Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Математика. I. Определение предмета математики, связь с другими науками и техникой 89 страница
Лит.: В е р б о в А. Ф., Основы лечебного массажа, 4 изд., М., 1958 (лит.); Губерт К. Д., Р ы с с М. Г., Гимнастика и массаж в раннем возрасте, 2 изд., Л., 1963; С ар к из о в-С е р а зи н и И. М., Спортивный массаж, 4 изд., М., 1963. Г. С. Фёдорова. МАССАЛИТИНОВ Николай Осипович (24.2.1880, Елец, ныне Липецкой обл., - 22.3.1961, София), русский и болгарский театр, деятель, актёр, режиссёр, педагог, нар. арт. НРБ (1948). В 1907 окончил школу Малого театра. В 1907-19 актёр МХТ, где под рук. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко совершенствовал своё мастерство, выступал в ролях: Скалозуб (" Горе от ума" Грибоедова), Солёный (" Три сестры" Чехова). С 1925 жил и работал в Болгарии. На болг. сцене играл роли: Тартюф (" Тартюф" Мольера), Маттиас Клаузен (" Перед заходом солнца" Гауптмана) и др. В 1925-44 гл. режиссёр, затем режиссёр Нар. театра в Софии, в 1925 возглавил при нём школу-студию (с 1948- Высший ин-т театр, иск-ва). Деятельность М. способствовала утверждению реализма на болг. сцене, освоению творческих принципов МХАТа, системы К.С.Станиславского. М. одним из первых начал ставить в Болгарии сов. драматургию (" Квадратура круга" Катаева, 1931, " Платон Кречет" Корнейчука, 1940, и др.). Среди др. пост.: " Бесприданница" Островского (1937), " Калин Орёл" Икономова (1941), " Враги" Горького (1944), " Царская милость" Зидарова (1948) и др. Димитровская пр. (1950). Портрет стр. 448. Лит.: Тихова Н., Масалитинов, София, 1959. МАССАЛИТИНОВА Варвара Осиповна [17(29).7.1878, Елец, -20.10.1945, Москва], русская советская актриса, нар. арт. РСФСР (1933). В 1901 окончила драматические курсы при Моск. театральном уч-ще по классу А. П. Ленского и принята в труппу Малого театра. Первую крупную роль (Коробочка в " Мёртвых душах" по Гоголю) сыграла на сцене Нового театра (филиал Малого). Основными в репертуаре М. стали характерные роли старух в пьесах Островского, Гоголя. В 1919-20 актриса Гос. показательного театра. С 1922 вновь в Малом театре, где создала свои лучшие работы: Ненила Сидоровна (" В чужом пиру похмелье" Островского), Хлёстова (" Горе от ума" Грибоедова), Демидьевна (" Нашествие" Леонова), и вернулась к сыгранным ранее ролям Манефы и Кукушкиной (" На всякого мудреца довольно простоты", " Доходное место" Островского) и др. Воплощая реалистические традиции Малого театра, М. умела сочетать глубокий психологизм, бытовую достоверность, основанную на метких жизненных наблюдениях, с яркой выразительностью внешнего рисунка образа. Искала для каждой роли индивидуальную речевую характерность. Смелость и сила сатирич. изображения поднимали иск-во актрисы до глубоких социальных обобщений. С 1918 снималась в кино. Светлый жизнеутверждающий характер бабушки Акулины Ивановны создала в фильмах " Детство Горького" и " В людях" (1938, 1939; Гос. пр. СССР, 1941). Награждена 2 орденами. Портрет стр. 448. Лит.: Афанасьев В., В. О. Массалитинова, М., 1951; ИльинаМ., В. Массалитинова, в кн.: Актёры советского кино, в. 6, Л., 1970. МАССАЛЬСКИЙ Павел Владимирович [р. 22.8(4.9).1904, Москва], русский советский актёр, нар. арт. СССР (1963). В 1922-24 учился в театр, студии под рук. Ю. А. Завадского. С 1925 актёр МХАТа, дебютировал в роли князя Дмитрия Шуйского (" Царь Фёдор Иоанно-вич" А. К. Толстого). Актёрскую индивидуальность М. отличают тонкий юмор. комедийная лёгкость и изящная элегантность, пластичность движений, обаяние. Блестящая отточенность формы свойственна его лучшим комедийным ролям: Джингль (" Пиквикский клуб" по Диккенсу), граф Альмавива (" Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше), Чарльз Сэрфес (" Школа злословия" Шеридана), лорд Горинг (" Идеальный муж" Уайльда), Вово (" Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Николас Динери (" Осенний сад" Хелман), Людовик (" Жил-был каторжник" Ануя). Играл и драматические роли: Барон, Захар Бардин (" На дне", " Враги" Горького), Вронский (" Анна Каренина" по Л. Н. Толстому). С 1927 снимается в кино: Кнейшиц (" Цирк", 1936), польский король Сигизмунд (" Иван Грозный"; 2-я серия 1958) и др. С 1947 преподаёт в Школе-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1961- проф.). Гос. пр. СССР (1952). Награждён 2 орденами и медалью. Портрет стр. 448. П. В. М ассальский в роли Чарльза Сэрфеса (" Школа злословия" Р. Шеридана). МАССАНДРА, посёлок гор. типа в Крымской обл. УССР, в 5 км к В. от Ялты. В М.- крупный виноградо-винодельче-ский комбинат " Массандра". Приморский климатич. курорт на Южном берегу Крыма. Леч. средства: аэрогелиотерапия, виноградолечение (сентябрь - ноябрь), морские купания (с июня по октябрь). " МАССАНДРА", виноградо-винодельч. комбинат пищевой пром-сти СССР. " М." - одно из крупнейших предприятий по произ-ву винограда, высококачественных марочных виноградных вин, табака, фруктов и др. с.-х. продукции. В состав " М." входят совхозы, расположенные на Юж. берегу Крыма. Осн. культура - виноград. Заводы и совхозы " М." выпускают вина 33 марок: крепкие (портвейн, мадера, херес), десертные (токай, мускат, кагор и др.), столовые и шампанское (см. Вино виноградное). Вина отличаются высоким качеством - ароматом, вкусом. На междунар. конкурсах удостоены многих медалей. В " М." находятся старейшие главные винные з-ды (подвалы) для долголетней выдержки и обработки вин (осн. в 1897). Заводы оснащены совр. механизированным и автоматизированным оборудованием, применяется передовая технология при высокой культуре произ-ва (см. Виноделие). В подвалах " М." хранится св. 400 тыс. бутылок коллекционного отечеств, и зарубежного вина более; 700 сортов; возраст нек-рых из них исчисляется начиная с 1775. Лит.: Охременко Н. С., Виноделие; и вина Украины, М., 1966. И. Н. Околелое., " МАССА-СВЕТИМОСТЬ" ДИАГРАММА в астрономии, зависимость между массами звёзд и их светимостями, изученная эмпирически на основе наблюдений двойных звёзд. Зависимость между массами и светимостями была теоретически предсказана англ, астрономом А. Эддингтоном в нач. 20 в. Найденному эмпирич. закону подчинены практически все типы звёзд (за исключением белых карликов). Однако параметры зависимости между болометрическими светимостями Li, и массами звёзд ЗЛ: для разных групп звёзд могут заметно отличаться. Так, по наиболее полным данным, полученным к нач. 70-х гг. 20 в., для слабых звёзд с болометрически-; ми звёздными величинами Мb слабее 7, 5 звёздной величины будет k=0, l, n = 1, 5. Для более ярких звёзд вплоть до Мb = = - 0, 3 звёздной величины k~1, n= 4, 0. Распространённая на одиночные звёзды " М.-с." д. позволяет оценивать массы звёзд по определённым из наблюдений их светимостям. Лит.: Мартынов Д. Я., Курс общей астрофизики, М., 1965. МАССАУА, М а с с а в а, город на С. Эфиопии, в Эритрее. 18, 5 тыс. жит. (1970). Порт (ок. 1/3 внешнеторг. грузооборота страны) на Красном м.; обслуживает в основном Эритрею. Порт и торг, часть города расположены на островах, соединённых с материком дамбами. Жел. дорогой и шоссе М. соединён с Асмарой. Цем., рыбоконсервная пром-сть, солеварение. Добыча перламутра и жемчуга. МАССАЧУСЕТС (Massachusetts), залив Атлантич. ок., у вост. берегов Сев. Америки (шт. Массачусетс, США), часть зал. Мэн. Дл. 55 км. Глуб. до 93 м. Приливы полусуточные, их величина до 1, 8 л. Порт Бостон. МАССАЧУСЕТС (Massachusetts), штат на С. Атлантич. побережья США, в Новой Англии. Пл. 21, 4 тыс. км2. Нас. 5, 7 млн., в т. ч. городского 85% (1970). Адм. центр, крупнейший город, экономич. и культурный центр - Бостон. Вост. часть штата - волнистая Приатлантич. низменность, центр, часть - плоскогорье, прорезанное долиной р. Коннектикут, зап. часть занимают отроги Аппалачей (вые. до 1064 м). Климат умеренный океанич., осадков св. 1000 мм в год. Ок. 2/з всей площади, гл. обр. в горах, занимают хвойные и лиственные леса. М. - один из самых густонаселённых (плотность населения ок. 270 чел. на 1 км2) и экономически развитых штатов. Из 2, 3 млн. чел. экономически активного населения занято (в 1969, в %): в пром-сти 30, в торговле и обслуживании 40, в финансах 5, на гос. службе 13, в с. х-ве ок. 1, 5. Ведущее место принадлежит обрабат. пром-сти, особенно разнообразному машиностроению и лёгкой пром-сти. После 1950 особое развитие получила радиоэлектронная пром-сть, тесно связанная с воен. произ-вом. Развиты также электротехнич. пром-сть, произ-во разнообразного пром. оборудования (станков, текст., обув, и др. машин), судостроение, текст, (гл. обр. шерстяная), кож.-обув., химич., резиновая, бум., полиграфич. пром-сть. Мощность электростанций (1970) 6, 4 млн. кет. Развивается ядерная энергетика. С. х-во пригородного типа, специализировано на произ-ве цельномолочных продуктов, яиц, овощей, ягод; животноводство даёт св. 1/2 товарной с.-х. продукции (53% в 1970). На побережье - рыболовство (осн. центры Глостер, Нью-Бедфорд, Бостон) и переработка рыбы. В М.- Гарвардский (в Кембридже) и Кларкский (в Вустере) ун-ты. Туризм. В.М.Гохман. МАССАЧУСЕТССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (Massachusetts Institute of Technology), крупнейший центр США по подготовке высококвалифицированных специалистов для пром. и науч. учреждений. Осн. в 1861, начал функционировать в 1865 в Бостоне, в 1916 переведён в Кембридж (шт. Массачусетс). В М. т. и. впервые в США осуществлено сочетание в процессе подготовки специалистов изучения естеств., гуманитарных и обществ, наук с практич. деятельностью обучаемых и преподавателей. В составе М. т. и. (1973): школы - инженерная (отделения аэронавтики и астронавтики, химико-технологич., гражданского строительства, электротехники, инж. механики, металлургии, кораблестроения, ядерной техники), естеств. наук (отделения биологии, химии, наук о Земле и планетах, математики, метеорологии, питания и пищевых продуктов, физиологии, физики), гуманитарных и обществ, наук (отделения экономики и обществ, наук, гуманитарных наук, совр. языков), архитектуры и планирования (отделения архитектуры, проблем городов и гор. планирования), организации и управления произ-вом (Слоунская школа менеджеров). М. т. и. располагает большим количеством лабораторий и центров, многие из к-рых частично или полностью субсидируются федеральными ведомствами (Комиссией по атомной энергии, Мин-вом обороны), напр. Кембриджский электронный ускоритель (совместно с Гарвардским ун-том), вычислительный центр, лаборатория им. Линкольна, центр междунар. исследований, ядерная лаборатория, нац. магнитная лаборатория, лаборатория спектроскопии, центр инженерный и материаловедения, центр космич. исследований, университетская корпорация технич. информации и др. В общей и спец. б-ках М. т. и. св. 1, 2 млн. тт. Все обучающиеся в ин-те могут посещать занятия в Гарвардском университете, а обучающиеся в Гарварде - М. т. и. В 1972/73 уч. г. в М. т. и. обучалось ок. 8 тыс. студентов (более половины - дипломированные специалисты), работало ок. 1, 4 тыс. преподавателей, в т. ч. св. 800 профессоров. МАССАЧУСЕТССКОЕ ВОССТАНИЕ 1689 - 91, восстание поселенцев англ, колонии Массачусетс в Сев. Америке против классового гнёта в колонии. Вспыхнуло в Бостоне 18 апр. 1689 после получения известий о гос. перевороте в Англии (т. н. Славная революция) и вскоре охватило всю колонию. Повстанцы свергли губернатора и образовали врем, пр-во колонии, тем самым самоуправление колонии было расширено. Однако в соответствии с королевской хартией 1691 законы и судопроизводство колонии были поставлены под полный контроль метрополии, исполнит, власть целиком перешла к англ, губернатору. МАССЕЙС, М е т с е й с (Massys, Metsys) Квинтен [1465 или 1466, Лёвен(?), -1530, Антверпен], нидерландский живописец. Вступил в антверпенскую гильдию художников в 1491. __ Испытал влияния Рогира ван дер Вейдена, Д. Баутса, А. Дюрера. В триптихах М., принёсших ему известность (" Св. Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем", 1507-09, Музей старинного иск-ва, Брюссель; " Оплакивание Христа", 1508-11, Королевский музей изящных иск-в, Антверпен), иератизм и нек-рая плоскостность композиции сочетаются с живыми характеристиками персонажей и нарядным красочным строем. Нек-рые произв. М. обнаруживают его знакомство с творчеством Леонардо да Винчи (" Мадонна с младенцем", Нац. музей, Познань; острогротескный " Портрет старика", 1513, Музей Жакмар-Андре, Париж). Тяготение к жизненно-реальному началу, порою вступающее в конфликт с позднеготич. тенденциями, приводит М. к созданию жанровых композиций с морализующим подтекстом (" Меняла с женой", 1514, Лувр, Париж), а также портретов, отдельные из к-рых [парные портреты Эразма Роттердамского, 1517, Нац. гал. (Палаццо Корсини), Рим, и Петра Эгидия, 1517, Лонгфорд-касл, Англия] свидетельствуют о духовной близости мастера к гуманистич. кругам. Лит -Boon К. G., Quinten Massys, Amst., 1957; F r i е d.l a. n d е г М.,. The early Netherlandish painting, v. 6 (Quinten Massys) Leyden - Brussels, 1971. Н. Н. Никулин. MACCEHA (Massena) Андре (6.5.1758, близ Ниццы, -4.4.1817, Париж), маршал Франции (1804), герцог Риволи (1808), князь Эслингский (1810). Сын виноторговца. В армии с 1775, был солдатом, в 1789 вышел в отставку, но в 1791 вступил в революц. армию. В 1793 бригадный генерал, участвовал в осаде Тулона. В 1794 дивизионный генерал. В Итальянском походе Бонапарта 1796-97 успешно действовал во главе авангарда армии. В 1799 командовал войсками в Швейцарии, нанёс поражение рус.-австр. корпусу ген. А. М. Римского-Корсакова. В 1800 командовал войсками, осаждёнными в Генуе. В австро-франц. войне 1809 командовал лев. крылом при Ваграме. В 1810-11 командующий войсками в Португалии, был смещён за ряд поражений. В 1814 перешёл на сторону Бурбонов. С 1815 пэр Франции. " МАССЕС ЭНД МЕЙНСТРИМ", американский литературный и обществ.-политич. журнал (1948-57); см. " Мейи- стрим". МАССИВНАЯ ТЕКСТУРА, сложение зернистых горных пород преим. магматического (интрузивного) происхождения, для к-рых характерно беспорядочное расположение породообразующих минералов. Породы с М. т. противопоставляются сланцеватым и слоистым горным породам. МАССИНА (Massena), город на С.-В. США, в шт. Нью-Йорк, на правом берегу р. Св. Лаврентия, у границы с Канадой. 14 тыс. жит. (1970). Один из старейших и наиболее крупных центров алюминиевой пром-сти США (з-ды фирм Алкоа и Рейнолдс), использующий электроэнергию гидростанций на р. Св. Лаврентия, часть энергии получает из Канады. К. М а с с е и с. " Меняла с женой". 1514. Лувр. Париж. МАССИНЬОН (Massignon) Луи (25.7.1883, Ножан, -4.11.1962, Париж), французский востоковед-исламовед. С 1919 проф. Сорбонны, президент Ин-та иранистики (Сорбонна), чл. мн. академий и науч. об-в, иностр. чл. АН СССР (1924). Редактор журн. " Revue du monde musulman" (cl918-" Revue des etudes islamique") и " Annuaire du monde musulman". Труды М. посвящены проблемам религии, философии, политич. и культурной истории мусульм. мира, его взаимоотношениям с др. цивилизациями. Значителен вклад М. в изучение суфизма. Соч.: Opera minora, t. 1 - 3, P., 1969. Лит.: Крачковский И. Ю., Бартольд В., Ольденбург С., Записка об учёных трудах Луи Массиньона, " Известия Российской академии наук. VI серия", 1924, т. 18; Беляев Е. А., Луи Массиньон, " Народы Азии и Африки", 1963, № 4. МАССНЕ (Massenet) Жюль Эмиль Фредерик (12.5.1842, Монто, близ г. Сент-Этьенн, - 13.8.1912, Париж), французский композитор. Чл. Ин-та Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Рим. пр. (за кантату " Давид Риццио"). 1864-65 как стипендиат провёл в Риме. В 1878-96 проф. Парижской консерватории. Среди его учеников - А. Брюно, П. Видаль, Ш. Кёклен, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантье, Э. Шоссон, Дж. Энеску. В 1910 президент Академии изящных иск-в. М.- один из виднейших представителей франц. лирич. оперы и франц. романса. Написал св. 30 опер, в т. ч. " Двоюродная бабушка" (1867), " Дон Сезар де Базан" (1872), " Король Лахорский" (1877), " Сид" (1885), " Таис" (1894), " Сафо" (1897), " Дон-Кихот" (1910, Монте-Карло, с Ф. И. Шаляпиным в гл. роли). Вершины оперного творчества М. - " Манон" (1884) и " Вертер" (1886), прочно вошедшие в мировой оперный репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось лирич. дарование композитора. Самая сильная сторона его музыки - мелодия, яркая, проникновенная, сочетающая декламационность с напевностью. Помимо опер, М. написал 3 балета, оратории, симфонии, фп. произведения, ок. 200 романсов и песен и др. Соч.: Mes souvenirs (1848 - 1912), P., [1912]. Лит.: К р е м л е в Ю., Жюль Массне, М., 1969; Bruneau A., Massenet, P., 1935; С oq u is A., J. Massenet, [P., 1965]. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ, mass communication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологич., политич., экономич. или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Материальной предпосылкой возникновения М. к. в 1-й пол. 20 в. стало создание технич. устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объёмов словесной, образной и муз. информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой проф. специализации, принято называть " средствами массовой информации и пропаганды" или " средствами М. к.". М. к. представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физич. каналом движения сообщений. Такими каналами являются: печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); радио и телевидение - сеть широковещат. станций и аудиторий, имеющих радио-и телеприёмные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; звукозапись (система произ-ва и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись. Эффективность М. к. определяется не только целями и задачами воздействия на читателей, слушателей, зрителей передаваемых сообщений, но и соответствием их содержания и формы постоянным и текущим информационным нуждам людей. Будучи мощным орудием идейно-по-литич. борьбы, социального управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, М. к. стала важным элементом обществ, отношений, оказывающих существ, влияние на её содержание и формы, на своеобразие идеологич., политич. и иной пропаганды, на передачу распоряжений власти, просвещение различного вида и назначения, коммерч. рекламу и развлечения, осуществляемые с помощью средств М. к. В условиях капитализма цели М. к., выступающей в качестве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики строя социальной несправедливости, извращения сознания личности с помощью манипуляторских приёмов и " массовой культуры". В социалистич. обществе М. к. призвана укреплять идейное и морально-политич. единство общества, бороться с бурж. идеологией и пропагандой, служить воспитанию гармонически развитой личности. Социология и психология М. к., возникшие в 20-х гг. 20 в., изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности систем М. к., функционирование отдельных её элементов. Теория и методология исследования М. к. в марксистской и бурж. социологии определяются качеств, различием их целей и задач. Лит.: Фрид Н., Эстерлинг К., Размышления о пропаганде, " Проблемы мира и социализма", 1963, М°4; Вооглайд Ю., Как складывается идеологическое воздействие, " Коммунист Эстонии", 1967, № 8; Социология и идеологическая деятельность.Сб., М., 1967; Алексеев А. Н., О массовой коммуникации и ее социальных средствах, в сб.: Журналист, пресса, читатель, Л., 1969; Проблемы социальной психологии и пропаганда. Сб., М., 1971; Шерковин Ю. А., Психологические проблемы массовых информационных процессов, М., 1973; Р а и л и-младший Дж. иРайли М., Массовая коммуникация и социальная система, в сб.: Социология сегодня. Проблемы и перспективы, пер. с англ., М., 1965; Wарles D., Berelson В., В г a d s h a w F., What reading does to people, Chi., 1940; Меrton R. K., Mass persuasion, N. Y.- L., 1946; The process and effects of mass communication, ed. W. Schramm, Urbana, 1955; People, society and mass communications, ed. L. A. Dexter, D. M. White, L., 1964. Ю.А. Шерковин. " МАССОВАЯ КУЛЬТУРА" (англ, mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние бурж. культуры с сер. 20 в. В понятии " М. к." нашли отражение существ, сдвиги в механизме бурж. культуры: развитие средств массовой коммуникации - радио, кино, телевидения, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых " карманных" книг, грампластинок; индустриально-коммерч. тип произ-ва и распределения стандартизированных духовных благ; относит, демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи. В условиях гос.-монополистич. капитализма использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая её в " М. к.". Через систему массовой коммуникации " М.к." охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологич. ориентации до форм и ритуалов интимных отношений; претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную " колонизацию". Серийная продукция " М. к." обладает рядом специфич. признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, низведение социальных, классовых конфликтов к сюжетно занимат. столкновениям " хороших" и " плохих" людей, чья цель - достижение личного счастья любой ценой; почти не знающая исключений обязательность " счастливого конца"; развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерч. кино с натуралистич. смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, нац. и расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности и, вместе с тем, культ посредственности, условность, примитивная символика (чёрный костюм " чёрного характера" в фильме-вестерне, квадратная челюсть супермена в комиксах, " сказочность" Джеймса Бонда). Огромная роль деталей внешней формы (одежда, обстановка, тип дома, район проживания, тип автомобиля и пр.), отделяющих " своих" от всех остальных -" чужаков". Эти и подобные признаки присущи бурж. культуре с начала общего кризиса капитализма, но их концентрация в массовой продукции духовных благ образует новое качество, позволяющее относить понятие " М. к." именно к новейшему времени. " М. к." утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие " бестселлер" приобрело в ней универсальный характер. Для " М. к." характерно возникновение и ускоренное развитие особого проф. аппарата, задачей к-рого является использование содержания потребляемых благ, техники их произ-ва и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и гос. аппарата, искажения и заглушения протеста. Аппарат " М. к." объединяет исследовательскую, проектную и организационно-коммерч. деятельность специалистов высшей квалификации. Социально-психологич. исследования поставляют монополиям данные о колебаниях предпочтений и антипатий у различных категорий потребителей, об эффективности используемых приёмов обработки массового сознания. Здесь определяется влияние оформления упаковки на выбор товара, " уговаривающих" формулировок рекламы на масштабы туризма, режиссуры политич. телевизионных турниров на решение колеблющихся избирателей и т. п. Специальное проектирование, дизайн, непрерывно создаёт новые образцы всего, что зрительно или на слух воспринимается массой потребителей: от графики на конверте грампластинки до системы оформления города, от музейной экспозиции до режиссуры нац. праздника. Организационно-коммерч. звено " М. к.", т. н. маркетинг, использует новейшие средства капиталистич. организации произ-ва и торговли в индустрии духовных благ. Маркетинг оказывает решающее влияние на репертуар театров, финансирование кинофильмов, структуру телевизионных программ, политику издания книг и грампластинок, особый рынок молодёжной моды. Маркетинг как звено " М. к." придал культурным процессам " спортивный" характер, вовлекая все проявления творчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных " звёзд" и " идолов". При общей ориентации на массу аппарат " М. к." осуществляет чёткое расслоение духовной продукции по типам потребителей. Осмысление " М. к." в бурж. философии было начато книгами О. Шпенглера (Германия), X. Ортега-и-Гасета (Испания), Т. Адорно (Германия, ФРГ), связавшими " М. к." с концепцией " массового общества", предвещавшими крах " высшей" культуры в столкновении с " массой", " толпой". С 50-х гг. 20 в. преобладает критический анализ " М. к." с позиций традиционного буржуазного либерального гуманизма (Э. Фромм, Д. Рисмен, Э. ван ден Хаг, Г. Маркузе - США), Э. Морен (Франция), когда " М. к." однозначно интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности. Преувеличивая роль технич. средств массовой коммуникации, критики " М. к." рассматривают её вне связи с бурж. характером культуры и одновременно игнорируют двойств. природу " М. к.". Несомненно, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Эта двойственность служит почвой для возникновения апологетич. концепций, оправдывающих дифференциацию культурной продукции и утверждающих, что " М. к." соответствует запросам массового потребителя (Т. Парсонс, США, и др.). Канад. социолог М. Мак-Люэн утверждает, что " М. к." приобщает к духовным ценностям массы, в прошлом отчуждённые от господствующей культуры, создаёт относительно высокий стандарт формы массовой культурной продукции. С романтич. позиций отрицая " цивилизацию письменности", Мак-Люэн рисует картину " глобальной деревни", где с помощью массовой коммуникации возникает идиллия свободного от индивидуализма общения людей. " М. к.", изображаемая как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое, - гл. герой множества " антиутопий", книг-кошмаров, книг-предостережений в зап. лит-ре: Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Р. Брэдбери, Р. Шекли и др. Борьба с " М. к.", с её открыто антиде-мократич. содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократич. сил в капиталистич. странах. С сер. 60-х гг. анализ и критика " М. к." во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов-марксистов. Лит.: Аш и н Г. К., Миф об элите и " массовом обществе", М., 1966; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, М., 1966; Г л а з ы-чев В. Л., Поэзия роботов, в сб.: Искусство нравственное и безнравственное, [М., 1969]; его же. Проблема " массовой культуры", " Вопросы философии", 1970, № 12; Мог in E., L'esprit du temps, P., 1962; Riesman D., The lonely crowd, 7 ed., New Haven - L., 1963; Me L u h a n M., The guthenberg galaxy, Toronto, 1967; Ma reuse H., One dimensional man, 11 ed., Boston, [1969]; Toe p 1 it z К. Т., Akyrema, 2 wyd., Warsz., 1970. В.Л.Глазычев. МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТЕРА, агитационно - пропагандистская литература, термин, принятый в сов. книговедении для обозначения совокупности произведений печати, освещающих в популярной форме вопросы идеологии и политики с целью формирования у широких масс стойких, осознанных ориентации на социально-классовые ценности. В СССР и других социалистич. странах М. п. л. является важным средством коммунистич. просвещения и воспитания народа. В развитой форме агитационно-пропагандистская литература сложилась во 2-й пол. 19 в. как одно из эффективных средств идеологич. и организаторской работы политич. партий в массах. Ещё в кон. 40-х гг. К. Маркс и Ф.Энгельс отмечали необходимость " распространять дешево изданные популярные произведения и брошюры коммунистического содержания" для объединения рабочих (Соч., 2 изд., т. 4, с. 19). В России произведения революц.-демократич. литературы, написанные специально для народа, стали выходить с нач. 1860-х гг. (прокламации, " Историческая библиотека" Н. А. Некрасова, Н. Г. Чернышевского и И. И. Панаева, и т. д.). В 70-е гг. нелегально издавались агитационные произведения революц. народников " для крестьян и фабричных" (" Русскому народу" А. В. Долгушина, " Хитрая механика" В. Е. Варзара и т. д.). Новый этап в развитии М. п. л. начался с 1883-84, когда плехановская группа " Освобождение труда" стала выпускать 2 серии брошюр (" Библиотека современного социализма" и " Рабочая библиотека"), популяризировавшие марксизм как научную идеологию пролетариата. Ленинский " Союз борьбы за освобождение рабочего класса" (1895) тесно связал М. п. л. с практикой борьбы за социализм (брошюры В. И. Ленина " Объяснение закона о штрафах", 1895, " К деревенской бедноте", 1903, и др.). Придавая первостепенное значение политич. периодике, Ленин, большевики в то же время заботились и об издании популярных брошюр по вопросам марксизма и революц. борьбы, адресуя их разным категориям читателей (рабочим, крестьянам, солдатам). В 1904 М. п. л. выпускало " Изд-во социал-демократической литературы В. Бонч-Бруевича и Н. Ленина" в Женеве. 3-й съезд РСДРП (1905) поставил задачу создания агитац. и пропагандистских брошюр на нац. языках. В годы Революции 1905-07 небывалый размах получило легальное издание М. п. л. По словам Ленина, " Миллионы дешевых изданий на политические темы читались народом, массой, толпой, „низами" так жадно, как никогда еще дотоле не читали в России" (Поли. собр. соч., т. 22, с. 83). Массовую популярную марксистскую лит-ру выпускали большевистские изд-ва " Вперёд", " Зерно", позднее - " Жизнь и знание", " Прибой", " Просвещение", " Волна" и др. (см. Большевистская печать), а также ряд демократич. изд-в (" Знание", " Парус" и др.). После Октябрьской революции 1917 М. п. л. была поставлена на службу социалистич. строительству. Выпуск её в 20-е гг. осуществляли изд-во ВЦИК, " Коммунист", отдел парт, лит-ры Госиздата, " Красная новь", в 30-е гг.- Масспартгиз, " Московский рабочий" и др.
|