Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Временная зависимость прочности. 58 страница






ное время. При М. ф. таких процессов теплообмена удаётся в широких пределах изменять не только размеры модели, но и темп протекания процесса.

Однако чаще для исследования процессов переноса тепла теплопроводностью применяют моделирование аналоговое.

Электродинамическое моделирование применяется для исследования электромагнитных и электро-механич. процессов в электрич. системах. Электродинамич. модель представляет собой копию (в определённом масштабе) натурной электрич. системы с сохранением физич. природы основных её элементов. Такими элементами модели являются синхронные генераторы, трансформаторы, линии передач, первичные двигатели (турбины) и нагрузка (потребители электрич. энергии), но число их обычно значительно меньше, чем у натурной системы. Поэтому и здесь моделирование является приближённым, причём на модели по возможности полно представляется лишь исследуемая часть системы.

Особый вид М. ф. основан на использовании спец. устройств, сочетающих физич. модели с натурными приборами. К ним относятся стенды испытательные для испытания машин, наладки приборов и т. п., тренажеры для тренировки персонала, обучаемого управлению сложными системами или объектами, имитаторы, используемые для исследования различных процессов в условиях, отличных от обычных земных, напр, при глубоком вакууме или очень высоких давлениях, при перегрузках и т. п. (см. Барокамера, Космического полёта имитация).

М. ф. находит многочисленные приложения как при научных исследованиях, так и при решении большого числа прак-тич. задач в различных областях техники. Им широко пользуются в строит, деле (определение усталостньгх напряжений, эксплуатационных разрушений, частот и форм свободных колебаний, виброзащита и сейсмостойкость различных конструкций и др.); в гидравлике и в гидротехнике (определение конструктивных и эксплуатационных характеристик различных гидротехнич. сооружений, условий фильтрации в грунтах, моделирование течений рек, волн, приливов и отливов и др.); в авиации, ракетной и космич. технике (определение характеристик ле-тат. аппаратов и их двигателей, силового и теплового воздействия среды и др.); в судостроении (определение гидродина-мич. характеристик корпуса, рулей и судоходных двигателей, ходовых качеств, условий спуска и др.); в приборостроении; в различных областях машиностроения, включая энергомашиностроение и наземный транспорт; в нефте- и газодобыче, в теплотехнике при конструировании и эксплуатации различных тепловых аппаратов; в электротехнике при исследованиях всевозможных электрич. систем и т. п.

Лит.: Седов Л. И., Методы подобия и размерности в механике, М., 1972; Г у х-м а н А. А., Введение в теорию подобия, М., 1963; Э и г е н с о н Л. С., Моделирование, М., 1952; К и р п и ч е в М. В., М и-х е е в М. А., Моделирование тепловых устройств, М. -Л., 1936; Ш н е и д е р П. Д ж., Инженерные проблемы теплопроводности, пер. с англ., М., 1960; Веников В. А., Иванов-Смоленский А. В., Физическое моделирование электрических систем, М.- Л., 1956.

С. М. Торг, С. Л. Вишневецкий, В. А. Арутюнов.

" МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР", ежемесячный популярный научно-технич. журнал ЦК ВЛКСМ. Издаётся с 1966 в Москве (с 1962 выходил как альманах " Юный моделист-конструктор"). Освещает вопросы научно-технич. творчества сов. молодёжи, рационализаторской работы, конструирования новой любительской техники, деятельности обществ, конструкторских бюро, клубов, кружков юных техников и др.; рассказывает об истории рус., сов. и зарубежной техники, о боевых подвигах сов. лётчиков, танкистов, моряков. Печатаются чертежи, описания и др. материалы для моделистов и конструкторов-любителей. Имеется раздел, поев, воен.-технич. видам спорта. Тираж (1974) 400 тыс. экз.

МОДЕЛЬ (Model) Вальтер (24.1.1891, Гентин, Вост. Пруссия, - 21.4.1945, близ Дуйсбурга), немецко-фашистский ген.-фельдмаршал (1944). В армии с 1909, участвовал в 1-й мировой войне 1914-18. С нояб. 1940 командовал 3-й танк, дивизией, с к-рой участвовал в нападении фаш. Германии на СССР. С окт. 1941 командир 41-го танк, корпуса, с янв. 1942 по нояб. 1943 (с перерывами) командующий 9-й армией на Вост. фронте. В февр.-марте 1944 командовал группой армий " Север", в апр.-июне 1944-группой армий " Сев. Украина", в июне-авг. 1944 - группой армий " Центр". Считался " мастером отступления", проводил тактику " выжженной земли", отличался особой жестокостью. В авг.-сент. 1944 командующий войсками Запада, а с сент. 1944 - группой армий " Б" (во Франции). В апр. 1945 войска М. были разгромлены в ходе Рурской операции 1945 и 18 апр. капитулировали, после чего М. застрелился.

МОДЕЛЬ (франц. modele, итал. то-dello, от лат. modulus - мера, мерило, образец, норма), 1) образец, служащий эталоном (стандартом) для серийного или массового воспроизведения (М. автомобиля, М. одежды и т. п.), а также тип, марка к.-л. изделия, конструкции. 2) Изделие (изготовленное из дерева, глины, воска, гипса и др.), с к-рого снимается форма для воспроизведения в др. материале (металле, гипсе, камне и др.). См. также Лекало, Литейная модель, Плаз, Шаблон. 3) Человек, позирующий художнику (натурщик), и вообще изображаемые объекты (" натура"). 4) Устройство, воспроизводящее, имитирующее (обычно в уменьшенном, " игрушечном" масштабе) строение и действие к.-л. др. устройства (" настоящего") в научных (см. ниже), практических (напр., в производств, испытаниях) или спортивных (см. Моделизм) целях.

МОДЕЛЬ (в широком понимании) -образ (в т. ч. условный или мысленный -изображение, описание, схема, чертёж, график, план, карта и т. п.) или прообраз (образец) к.-л. объекта или системы объектов (" оригинала" данной М.), используемый при определённых условиях в качестве их " заместителя" или " представителя". Так, М. Земли служит глобус, а М. различных частей Вселенной (точнее - звёздного неба) - экран планетария. В этом же смысле можно сказать, что чучело животного есть М. этого животного, а фотография на паспорте (или список примет и вообще любой перечень паспортных или анкетных данных)-М. владельца паспорта (хотя живописец, напротив, наз. М. именно изображаемого им человека). В математике и логике М. к.-л. системы аксиом обычно наз. совокупность объектов, свойства к-рых и отношения между к-рыми удовлетворяют данным аксиомам, в терминах к-рых эти объекты описываются.

Все эти примеры естественно делятся на 2 осн. группы: примеры первой группы выражают идею " имитации" (описания) чего-то " сущего" (некоей действительности, " натуры", первичной по отношению к М.); в остальных примерах, напротив, проявляется принцип " реального воплощения", реализации нек-рой умозрительной концепции (и здесь первичным понятием выступает уже сама М.). Иными словами, М. может быть системой и более высокого уровня абстракции, чем её " оригинал" (как в первом случае), и более низкого (как во втором). При различных же уточнениях понятия " М." средствами математики и логики в качестве М. и " оригиналов" выступают системы абстрактных объектов, для к-рых вообще, как правило, не имеет смысла ставить вопрос об относит, " старшинстве". (Более подробно о возможных классификациях М., исходящих, в частности, из характера средств построения М., см. в ст. Моделирование.)

В естеств. науках (напр., в физике, химии) следуют обычно первому из упомянутых пониманий термина, называя М. к.-л. системы её описание на языке нек-рой научной теории (напр., хим. или математич. формулу, уравнение или систему уравнений, фрагмент теории или даже всю теорию в целом). В таком же смысле говорят и о " моделях языка" (см. Модели в языкознании), хотя в наст, время всё чаще следуют второму пониманию, называя М. нек-рую языковую реальность, противопоставляя эту реальность её описанию - лингвистич. теории. Впрочем, оба понимания могут и сосуществовать; напр., релейно-кон-тактные схемы используют в качестве " экспериментальных" М. формул (функций) алгебры логики, последние же, в свою очередь, - как " теоретические" М. первых.

Такая многозначность термина становится понятной, если учесть, что М. в конкретных науках так или иначе связываются с применением моделирования, т. е. с выяснением (или воспроизведением) свойств к.-л. объекта, процесса или явления с помощью др. объекта, процесса или явления - его " М." (типичные примеры: " планетарная" М. атома и концепция " электронного газа", апеллирующие к более наглядным - точнее, более привычным -механическим представлениям). Поэтому первое естественно возникающее требование к М.- это полное тождество строения М. и " оригинала". Требование это реализуется, как известно, в условии изоморфизма М. и " моделируемого" объекта относительно интересующих исследователя их свойств: две системы объектов (в интересующем нас сейчас случае -М. и " оригинал") с определёнными на них наборами предикатов, т. е. свойств и отношений (см. Логика предикатов) наз. изоморфными, если между ними установлено такое взаимно-однозначное соответствие (т. е. каждый элемент любой из них имеет единственного " напарника" из числа элементов др. системы), что соответствующие друг другу объекты обладают соответствующими свойствами и находятся (внутри каждой системы) в соответствующих отношениях между собой. Однако выполнение этого условия может оказаться затруднительным или ненужным, да и вообще настаивать на нём неразумно, поскольку никакого упрощения исследовательской задачи, являющейся важнейшим стимулом для моделирования, использование одних лишь изоморфных М. не даёт. Т. о., на след, уровне мы приходим к представлению о М. как об упрощённом образе моделируемого объекта, т. е. к требованию гомоморфизма М. " оригиналу". (Гомоморфизм, как и изоморфизм, " сохраняет" все определённые на исходной системе свойства и отношения, но, в отличие от изоморфизма, это отображение, вообще говоря, однозначно лишь в одну сторону: образы нек-рых элементов " оригинала" в М. оказываются " склеенными" - подобно тому, как на сетчатке глаза или на фотографии сливаются в одно пятно изображения близких между собой участков изображаемого предмета.) Но и такое понимание термина " М." не является окончательным и бесспорным: если мы преследуем цель упрощения изучаемого объекта при моделировании в к.-л. определённых отношениях, то нет никакого резона требовать, чтобы М. была во всех отношениях проще " оригинала" - наоборот, имеет смысл пользоваться любым, сколь угодно сложным арсеналом средств построения М., лишь бы они облегчали решение проблем, ставящихся в данном конкретном случае. Поэтому к максимально общему определению понятия " М." можно прийти, допуская сколь угодно сложные М. и " оригиналы" и требуя при этом лишь тождества структуры нек-рых " упрощённых вариантов" каждой из этих систем. Иными словами, две системы объектов А и В мы будем теперь называть М. друг друга (или моделирующими одна другую), если нек-рый гомоморфный образ А и нек-рый гомоморфный образ В изоморфны между собой. Согласно этому определению, отношение " быть М." обладает свойствами рефлексивности (т. е. любая система есть своя собственная М.), симметричности (любая система есть М. каждой своей М., т. е. " оригинал" и М. могут меняться " ролями") и транзитивности (т. е. модель модели есть М. исходной системы). Т. о., " моделирование" (в смысле последнего из наших определений понятия " М.") является отношением типа равенства (тождества, эквивалентности), выражающим " одинаковость" данных систем (относительно тех их свойств, к-рые сохраняются при данных гомоморфизмах и изоморфизме). То же, конечно, относится и к первоначальному определению М. как изоморфного образа " оригинала", в то время как отношение гомоморфизма (лежащее в основе второго из данных выше определений) транзитивно и антисимметрично (М. и " оригинал" не равноправны!), порождая тем самым иерархию М. (начиная с " оригинала") по понижающейся степени сложности.

М., применяемые в совр. научных исследованиях, впервые были в явном виде использованы в математике для доказательства непротиворечивости геометрии Лобачевского относительно геометрии Евклида (см. Неевклидовы геометрии, Аксиоматический метод). Развитый в этих доказательствах т. н. метод интерпретации получил затем особенно широкое применение в аксиоматической теории множеств. На стыке алгебры и математической логики сформировалась специальная дисциплина - моделей теория, в рамках которой под М. (или " алге-браич. системой") понимается произвольное множество с заданными на нём наборами предикатов и (или) операций -независимо от того, удаётся ли такую М. описать аксиоматич. средствами (нахождение таких описаний и является одной из осн. задач теории М.). Дальнейшую детализацию такое понятие М. получило в рамках логической семантики. В результате логико-алгебраич. и семантич. уточнений понятия " М." выяснилось также, что его целесообразно вводить независимо от понятия изоморфизма (поскольку аксиоматич. теории допускают, вообще говоря, и не изоморфные между собой М.).

В соответствии с различными назначениями методов моделирования понятие " М." используется не только и не столько с целью получения объяснений различных явлений, сколько для предсказания интересующих исследователя явлений. Оба эти аспекта использования М. оказываются особенно плодотворными при отказе от полной формализации этого понятия. " Объяснительная" функция М. проявляется при использовании их в пе-дагогич. целях, " предсказательная" -в эвристических (при " нащупывании" новых идей, получении " выводов по аналогии" и т. п.). При всём разнообразии этих аспектов их объединяет представление о М. прежде всего как орудии познания, т. е. как об одной из важнейших филос. категорий. Для использования этого понятия во всех разнообразных аспектах на совр. этапе развития науки характерно значит, расширение арсенала применяемых М. Введение в число параметров, описывающих изменяющиеся (развивающиеся) системы временных характеристик (или использование функций в математич. смысле этого слова в качестве первичных элементов М.), позволяет расширить понятие изоморфизма до т. н. изофункционализма и с его помощью отображать (моделировать) не только " жёстко заданные", неизменные системы, но и различные процессы (физ., хим., производств., экономич., социальные, биол. и др.). Это открывает широкие возможности использования в качестве М. программ для цифровых ЭВМ, " языки" к-рых можно рассматривать как " универсальные моделирующие системы". То же, конечно, относится и к обычным (естественным) языкам, причём и по отношению к языковым М. претензии на их непременный изоморфизм описываемым ситуациям оказываются несостоятельными и ненужными. К тому же предварит, учёт всех подлежащих " моделированию" параметров, нужный для буквального понимания термина " М.", введённого к.-л. точным определением, часто невозможен (что и обусловливает, кстати, потребность в моделировании), в силу чего особенно плодотворным опять-таки оказывается расширительное понимание термина " М.", основывающееся на интуитивных представлениях о " моделировании". Это относится ко всякого рода " вероятностным" М. обучения (см. также Программированное обучение), " М. поведения" в психологии, к типичным для кибернетики М. самоорганизующихся (самонастраивающихся) систем. Требование непременной формализации как предпосылки построения М. лишь сковывало бы возможности научных исследований. Весьма перспективным путём преодоления возникающих здесь трудностей представляется также введение различных ослаблений в формальные определения понятия " М.", в результате чего возникают " приближённые", " размытые" понятия " квазимодели", " почти М." и т. п. При этом для всех модификаций понятия " М." на всех уровнях его абстракции оно используется в обоих упомянутых выше смыслах, причём зачастую одновременно. Напр., " запись" генетической информации в хромосомах моделирует родительские организмы и в то же время моделируется в организме потомка.

Лит.: К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 15; Э ш-б и У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959, гл. 6; Л а х у т и Д. Г., Р е в з и н И. И., Финн В. К., Об одном подходе к семантике, " Философские науки", 1959, № 1; Моделирование в биологии. [Сб. ст.], пер. с англ., М., 1963; Вир С., Кибернетика и управление производством, пер. с англ., М., 1963; Чжао Юань-жен ь, Модели в лингвистике и модели вообще, в сб.: Математическая логика ц её применения, пер. с англ., М., 1965, с. 281-92; М и л-л е р Д ж., Галантер Ю., П р и-б р а м К., Планы и структура поведения, пер. с англ., М., 1965; Г а с т е в Ю. А., О гносеологических аспектах моделирования, в сб.: Логика и методология науки, М., 1967, с. 211-18; К а р р и X. Б., Основания математической логики, пер. с англ., М., 1969, гл. 2и7; ХомскийН., Язык и мышление, пер. с англ., М.. 1972; С a map R., The logical syntax of language, L., 1937; К е т e-n у J. G., A new approach to semantics, " Journal of Symbolic Logic", 1956, v. 21, № 1-2; G a s t e v У u. A., The role of.the isomorphism and homomorphism conceptions in methodology of deductive and empirical sciences, в сб.: Abstracts. IV International congress for logic, methodology and philosophy of science, Buc., [1971], p. 137-38.

Ю. А. Гастев.

МОДЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ, совокупность элементов литейной технологич. оснастки, предназначенной для образования внеш. контуров и внутр. полостей отливки в литейной форме.

В состав М. к. входят: литейные модели, модельные и протяжные плиты, стержневые ящики, модели частей литниковой системы, формовочные и контрольные шаблоны, кондукторы, сушильные плиты и др. оснастка. В М. к. включаются также и специализиров. опоки. В зависимости от технологии изготовления формы те или иные элементы могут отсутствовать.

Материалом для М. к. служат древесина, пластмасса, металл, гипс и др. Выбор материала определяется характером произ-ва, программой изготовления форм, требованиями к размерной точности и качеству поверхности отливки. В СССР по деревянным М. к. получают св. 60% отливок. Существует тенденция увеличения выпуска отливок по метал-лич. и пластмассовым М. к. Для отливок из всех сплавов М. к. изготовляют с учётом линейной усадки сплавов.

По прочности деревянные М. к. подразделяются на три класса. Класс прочности определяет конструкцию и качество изготовления М. к., что в свою очередь определяет точность его размеров и долговечность. По точности изготовления деревянные М. к. разбивают на три класса в зависимости от требуемого класса точности отливки; точность М. к. должна превышать требуемую точность отливки. В необходимых случаях быстро-изнашиваемые части деревянных моделей армируют металлом. Износостойкость ме-таллич. М. к. повышают преимущественно хромированием деталей. При изготовлении деревянных М. к. используют нормализованные элементы. Осн. оборудованием модельных цехов или участков являются деревообр. станки. Метал -лич. М. к. изготовляют в металломодель-ных отделениях инструментальных цехов или в металломодельных цехах. Крупные модельные произ-ва обслуживают неск. литейных цехов. Для изготовления форм и стержней из термореактивных материалов (оболочковые формы и стержни объёмные стержни, твердеющие в " горячих ящиках") применяется спец. металлич. оснастка (обычно из серого чугуна, выдерживающая нагрев до 400 °С.

М. к. хранят на специально оборудованных модельных складах при темпер. ок. 20 °С и относит, влажности воздуха 60%.

Лит.: Поляков Д. С., Таскин В. Л., Литейные модельные лекты, М., 1967; К л е б а н е р В. Я., Экономика и организация модельного производства, Л., 1968; Ложнчевский А. Изготовление литейных металлических моделей, М., 1969; Б а л а б и н В. В., Моделы производство, М., 1970; его же, Изготовленне деревянных модельных комплект в литейном производстве, 2 изд., М.

В. Л. Тарст

МОДЕНА (Modena), город в Сев. Италии, в обл. Эмилия-Романья, на Падаской равнине, между притоками По, Панаро и Секкья. Адм. ц. провинц. Модена. 171, 1 тыс. жит. (1971). Важн. транспортно-пром. центр. Произ-во спорт. автомобилей, автобусов, тракторов ж.-д. оборудов., с.-х. и типографск. машин, оборудования для пищ. пром-сти, хим., электротехнич., цем., литейная, табачная, пищ., кож.-обув, пром-сть. Ун-т

В древности М.- этрусский город, со 183 до н. э.- рим. колония (Мутина Сражение при М. (43 до н. э.) решили исход Мутинской войны. Пришедший в упадок в период варварских нашествий М. возрождается в 8 в. н. э., став резиденцией епископов и графов. В 11 в. вошла в Ломбардскую лигу. В 12 в. добилась прав коммуны. В 12 в. в М. был основан ун-т. В 1288-1860 М. Haxодилась под властью рода д' Эсте (с перерывами: в 1306-36 вновь коммуна, в 1510-27 - под властью пап). С 15в. центр одноимённого герцогства, существовавшего до 1860 (с перерывом в 1797-1815, когда его терр. входила в гос-во создававшиеся в Италии в период франц. оккупации). В годы 2-й мировой войны 1939-45 (после оккупации Италии германскими войсками) в пров. М. развернулось Движение Сопротивления; силами Сопротивления М. была освобождена в апр. 1945.

Модена. Собор. 11 -13 вв.

Г. Модена.

Архит. памятники: романский собор (с 1099 по 13 в., мастер Ланфранко и др.), ренессансная церковь Сан-Пьетро (15 в.), барочное Палаццо Дукале (1634, арх. Б. Аванцини). Галерея, музей и собр. медалей Эсте (живопись итал. и исп. школ Возрождения и барокко).

Лит.: Elenco degli edifici monumental. Provincia di Modena, Roma, 1920; AmorthL., Modena capitale, Mil., 1967.

МОДЕНА (Modena) Густаво (13.2.1803, Венеция, -20.2.1861, Турин), итальянский актёр. Род. в актёрской семье. Получил юридич. образование в Падуан-ском ун-те. В 1824 начал сценич. деятельность. Выступал в труппах различных антрепренёров, был организатором собств. трупп. Героич., романтически приподнятое иск-во М. сложилось под влиянием и дей нац. -осв ободит. движения в Италии 1-й пол. 19 в. Он участвовал в Бо-лонском восстании 1831, был тесно связан с тайным республиканским об-вом " Молодая Италия" и его основателем Дж. Мадзини; стремился сделать театр орудием борьбы за свободу и независимость родины. Среди лучших ролей М.: Паоло (" Франческа да Римини" Пелли-ко), Адельгиз (" Адельгиэ" Мандзони), Брут, Саул, Филипп (" Брут", " Саул", " Филипп" Альфьери), Магомет (" Магомет" Вольтера). Творчество М. способствовало созданию итал. реалистич. школы актёрского иск-ва; он воспитал таких актёров, как А. Ристори, Э. Росси, Т. Сальвини. В 1859 оставил сцену. В 1888 изданы письма М., представляющие интерес для изучения театра.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

МОДЕРАДОС (исп. moderados, букв.-умеренные), испанская партия правых либералов, объединявшая часть дворянства и буржуазии в 1820-68. Образовавшееся во время Испанской революции 1820-23 пр-во М. (март 1820 - авг. 1822) декретировало ряд реформ- (ликвидацию майоратов, закрытие части монастырей и др.), но проявило нерешительность в борьбе со сторонниками абсолютизма и вынуждено было уступить власть левым либералам (эксалътадос). После начала Карлистской войны регентша Мария Кристина передала власть (15 янв. 1834) руководителю правых либералов Ф. Мартинесу де ла Роса, к-рый в апр. 1834 издал Королев, статут -консервативную конституцию, воплотившую в себе политич. идеалы М. Развитие нар. движения привело в сент. 1835 к отставке правительства М. В 1840-е гг. партия М. активно выступала против демократич. реформ. В июле 1843 лидер М.- Р. М. Нарваэс совершил контрреволюционный переворот, положивший конец Испанской революции 1834-43. С началом в Испании революции 1868-74 партия М. прекратила своё существование.

МОДЕРАТО (итал. moderate, букв.-умеренно), обозначение умеренного темпа, среднего между аллегро и аллегретто.

МОДЕРАТОР (лат. moderator, от то-deror - умеряю, сдерживаю), приспособление, предназначенное для приглушения звука в пианино и роялях. Состоит из деревянной планки, расположенной поперёк всех струн, и рычага управления.
" МОДЕРН", стиль " модерн" (франц. moderne - новейший, современный), одно из названий стилевого направления в европ. и амер. иск-ве кон. 19 -нач. 20 вв. В Бельгии, Великобритании и США оно известно как " новое иск-во" (Art Nouveau), в Германии - " югенд-стиль" (Jugendstil), в Австрии - " стиль Сецессиона" (Sezessionstil), в Италии -" стиль Либерти" (" stile Liberty"), в Испании - " модернизм" (modernismo). " M." возник в условиях кризиса бурж. культуры как один из видов неоромантич. протеста против антиэстетичности бурж. образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Эстетика " М." развивала идеи символизма и эстетизма, " философии жизни" Ф. Ницше. " М.", по мысли ряда его теоретиков (бельгиец X. К. ван де Велде, опиравшийся на социалистич. утопии У. Морриса), должен был стать стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространств, и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза иск-в, новых, нетрадиционных форм и приёмов, совр. материалов и конструкций. Наиболее последовательно " М." осуществил свои принципы в узкой сфере создания богатых индивидуальных жилищ. Но в духе " М.", стремившегося стать универсальным стилем своего времени, строились и многочисл. деловые, пром. и торг, здания, вокзалы, театры, мосты, доходные дома. " М." пытался преодолеть характерное для бурж. культуры 19 в. противоречие между художеств, и утилитарным началами, придать эстетич. смысл новым функциям и конструктивным системам, приобщить к иск-ву все сферы жизни и сделать человека частицей художеств, целого. Стремление изменить иск-вом мир в рамках капиталистич. общества было глубоко утопичным. Практически же " М." явился первым относительно цельным стилем художеств, оформления различных сфер бурж. быта.

" М." противопоставил эклектизму 19 в. единство, органичность и свободу развития стилизованной, обобщённой, ритмически организованной формы, назначение к-рой - одухотворить материально-вещную среду, выразить тревожный, напряжённый дух переломной эпохи. Период становления " М." (рубеж 19 -20 вв.) отмечен нац.-романтич. увлечениями, интересом к ср.-век. и нар. иск-ву. Для этого этапа характерно возникновение художеств.-ремесленных мастерских (прообразами их были мастерские русского Севера". Журнал " Мир искусства". 1904.

" Модерн". Графика. Слева- Я. Т о р о п. Рекламный плакат. Цветная литография. Около 1897. В центре-И. X о ф м а н. Виньетка для журнала " Вер сакрум". 1898. Справа - И. Я.

Б и л и б и н. Титульный лист к статье " Народное творчество

У. Морриса, 1861, и " Выставочное общество искусств и ремёсел", 1888, в Великобритании), часто противопоставлявших себя капиталистич. индустрии: " Объединённые художественно-ремесленные мастерские" (1897) и " Немецкие мастерские художественных ремёсел" (1899) в Германии; " Венские мастерские" (1903) в Австрии; мастерские в Абрамцеве (1882) и Талашкине (ок. 1900) в России. Зрелый " М." (кон. 1900-х и 1910-е гг.) приобрёл черты интернац. стиля, основанного на применении принципиально новых художеств, форм. Быстрому распространению " М." способствовали журналы " Revue blanche" (1891, Париж), " The Studio" (1893, Лондон), " The Yellow Book" (1894, Лондон), " Jugend" (1896, Мюнхен), " Deutsche Kunst und Dekora-tion" (1897, Дармштадт), " Ver Sacrum" (1898, Вена), " Mup искусства" (1898/99, Петербург).

В противоположность эклектизму с его интересом к достоверности воспроизведения отд. деталей ист. и нац. стилей " М." хотел возродить дух стилевого единства художеств, организмов, присущий ср.-век. или нар. иск-ву, общность и взаимовлияние всех видов иск-ва. Это предопределило появление нового типа художника-универсала, соединившего в одном лице архитектора, графика, живописца, проектировщика бытовых вещей и часто теоретика. Идея синтетич., цельного произведения иск-ва (Gesamtkunstwerk) ярче всего воплощена в архитектуре интерьеров, лучшие образцы к-рых отличаются ритмич. согласованностью линий и тонов, единством деталей декора и обстановки (обои, мебель, лепнина, панели, арматура светильников), целостностью однородного перетекающего пространства, усложнённого и расширенного зеркалами, многочисленными дверными и оконными проёмами, живописными панно.

Архитектура " М." была первым шагом в архит. развитии 20 в. Она искала единства конструктивного и художеств, начал, вводила свободную, функционально обоснованную планировку, применяла каркасные конструкции, разнообразные, в т. ч. новые, строит, и отделочные материалы (железобетон, стекло, кованый металл, необработанный камень, изразцы, фанера, холст). Свободно размещая в пространстве здания с различно оформленными фасадами, архитекторы " М." восставали против симметрии и регулярных норм градостроительства. Богатейшие возможности формообразования, предоставленные новой техникой, они использовали для создания подчёркнуто, индивидуализированного образного строя; здание и его конструктивные элементы получали декоративное и символически-образное осмысление. Наряду со стремлением к необычным живописным эффектам, динамикой и текучей пластичностью масс, уподоблением архит. форм органическим природным явлениям (постройки А. Гауди в Испании, В. Орта и X. К. ван де Велде в Бельгии, ф. О. Шехтеля в России) существовала и рационалистич. тенденция: тяготение к геометрической правильности больших, спокойных плоскостей, к строгости, порой даже пуризму (ряд построек И. Хофмана, И. Оль-бриха в Австрии, Ч. Р. Макинтоша в Шотландии, поздние работы Шехтеля). Нек-рые архитекторы нач. 20 в. предвосхищали во многом функционализм, стремились выявить каркасную структуру здания, подчеркнуть тектонику масс и объёмов (ряд построек О. Вагнера в Австрии, П. Беренса в Германии, О. и Г. Перре во Франции).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал