Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конструктивные особенности М. с. 15 страница
Илл. см. на вклейке, табл. XII, XIII (стр. 96-97). Лит.: Пекарева Н. А., Московский метрополитен им. В. И. Ленина, М., 1958; Краткий обзор метрополитенов мира, М., 1958; Волков В. П., Наумов С. Н., Пирожкова А. Н., Тоннели и метрополитены, М., 1964; П и МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ (Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке, крупнейшее художеств, собрание США. Осн. в 1870, открыт в 1872. Расположен в Центр, парке, филиал - в парке Форт-Трайон. Экспозиция состоит в основном из частных коллекций, переданных в дар музею. Отделы: амер. живописи и скульптуры, оружия, древнего дальневост. и ближневост. иск-ва, др.-егип. иск-ва, др.-греч. и др.-рим. иск-ва, исламского иск-ва, ср.-век. иск-ва (филиал), муз. инструментов, гравюры и литографии, европ. живописи, иск-ва 20 в., музей книги, дет. музей, ин-т костюма. Среди шедевров мирового иск-ва в собрании М.-м.: " Кратер с Сарпедоном" работы Евфро-ния, " Кубок Роспильози" работы Б. Чел-лини, " Мадонна с младенцем и святыми" Рафаэля, " Венера и лютнист" Тициана, " Спящая девушка" Вермера Делфтского, " Вид Толедо" Эль Греко, " Аристотель перед бюстом Гомера" Рембрандта, " Малле Баббе" Ф. Халса, " Мецетен" А. Ватто. Периодич. издания М.-м.: " The Bulletin", " Calender of Events", " Annual Report" и др. Лит.: Lerman L., The Museum. One hundred years and the Metropolitan Museum of Art, N. Y., [1969]. " МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА" (Metropolitan Opera), ведущий оперный театр в США. Открыт в 1883 в Нью-Йорке. Здание построено по проекту арх. Характеристика метрополитенов ряда городов мира (на 1 января 1973)
Дж. К. Кейди. Зрит. зал на 3625 мест. Единственный в США постоянный оперный театр (работает 7 месяцев в году). Создан на средства акц. об-ва " Метрополитен-опера хаус компани". Субсидируется крупными фирмами, об-вами, частными лицами. Хор, оркестр и вспо-могат. коллективы стабильны; солисты и дирижёры приглашаются на определённые сезоны или на спектакли (по контрактам). Оперы исполняются на языке оригинала. Произв. амер. авторов и совр. композиторов др. стран ставятся редко, в репертуаре - мировая классика: оперы Дж. Верди, Дж. Пуччини, Г. Доницетти, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Ж. Визе, В. А. Моцарта, Р. Штрауса и др. Успехом пользуются произв. рус. композиторов (" Борис Годунов", " Евгений Онегин", " Пиковая дама"). На сцене " М.-о." выступали крупнейшие певцы - С. Арнольдсон, Э. Карузо, Ф. И. Шаляпин, Э. Дестинова, Л. Бори, Б. Джильи, А. Галли-Курчи, Т. Руффо и мн. др., с 50-х гг.- М. Дель Монако, Б. Нильсон, Л. Прайс, Т. Гобби, Б. Христов, Л. Ризанек, Р. Скотто, Дж. Сатерленд, Р. Тебальди, К. Людвиг, Дж. Лондон, Н. Гяуров и др., а также сов. артисты - П. Г. Лисициан, Г. П. Вишневская, М. Л. Биешу. Спектаклями руководили виднейшие дирижёры-Ф. Мотль, Г. Малер, А. Тосканини, Д. Митропулос, К. Бём, Л. Стоковский, Л. Бернстайн, 3. Мета, Г. Караян и др. В сент. 1966 театр перешёл в новое здание в " Лин-кольн-сентер", оснащённое совр. техникой. Зрит, зал (на 3800 мест) отличается первоклассной акустикой. Высокая стоимость билетов делает театр недоступным для ширс-хой аудитории. Лит.: Ромадинова Д., Музыка и музыканты Америки, III - " Метрополитен-опера", " Советская музыка", 1969, № 8; Seltsam W. H., Metropolitan opera anna-les, N. Y., [1949]. Л. Г. Григорьев. МЕТРОПОЛИЯ (греч. metropolis, от meter - мать и polis - город), 1) др.-греч. города (полисы), имевшие колонии (см. Колонии античные). М. не имела власти над колониями, хотя покровительствовала им и в их спорах играла роль третейского судьи. 2) В эпоху колон, захватов термин " М." стал применяться к гос-вам, владеющим колониями (обычно заморскими). Политико-правовые формы связей М. с колониями могут быть различными (протекторат, вассалитет, инкорпорация и т. д.), но по существу это всегда отношения господства, подчинения и эксплуатации М. этих территорий. 3) В нек-рых гос-вах (напр., в Канаде) центр, город провинции или области. Иногда М. наз. также столицы гос-в. МЕТРОРРАГИЯ [от греч. mitra - матка и rhegnymi - прорываю(сь)], маточные кровотечения, наступающие беспорядочно, т. е. с нарушением менструального цикла. Наблюдается при мн. видах акушерской (аборт, пузырный занос, внематочная беременность и др.) и гинекологической (полипоз слизистой матки, эрозия шейки матки, субмукозные фибромиомы, саркомы, рак половых органов и др.) патологии. В нек-рых случаях М. является наиболее выраженным признаком патологии менструального цикла; причина этих кровотечений - расстройство циркуляции крови в маточной стенке вследствие нарушения регулирующих механизмов в центр, нервной системе, ведущего к нарушению эндокринной функции яичников. Лечение - устранение причины, вызвавшей М. МЕТСАНУРК Майт (псевд.; наст, имя и фам. Эдуард X у б е л ь) [7(19).11. 1879, Тартуский у., -21.8.1957, Таллин], эстонский советский писатель. Род. в крест, семье. Печатался с 1904. Был журналистом. В первом романе " Биллем из Вахесааре" (отд. изд. 1909), в романе " Рабы* (1912) осуждал социальную несправедливость. Роман " Красный ветер" (1928, рус. пер. 1960) отражает классовую борьбу. В 30-е гг., в атмосфере поли-тич. реакции, социально-критич. тенденции в произв. М. слабеют. Он опубл. историч. романы " На реке Юмере" (1934, рус. пер. 1964) и " Тлеющий огонь" (1939), антиклерикальный роман " Званые и избранные" (1937). Роман " Летний солнцеворот" (1957) изображает жизнь сел. тружеников накануне 1940 в Эстонии. М. писал также рассказы, пьесы, критич. статьи. С о ч.: Kogutud teosed, kd 1, 3, 7, Tartu, 1929 - 30; Valitud teosed, kd 1 - 4, Tallinn, 1957-69. Лит.: Очерк истории эстонской советской литературы, М., 1971. МЕТСЮ (Metsu, Metsue) Габриель (янв. 1629, Лейден, - похоронен 24. 10. 1667, Амстердам), голландский живописец-жанрист. Работал в Лейдене, затем в Амстердаме. Произв. М., в к-рых прослеживаются влияния Рембрандта, Г. Терборха, Я. Вермера, отличаются тонко разработанной светотенью, виртуозной передачей фактуры предметов, тканей; колорит М. строится на изысканных цветовых контрастах. Сцены из бюргерского быта у М. проникнуты ровным, несколько флегматичным настроением (" Больная и врач", Эрмитаж, Ленинград). Лит.: В и п п е р Б. Р., О творческой эволюции Габриэля Метсю, в кн.: Из истории русского и западноевропейского искусства, М., I960, с. 314-24; Gabriel Metsu. Ten-toonstellung. Catalogus, Leiden, 1966. Г. Метсю. " Больной ребенок". Ок. 1660. Рейксмюсеум. Амстердам. МЕТТЕРНИХ, Меттерних-Вин-н е б у р г (Metternich-Winneburg) Кле-менс Венцель Лотар (15.5.1773, Кобленц, -11.6.1859, Вена), князь, австрийский гос. деятель и дипломат. В 1801 -1803 австр. посланник в Саксонии, в 1803 - 05 в Пруссии, в 1806 - 09 посол в Париже. В 1809-21 мин. иностр. дел и фактически глава австр. пр-ва, в 1821 -1848 канцлер. М. как дипломат был мастером тактики лавирования и выжидания, отличался умением вводить в заблуждение своих партнёров. Став министром, М. старался упрочить австро-франц. отношения, рассчитывая вернуть Австрии земли, потерянные ею в войнах с Наполеоном, и приобрести новые территории. 14 марта 1812 заключил союзный договор с наполеоновской Францией, готовившейся к походу против России. После разгрома наполеоновских войск в России выступил (в марте 1813) с предложением «мирного посредничества», стремясь использовать это посредничество в интересах Габсбургской монархии, помешать укреплению позиций России в Европе. М. решительно выступал против привлечения к борьбе с наполеоновской Францией нар. масс, был противником объединения Германии. После присоединения Австрии к антифранцузской коалиции (авг. 1813) М. тормозил развёртывание воен. действий против Наполеона. Играл большую роль на Венском конгрессе 1814—15. Потерпев неудачу в попытке изолировать Россию, в янв. 1815 подписал вместе с представителями Великобритании и Франции секретный договор, направленный против России и Пруссии. М.— один из гл. организаторов Священного союза. Т. н. система Меттерниха была направлена на борьбу с революционным, либеральным и нац.-освободит, движением во всех странах; М. был инициатором политики полицейских репрессий в Австрии и гос-вах Германии. Стремясь укрепить феодально-абсолютистский строй и господство австр. меньшинства в многонац. Габсбургской монархии, пр-во М., выражавшее интересы феод, землевладельцев и крупных финансистов, всемерно разжигало вражду между народами австр. империи. В 1847 М. предпринял окончившуюся неудачей попытку организовать иностр. вмешательство в гражд. войну в Швейцарии на стороне реакц. Зондербунда. Власть М. в Австрии была свергнута Революцией 1848—49. В марте 1848 М. бежал в Великобританию, затем направился в Бельгию (окт. 1849). В 1851, после поражения революции, вернулся в Австрию, но активного участия в политич. жизни не принимал. К. В. Л. Меттерних. Соч.: Aus Metternich's nachgelassenen Papieren, Bd 1 — 8, W., 1880 — 84. Лит.: Энгельс Ф., Начало конца Австрии, К. М а р к с и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; его же, Борьба в Венгрии, там же, т. 6; е г о же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8, с. 30 — 36; его же, Роль насилия в истории, там же, т. 21, с. 432 — 37; Оберман К., О роли Меттерниха в европейской дипломатии 1813 г., в сб.: Освободительная война 1813 г. против наполеоновского господства, М., 1965; 3 а к Л. А., Монархи против народов. Дипломатическая борьба на развалинах наполеоновской империи, М., 1966; S r b i k H., Metternich der Staatsmann und der Mensch, 3 Aufl., Bd 1 —2, Munch., 1957; Bertier de Sauvigny G., Metternich et son temps, P., 1959; М а у A. J., The age of Metternich. 1814—1848, N. Y., 1965; Оbermann K., Bemerkungen uber die burgerliche Metternich-Forschung, «Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft», 1958, № 6; Sсhrоeder P. W., Metternich studies since 1925, «Journal of Modern History», 1961, v. 33, № 3. Л. А. Зак МЕТУЭНСКИЙ ДОГОВОР 1703, подписан Великобританией и Португалией 27 дек. Получил название по имени англ, посланника в Португалии лорда Метуэ-на (Methuen), подписавшего договор. По М. д. Великобритании было разрешено ввозить в Португалию свои шерстяные изделия, импорт к-рых всем гос-вам, в т. ч. и Великобритании, был в 1677 запрещён португ. пр-вом. Португалия получила право ввозить в Великобританию на льготных условиях свои вина. Предоставленные Великобритании по М. д. преимущества позволили ей в короткий срок занять господств, положение во внешней торговле Португалии и подавить развитие местной португ. пром-сти, что усилило зависимость Португалии от Великобритании, обусловленную Лисабонским договором 1703. В 1836 М. д. был формально отменён; однако зависимость Португалии от Великобритании сохранилась и в дальнейшем. МЕТЦИГ (Maetzig) Курт (р. 25.1.1911, Берлин), немецкий кинорежиссёр (ГДР), чл. Герм, академии иск-в. В 1935 окончил Высшую технич. школу. В кино с 1933. В годы 2-й мировой войны 1939-1945 вступил в ряды Коммунистич. партии Германии. Один из организаторов кинопроизводства ГДР, с 1946 художеств, руководитель киностудии ч ДЕФА". Творчество М. отличается антифашистской направленностью, публицистичностью. Его картины " Брак в тени" (1947), " Пестроклетчатые" (1949), чСовет богов" (1950) рассказывают о периоде фашизма в Германии и годах войны. Значит, явлением стали фильмы " Эрнст Тельман - сын своего класса" (1954; пр. Мира на 8-м Междунар. кинофестивале в Карлови-Вари) и -" Эрнст Тельман -вождь своего класса" (1955) и др. В 1967 создал фильм " Знамя Кривого Рога" -о нем. шахтёрах, сохранивших в годы нацизма знамя своих сов. товарищей, переданное им в 1929. В 1954 организовал Высшую немецкую киношколу в Бабельсберге (ныне Высшая нем. школа кино и телевидения), с 1955 профессор. Нац. пр. ГДР (1949, 1950, 1954, 1959). Лит.: Касьянова Л., К а р а в а ш-кин А., Дорога к мастерству, М., 1973, с. 17-55. О.В.Якубович. МЕТЧИК, режущий инструмент для нарезания винтовой резьбы в предварительно просверленном отверстии. М. представляет собой цилиндрич. валик, имеющий на одном конце режущие кромки. Другой конец М. (хвостовик) предназначен для закрепления в патроне или удержания его в воротке во время работы. Осн. типы М.: ручные; гаечны е-для нарезания за один проход полной резьбы в сквозных отверстиях; м а-шинные - для нарезания резьбы гл. обр. в глухих отверстиях на сверлильных станках, автоматах и спец. агрегатных станках; станочные - для получения резьбы в сквозных отверстиях на гайконарезных станках; бесканавоч-н ы е - для нарезания за один проход резьбы в сквозных отверстиях; автоматные - для нарезания резьбы в гайках на гайконарезных автоматах; плашечные и маточные - для нарезания резьбы и калибровки и удаления заусенцев в резьбовых отверстиях круглых плашек. Материал для изготовления М.- легированная инструментальная и быстрорежущая сталь. См. Металлорежущий инструмент. МЕФИСТОФЕЛЬ (Mephistopheles, Me-phostophilis, Mephistophilus, возможно, греч. происхождения - " ненавидящий свет", от те - не, phos - свет и philos - любящий; по др. версии, др.-евр. происхождения - of мефиц - разрушитель и тофель - лжец), наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны. Фольклор и художеств. лит-pa разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном - духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история " падения", " изгнания из рая" библейского сатаны, иногда - его бунт против бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. В филос. трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы нем. нар. легенды, М.- искуситель и антагонист Фауста. К образу М. обращался А. С. Пушкин. М.- чёрт у Ф. М. Достоевского (" Братья Карамазовы") и Т. Манна (" Доктор Фаустус")-воплощение морального нигилизма. М.- Воланд и его свита М. Булгакова (" Мастер и Маргарита") - гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки. Образ М. вдохновлял художников (Э. Делакруа, М. Врубель), композиторов (Ш. Гуно, Г. Берлиоз, Ф. Лист, А. Г. Рубинштейн). Лит. Легенда о докторе Фаусте. Изд. подготовил В. М. Жирмунский, М.- Л., 1958; Лакшин В., Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита", " Новый мир", 1968, МЬ 6; Milner М., Le diable dans la 1 literature francaise, t. 1-2, P., 1960; К г е t z e n-bacher L., Teufelsbundner und Faustge-stalten im Abendlande, Klageniurt, 1968. М. А. Гольдман. МЕФОДИЙ (ок. 815-6.4.885), славянский просветитель, старший брат Кирилла; см. в ст. Кирилл и Мефодий. МЕХ ИСКУССТВЕННЫЙ, текстильное изделие, имитирующее натуральный мех. Благодаря высоким теплоизоляционным свойствам и сравнительно низкой стоимости при массовом произ-ве широко используется для изготовления одежды, головных уборов и отделки. М. и. служит также обивочным и прокладочным материалом. Широко распространены тканые и трикотажные длинноворсные М. и., имитирующие дорогие натуральные меха норки, куницы, енота, ондатры, обезьяны и даже лисы, а также меха с гладким ворсом - мех жеребёнка, телёнка, нерпы и др. М. и. состоит из несущего основания (грунта) и ворсового покрова. Различают М. и.: тканый, трикотажный, прошивной, клеевой и получаемый приклеиванием ворсинок в электростатич. поле. Тканый М. и. образуется тремя системами нитей - ворсовыми, коренными и уточными. При этом два грунтовых полотна связаны ворсовыми нитями, к-рые затем разрезаются. При трикот. способе ворс ввязывается на спец. кругловязальных машинах (см. Трикотажная машина). При прошивном и клеевом способах несущее основание и ворс изготовляют раздельно. Ворс закрепляют на несущем основании прошиванием или наклеиванием. С помощью клеевого способа получают, напр., искусств, каракуль. При изготовлении М. и. электростатич. способом волокна, заряженные в электростатич. поле и затем ориентированные, распределяются равномерно по предварительно обработанной клеем поверхности ткани, на к-рой они закрепляются после высушивания, образуя ворс. М. и. вырабатывается с любой плотностью ворсового покрова. Последний по высоте и распределению более равномерен, чем волос натурального меха. По внешнему виду М. и. почти полностью воспроизводит цвет, рисунок и расположение ворса имитируемого меха. Для образования ворсового покрова М. и. применяются различные мононити или комплексные полиамидные и полиэфирные вискозные и ацетатные нити (см. Волокна химические). Для длин-новорсного меха наиболее часто употребляют пряжу из полиакрилонитриль-ных волокон, к-рые благодаря шерстистости, малой плотности, высокой упругости, малой теплопроводности и весьма низкой гигроскопичности особенно пригодны для изготовления М. и. Для основания (грунта) М. и. используют хл, -бум. пряжу, иногда с целью упрочнения - синтетич. нити. М. и. выпускают различных цветов и рисунков. Последующая отделка М. и. обеспечивает устойчивость ворсового покрова к смятию, пушистость, гид-рофобность, создание того или иного узорчатого или тиснённого рисунка путём механич., термич. и химич. обработок. В зависимости от фактуры имитируемого меха отделка включает следующие осн. процессы: многократное расчесывание, стрижку - подравнивание ворсового покрова, крашение, термич. обработку, полировку, узорчатое расцвечивание ворса и др. Для придания изнанке ткани вида кожи и прочного закрепления ворса в основании применяют проклеи-вание латексами и аппретами, дублирование с поролоном. В СССР в 1972 выпущено ок. 60 млн. м М.и. в. А. Павлова. МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИНСТИТУТ всесоюзный научно-исследовательский (ВИМ), находится в Москве. Осн. в 1930. Имеет (1973): 33 лаборатории, отделы - научно-организационный; научно-методический; научно-тех-нич. информации, изобретательства и па-тентоведения; полевых испытаний с.-х. техники; измерений; перспективной системы машин для комплексной механизации растениеводства; механизации применения удобрений; механизации уборки зерновых культур; комплексных предприятий и процессов по переработке и хранению зерна; механизации комплексной уборки зелёных кормов; с.-х. транспорта; перспективной тракторной с.-х. энергетики; эксплуатации машинно-тракторного парка. В ведении ин-та: Армавирская опытная станция (г. Армавир Краснодарского края), опытное х-во " Каменка" (Подольский р-н Моск. обл.), Котовский опорный пункт (г. Котовск Одесской обл.), Новотроицкий опорный пункт (с. Ясные Поляны Троицкого р-на Челябинской обл.), Ставропольский опорный пункт (г. Ставрополь), Центральное опытно-конструкторское бюро (Москва), Машиностроительный з-д опытных конструкций (Москва). Ин-т разрабатывает теорию с.-х. машин и новые технологич. процессы возделывания, уборки и послеуборочной обработки с.-х. культур; системы машин для комплексной механизации с.-х. произ-ва, рациональные методы использования машинно-тракторного парка. Ин-т имеет очную и заочную аспирантуру. Издаёт " Труды" (с 1935). Г. Т. Павловский. " МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Мин-ва станкостроительной и инструментальной пром-сти СССР. Издаётся в Москве с 1947. В 1947-58 выходил под назв. " Механизация трудоёмких и тяжёлых работ". С 1959 -" М. и а. п.". Освещает вопросы комплексной механизации и автоматизации в различных отраслях нар. х-ва (машиностроении, металлургии, горнорудной, химич., лесной, лёгкой, пищ. пром-сти и др.), кроме с. х-ва и строительства. Публикует материалы по механизации тяжёлых и трудоёмких погрузоч-но-разгрузочных, транспортных и складских работ, большое внимание уделяет механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда и др. Сообщает о новейших достижениях в области механизации и автоматизации за рубежом. Тираж (1974) 20 тыс. экз. " МЕХАНИЗАЦИЯ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА", ежемесячный научно-технич. журнал, орган Всесоюзной академии с.-х. наук им. В. И. Ленина. Издаётся в Москве с 1930. При основании наз. " Пути механизации сельского хозяйства". Нек-рое время одновременно издавались два самостоят, журнала -" Механизация социалистического сельского хозяйства" (1931 - 37) и " Электрификация сельского хозяйства" (1931-37). Освещает важнейшие проблемы создания и эффективного использования с.-х. техники. Тираж (1973) 33 130 экз. МЕХАНИЗАЦИЯ КРЫЛА, комплекс устройств, изменяющих подъёмную силу и лобовое сопротивление крыла летательного аппарата. М.к. уменьшает скорость посадки самолёта, а при взлёте облегчает его отрыв от поверхности земли. В зависимости от типа М. к. подъёмную силу можно увеличить в 1, 5-2 раза и более, благодаря чему посадочную скорость можно уменьшить на 20- 50% и более. Добавочную подъёмную силу получают: увеличением кривизны профиля крыла (рис., 1 и 2) и площади его поверхности (рис., 2), улучшением обтекания (воздухом) крыла посредством управления пограничным слоем (рис., 3), применением реактивных устройств (рис., 4). На практике часто применяются комбинации этих способов, напр, выдвижные предкрылки и закрылки (рис., 2, в). Система управления пограничным слоем осуществляется в двух вариантах: сдуванием пограничного слоя сжатым воздухом, поступающим от двигателя в проложенные по размаху крыла трубопроводы с отверстиями, или отсосом этого слоя аналогичной системой. Существенно улучшает обтекание крыла также реактивный закрылок (рис., 4), создающий дополнит, подъёмную силу за счёт подачи сжатого воздуха в щель между верхней и нижней его поверхностями. Если мощность двигателей достаточно велика, то такой закрылок позволяет получить подъёмную силу, равную весу самолёта, т. е. обеспечить висение самолёта в воздухе, а при силе, большей веса, - и вертикальный взлёт. Торможение самолёта в воздухе производится интерцепторами (рис., 5), зависающими (отклоняемыми одновременно вниз) элеронами (рис., 1, в), работающими как закрылки, и др. устройствами. Кроме подвижных поверхностей, положение к-рых устанавливается лётчиком или автоматически, в М. к. входят гид-ро-, электроприводы, проводка управления (тяги, качалки и т. д.), трубопроводы и др. части. с. Я. Макаров. Механизация крыла: 1 - увеличением кривизны профиля (а-отклоняемый носок крыла, б-щиток, в- простой закрылок): 2- увеличением площади крыла и кривизны профиля (а - предкрылок, 6 -двухщелевой закрылок, в - предкрылок Крюгера с трёхщелевым закрылком); 3- путём управления пограничным слоем (а-турбулизатор, б -отсасывание пограничного слоя): 4 -реактивным устройством (реактивный закрылок); 5 - интерцептором. МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА, замена ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия различных видов энергии, тяги в отраслях материального производства или процессах трудовой деятельности. М. п. охватывает также сферу умственного труда (см., например, Механизация учёта, Информационный поиск и др.). Осн. цели М. п.- повышение производительности труда и освобождение человека от выполнения тяжёлых, трудоёмких и утомительных операций. М. п. способствует рациональному и экономному расходованию сырья, материалов и энергии, снижению себестоимости и повышению качества продукции. Наряду с совершенствованием и обновлением технич. средств и технологии М. п. неразрывно связана с повышением уровня квалификации и организации произ-ва, изменением квалификации работников, использованием методов научной организации труда. М. п. является одним из главных направлений технич. прогресса, обеспечивает развитие производительных сил и служит материальной основой для повышения эффективности обществ. произ-ва, развивающегося интенсивными методами. К технич. средствам М. п. относятся рабочие машины с двигателями и передаточными устройствами к ним, совершающие заданные операции, а также все др. машины и механизмы, непосредственно не участвующие в этих операциях, но необходимые для того, чтобы данный процесс произ-ва мог вообще совершаться, напр, вентиляционные и откачные установки. В зависимости от степени оснащения производственных процессов техническими средствами и рода работ различают частичную и комплексную М. п. При частичной М. п. механизируются отд. производств, операции или виды работ, гл. обр. наиболее трудоёмкие, при сохранении значит, доли ручного труда, особенно во вспомогат. погру-зочно-разгрузочных и трансп. работах. Более высокой ступенью является комплексная М. п., при к-ров ручной труд заменяется машинным на всех осн. операциях технологич. процесса и вспомогательных работах производств, процесса. Комплексная М. п. осуществляется на основе рационального выбора машин и др. оборудования, работающих во взаимно согласованных режимах, увязанных по производительности и обеспечивающих наилучшее выполнение заданного технологич, процесса. Ручной труд при комплексной М. п. может сохраняться на отд. нетрудоёмких операциях, механизация к-рых не имеет существенного значения для облегчения труда и экономически нецелесообразна. За человеком остаются также функции управления процессом произ-ва и контроля. Комплексная М. п. предопределяет возможность применения поточных методов производства продукции, способствует повышению её качества, обеспечивает сохранение однородности, степени точности и постоянство заданных параметров. Следующей после комплексной М. п., ступенью совершенствования процессов произ-ва является частичная или полная их автоматизация (см. Автоматизация производства). Средства труда, будучи составной частью производительных сил, создаются и совершенствуются в процессе обществ.произ-ва. Изобретение новых орудий труда и внедрение новых технологич. процессов непосредственно связаны с развитием естествознания и совершаются на основе познания и использования его законов. До промышленного переворота 18-19 вв. орудия труда оставались ручными и количество рабочих инструментов, к-рыми человек мог действовать одновременно, ограничивалось его естественными орудиями, т. е. органами его тела. К числу используемых сил природы относились вода, ветер и приручённые животные. В мануфактурный период, предшествовавший пром. перевороту, разделение ремесленного труда и его профессий, а также специализация инструментов достигли столь высокой степени, что возникли предпосылки к соединению орудий труда в машине и замене механизмом руки рабочего с инструментом. " В качестве машины, - отмечал К.Маркс, -средство труда приобретает такую материальную форму существования, которая обусловливает замену человеческой силы силами природы и эмпирических рутинных приемов - сознательным применением естествознания" (М арке К. к Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 397). Совершенствование орудий и приёмов труда, появление универсальной паровой машины, применение машин и механизмов для облегчения труда вызвали в кон. 18- нач. 19 вв. резкий скачок уровня и масштабов произ-ва. Заменяя ручной труд в выполнении технологич. и трансп. функций, механич. средства труда явились исходным пунктом тех-нич. прогресса в различных отраслях пром-сти, сыграли важную роль в формировании капиталистич. способа произ-ва. Пром. революция создала условия для М. п., в первую очередь ткацкого, прядильного, металле- и деревообрабатывающего. Возможность использования мощности паровой машины для привода ряда рабочих машин привела к созданию самых различных передаточных механизмов, разраставшихся во мн. случаях в широко разветвлённую механич. систему.
|