В. М. Бейлис. МАСУЛИПАТНАМ, город в Индии; см. Мачхалипаттанам. МАСУМИ Носирджон Асадович [р. 19. 4 (2.5). 1915, с. Каратаг, ныне Гиссар-ского р-на], советский литературовед, засл. деят. науки Тадж. ССР (1960), чл.-корр. АН Тадж. ССР (1969). Чл. КПСС с 1945. В 1940 окончил лит. ф-т Пед. ин-та им. Т.Г. Шевченко (Душанбе), с 1940 преподаёт в этом ин-те. Директор Ин-та языка и лит-ры им. Рудаки АН Тадж. ССР (1959-72); академик-секретарь Отделения обществ, наук АН Тадж. ССР (с 1971). Лит. деятельность начинал как поэт в 1935; с 1940 выступал преим. как литературовед. В 1944 вышла отд. изданием поэма М. " Страна счастья". Опубл. уч. пособия для вузов: " Таджикский фольклор" (1952) и " Методика преподавания литературы в V-VIII классах" (1960); в 1961 издал монографию о творчестве поэта М. Рахими, в 1962- кн. " Таджикская литература XVIII века и первой половины XIX века". Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 6-7-го созывов, чл. Президиума Верх. Совета Тадж. ССР (1967-71). Награждён 2 орденами, а также медалями. Соч.: Чахонбиий ва майорат, Душанбе, 1966. МАСХАРАБОЗ (тадж. - шут, скоморох), актёр таджикского нар. театра, площадной комедиант. М. разыгрывали комедийные, сатирич. сценки, исполняли сказки, танцы, песни и т. п. Импровизируя текст на основе сюжетной схемы, М. (любители и профессионалы) создавали образы, исполненные жизнерадостной стихии нар. иск-ва. Среди наиболее известных М. конца 19- нач. 20 вв.- Хакберди, Холик, Джума, Туда. С 1920-х гг. иск-во М. в значит, степени оттеснено проф. театром. Лит..Нурджанов Н., Таджикский народный театр, М., 1956. МАСШТАБ (нем. MaBstab, от МаВ - мера, размер и Stab - палка), отношение длины отрезков на чертеже, плане, аэрофотоснимке или карте к длинам соответствующих им отрезков в натуре. Определяемый так численный М. - отвлечённое число, большее 1 в случаях чертежей мелких деталей машин и приборов, а также многих микрообъектов, и меньшее 1 в др. случаях, когда знаменатель дроби (при числителе, равном 1) показывает степень уменьшения размеров изображения объектов относительно их действит. размеров. М. планов итопографич. карт - величина постоянная; М. географич. карт - величина переменная (см. Картографические проекции). Для практики важен М. л и н е и н ы и, т. е. прямая линия, разделённая на равные отрезки с подписями, указывающими длины соответствующих им отрезков в натуре. Для более точного нанесения и измерения линий на планах строят т.н.поперечный М. Это линейный М., параллельно к-рому проведён ряд равноотстоящих друг от друга горизонтальных линий, пересечённых перпендикулярами (вертикали) и наклонными линиями (трансверсали). Принцип построения и использования поперечного М. ясен из рис., приведённого для численного М. 1: 5000. Отрезку поперечного М., помеченному на рисунке точками, соответствует на местности линия 200 + 60 +6 = 266 м. Поперечным М. наз. также металлич. линейку, на к-рой очень тонкими линиями высечено изображение такого рисунка, иногда без к.-л. надписей. Это позволяет легко использовать её в случае любого численного М., применяемого на практике. Поперечный масштаб. Лит.: Инженерная геодезия, под общ. ред. П. С. Закатова, М., 1969; Чеботарёв А. С., Геодезия, 2 изд., ч. 1, М., 1955. МАСШТАБ ЦЕН, весовое количество металла (золота или серебра), принятое в данной стране в качестве ден. единицы и её кратных частей. Служит для измерения и выражения цен всех товаров. Фиксированный гос-вом в законодат. порядке М. ц. не связан с изменением стоимости ден. товара (золота). Первоначально М. ц. совпадал с весовым масштабом. В ходе историч. развития М. ц. обособился, что было связано прежде всего с порчей монет, переходом роли ден. металла от серебра к золоту, введением в обращение иностр. денег и т. д. Ден. единицы (фунт стерлингов, ливр и т. д.), сохраняя прежнее наименование весовых единиц, фактически стали содержать значительно меньшее количество металла. В СССР роль М. ц. играет рубль (равный 100 коп.), золотое содержание к-рого с янв. 1961 определено в 0, 987412 г чистого золота (см. также Деньги). МАСШТАБНОСТЬ, масштабный строй, в архитектуре соотношение размеров, соизмеримость отд. зданий, сооружений и архитектурно организованных пространств с размерами человека. М. не только и не столько выявляет для зрителя действит. размер здания или комплекса, сколько придаёт ему характер, нужный для данного конкретного художеств, образа. М. в архитектуре - результат общего взаимодействия воспринимаемых зрителем мер, положенных в основу каждого элемента композиции. Напр., зрит, мерой для стены дома могут служить кирпичи, квадры кам. кладки (составляющей массив стены или только облицовку), блоки, панели или размеры стены в целом, если она не расчленена. Большую роль в создании М. играют пропорции тектонических элементов, работа к-рых понятна зрителю и к-рые дают особенно наглядное представление о размерах здания. Сдвигая или раздвигая опоры, меняя высоту балок или архивольтов арок по отношению к пролёту и сочетая эти изменения с размерами и членениями др. элементов здания, архитектор получает различный художеств, эффект. Масштабная характеристика архит. произведения может иногда меняться при его восприятии с различных расстояний. Напр., здание, воспринимаемое как большое с отдалённой точки зрения (или на чертеже), может казаться значительно меньшим при приближении зрителя, когда он соотносит с собой действит. размеры сооружения. Масштабный строй архит. произв. в целом связан с окружением (рельеф местности, характер застройки в городах) и меняется вместе с ним. Укрупнение М.- преим. средство придать произв. архитектуры большую значительность (напр., " героическая" М. др.-греч. храмов, словно рассчитанных на героев эпоса, крупная М. амфитеатров, акведуков, базилик в Др. Риме, гражд. сооружений рус. ампира, вызывающих представление о могуществе построивших их гос-в). Чрезмерное укрупнение М. в сочетании с большими размерами сооружений подавляет человека, вызывая у него чувство собственного ничтожества (напр., культовые постройки в Др. Египте). Масштабный строй произв. архитектуры, отражая со-циально-историч. условия и мироощущение той или иной эпохи, обществ, положение заказчика, является наряду с тектонически осмысленными формами одним из гл. средств, воплощающих осн. характер художеств, образа в зодчестве, делая его понятным и впечатляющим не только для современников, но и для представителей последующих обществ, формаций и иных культур. Лит.: Буров А. К., Об архитектуре, М., 1960; Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре, М., 1961; Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 251 - 260; N о b b s P. E., Design. A treatise on the discovery of form, L.- N. Y., 1937; L i с k 1 i d e r H., Architectural scale, L., 1965. В.Ф.Марку зон. MAT (голл., англ, mat, от лат. matta - циновка, рогожа), 1) укрытие, изготовленное из соломы, камыша и др. высокостебельных растений. Применяются для защиты в парниках растений от холодных темп-р ночью, а в морозную погоду и днём. Изготовляют М. на ручном станке или на матовязалъной машине. 2) В спорт е-мягкая подстилка, предохраняющая от ушибов при падении со снарядов или при прыжках. МАТААМБРЕ, Минас-де-Матаамбре (Minas de Matahambre), посёлок, центр горнорудной пром-сти на 3. Кубы, в пров. Пинар-дель-Рио. 5, 4 тыс. жит. (1965). Добыча и обогащение медных руд. МАТАБЕЛЕ (точнее - матебеле, самоназвание - амандебеле), народ, населяющий юго-зап. часть Юж. Родезии. По языку (исиндебеле) и культуре относятся к юж.-афр. банту. Наиболее близки к зулу. Числ. ок. 500 тыс. чел. (1967, оценка). Большинство М. сохраняет местные традиц. верования, часть- христиане. В кон. 19 в. М. оказали героич. сопротивление колон, завоеванию. Осн. занятия - земледелие и скотоводство. Многие М. работают на фермах, плантациях, рудниках, фабриках, принадлежащих европейцам, часть - на шахтах в ЮАР. М. активно участвуют в общей борьбе народов Юж. Родезии против расистско-колон. режима. Лит.: Потехин И. И., Военная демократия матабеле, в сб.: Родовое общество. Этнографические материалы и исследования, М., 1951; Яблочков Л. Д., Коренное население Британской Центральной Африки, " Африканский этнографический сборник", т. 2, М., 1958; Д а в и д с о н А. Б., Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации 1888 - 1897, М., 1958; Bullock С h., The Mashona and the Matabele, Cape-Town, 1950. А.Б.Давидсон. МАТАБЕЛЕ (Matabele), плоскогорье в Юж. Родезии, междурр. Замбези, Лимпопо и Саби. Ср. вые. 1000-1500л. Сложена древними кристаллич. породами. Над слабоволнистой поверхностью выделяются многочисленные островные горы и горные кряжи, вост. окраина М. приподнята (горы Иньянгани вые. до 2596 м). Климат тропический, летневлажный; осадков от 400 до 800 мм в год. Почвы коричнево-красные, латеризованные, сильно эродированы. Редколесья с Brachystegi'a и Julbernardia сильно сократились из-за распашки. Добыча золота, хромита, руд железа, полиметаллов, никеля, редких металлов. МАТАВУЛЬ (Матавул.) Сима (14.9. 1852, Шибеник, -20.2.1908, Белград), сербский писатель. Род. в семье мелкого торговца. Был учителем. М. - один из образованнейших серб, писателей своего времени. Его ранние произв., по преимуществу очерковые, этнографические, несли на себе печать романтич. идеализации действительности: роман " Ускок" (1892, 1-я ред. под назв. " Ускок Янко", 1885) и др. Перейдя на позиции реализма, М. создал в наиболее значит, своих произв.- сб-ке рассказов " Из Черногории и Поморья" (т. 1-2, 1888-89) и антиклерик. романе " Баконя фра Брне" (1892, 1-я ред. 1888) - целую галерею социальных типов. Соч.: Сабрана дела, к". 1-8, Београд, 1953-56; в рус. пер.- Баконя фра Брне. Рассказы. [Предисл. И. Дорбы], М., 1960. Лит.: Г л и г о р и h В., Симо Матавул, в его кн.: Српски реалиста, 3 изд., Београд, 1960. МАТАГАЛЬПА (Matagalpa), город в Никарагуа, адм. ц. департамента Мата-гальпа. 22, 6 тыс. жит., в муниципии 74, 7 тыс. жит. (1969). Центр р-на выращивания и обработки кофе. Кустарное произ-во потребительских товаров (обуви, мыла и др.). МАТАДИ (Matadi), город в Республике Заир, в пров. Н. Заир, на лев. берегу р. Конго (Заир). 110 тыс. жит. (1970). Гл. порт страны, доступный для мор. судов (грузооборот 1, 5 млн. т в 1971). Вывоз меди, кобальта, алмазов, продуктов масличной пальмы, кофе, какао, каучука, леса и др. Связан ж. д. с Киншасой. Аэропорт. Маслобойные, лесопильные и др. предприятия. МАТАЙ, посёлок гор. типа в Бурлютобинском р-не Талды-Курганской обл. Казах. ССР. Расположен на р. Аксу (басе. оз. Балхаш). 6, 6 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция на линии Алма-Ата - Семипалатинск. Предприятия ж.-д. транспорта. МАТАКО-МАКА ЯЗЫКИ, семья языков на С.-В. Аргентины (Чако), в зап. Парагвае и на крайнем В. Боливии. По мнению ряда лингвистов, М.-м. я. принадлежат к макросемье гуайкуру (см. Индейские языки). М.-м.я. включают: а)языки матако (диалекты гиснай, ноктен), матагуайо (диалекты вехос, уэшуо, песатупе, абучета), чороти, ашлуслай; б) языки мака (энумага), гентусе, кочабот (ленгуа). Сложный консонантизм (глоттализованные согласные противопоставлены придыхательным и чистым, в чороти есть серия палатализованных). Грамматич. отношения выражаются аналитически и реже суффиксами и префиксами. Падежи отсутствуют. При именах есть лично-притяжат. суффиксы (" мой", " твой" и др.), при глаголах - аффиксы лица субъекта и объекта. Числа личных местоимений обычно выражаются числовыми аффиксами в глаголе. В матако различаются " мы" обычное и " мы" гентильное (" мы как семья"). Лит.: Hunt R. J., Т о m р k i n s B. A., Mataco grammar, Tucuman, 1940; Мёtra_ux A., The linguistic affinities of the Enimaga (Cochaboth) group, " American Anthropologist", 1942, v. 44; Т о v a r A., Catalogo de las lenguasde America del Sur, Buenos Aires, 1961; H u n.t R. J., Mataco-English and English-Mataco dictionary, " Etnologiska studier", Goteborg, 1937, bd 5. А. Б. Долгопольский. MATAMATA (Chelys fimbriata), единственный вид рода бахромчатых черепах сем. змеиношейных черепах. Обитает в водоёмах Венесуэлы, Гайаны, Бразилии. Спинной щит (дл. до 40 см) овальный, с тремя продольными рядами призматич. крупных бугров. Брюшной щит длинный, узкий. Голова треугольная, нос в виде хобота (дл. до 15 см), М. выставляет его на поверхность, когда зарывается в ил на дне рек и озёр; рот очень широкий. Кожа головы и боков шеи с бахромчатыми выростами, маскирующими черепаху среди водной растительности. Питается рыбой, беспозвоночными. Активна в сумерки. МАТАМОРОС (Matamoros), город на С. -В. Мексики, на границе с США, в шт. Тамаулипас, близ устья р. Рио-Браво-дель-Норте. 182, 9 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Узел шосс. дорог. Центр крупного р-на орошаемого земледелия (гл. обр. хлопчатник). Хл.-бум., хим. и пищ. пром-сть. МАТАНСАС (Matanzas), провинция Кубы. Пл. 12, 3 тыс. км2. Нас. 501, 3 тыс. чел. (1970). Адм. ц.- г. Матансас. Б. ч. обрабатываемой земли под плантациями сах. тростника. Осн. р-н в стране по выращиванию хенекена. На С. - плодоводство, овощеводство. На Ю. - леса. Пищ. (преим. сахарная), текст., хим., кож. -обув, пром-сть; стр-во рыболовных судов (Карденас). Гл. центры: Матансас, Карденас, Ховельянос. МАТАНСАС (Matanzas), город на С. Кубы, на Центр, шоссе, адм. центр пров. Матансас. 85, 4 тыс. жит. (1970). Порт (вывоз сахара). Торговый центр с.-х. района (сахарный тростник, хенекен, фрукты и др.). Хим., пищевкусовая, текст., кож. -обув, пром-сть, произ-во стройматериалов. Туризм. Осн. в 17 в. MATAHУCKA (Matanuska), река на Ю. Аляски. Берёт начало в горах Чугач, впадает в бухту Ник-Арм (зал. Кука). Длина от слияния вост. и юж. истоков 121 км. Питание преим. ледниковое. Долина М. - важный с.-х. р-н (выращивание овощей, картофеля; животноводство). МАТАРА, город и порт на юж. побережье Шри-Ланка (Цейлон). 36 тыс. жит. (1968). Хранен, узел. Торг, и ремесленный центр. В р-не выращиваются кокосовые орехи и пряности; ведётся добыча графита, драгоценных камней (сапфир, рубин, аквамарин и др.). МАТАРАМ, индонезийские гос-ва на о. Ява в 8-11 и в 16-18 вв. М. 1-й (кон. 1-й четв. 8 в. - 1042) образовался из удела распавшегося гос-ва Калинга. М. 1-й - гос-во раннефеод. типа с ярко выраженными чертами вост. деспотии. Правитель был светским и духовным главой гос-ва. Во главе М. 1-го стояли индуистские династии (лишь в 8 - 9 вв. гос-вом управляла буддийская династия). Основой социально-экономич. структуры была община, существовали связи с др. р-нами архипелага, с Камбоджей, Индией, Китаем. В борьбе за расширение территории на Яве и за гегемонию на Малайском архипелаге М. на рубеже 10 - 11 вв. столкнулся с суматранским гос-вом Шривиджайя. При Эрланге (правил с 1019) была сделана попытка объединить всю Яву в рамках единого гос-ва, а М. и Шривиджайя разделили сферы влияния: власть М. была признана в центр, и вост. частях архипелага, Шривиджайи - в зап. части. В 1042 Эрланга разделил М. на два гос-ва - Кедири и Джангалу. Период М. 1-го - время интенсивного храмового строительства (Боробудур, Прамбанан). М. 2-й (1575 - 1755) образовался после длит. феод, усобиц, последовавших за распадом Маджапахита и ослаблением приморских городов-гос-в в результате португ. вторжения. М. 2-й - гос-во периода развитого феодализма, первое крупное яванское гос-во, управлявшееся мусульм. династией. Централизаторская политика правителей М. 2-го (Сенапати, правившего в 1575-1601, и Агунга - в 1613-45) привела к объединению под властью этого гос-ва центр. Явы до границ Бантама и вост. Явы, к уничтожению последних индуистских гос-в на Яве. В 1641 Агунг принял титул султана. Он вёл безуспешную борьбу с голл. Ост-Индской компанией (осада Батавии в 1619, 1628-29). В 70-х гг. 17 в. голландцы, вмешавшись в династич. борьбу и оказав помощь султанату в борьбе с восстанием под рук. Труноджойо, возвели на престол своего ставленника, уступившего компании ряд важнейшихтерр. М. 2-го. В этиже годы вспыхнуло новое антиголл. восстание во главе с Сурапати, а затем три яванские войны за престолонаследие (1703-05, 1719-23, 1749-55), в к-рые активно вмешались голландцы. В результате М. 2-й лишился большей части своих владений, стал вассалом компании, а в 1755 был разделён на зависимые от голландцев гос-ва Джокьякарту и Суракарту. Ю. В. Маретин. МАТВЕЕВ Александр Терентьевич [13(25).8.1878, Саратов, - 22.10.1960, Москва], советский скульптор, засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Чл. КПСС с 1940. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1899-1902) у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого. В 1906-07 работал в Париже. Чл. объединений " Мир искусства", -" Голубая роза" и ОРС. В ранних произведениях М. (портрет В. Э. Борисова-Мусатова, гипс, 1900, Третьяковская гал.) чувствуется влияние импрессионистич. пластики П. П. Трубецкого. Постепенно центр, темой творчества М. становится обнажённая человеческая фигура, представленная в состоянии просветлённого покоя [цикл произв., украшавших виллу Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое (Крым), мрамор, инкерманский камень, 1908-1911, ансамбль не сохранился, отд. фрагменты - в Рус. музее, Ленинград; надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе, гранит, 1910]. Благодаря тонкому выявлению фактуры материала поверхность работ М. воспринимается не как нейтральная оболочка, но как естеств. граница наполненной, живой формы, рождающей впечатление о гармоничном равновесии духовных и физ. сил человека. После Великой Окт. социалистич. революции М. участвует в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник К. Марксу в Петрограде, гипс, 1918, не сохранился). Поиски архитектоничной обобщённой формы с особой силой проявились в таких произв. М., как группа " Октябрь" (гипс, 1927, Рус. музей, Ленинград; бронз, отлив - 1958, илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48-49), где революц. героика воплощена в классически ясных образах, и бронз, фигура стоящей женщины (1937, там же). Насыщенностью психологич. характеристик, органически связанных с внутр. закономерностями формы, отличаются созданные М. скульптурные образы рус. писателей (статуя А. С. Пушкина, пластилин, 1948-60, мастерская скульптора, Москва); проникновенное внимание к пластич. конструкции объёма проявляется и в станковых портретах М. (автопортрет, бронза, 1939, Рус. музей), фиксирующих наиболее устойчивые, непреходящие черты лица модели. Тонким пониманием специфики мелкой пластики отмечены работы М. для Петрогр. фарфорового з-да (1920-е гг.). М. оказал глубокое влияние на развитие сов. скульптуры не только своим творчеством, но и педагогич. деятельностью [преподавал в ленингр. АХ (1918 - 48) и Моск. художеств, ин-те (1940 - 48)]. Ученики: М. А. Вайнман, А. М. Игнатьев, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и др. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. Илл. см. на вклейке, табл. XXXV (стр. 496-497), а также т. 12, табл. II (стр. 96-97).
|