Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
XVIII. Кино 21 страница. Для К. Маркса Ф.- это не только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова
Для К. Маркса Ф.- это не только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире"... продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом ..." (там же, т. 23, с. 82). Наделение предметов магич. свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религ. сознанию, но и различным формам " светского" сознания (алхимия, бурж. политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории фетишизма К. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономич. обусловленность Ф. бурж. производств. отношениями. К. Маркс связывает Ф. со сращением культурно-социальных функций вещи с её материальным субстратом. При этом объект Ф. становится неким магич. средством, призванным обеспечить достижение желаемого результата, т. е. продукт деятельности становится " чувственно-сверхчувственной вещью". В совр. марксистской лит-ре подчёркивается методологич. значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Не только марксистские историки религии и этнографы, но и социологи обращаются к теории Ф., развитой К. Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания (смешение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т. п.), критики различных форм " массовой культуры" и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологич. процессов в бурж. обществе. А. П. Огурцов. 3) Ф. в медицине, половое извращение, при к-ром сексуальное влечение направлено на разл. предметы (напр., обувь, чулки, бельё), принадлежащие любимому человеку. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сборник], М., 1971. с. 458 - 70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том " Капитала"), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1 - 2; Маркс К., Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 1 - 2; Xарузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: фетишизм, " Этнографическое обозрение", 1908, № 1 - 2; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М. - Л., 1929; Марк А., Критика фетишизму в творчостi Маркса, Харь-кiв, 1931; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; А1thussеr L., Rаnciere J., Macherey P., Lire le capital, t. 1, P., 1965. ФЕТИШИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ, см. вст. Юридическое мировоззрение. ФЕТР (от франц. feutre - войлок), материал, получаемый валянием пуха (тонкого волоса) гл. обр. зайцев, кроликов и коз, отходов меха, тонкой и полугрубой шерсти (иногда с примесью хим. волокон). В зависимости от внешней отделки различают Ф. гладкий и ворсовой. Ворсовой, в свою очередь, делится на: " под замшу" (дл. ворса менее 0, 5 мм), корот-коворсовой (дл. от 0, 5 до 1, 5 мм), велюр (густой стоячий ворс дл. 1, 5-2, 5 мм) и длинноворсовой (неподстриженный ворс дл. от 3 до 8-12 мм). Ф. вырабатывается в виде колпаков для шляп, беретов, т. н. чулок для изготовления тонких (фетровых) валенок, а также в виде листов, из к-рых выкраивают детали обуви, технич. изделия (фильтры, прокладки и т. п.). ФЕТТИ, Фети (Fetti, Feti) Доменико [ок. 1588, Рим (?), - 16.4.1623, Венеция], итальянский живописец. Учился в Риме у Л. Чиголи; с 1613 работал в Мантуе, с 1622- в Венеции. Испытал влияние Караваджо, А. Эльсхеймера, мастеров венецианской школы 16 в. Писал гл. обр. картины на библейские и мифологич. сюжеты (" Исцеление Товита", нач. 1620-х гг., Эрмитаж, Ленинград), а также портреты. Особенно характерны для Ф. небольшие картины на темы евангельских притч [Дрезденская картинная гал., Гал. Палатина (Палаццо Пит-ти), Флоренция, и др.]. Религиозные сюжеты Ф. трактовал как жанровые сцены, изображая их в пейзаже, эмоционально созвучном переживаниям героев. Произв. Ф. отличаются чёткостью композиции, психологич. выразительностью колорита, выдержанного в чистой гамме светлых и холодных тонов, широкой свободной манерой письма. Илл. см. на вклейке к стр. 305. Лит.: Askew P., The parable paintings of Domenico Fetti, " The Art Bulletin", 1961, v.43, № 1, p. 21 - 45. ФЕТХ-АЛИ-ШАХ, Фатх- Али -шах (наст. имя - Баба- хан) (1766, по др. данным, 1771-24.10.1834, похоронен в г. Кум), шах Ирана с 1797 из династии Каджаров. Во время правления Ф.-А.-ш. Иран, ослабленный феод. междоусобицами, стал объектом колон. экспансии европ. капиталистич. держав и царской России. Ф.-А.-ш. заключил неравноправные договоры с Францией (1807), Великобританией (1801, 1809, 1814), Россией (1813, 1828). ФЕТХИЕ (Fethiye), город на Ю. Турции, в иле Мугла. Порт на берегу зал. Фет-хие Средиземного моря. 11 тыс. жит. (1970). Лов рыбы и мор. губки. В р-не Ф.- добыча хромовых и марганцевых руд. ФЕТЫ (греч. thetes), в древних Афинах по реформе Солона четвёртая (после пентакосиомедимнов, всадников, зев-гитов), низшая цензовая группа гражд. населения. В неё входили граждане с годовым доходом с земли меньше 200 медимнов (1 медимн = от 41 до 52 л зерна): мелкие землевладельцы, арендаторы, батраки, подёнщики, городская беднота. От налогов Ф. были освобождены. В армии служили легковооружёнными воинами, матросами, гребцами, несли нестроевую службу. Обладали правом участия в нар. собрании и суде присяжных. Политич. и воен. роль Ф. особенно возросла при Фемистокле, Перик-ле и Клеоне в связи с дальнейшей демократизацией афинского гос. строя и усилением роли флота. К 4 в. до н. э. Ф. фактически получили доступ к гос. должностям. Термин " Ф." ранее, в гомеровскую эпоху (11-9 вв. до н. э.), обозначал обедневшую часть граждан, потерявшую связь с родом и общиной. ФЕФЕР Ицик (Исаак Соломонович) [10(23).9.1900- 1952], еврейский советский поэт. Род. в м. Шпола, ныне Черкасской обл. Чл. КПСС с 1919. В том же году добровольно ушёл в Красную Армию. Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Печатался с 1919. В сб-ках лирич. стихов " Щепки" (1922), " О себе и о таких, как я" (1924), в поэмах " Иосл Шиндер", " Ребята" (обе - 1925), " Смерть Ильи" (1928) гл. тема - гражд. война. Темы строительства социализма воплощены в поэмах " Камень к камню" (1925), " Пласты" (1932), " Большие границы" (1939). Автор пьес " Трубочист" (1926), " Солнце не заходит" (1947). Соч.: Лидер, баладес, поэмес. [Предисл. Г. Ременика], М., 1967; в рус. пер. - Стихи и поэмы, М., 1958; Стихи, М., 1969. Лит.: Добрушин И., Фефер дер дих-тер, в кн.: Ин ибербой, М., 1932; Ременик Г., Дер дихтер фун зиг, " Советиш геймланд", 1975, № 9. ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау, - 18.11.1887, Лейпциг), немецкий физик, психолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса). Один из основоположников эксперимент. психологии и эстетики (т. н. эстетики " снизу", идущей от опыта и индукции, а не от филос. построений). Проф. физики Лейпцигского ун-та (1834-40); из-за болезни и частичной слепоты оставил занятия физикой и обратился к философии. Разделяя во многом учение Ф. В. Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена, материя - оборотная сторона психического). Развил идеи психофизики как особой науки, изучающей соотношения психич. и физич. явлений (связь между ними Ф. мыслил как психофизический параллелизм), применял матем. язык для описания экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их раздражителями (см. Вебера - Фехнера закон). Со ч.: Elemente der Psychophysik, Lpz., 1860; Zend-Avesta oder uber die Dinge des Himmels und des Jenseits, 5 Aufl., Bd 1 - 2, Lpz., 1922; Vorschule der Asthetik, 3 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1925. Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 9; Кuntze J., G. Th. Fechner, Lpz., 1892. М. Г. Ярошевский. Лит.: Прецизионные сплавы. Справочник, М., 1974. ФЕХТЕ (Vechte), немецкое назв. р. Вехт в ФРГ и Нидерландах. ФЕХТОВАНИЕ (от нем. fechten - фехтовать, сражаться, бороться), 1) система приёмов владения холодным оружием в рукопашном бою. Различные системы владения холодным оружием известны с древнейших времён (Египет, Индия, Греция, Рим). В ср. века Ф. считалось одной из " семи благородных страстей рыцаря". Зарождение т. н. фехтовального иск-ва относится к нач. 15 в., когда с появлением огнестрельного оружия тяжёлые защитные доспехи воинов стали упраздняться, что позволило значительно облегчить холодное оружие. В 15-16 вв. вначале в Испании (где началось произ-во лёгких и прочных толедских клинков и получили распространение дуэльные поединки), затем в Италии, Франции, Германии сложились нац. школы Ф. колющей и рубяще-колющей шпагой, появились уч. пособия по Ф. (одно из первых - итальянца А. Мароццов 1517). Как форма обучения приёмам владения холодным оружием Ф. до сер. 19 в. являлось обязательным элементом дворянского воспитания и до сер. 20 в. входило в программу боевой подготовки в армии (сабля, шашка, штык и др.), в уч. планы военных уч. заведений (в России с нач. 18 в. " рапирная наука" была обязательным уч. предметом в Школе матем. и навигац-ких наук, Морской академии, а затем и в др. военных уч. заведениях). 2) Вид спорта, объединяющий регламентируемые офиц. правилами единоборства на холодном спортивном оружии - рапире, шпаге, сабле. Совр. программа офиц. соревнований включает личные и командные турниры мужчин (рапира, шпага, сабля) и женщин (только рапира - как наиболее лёгкое оружие). В поединках на рапирах разрешены уколы только в туловище, на шпагах - во все части тела, кроме незащищённого маской затылка, на саблях - уколы (удары) во все части тела выше пояса, кроме затылка. Поединок ведётся до 5-10 уколов (ударов) у мужчин и до 5-8 уколов у женщин. Регистрация уколов в поединках на шпагах производится судьёй - руководителем боя с помощью электрофиксатора, на рапирах - электрофиксатором и визуально, на саблях -только визуально (4т. н. угловыми судьями). Поединки проводятся на спец. дорожке шир. 2 м и дл. 14 м (рапира), 18 м (шпага, сабля). Спортсмены выступают в лёгких защитных костюмах из прочной белой ткани, в масках с металлич. сеткой и с перчаткой на вооружённой руке. Соревнования проводятся по круговой, кубковой и смешанной системам (см. Спортивные соревнования). Основные принципы спортивного Ф. сложились в кон. 17 в. во Франции, где синтезировались исп. и итал. школы Ф. (французы усовершенствовали технику приёмов, методику обучения, оружие, ввели защитную маску и пр.). В 18-19 вв. Ф. стало во мн. странах одним из наиболее популярных видов спорта у привилегированных сословий. Наряду с индивидуальным обучением получили распространение фехтовальные классы, залы, школы. Во 2-й пол. 19 в. определились осн. правила и программы офиц. соревнований по Ф., стандарты спортивного оружия и защитного снаряжения. С 1896 Ф. входит в программу Олимпийских игр (соревнования женщин - с 1924). В 1906-36 проводились чемпионаты Европы, с 1937 ежегодно организуются чемпионаты мира, с 60-х гг.- личные и командные соревнования на Кубки Европы, с 50-х гг.- личные первенства мира среди юниоров (с 1964 - чемпионаты). Сильнейшими на междунар. соревнованиях в 1-й пол. 20 в. были фехтовальщики Италии, Франции, Венгрии. В России спортивное Ф. известно с кон. 17 - нач. 18 вв. Однако до сер. 19 в. им занимались лишь представители феод. знати под руководством иностр. преподавателей-фехтмейстеров. В сер. 19 в. появились рус. уч. пособия по Ф. (Соколова, И. Сивербрика и др.), с 1860 стали проводиться офиц. соревнования (только для офицеров). В кон. 19 - нач. 20 вв. в Петербурге, Москве и ряде др. городов открылись частные фехтовальные залы, курсы, клубы Ф., в т. ч. Моск. военная фехтовально-гимнастич. школа (1910). Ф. входило в программу Рус. олимпийских игр (1913, 1914). Рус. фехтовальщики участвовали в Олимпийских играх 1912. В первые годы Сов. власти обучение Ф. на спортивном оружии осуществлялось в кружках и на курсах всевобуча, во вновь открытых школах Ф. (первые преподаватели - С. О. Агафонов, В. М. Житков, П. А. Заковорот, В. М. Захаров, А. П. Мордовии и др.). В 1924 состоялся 1-й чемпионат Москвы, в 1925 осн. всесоюзная секция Ф. (с 1958 - Федерация Ф. СССР). Ф. входило в программу Всесоюзной спартакиады 1928. С 30-х гг. проводятся чемпионаты СССР (с 1943 ежегодно), с 1948 - первенства среди юниоров, с 50-х гг.- среди подростков (с 15 лет), юношей и девушек. В 30-50-е гг. проводились офиц. соревнования по Ф. на винтовках (карабинах) с эластичным штыком. Первые успехи сов. Ф. связаны с именами Р. И. Чернышёвой, А. М. Пономарёвой, Т. И. Климова, В. В. Вышпольского, К. Т. Булочко, В. А. Аркадьева, И. И. Манаенко и др. В 1952 Всесоюзная секция Ф. вступила в Междунар. федерацию Ф.- ФИЕ (осн. в 1913 в Париже, объединяла в 1976 нац. федерации 76 стран) и стала участвовать в крупнейших междунар. соревнованиях, в т. ч. в Олимпийских играх. В 1958-75 сборная команда СССР 15 раз была обладателем " Большого приза наций" (за общекомандную победу на мировых первенствах и олимпиадах), завоевав 64 золотые медали (достижения фехтовальщиков др. стран в этот период: ВНР - 26 золотых медалей, ПНР и Франция - по 13, Италия - 10, ФРГ - 6); 25 золотых медалей получили сов. спортсмены на чемпионатах мира среди юниоров, 22 раза сов. клубные команды первенствовали в соревнованиях на Кубки Европы. Среди неоднократных чемпионов Олимпийских игр мира: Г. Е. Горохова, А. И. Забелина, В. К. Растворо-ва, Т. Д. Самусенко, Е. Д. Белова, Э. К. Ефимова, В. Г. Никонова, А. В. Никан-чиков, В. Ф. Жданович, Я. А. Рыльский, Г. Я. Крисе, В. А. Сидяк, В. А. Назлымов, В. П. Путятин, М. С. Ракита, Г. А. Свешников, В. В. Станкович, А. А. Романьков, Б. С. Хабаров, В. А. Кровопусков. В развитие сов. школы Ф. внесли вклад тренеры В. А. Аркадьев, В. А. Андриевский, Г. М. и Л. П. Бокун, К. Т. Булочко, А. П. Голяницкий, Е. Я Колчинский,, И. И. Манаенко, М. П. Мидлер, А. Н. Пономарёв, Л.В.Сайчук, М. В. Сазонов, Д. А. Тышлер, Ю. Т. Хозиков и др. На 1 янв. 1976 в СССР спортивным Ф. занимались ок. 40 тыс. чел., в т. ч. св. 400 мастеров спорта. Ф. культивируется в 20 спортивных об-вах и ведомствах (сильнейшие - фехтовальщики " Динамо", Вооружённых Сил, " Буревестника", центры - в Москве, Киеве, Минске). Наибольших успехов на чемпионатах мира и Олимпийских играх из зарубежных фехтовальщиков добились: А. Геревич, Р. Карпати и Илона Элек (Венгрия), К. д'Ориола (Франция), Э. Манджаротти и Н. Нади (Италия), а также саблисты Венгрии - 9-кратные чемпионы Олимпийских игр в 1908-60 в командных соревнованиях. Ф. на шпагах входит в программу совр. пятиборья. Существуют нац. виды Ф., напр. нанайское - на шестах, грузинское - на мечах со щитом. Особый вид Ф.- сценическое (изображение на сцене, экране рукопашных боёв, дуэльных поединков и т. п.), имитация боя по определённому сценарию, подчинена закономерностям сценич. движения. Лит.: Фехтование, под ред. В. А. Аркадьева, М., 1959; Тышлер Д., Скрестим клинки, М., 1959; Пономарев А. П., Сайчук Л. В., Фехтование на шпагах, М., 1970; Фехтование. Справочник, М., 1975. А. Н. Пономарёв, Д. А. Тышлер. ФЕЦИАЛЫ (лат. fetiales), в Др. Риме члены жреч. коллегии, отправлявшей священные обряды при объявлении войны и заключении мира. Избирались пожизненно из знатнейших семей, их личность считалась неприкосновенной. ФЕЦЦАН, Феззан, ист. область в Ливии. По Геродоту, в Ф. жили древние племена гарамантов, уммидийцев и др. Удалённость от моря позволяла местным племенам отражать чужеземные вторжения (Рима, вандалов и др.). С приходом в 7 в. арабов в Ф. получил распространение ислам. Ф., входивший в состав различных ср.-век. араб. гос-в, фактически пользовался известной автономией. После захвата (1551) прибрежных р-нов Ливии Османской империей население Ф. оказывало сопротивление туркам св. 30 лет; в 1838-42 в Ф. происходило крупное антитур. восстание. Во 2-й пол. 19 в. значит. влиянием в Ф. пользовались сенуситы (см. Сенусийя). Во время и после итало-тур. войны 1911 -12 население Ф. оказывало упорное сопротивление итал. войскам. Италия сумела овладеть Ф. лишь в 1930. В 1943 Ф. был оккупирован франц. войсками (выведены в 1956). В кон. 1951-63 одна из трёх (наряду с Триполитанией и Киренаи-кой) адм. пров. независимой Ливии. С введением нового адм. деления (1963) как самостоят. адм. единица упразднена и разделена на 2 мухафазы (губернаторства): Убари и Себха. ФЗМК, см. Фабричный, заводской, местный комитет. ФЗО школа, см. Школа фабричнозаводского обучения. ФЗУ школа, см. Школа фабрично-заводского ученичества. ФИАЛ (от греч. phiale - чаша, кубок), декоративная остроконечная каменная пирамидка, обычно венчающая пинакль в архитектуре готики. Ф., как правило, украшены краббами и завершены крестоцветом. Илл. см. т. 7, стр. 182. ФИАЛА, фиал (греч. phiale), сосуд, употреблявшийся в Др. Греции для культовых и бытовых нужд. Имел форму широкой плоской чаши с тонкими стенками, слегка загнутыми внутрь краями и полусферич. выступом на дне. Илл. см. т. 4, стр. 232. ФИАЛКА (Viola), род растений сем. фиалковых. Многолетние, реже однолетние травы, иногда полукустарники. Листья очередные или в прикорневой розетке, обычно с прилистниками. Цветки фиолетовые, жёлтые, белые или разноцветные, одиночные. Венчик неправильный - нижний лепесток со шпорцем, в к-рый входят нектарники двух нижних тычинок. Для Ф. характерно образование клейстогамных (см. Клейстогамия) цветков. Плод - коробочка, вскрывающаяся тремя створками. Ок. 500 видов, по всему земному шару, но большинство в умеренном поясе Сев. полушария и в Андах. В СССР ок. 100 видов. Ф. душистая (V. odorata), встречающаяся преим. в широколиственных лесах Европ. части СССР, в Крыму и на Кавказе, с древности разводится как декоративное, иногда как эфирномасличное растение; Ф. трёхцветная (V. tricolor), сорняк, в Европ. части СССР и на Ю. Зап. Сибири; вместе с горной Ф. алтайской (V. altaica) и нек-рыми др. Ф. она послужила одним из исходных видов для создания садовой Ф. Витрокка, или садовых анютиных глазок (V. X wittrockiana), многочисленные сорта к-рой распространены в цветоводстве. М. Э. Кирпичников. ФИАЛКОВОЕ ДЕРЕВО, виды деревьев сем. бобовых, дающих твёрдую пахучую древесину, окрашенную в фиолетовые или красновато-коричневые тона; чаще Ф. д. наз. виды австрал. акаций (Acacia homalophylla и др.). ФИАЛКОВЫЕ (Violaceae), семейство двудольных растений. Травы, кустарники, полукустарники, реже - небольшие деревья. Листья простые, обычно цельные, с прилистниками. Цветки неправильные или правильные, б. ч. обоеполые, одиночные или в соцветиях. Чашелистиков, лепестков и тычинок по 5; гинецей из 3, редко 2-5 плодолистиков; завязь верхняя, с семезачатками на париетальных (постенных) плацентах. Плод - трёхстворчатая коробочка, редко ягода или ореховидный. Ок. 850 видов (16 родов), по всему земному шару, но гл. обр. в тропиках и субтропиках; в умеренных областях - до Арктики, в т. ч. в СССР (1 род - фиалка). Нек-рые Ф. имеют хоз. значение как декоративные, эфирномасличные и лекарственные, Leonia glyсусаrра (Юж. Америка) - со съедобными плодами. ФИАЛКОВЫЙ КОРЕНЬ, корневища нек-рых видов касатика, содержащие эфирное масло с запахом фиалки. Ф. к. используют в качестве ароматич. средства. Для пром. получения эфирного масла используют касатик германский, флорентийский и бледный (Iris germa-nica, I. florentina, I. pallida). Выход масла составляет 0, 1-0, 2% от массы сырых корневищ. Масло выделяют из корневищ экстракцией слабым раствором серной к-ты с последующей отгонкой его паром. Запах фиалки маслу придаёт кетон ирон, содержание к-рого в масле ок. 12-15%. ФИАНАРАНЦУА (Fianarantsoa), город на Мадагаскаре, адм. центр пров. Фианаранцуа. 55, 5 тыс. жит. (1971). Ж. д. соединён с портом Манакара. Центр с.-х. р-на (рис, животноводство). Предприятия рисоочистит., мясоконсервной и др. пром-сти. ФИАНИТЫ [от назв. Физич. ин-та Академии наук СССР (ФИАН), где они впервые были созданы], синтетические кристаллы, не имеющие природных аналогов, на основе окислов циркония и гафния. Ф. имеют кубич. кристаллич. решётку, к-рая обычно свойственна окислам циркония и гафния только при высоких темп-pax, а при комнатной темп-ре - неустойчива. Для придания ей устойчивости к окислам добавляют неск. % примесей-стабилизаторов (окислов кальция, урана и др.). Кроме стабилизаторов в состав Ф. могут входить окислы элементов (редкоземельных, группы железа и др.), сильно изменяющих физ. свойства кристаллов. Ф. получают методом кристаллизации из расплава. Т. к. темп-ры плавления окислов циркония и гафния чрезвычайно высоки (2700 °С, 2800 °С), а их расплавы химически агрессивны, получить их обычными способами невозможно. Для этого применяют бесконтактный нагрев расплава токами ВЧ. Расплавленное вещество заключено в твёрдую оболочку того же хим. состава, что и расплав. Кристаллы Ф. растут при постепенном охлаждении расплава. Один процесс длится 8-10 ч и позволяет получить неск. кг кристаллов; масса каждого достигает 200-400 г. Ф. могут быть бесцветными или окрашенными примесями в разнообразные цвета. Ф. обладают уникальной совокупностью свойств: высокой темп-рой плавления, высокой твёрдостью (7, 5-8, 5 по минералогич. шкале), низкой испаряемостью при высоких темп-pax; преломления показателем света, равным 2, 15-2, 25, плотностью ~ 6, 5-10 г/см3; значит. электропроводностью при темп-ре выше 1200 0С, устойчивостью к действию кислот и щелочей. Разнообразие окраски, высокий коэфф. преломления, лишь немного уступающий коэфф. преломления алмаза (2, 41), и большая твёрдость Ф. делают их ценными для ювелирной пром-сти. Ф. позволяют не только имитировать природные драгоценные и полудрагоценные камни (сапфир, топаз, аквамарин, гранат), но и создавать камни с оригинальными свойствами (илл. см. в т. 24, книга II, на вклейке к стр. 305). Ф. используются при изготовлении оптич. линз и " окон", способных работать при высоких темп-pax; в качестве конструкционных материалов, способных противостоять высоким темп-рам и химически агрессивным средам, а также в качестве лазерных материалов. В. В. Осико. " ФИАТ" (FIAT, Fabbrica Italiana Automobili Torino), итальянская автомобильная монополия; см. в ст. Автомобильные монополии. ФИБИГЕР (Fibiger) Йоханнес Андреас Гриб (23.4.1867, Силькеборг, - 30.1.1928, Копенгаген), датский микробиолог и патологоанатом. Ученик Р. Коха и Э. фон Беринга. В 1900-05 директор ин-та кли-нич. бактериологии; с 1900 проф. патологии Копенгагенского ун-та. В 1912 обнаружил у подопытных крыс опухоли желудка, возникавшие при скармливании им тараканов, заражённых личинками паразитич. червя спироптеры (Нобелевская пр., 1926). Впоследствии специфич. канцерогенное влияние спироптеры не подтвердилось. Работы Ф. способствовали развитию экспериментальной онкологии, в частности исследованию роли канцерогенных веществ. Соч.: Untersuchungen uber eine Nematode..., " Zeitschrift fur Krebsforschung", 1913, Bd 13, S. 217-80. Лит.: Seсher К., The Danish cancer researcher Johannes Fibiger professor in the university of Copenhagen, Cph. - L., 1947. ФИБИХ (Fibich) Зденек (21.12.1850, Вшеборжице, -15.10.1900, Прага), чешский композитор, пианист, хормейстер. Учился у И. Мошелеса (фп.), С. Ядас-сона (композиция) в Лейпцигской консерватории (1865-67). Совершенствовался в Париже и Мангейме. С 1871 до конца жизни работал в Праге (лишь в 1873-74 преподавал пение в школе в Вильнюсе). Был 2-м дирижёром и хормейстером ч Временного театра" (1875, 1877), возглавлял рус. хор в православной церкви (1878-81). Преподавал гл. обр. фп. игру (среди учеников - К. Ко-варжовиц, О. Острчил, 3. Неедлы). Крупнейший (после Б. Сметаны и А. Дворжака) представитель нац. школы, Ф. был носителем романтич. традиций в чеш. музыке. Стиль Ф. сформировался под влиянием нем. муз. романтизма (гл. обр. соч. Р. Шумана), а также чеш. романтич. поэзии (многие вок. соч. Ф. написаны на стихи Я. Врхлицкого). Произв. Ф. отличаются драматизмом, поэтичностью, лирич. взволнованностью, патриотич. устремлениями (нек-рые осн. на чеш. нар. эпосе); в них используется нац. муз. фольклор. Среди соч.- оперы " Бланик" (1877), " Мессинская невеста" (по Шиллеру, 1883), чБуря" (по Шекспиру, 1894), " Геды" (по Байрону, 1896), " Шарка" (1897), трилогия мелодрам " Ипподамия" (слова Врхлиц-кого, 1889-91), близкая к муз. драмам Р. Вагнера; 3 симфонии, симф. поэмы, камерно-инструм. ансамбли, песни, циклы фп. пьес. Лит.: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.- Л., 1951, с. 310-16, 422-36. 3. К. Тулинская. ФИБИХ (Viebig) Клара (17.7.1860, Трир, - 31.7.1952, Зап. Берлин), немецкая писательница. Получила муз. образование. От натуралистич. романов, рисующих картины диких нравов нем. деревни (" Дети Эйфеля", 1897, и др.), трагич. судьбу женщины (" Женская деревня", 1900), пришла к произв., реалистически изображающим тяжёлую жизнь гор. бедноты - " Хлеб насущный" (1910), " Горсть земли" (1915). Позднее творчество Ф. несёт черты мелодраматизма, ослабления социальной критики. Соч.: Ausgewahlte Werke, Bd 1 - 8, Stuttg., 1922; Der Vielgeliebte und die Vielge-haВte, Stuttg. - В., 1935. ФИБОНАЧЧИ (Fibonacci), итальянский математик 13 в.; см. Леонардо Пизанский. ФИБОНАЧЧИ ЧИСЛА, элементы числовой возвратной последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8,... (ряда Фибоначчи), в к-рых каждый последующий член равен сумме двух предыдущих. Название по имени ср.-век. математика Леонардо Пизанского (или Фибоначчи). Лит.: Воробьёв Н. Н., Числа Фибоначчи, 3 изд., М., 1969. ФИБРА (от лат. fibra - волокно), материал, изготовляемый пропиткой неск. слоев бумаги-основы концентрированным раствором хлорида цинка (реже раствором серной кислоты и роданида кальция) и последующим прессованием. Бумага для Ф. (с массой 1 м2 65-90 г) вырабатывается из белёной тряпичной полумассы (иногда в смеси с целлюлозой) или из целлюлозы. При воздействии хлорида цинка бумага набухает и частично растворяется; образовавшаяся из клейких волокон масса спрессовывается, а затем пррмывается и сушится. Ф. выпускается в виде листов толщиной от 0, 1 до 76 мм, труб, стержней. Ф. легко подвергается механич. обработке, не растворяется в керосине, бензине, спирте, ацетоне, но разрушается в крепких кислотах - серной, азотной и соляной. Ф. применяется как электро- и теплоизоляционный, а также прокладочный материал, как заменитель кожи. В зависимости от назначения изделия из Ф. подвергаются тиснению, прессованию и лакировке. ФИБРИЛЛЫ (новолат. fibrilla - волоконце, ниточка, уменьшит. от лат. fibra - волокно, нить), нитевидные структуры в клетках и тканях животных и растит. организмов. К Ф. относят различные по происхождению и функцион. значению образования, видимые в световом микроскопе (напр., коллагеновые и эластичные волокна, миофибриллы, тонофибриллы) и обнаруживаемые элек-тронномикроскопически (напр., прото-фибриллы мышц, цитоплазматич. микрофибриллы). ФИБРИЛЛЯЦИЯ, процесс разрушения связей между отд. мельчайшими волоконцами (фибриллами и микрофибриллами) клеточной стенки растит. волокон под влиянием механич. воздействий и проникновения воды в межфибрилляр-ные пространства. Ф. может происходить как на поверхности, так и внутри клеточной стенки волокон. В случае поверхностной Ф. от волокон отделяются фрагменты клеточной стенки и фибрилл, образуя на волокнах своеобразный ворс. При внутренней Ф. в результате ослабления и частичного разрушения связей между фибриллами повышается гибкость и пластичность волокон. Внутренняя Ф. придаёт волокнам способность к образованию межволоконных связей, не снижая прочности. Ф.- осн. процесс при размоле целлюлозы в произ-ве бумаги - увеличивает наружную поверхность волокон, высвобождает гемицеллюлозы, находящиеся внутри волокон, давая им возможность участвовать в создании межволоконных связей в листе бумаги. Отщепление фибрилл создаёт условия для лучшего переплетения волокон и повышения механич. прочности бум. листа с одноврем. уменьшением его впитывающей способности. Для Ф. используются роллы, конические и дисковые мельницы и т. д.
|