Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конструктивные особенности М. с. 17 страница






В бытовом обслуживании М. п. направлена на оснащение средствами механизации предприятий службы быта и использование в домашних условиях различных машин, приборов и приспособлений, заменяющих ручной труд при обработке продуктов и приготовлении пищи, стирке и глаженье белья, уборке помещений и пр. (см. Коммунальные машины).

Дальнейшее развитие и совершенствование средств М. п. связано с использованием технич. достижений и науч. открытий на основе развития естеств. наук. Наиболее важными направлениями науч.-технич. прогресса и создания новых средств труда являются: дальнейшее развитие синтеза, прямое преобразование энергии, глубина переработки сырья и защита окружающей среды. В условиях ускорения науч.-технич. прогресса решающее значение для обеспечения роста производительности труда приобретает создание условий для своевременной модернизации средств произ-ва с учётом сокращения сроков амортизации и обновления активной части осн. фондов. Всё это вызывает необходимость значительного расширения номенклатуры произ-ва машин, аппаратов и приборов, повышения их единичной мощности, комплексной механизации и уровня автоматич. управления производств, процессами, углубления специализации произ-ва, нормализации узлов и деталей машин, а также развития их стандартизации. Важная роль отводится решению задачи комплексной механизации с.-х. производства и сопряжённых с ним отраслей по переработке с.-х. продукции, произ-ву минеральных удобрений и средств защиты, а также орошению и мелиорации. Дальнейшее расширение сферы материального произ-ва и внеш. экономич. связей во многом зависит от развития всех видов транспорта, его обслуживания и стр-ва дорог, что вызывает необходимость совершенствования соответствующих средств произ-ва. Дальнейшее развитие технич. средств М. п. предполагает следующее: а) создание новых высокоэффективных машин, механизмов, установок, в к-рых, широко использованы достижения совр. науки и техники, особенно машин и аппаратов непрерывного действия, машин-комбайнов и автоматов; проектирование средств М. п. с повышенными рабочими и трансп. скоростями; б) увеличение единичной мощности машин при снижении их удельной материало-ёмкости и энергоёмкости с сохранением для подвижных машин-орудий манёвренности и проходимости; в) создание для различных отраслей народного х-ва унифицированных базовых машин с комплектами сменного навесного и полуприцепного оборудования для каждого типоразмера, получение широкой номенклатуры мобильных машин-орудий, особенно погрузочно-разгрузочных, строительных, трансп., дорожных и др.; г) применение новых высококачеств. материалов (легированных сталей, лёгких сплавов, пластмасс, новых высокопрочных материалов), гидравлич. и электрич. бесступенчатых передач с широким диапазоном регулирования скоростей, автоматич. устройств для сохранения оптимальных режимов работы, дистанционного и программного управления; д) улучшение условий работы обслуживающего персонала путём звукоизоляции рабочих помещений, их кондиционирования и др.; е) применение средств механизации учёта количества и качества продукции в условиях комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 13-Машины и крупная промышленность, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1; е г о же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; е г о же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Народное хозяйство СССР. 1922-1972. Юбилейный статистический ежегодник, М., 1972; Ефимов А. Н., Советская индустрия, М., 1967; Пути развития техники в СССР [1917-1967], М., 1967; История техники, М., 1962; Эффективность комплексного развития техники в промышленности, М., 1966; Механизация и автоматизация производства, М., 1971; Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, 2 изд., М., 1970; Очерки развития техники в СССР (в 5 кн.), кн. 1 - 4, М., 1968-71; Эффективность механизации и автоматизации труда, Л., 1972.

В. Д. Лебедев, Д. П. Воробьёв.

" МЕХАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА", ежемесячный научно-технич. и производств, журнал Госстроя СССР и Центр, правления научно-технич. об-ва стройин-дустрии. Издаётся в Москве с 1939 (с перерывом в 1941-45). Публикует материалы по комплексной механизации и автоматизации строит, процессов, эксплуатации и ремонту строит, и дорожных машин, механовооружённости строит, орг-ций, о средствах специализиров. транспорта и организации трансп. перевозок. В журнале освещаются передовой опыт строек, новые методы планирования и экономич. стимулирования в стр-ве, изобретательская и рационализаторская деятельность, зарубежный опыт и др. Тираж (1974) 22 тыс. экз.

МЕХАНИЗАЦИЯ УЧЁТА, применение в бухгалтерском, статистич. и оперативном учёте предприятий, орг-ций и учреждений средств вычислит, техники для выполнения технич. операций, связанных с учётом труда и заработной платы, учётом продукции, доходов и расходов, при составлении отчётных и вспомогат. сводок и т. п. Технич. операции являются обычно массовыми и по своей трудоёмкости занимают до 70-75% всех работ по учёту. М. у. значительно повышает производительность труда персонала, занятого учётными работами, ускоряет сроки получения нужной информации и повышает её точность. Начало механизации учётных работ связано с развитием в конце 19 в. техники механизиров. счёта, с появлением перфораторов, табуляторов, арифмометров и др. Применение простейших счётно-решающих устройств повысило производительность труда при суммировании в 2-3 раза, умножении и делении - в 5-6 раз, а при группировке учётных данных - в 15-20 раз, что позволило значительно ускорить операции по обработке экономич. информации и в конечном счёте способствовало улучшению управления произ-вом.

В СССР М. у. практич. развитие получила в 30-х гг. 20 в., когда была создана отрасль отечественного вычислит, машиностроения. Начиная с 1949 М. у. развивается в направлении комплексной механизации работ, связанных с различными формами учёта и отчётности. Для этой цели на предприятиях и в учреждениях в зависимости от объёма учётных работ создаются машиносчётные бюро (МСБ), машиносчётные станции (МСС) или вычислительные центры (ВЦ). Комплексная М. у. предусматривает замену ручного труда машинным не только на наиболее трудоёмких операциях учёта, но и на всех остальных участках от первичной обработки документов до составления бухгалтерского баланса и сводных статистич. отчётов. Наиболее сложная проблема М. у.- подготовка исходных данных. Она решается при комплексной автоматизации учёта; при этом первичные документы, доступные для непо-средств. восприятия человеком, одновременно являются машинными носителями информации. Комплексная автоматизация учётных операций - высшая стадия М. у., она достигается в автоматизированных системах управления (АСУ).

Лит.: Исаков В. И., Королёв М. А., Основы проектирования механизации учётно-плановых работ, М., 1965; Фельдман Л. С., Застенкер Г. С., Организация и эксплуатация машино-счётных станций и бюро, 2 изд., М., 1972.

Д. П. Брунштейн.

МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КАРТОТЕКА, устройство для хранения карточек, в к-ром, в отличие от обычных картотек, процесс поиска карточек механизирован. В М. к. носители информации (карточки) размещаются в коробках (кассетах) или непосредственно на полках, как правило, в вертикальном положении. При составлении картотеки карточки группируют по к.-л. признаку (по алфавиту, адресам, виду информации, по характеру данных, заносимых на карточку, и т. п.) и каждой группе присваивается свой индекс (код). При поиске нужной карты оператор набирает (задаёт) на пульте управления её индекс или индекс её группы. Указание оператора преобразуется в сигнал управления электроприводом с указанием направления и шага перемещения полок. В блок управления М. к. входит " избирательное устройство", обеспечивающее автоматич. подачу нужной полки к оператору по кратчайшему пути, что особенно важно при большом объёме картотеки. Количество хранимых карточек и объём содержащейся в них информации зависят от формата карточек, размеров коробок (кассет), числа полок и конструкции М. к. Различают М. к. барабанного и элеваторного типов. Как правило, ёмкость барабанных М. к. от 10 тыс. до 50 тыс. карт (число полок от 3 до 8), элеваторных - от 20 тыс. до 500 тыс. карт (6-30 полок); формат карт от 70 X 100 мм до 200 X X 300 мм.

Наибольшее распространение получили барабанные М. к., в к-рых полки с картами свободно подвешены между двумя дисками (колёсами), имеющими общую ось, связанную с электроприводом (рис.). Диаметр барабана от 500 до 800 мм\ ср. время полного оборота барабана 16-20 сек. Барабан с полками (кассетами) размещается в корпусе с откидной крышкой, служащей одновременно и рабочим столом; при необходимости М. к. укомплектовывают приставным столом. М. к. применяются в конторах пром. предприятий, отделах научно-технич. информации ин-тов и орг-ций, регистратурах и т. п. М. к. значительно упрощает работу с карточками (к любой из них оператор имеет доступ непосредственно с рабочего места) и в 1, 5-2 раза ускоряет процесс поиска нужной карты.

Механизированная картотека барабанного типа: а - внешний вид; б - схема устройства; / - барабан; 2 - карточки; 3 ~ пульт управления; 4 - блок управления; 5 - рабочая доска (стол); 6 -электродвигатель привода; 7-полка (кассета).

Г. М. Белоусов.

МЕХАНИЗИРОВАННАЯ КРЕПЬ, горная крепь длинной очистной выработки (лавы), установка, разгрузка и перемещение к-рой вслед за подвигающимся забоем осуществляются механизиров. способом, без разборки её на составляющие элементы. М. к. применяется гл. обр. на угольных шахтах (в СССР в работе ок. 800 комплектов, 1973); вместе с горным комбайном, забойным конвейером и крепями сопряжения лавы со штреками М. к. образуют выемочные комплексы или агрегаты, обеспечивающие механизацию всех осн. рабочих процессов в очистном забое. Создание конструкций М. к. совр. вида относится к сер. 50-х гг. См. Крепь горная.

Схемы механизированной крепи; а - поддерживающего типа; б - оградительного типа; в - поддерживающе-огра-дительного типа; г - оградительно-поддерживающего типа; 1 - опорные элементы-стойки; 2- перекрытие; 3- основание; 4- защитное ограждение; 5 - ограждающее перекрытие; 6 -
поддерживающий козырёк.

М. к. делят: по функциям взаимодействия с боковыми породами - на поддерживающие, оградительные, оградительно-поддерживающие и поддержива-юще-оградительные; по конструктивной схеме взаимодействия секций - на секционные, комплектные и агрегатиро-ванные. Крепи поддерживающего типа (рис. а) предназначены для предотвращения обрушения кровли в пределах рабочего пространства очистной выработки. Секции их состоят из перекрытия, от двух до шести опорных гидравлич. стоек, основания и одного или двух гидродомкратов передвижения. При-заоойная зона лавы поддерживается перекрытиями секции консольно. По длине перекрытие сплошное или состоит из двух и более звеньев, соединённых шарнирами, чем обеспечивается лучший контакт его с неровной поверхностью кровли. М. к. поддерживающего типа при меняют в основном на пластах мощностью до 2 м, реже - до 3, 5 м. Крепи оградительного типа испытывают только нагрузку, передаваемую обрушенными породами, защищая рабочее пространство ограждающими перекрытиями (рис. 6). Эти крепи не нашли широкого распространения. Крепи оградительно-поддерживающего и поддерживающе-огра-дительного типов имеют элементы, выполняющие функции поддержания кровли и защиты рабочего пространства от обрушающихся пород. Крепи поддерживающе-оградительного типа (рис. в) поддерживают кровлю на большей ширине рабочего пространства, чем крепи оградительно-поддерживающего типа (рис. г); секция имеет 2-3 гидростойки, что обусловливает возможность применения её в лавах с труднообруша-ющейся основной кровлей при слабой непосредственной кровле. Оградительная часть выполняется в виде прочного наклонного перекрытия. Эти крепи применяют в большинстве случаев на пластах мощностью от 1, 6 до 2, 5 м; разрабатываются (1974) конструкции для пластов до 3, 5 м. Секции крепи оградительно-поддерживающего типа имеют прочное наклонное ограждающее перекрытие и относительно короткий козырёк, поддерживающий кровлю на небольшой ширине у забоя с помощью одной стойки. Крепи применяют при легко обрушаемых основных и слабых породах непосредственной кровли на пластах мощностью 2-3, 5 м. М. к., секции к-рых не имеют постоянных кинематич. связей между собой и с др. оборудованием лавы, наз. секционным и. Вследствие большой трудоёмкости передвижки и установки секционные крепи не нашли широкого применения. Комплектные крепи состоят из комплектов, включающих две и более кинематически связанных между собой секций. Комплекты крепи не имеют связей между собой. Секции агрегатированной крепи имеют постоянную кинематическую связь с базовым элементом очистного комплекса - ставом конвейера, направляющей рамой выемочной машины или специальным базовым элементом. Гидродомкратами передвижения снабжаются все или часть секций агрегатированной крепи. Наличие постоянной связи с базой и, как правило, направленное движение являются благоприятными предпосылками для дистанционного и автомати-зиров. управления всем комплексом оборудования очистного забоя. Агрегати-рованные крепи считаются наиболее перспективными. Управление гидроприводом и гидросистемой М. к. производится с кнопочных постов, устанавливаемых в лаве через 5-8 м или центрального пульта, расположенного в штреке. В СССР на пластах пологого падения нашли применение М. к.: поддерживающие М-87 и М-97; поддерживающе-оградительные МК и М-81; оградительно-поддерживающие ОМКТ-М и ОКП и оградительные КТУ. Внедряются М. к. для пластов наклонного (М-87ДН, КМ-127 и др.), а также крутого (АЩ, КГД-2, АНЩ, АКД и др.) падения. Наиболее разнообразны М. к. поддерживающего типа.

За рубежом развитие М. к. идёт по пути создания и совершенствования в основном крепей поддерживающего типа как в агрегатированном (крепи фирм " Галлик", " Даути" и др.- Великобритания), так и в комплектном (" Вестфа-лия", чКлекнер-Ферроматик" - ФРГ, " Карлтон" - Великобритания, " Саэ-Со-меми" - Франция, DVP-3 - ЧССР и др.) исполнении.

Совершенствование М. к. осуществляется по пути снижения их металлоёмкости и стоимости, повышения надёжности всех узлов, оптимизации параметров, создания конструкций, обеспечивающих в комплексе с выемочными и транспортными средствами полную автоматизацию процессов выемки, транспортирования угля, крепления и управления горным давлением в очистном забое и на сопряжении его с подготовит, выработками. Лит.: Справочник по креплению горных выработок, М., 1972.

В. В. Жуков.

МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ВОЙСКА, войска, состоящие из мотострелковых (механизированных), танковых, артиллерийских и др. частей и подразделений. Понятие " М. в" появилось в различных армиях к нач. 1930-х гг. В 1929 в СССР было создано Центр, управление механизации и моторизации РККА и сформирован первый опытный механизированный полк, развёрнутый в 1930 в первую механизированную бригаду в составе танкового, артиллерийского, разведыват. полков и подразделений обеспечения. Бригада имела 110 танков МС-1 и 27 орудий и предназначалась для исследования вопросов оперативно-тактич. применения и наиболее выгодных организац. форм механизированных соединений. В 1932 на базе этой бригады был создан первый в мире механизированный корпус - самостоят, оперативное соединение, включавшее 2 механизированные и одну стрел-ково-пулсметную бригады, отдельный зе~ нитно-артиллерийский дивизион и насчитывавшее св. 500 танков и 200 автомобилей. Название " М. в" было закреплено в 1932 во временном наставлении механизированных войск РККА, к-рое наз. ч Вождение и бой самостоятельных механизированных соединений >. К нач. 1936 имелось 4 механизированных корпуса, 6 отдельных бригад, а также 15 полков в кав. дивизиях. В 1937 Центр, управление механизации и моторизации РККА было переименовано в Автобронетанковое управление Красной Армии, а в дек. 1942 было образовано Управление командующего бронетанковыми и механизированными войсками. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 бронетанковые и механизированные войска стали осн. ударной силой сухопутных войск. К кон. 1943 в состав механизированного корпуса входили 3 механизированные и 1 танк, бригады, 1-2 самоходно-арт. полка, миномётный, зенитный, артиллерийский, истребительно-противотанковый артиллерийский полки, отдельный гвард. миномётный дивизион реактивной артиллерии и части обеспечения и обслуживания [всего 16369 чел., 246 танков и самоходно-арт. установок (Т-34-176, Т-70-21, САУ-49), 252 орудия и миномёта, св. 1, 8 тыс. автомашин]. Механизированные соединения наряду с танковыми использовались для ввода в прорыв и развития успеха на большую глубину, для окружения и разгрома противника, преследования и выполнения др. задач. В мае 1954 бронетанковые и механизированные войска были переименованы в бронетанковые войска, в 1959 - в танковые войска. В 1957 стрелковые и механизированные дивизии были преобразованы в мотострелковые дивизии. В США, Франции, Турции и нек-рых др. странах механизированные дивизии входят в состав сухопутных войск (пехоты)

Л. Г. Бархударов.

МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ручные машины с встроенным двигателем. По виду питающей энергии М. и. может быть пневматич., электрич., гидравлическим. Распространение получили такие ручные машины, как сверлильные, шлифовальные, резьбозавёртываю-щие, различные виды молотков, пил и др.

МЕХАНИЗМ (от греч. mechane - машина), система тел, предназначенная для преобразования движения одного или неск. тел в требуемые движения др. тел. М. составляют основу большинства машин, применяются во мн. приборах, аппаратах и технич. устройствах. Твёрдое тело, входящее в состав М., называемое звеном, может состоять из одной или неск. неподвижно соединённых деталей (отдельно изготовленных частей). Соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающее их относит, движение, наз. кинематической парой (см. также Кинематика механизмов). Наиболее распространённые кинематич. пары: вращательная (шарнир), поступательная (ползун и направляющая), винтовая (винт и гайка), сферическая (шаровой шарнир). Если в преобразовании движения, кроме твёрдых тел (звеньев), участвуют жидкие или газообразные тела, то М. наз. соответственно гидравлическим или пневматическим.

Для изучения движения звеньев М. составляется кинематич. схема, на к-рой указываются данные, необходимые для определения положения звеньев. На рис. 1 показан чертёж М. двигателя внутр. сгорания и его кинематич. схема. На кинематич. схеме кривошип и шатун условно представлены в виде отрезков, соединяющих центры шарниров, ползун - в виде прямоугольника, стойка О - в виде отрезка со штриховкой, изображающего направляющую ползуна, и треугольника с шарниром, имеющим неподвижную ось вращения. Для определения по кинематич. схеме положения всех подвижных звеньев М. достаточно знать положение одного звена. Звено, положение к-рого для любого момента времени задано, наз. начальным. При исследовании М. число начальных звеньев должно совпадать с числом его степеней свободы, т. е. с числом независимых переменных, определяющих положения всех звеньев. М. двигателя внутр. сгорания имеет одну степень свободы; в качестве независимой переменной для М. можно принять угол ф. В шарнирном М. с двумя степенями свободы (рис. 2) независимыми переменными могут быть углы ф1 и ф2, или ф1 и фз, или, наконец, ф3 и ф3.

Рис. 1. Чертёж (а) и кинематическая схема (б) механизма двигателя внутреннего сгорания; 1 - коленчатый вал (кривошип); 2 - шатун; 3 -ползун; О - стойка; ф - независимая переменная, угол поворота кривошипа.

Рис. 2. Схема шарнирного механизма с двумя степенями свободы (с двумя начальными звеньями).

М. применяется в тех случаях, когда нельзя получить непосредственно требуемое движение тел и возникает необходимость в преобразовании движения. Напр., ротор электродвигателя и подшипники, в к-рых он вращается, не образуют М., т. к. в этом случае электроэнергия непосредственно преобразуется в требуемое движение без к.-л. промежуточного преобразования механич. движения. М. появляется только тогда, когда требуется уменьшить угловую скорость выходного вала, т. е. устанавливается понижающая зубчатая передача. М. двигателя внутр. сгорания преобразует прямолинейное движение поршня во вращат. движение коленчатого вала. М., предназначенный для преобразования вращательных или прямолинейных движений во вращательные (и наоборот), наз. передаточным М., или передачей. В зависимости от вида звеньев различают зубчатые, рычажные, фрикционные, цепные, ремённые передачи. К этому же типу М. относятся гидро- и пневмопередачи. М., служащий для воспроизведения движения нек-рой точки по заданной траектории, наз. направляющим. Наибольшее распространение имеют М., воспроизводящие движение по прямой линии (прямолинейно-направляющие) и по дуге окружности (круговые направляющие). М., предназначенные для сложного перемещения твёрдого тела в пространстве или в плоскости, наз. перемещающими.

В 60 - нач. 70-х гг. 20 в. появились новые М., созданные для выполнения задач, связанных с космич. техникой (М. для передачи вращения в вакууме, М. пространственной ориентации), медицинской техники (регулируемые аппараты, биопротезы), для работы в средах, недоступных или опасных для человека (подводные глубины, космос, атомные реакторы). Для выполнения этих работ нашли применение манипуляторы, основу к-рых составляют пространственные М. со мн. степенями свободы. Развитие манипуляторов привело к созданию пром. роботов, позволяющих автоматизировать процессы обработки, монтажа и сборки изделий. См. также Машин и механизмов теория.

Лит.: Кожевников С. Н., Есипенк о Я. И., Ра скин Я. М., Механизмы, 3 изд., М., 1965; Артоболевский И. И., Механизмы в современной технике, т. 1 - 2, М., 1970-71.

И. И. Артоболевский, Н. И. Левитский.

МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ, условное название системы психофизиологич. предпосылок, позволяющих человеку строить осмысленные высказывания и понимать чужую речь. В основе М. р. лежат функциональные физиологич. системы, складывающиеся у человека в процессе его индивидуального развития под активным воздействием предметной деятельности и общения с др. людьми и невозможные без нек-рых врождённых способностей и умений (напр., правильной координации артикуляции, слогообразования и дыхания). Принцип системной локализации речевых функций в коре больших полушарий головного мозга обеспечивает возможность различной психофизиологич. обусловленности одних и тех же (по языковой структуре) речевых высказываний. М. р. изучаются физиологией речи, психологией речи, а в их отношении к языковой структуре высказываний - психолингвистикой и нейролингвистикой.

Лит.: Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, М., 1956; Жинкин Н. И., Механизмы речи, М., 1958; Л у р и я А. Р., Мозг и психические процессы, т. 1-2, М., 1963-70; его же, Высшие корковые функции человека, 2 изд., М., 1969; Леонтьев А. А., Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, М., 1969.

А. А. Леонтьев.

МЕХАНИКА [от греч. mechanike (tech-пё) - наука о машинах, искусство построения машин], наука о механич. движении материальных тел и происходящих при этом взаимодействиях между телами. Под механич. движением понимают изменение с течением времени взаимного положения тел или их частиц в пространстве. Примерами таких движений, изучаемых методами М., являются; в природе - движения небесных тел, колебания земной коры, возд. и мор. течения, тепловое движение молекул и т. п., а в технике - движения различных летат. аппаратов и трансп. средств, частей всевозможных двигателей, машин и механизмов, деформации элементов различных конструкций и сооружений, движения жидкостей и газов и мн. др.

Рассматриваемые в М. взаимодействия представляют собой те действия тел друг на друга, результатом к-рых являются изменения механич. движения этих тел. Их примерами могут быть притяжения тел по закону всемирного тяготения, взаимные давления соприкасающихся тел, воздействия частиц жидкости или газа друг на друга и на движущиеся в них тела и др. Обычно под М. понимают т. н. классич. М., в основе к-рой лежат Ньютона законы механики и предметом к-рой является изучение движения любых материальных тел (кроме элементарных частиц), совершаемого со скоростями, малыми по сравнению со скоростью света. Движение тел со скоростями порядка скорости света рассматривается в относительности теории, а внутриатомные явления и движение элементарных частиц изучаются в квантовой механике.

При изучении движения материальных тел в М. вводят ряд абстрактных понятий, отражающих те или иные свойства реальных тел; таковы: 1) Материальная точка - объект пренебрежимо малых размеров, имеющий массу; это понятие применимо, если в изучаемом движении можно пренебречь размерами тела по сравнению с расстояниями, проходимыми его точками. 2) Абсолютно твёрдое тело - тело, расстояние между двумя любыми точками к-рого всегда остаётся неизменным; это понятие применимо, когда можно пренебречь деформацией тела. 3) Сплошная изменяемая среда; это понятие применимо, когда при изучении движения изменяемой среды (деформируемого тела, жидкости, газа) можно пренебречь молекулярной структурой среды.

При изучении сплошных сред прибегают к след, абстракциям, отражающим при данных условиях наиболее существ, свойства соответствующих реальных тел: идеально упругое тело, пластич. тело, идеальная жидкость, вязкая жидкость, идеальный газ и др. В соответствии с этим М. разделяют на: М. материальной точки, М. системы материальных точек, М. абсолютно твёрдого тела и М. сплошной среды; последняя, в свою очередь, подразделяется на теорию упругости, теорию пластичности, гидромеханику, аэромеханику, газовую динамику и др. В каждом из этих разделов в соответствии с характером решаемых задач выделяют: статику - учение о равновесии тел под действием сил, кинематику -учение о геометрич. свойствах движения тел и динамику - учение о движении тел под действием сил. В динамике рассматриваются 2 осн. задачи: нахождение сил, под действием к-рых может происходить данное движение тела, и определение движения тела, когда известны действующие на него силы.

Для решения задач М. широко пользуются всевозможными математич. методами, многие из к-рых обязаны М. самим своим возникновением и развитием. Изучение осн. законов и принципов, к-рым подчиняется механич. движение тел, и вытекающих из этих законов и принципов общих теорем и ур-ний составляет содержание т. н. общей, или теоретической, М. Разделами М., имеющими важное самостоят, значение, являются также теория колебаний, теория устойчивости равновесия и устойчивости движения, теория гироскопа, механика тел переменной массы, теория автоматич. регулирования (см. Автоматическое управление), теория удара. Важное место в М., особенно в М. сплошных сред, занимают экспериментальные исследования, проводимые с помощью разнообразных механич., оптич., элект-рич. и др. физич. методов и приборов.

М. тесно связана со многими др. разделами физики. Ряд понятий и методов М. при соответств. обобщениях находит приложение в оптике, статистич. физике, квантовой М., электродинамике, теории относительности и др. (см., напр., Действие, Лагранжа функция, Лагранжа уравнения механики, Механики уравнения канонические, Наименьшего действия принцип). Кроме того, при решении ряда задач газовой динамики, теории взрыва, теплообмена в движущихся жидкостях и газах, аэродинамики разреженных газов, магнитной гидродинамики и др. одновременно используются методы и ур-ния как теоретич. М., так и соответственно термодинамики, молекулярной физики, теории электричества и др. Важное значение М. имеет для мн. разделов астрономии, особенно для небесной механики.

Часть М., непосредственно связанную с техникой, составляют многочисленные общетехнич. и спец. дисциплины, такие, как гидравлика, сопротивление материалов, кинематика механизмов, динамика машин и механизмов, теория гироскопических устройств, внешняя баллистика, динамика ракет, теория движения различных наземных, морских и воздушных трансп. средств, теория регулирования и управления движением различных объектов, строит. М., ряд разделов технологии и мн. др. Все эти дисциплины пользуются ур-ниями и методами теоретич. М. Т. о., М. является одной из науч. основ мн. областей совр. техники.

Основные понятия и методы механики. Осн. кинематич. мерами движения в М. являются: для точки-её скорость и ускорение, а для твёрдого тела - скорость и ускорение постулат, движения и угловая скорость и угловое ускорение вращат. движения тела. Кинематич. состояние деформируемого твёрдого тела характеризуется относит, удлинениями и сдвигами его частиц; совокупность этих величин определяет т. н. тензор деформаций. Для жидкостей и газов кинематич. состояние характеризуется тензором скоростей деформаций; кроме того, при изучении поля скоростей движущейся жидкости пользуются понятием о вихре, характеризующем вращение частицы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал