Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 20 страница






" ФЁРСТ НЭШОНАЛ СИТИ БАНК ОФ НЬЮ-ЙОРК" (First National City Bank of New York), один из крупнейших частных банков США и капиталистич. мира. Образован в 1955 в результате слияния " Нэшонал сити банк оф Нью-Йорк" (осн. в 1812) и " Фёрст нэшонал банк оф зе сити оф Нью-Йорк" (осн. в 1863). Последний с нач. и примерно до сер. 20 в. занимал по сумме активов 1-е место в США, был связан с Морганами, Стилменами, Рокфеллерами и др. финансовыми группами. Объединённый банк имеет тесные связи с крупнейшими корпорациями в металлургии (" АЛКЭН алюминиум", " Анаконда"), в машиностроении и электронике (" Юнайтед эркрафт", " Интернэшонал бизнес мэшинс", " Американ телефон энд телеграф компани"), в нефтехимии [" Стандард ойл" (Нью-Джерси) и др.], в страховом деле (" Метрополитен лайф иншуренс компани"). Обладает самой многочисл. сетью отделений и дочерних компаний за границей: св. 2 тыс. отделений и дочерних компаний в 103 странах, гл. обр. в странах Лат. Америки. Банку принадлежит 49% капитала англ. " Гринд-лейс банк" и соответственно 51% и 68% западногерм." Тринкаусунд Буркхардт" и " Кунденкредитбанк", а также контрольные пакеты акций иран." Ирейнианс банк", канад. " Меркантайл банк оф Канада" и австрал. Корпорации пром. акцептов. С 1 марта 1976 банк изменил название на " Ситибанк". Сумма баланса банка на 30 июня 1976 составила (в млрд. долл.) 56, капитал и резервы 2, 9, вклады и текущие счета 45, 9, ссуды и учёт 34, 3, ценные бумаги 4, 8. Е. Д. Золотаренко.

ФЁРСТЕР (Foerster) Йосеф Богуслав (30.12.1859, Прага, - 29.5.1951, Вестец), чешский композитор, педагог, муз. критик, нар. арт. ЧССР (1945). Окончил Органную школу в Праге (1882). Служил церк. органистом (1882-88), руководил церк. хором (1889-94). В качестве муз. критика выступал в поддержку Б. Сметаны, способствуя утверждению чеш. клас-сич. традиций. Преподавал в Гамбурге (1901), Вене (1903-18) и Праге (с 1919 проф. консерватории, в 1922-31 -Школы мастеров при этой консерватории). В 1931-39 возглавлял Чеш. академию наук и иск-в. В своём творчестве, не лишённом противоречий (влияние модернизма, проявлявшееся в усложнённости муз. яз. нек-рых произв.), в целом продолжал демократич. и реалистич. направление чешской муз. классики. В соч. Ф. заметно и влияние творчества П. И. Чайковского (1-й струнный квартет, посв. Чайковскому, 1888). Ф.- автор 6 опер (" Дебора", 1891; " Ева", 1897; " Дурень", по сказке Л. Н. Толстого, 1936, и др.), 5 симфоний, 6 оркестровых сюит, 2 увертюр, концертов, инструментальных ансамблей, фп. и вок. соч. (выделяются хоры), мелодрам, музыки к спектаклям драматического театра.

Соч.: Е. Н. Grieg, Praha, 1890; Stul zivota, [Praha], 1920; J. B. Foerster о В. Smetanovi, [Praha], 1929; Der Pilger..., Praha, [1955].

Лит.: Бэл з а И., Йозеф Богуслав Фёрстер, " Советская музыка", 1950, № 12; его ж е, Очерки развития чешской музыкальной классики, М. - Л., 1951, с. 317 - 18, 374- 377, 437-41, 500-503. 3. К. Тулинская.

ФЁРСТРОВА-ЛАУТЕРЕРОВА (Foerstrova-Lautererova) Берта (11.1.1869, Прага, - 9.4.1936, там же), чешская певица (лирико-драматич. сопрано). Окончила Пражскую консерваторию. Солистка оперных театров в Праге (1887-93), Гамбурге (1893-1901) и Вене (1901-13). Была 1-й исполнительницей гл. партий в операх Б. Сметаны, А. Дворжака, Й. Б. Фёрстера (мужа Ф.-Л.); лучшие из созданных ею образов - из вагнеров-ского репертуара. Широкий диапазон голоса позволял Ф.-Л. выступать и в партиях меццо-сопрано (Кармен, " Кармен" Бизе). Высокую оценку исполнению Ф.-Л. партии Татьяны (" Евгений Онегин") дал П. И. Чайковский.

ФЕРТЁ (Ferto-to), венгерское назв. оз. Нёйзидлер-Зе.

ФЕРТИЛЬНОСТИ ФАКТОР, плодовитости фактор, см. Половой фактор.

ФЕРТИЛЬНОСТЬ (от лат. fertilis - плодовитый), способность зрелого организма производить потомство. Ср. Стерилъностъ.

ФЕРТ-ОФ-КЛАЙД (Firth of Clyde), залив Ирландского м. у зап. берега Шотландии. Дл. ок. 140 км. Шир. у входа 40км, в вершине 5, 5 км. Глуб. 33-164 м. Приливы полусуточные, их величина до 4 м. В зал. впадает р. Клайд. Гл. порты: Гринок, Дамбартон, Клайд (на р. Клайд). Ф.-о.-К. соединён каналом (через р. Клайд) с зал. Ферт-оф-Форт.

ФЕРТ-ОФ-ФОРТ (Firth of Forth), залив Северного м. у вост. берегов Шотландии. Дл. ок. 80 км. Ширина у входа 25 км, в вершине 2-5 км. Глуб. до 46 м. Много отмелей и рифов. Приливы полусуточные, их величина более 6 м. Гл. порт - Эдинбург. Ф.-о.-Ф. соединён каналом (через р. Клайд) с зал. Ферт-оф-Клайд.

ФЕРУЛА (Ferula), род многолетних растений сем. зонтичных. Травы, иногда очень мощные - достигающие выс. 2- Зм при диам. 10 см. Листья рассечённые. Цветки жёлтые или беловатые, в зонтичных соцветиях. Плод из двух плоско сжатых полуплодиков, обычно с нитевидными рёбрами. Св. 130 видов, в Евразии и Сев. Африке; в СССР - ок. 100 видов, преим. в Ср. Азии. Ф. могут быть использованы как смоло- и камеденосы, эфироносы, лекарственные, кормовые и пряные растения. Наиболее известны среднеазиатские Ф.: Ф. вонючая (F. assa-foetida), камедесмола к-рой (ассафетида, или азант) применяется при нервных и др. заболеваниях; Ф. шаир (F. schair), в корнях к-рой много смол; Ф. камеденосная (F. gumosa, F. galbaniflua), дающая камедесмолу гальбан, входившую в состав пластырей; Ф. мускусная, или сумоул (F. moschata), содержащая эфирное масло с мускусным запахом и используемая (вместе с нек-рыми др. Ф.) в парфюмерной пром-сти. В корнях нек-рых Ф. имеется значит. кол-во крахмала, пригодного в пищу. Крупные розеточные листья Ф. шаир и др. Ф.- ценный корм для скота.

Лит.: Коровин Е. П., Иллюстрированная монография рода Ferula (Tourn.) L., Таш., 1947; его же, Ферула- Ferula L., в кн.: Флора СССР, т. 17, М. - Л., 1951.

М. Э. Кирпичников.

ФЕРФАКС (Fairfax) Томас, барон Камерон (Cameron) (17.1.1612, Дентон, графство Йоркшир, - 12.11.1671, На-наплтон), деятель Англ. бурж. революции 17 в. В янв. 1645 назначен (по предложению О. Кромвеля) генералом и главнокомандующим парламентской армией т. н. новой модели (фактически решающая роль в командовании армией принадлежала Кромвелю). После Прайдовой чистки парламента (дек. 1648) Ф. перешёл в оппозицию к индепендентам, в 1650 вышел в отставку. В 1659-60 выступал в поддержку реставрации Стюартов.

ФЕРЬЕР (Ferriere) Адольф (30.8.1879, Женева, - 16.6.1960, там же), швейцарский педагог, теоретик и деятель т. н. нового воспитания - одного из направлений бурж.-реформаторской педагогики, возникшего в кон. 19 - нач. 20 вв. С 1900 Ф. преподавал в " новых школах" Германии и Франции, с 1909 читал лекции в Женевском ун-те; в 1912-22 проф. Ин-та Ж. Ж. Руссо в Женеве, в 1912-14 один из основателей и пред. Междунар. бюро новых школ; в 1921-33 основатель и активный деятель Междунар. лиги нового воспитания и её секций во Франции, Бельгии, Испании и др. странах, участвовал в создании и работе Междунар. бюро по воспитанию (1925).

Обобщая работу " новых школ" и развивая идеи нового воспитания, Ф., как и мн. др. представители этого направления (Дж. Бэдли, Г. Винекен, О.

Декроли, Э. Демолен, Г. Литц, С. Редди и др.), подвергал критике официальную школу с её словесно-схоластич. и догма-тич. характером обучения, формальным отношением к детям и призывал к преобразованию её на иных пед. началах. Ф. сформулировал обязательные признаки нового типа средней школы. Она должна быть интернатом и расположена за городом; число воспитанников в группах для занятий - 10-12 чел. Большое внимание, кроме изучения наук, в школе должно уделяться искусству, гимнастике, играм и спорту, прогулкам и дальним экскурсиям, с.-х. и ремесл. труду; преподавание в ней должно основываться на фактах, наблюдении мира вещей и явлений природы, опираться на интересы ребёнка и возрастные особенности его развития; для воспитания инициативы и самостоятельности вводится ученич. самоуправление.

" Новые школы" были частными платными заведениями, доступными детям из состоятельных семей, и служили задачам воспитания " капитанов промышленности", предпринимателей. " По сравнению с обычными средними школами, - отмечала Н. К. Крупская в 1915, -„новые" школы являются громадным шагом вперед. Но это совсем не те школы, каких хочет рабочий класс... Склад жизни в „новых" школах совершенно буржуазный" (Пед. соч., т. 1, 1957, с. 347).

Соч.: L'ecole active a travers l'Еurоре, Lib le, 1949; Breve initiation a 1'education nouvelle, P., 1950; в рус. пер. - Из опыта новой школы Запада, М. - Л., 1926.

Лит.: Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, М., 1957, с. 344-48; Познанский Н. Ф., Конструктивное воспитание. Педагогические идеи Ад. Феррьера, [Саратов], 1928;

Delchet R., Principes et philosophic d'Education nouvelle d'apres 1'oeuvre d'Adolphe Ferriere, Lyon, 1952.

ФЕРЯЗЬ, ферезь, старинная русская распашная (муж. и жен.) одежда. Шилась Ф. неширокой, без воротника и перехвата в талии, длиной до лодыжек, с узкими рукавами или без них. Застёгивалась на пуговицы с накладными петлями или завязывалась завязками. Зимние Ф. на меху надевались поверх кафтана или летника, ф. была одеждой различных слоев населения. В 14-16 вв. в Москве царская, боярская и княжеская Ф. шились из бархата, атласа, сукна и пр., украшались золотым и серебряным кружевом, пуговицами из драгоценных металлов. Ф. из простых тканей была крест. одеждой и воен. одеждой стрельцов. Ф. назывался также (до кон. 19 в.) в Новгородской, Тверской и Ярославской губ. праздничный жен. сарафан с продольной лентой и пуговицами спереди, имитирующими застёжку.

ФЕС, город в Марокко, в сев. предгорьях Ср. Атласа, адм. ц. пров. Фес. 325, 3 тыс. жит. (1971). Гл. торг.-пром. и трансп. узел в центр. Марокко. Текст. ф-ки. Муком., маслоб., овощеконсервные, металлообр. (в т. ч. з-д воен. снаряжения) и деревооор. предприятия. Ф.- крупный центр кустарно-ремесл. произ-ва. Ф. осн. в 789. В 9-10 вв. (с перерывами) - столица гос-ва Идрисидов. В 13-15 вв. столица гос-ва Маринидов. В 1911 оккупирован франц. войсками. Один из главных центров нац.-освободит. борьбы марокканского народа (восстание 1912 в ответ на установление франц. протектората, массовые выступления и демонстрации 1936-37, 1951, 1954 и др.). После завоевания Марокко независимости (1956) - один из крупных эконо-мич. и культурных центров страны.

Памятники архитектуры, сосредоточенные в Старом Ф. (Фес-эль-Бали) и примыкающем к нему с запада Новом Ф. (Фес-эль-Джадид; развивается с 1276): мечеть Карауин (859), крепостные стены Фес-эль-Джадида, медресе Ат-тарин (1323-25), медресе Бу-Инания (илл. см. т. 15, табл. XXXI, стр. 400-401). После 1916 в юго-зап. направлении развивается распланированный по радиальной системе совр. город, где расположены важнейшие адм. и обществ. здания. Музей марокканского иск-ва (местные древности и произв. художеств. ремёсел). Мусульм. ун-т Карауин (осн. в 859). Лит.: Burckhardt Т., Fes, Stadt des Islam, Olten, 1960.

ФЕСЕНКОВ Василий Григорьевич [1(13).1.1889, Новочеркасск, - 12.3.1972, Москва], советский астроном, акад. АН СССР (1935; чл.-корр. 1927), дей-ствит. чл. АН Казах. ССР (1946). Окончил Харьковский ун-т (1911), учился и защитил докторскую диссертацию в Сорбонне (1914). Один из создателей Росс. астрофиз. ин-та (директор с 1923), позднее Астрономич. ин-та им. П. К. Штернберга (директор в 1936-39). Организовал Астрофиз. ин-т АН Казах. ССР, руководил астрономич. советом АН СССР, Комитетом по метеоритам АН СССР. Осн. работы по атмосферной оптике, астрофизике и космогонии. Одним из первых занимался фотометрией Зодиакального Света, дал динамич. теорию этого явления; выдвинул гипотезу корпускулярного излучения звёзд и их образования из межзвёздной газово-пылевой среды. Разработал критерий приливной устойчивости небесных тел, объясняющий многие особенности строения Солнечной системы, образование и эволюцию галактич. объектов. Организовал издание " Астрономического журнала" (1924). Награждён 3 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Критерий приливной устойчивости и его применение в космогонии, " Астрономический журнал ", 1951, т. 28, № 6; Образование звезд из волокон газово-пылевых туманностей, там же, 1952, т. 29, № 4 (совм. с Д. А. Рожков-ским); Корпускулярная радиация как фактор эволюции Солнца и звёзд, М., 1952; Солнце и солнечная система. Избр. труды, М., 1976; On the corpuscular emission theory of stellar evolution, " Annales d'Astrophysique", 1959, № 8 (совм. с Г. М. Идлисом). Г. М. Идлис.

ФЕСИН Иван Иванович [р. 11(24). 6. 1904, хутор Муравлёв, ныне Велокалитвенского р-на Ростовской обл.], дважды Герой Сов. Союза (1.3 и 1.11.1943), ген.-майор (1943). Чл. КПСС с 1929. В Сов. Армии с 1926. Окончил Владикавк. пех. школу (1930), Воен. академию им. Фрунзе (194l) и Высшую воен. академию им. Ворошилова (1949). С 1930 служил в войсках НКВД. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 командовал стрелк. полком на Зап. и Сев.-Зап. фронтах, в 1942-43 - 13-й мотострелк. бригадой на Зап. и Воронежском фронтах, в 1943-44 - 236-й стрелк. дивизией на Юго-Зап. и 3-м Укр. фронтах. В 1944- 1948 нач. Моск. пех. уч-ща им. Верх. Совета РСФСР, с 1950 на преподавательской работе в Высшей воен. академии им. Ворошилова. С 1965 в запасе. Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.

ФЕСКА (от назв. г. Фес в Марокко, где было широко распространено произ-во Ф.), шапочка из шерсти или фетра в виде усечённого конуса, обычно с кисточкой, чёрной или синей, часто перевитой серебром или золотом; муж. головной убор, распространённый в Марокко, Египте, Алжире, Турции и странах Зап. Азии. Ф. также - принадлежность нац. костюма в нек-рых р-нах Албании и Греции. Ф. носят под чалмой и как самостоят. головной убор. С 1826 по 1925 красная с чёрной кистью Ф. служила в Турции форменным головным убором чиновников и солдат.

ФЕССАЛИЙСКАЯ РАВНИНА, Фессалийская низменность, на Ю. Балканского п-ова, в Греции, между горами Пинд, Олимп, Оса, Отрис. Дл. ок. 80 км, шир. до 60 км. Выс. ок. 100 м (в центр. части - холмы и низкогорья, выс. до 500 м). Сложена преим. аллювиальными отложениями. Дренируется р. Пиньос. Большая часть Ф. р. возделана и густо населена. См. также ст. Фессалия.

ФЕССАЛИЯ (Thessalia), историческая область в ср. части Греции, у побережья Эгейского м. Включает номы Лариса, Кардица, Магнисия, Трикала. Пл. 13, 9 тыс. км2. Нас. 659, 9 тыс. чел. (1971). Терр. Ф. охватывает плодородную Фессалийскую равнину.

Ф.- с.-х. р-н, житница Греции. Значит. зерновое х-во (пшеница, ячмень, кукуруза, бобовые); возделывают табак, хлопчатник, плантации оливок, виноградарство и др. отрасли субтропич. плодоводства. Значит, поголовье кр. рог. скота, овец и коз. Рыболовство. Добыча медной руды. Текст., пищ., табачная, цем., металло- и деревообр. пром-сть, с.-х. машиностроение, судоремонт и мелкое судостроение. Гл. порт-Волос. Наиболее крупные города - Лариса и Трикала.

Плодородие земли Ф. в древности способствовало переходу населявших её племён уже в сер. 7-го тыс. до н. э. к производящему х-ву, как это показали архео-логич. раскопки поселений докерамич. неолита в Аргиссе, Суфли, Сескло и др. В 6-4-м тыс. в эпоху неолита жители Ф. (говорившие на пеласгском яз.) занимались земледелием, скотоводством, домашними ремёслами. В эпоху бронзы среди греч. населения Ф. получили преобладание ахейцы. С нач. 2-го тыс. в Ф. возникли раннеклассовые гос-ва. В 12 в. в Ф. поселились фессалы - одно из эпирских племён, подчинившие местное население. Завоеватели составили класс землевла-дельч. аристократии, господствовавшей над зависимыми земледельцами, называвшимися пенестами. В 5 в. в результате борьбы демоса с аристократией в отд. городах Ф. была установлена тирания. В 4 в. при тиране г. Фер Ясоне была объединена вся Ф. В период 352- 344 терр. Ф. была завоёвана Македонией, после битвы при Киноскефалах (197) вместе с др. терр. Греции попала под рим. влияние, с 148 до н. э. входила в состав рим. провинции Македония. С 395 по 1396 Ф.- в составе Византии, с 1396 по 1881 принадлежала Турции, с 1881 - в составе Греции.

Лит.: Шмидт Р. В., Из истории Фессалии, " Изв. Гос. Академии истории материальной культуры", 1934, в. 101; Титов В. С., Неолит Греции. Периодизация и хронология, М., 1969; Wасе A., Thompson M. S., Prehistoric Thessaly, Camb., 1912; Stah1in F., Das hellenische Thessalien, Stuttg., 1924; West1ake H. D., Thessaly in the Fourth Century В. С., L., 1935.

ФЕССАЛОНИКИ (Thessalonike), Феcсалоника, город в Греции; см. Салоники.

ФЕССЕНДЕН (Fessenden) Реджиналд (6.10.1866, Ист-Болтон, пров. Квебек, Канада, - 22.7.1932, Гамильтон, Бермудские о-ва), американский учёный в области электротехники и радиотехники. Спец. образования не получил. В 1895 начал заниматься изучением электромагнитных волн, в 1899 демонстрировал применение беспроволочного телеграфа (радио) в метеослужбе. В 1900 разработал пром. образцы ВЧ генераторов индукторного типа (на 60 кгц); в 1901, построив (совместно с амер. учёным Э. Ф. Алек-сандерсоном) ВЧ дуговой генератор, осуществил передачу человеческой речи по радио; в 1902 изобрёл электролитич. детектор; в 1905 предложил схему гетеродинного приёма. Ф. получил более 300 патентов, гл. обр. на изобретения в области радиотехники. Ряд их относится к проблемам мор. навигации и сигнализации (звуковой глубинный эхолот, различные радиопеленгаторы, электро-акустич. устройства и др.).

ФЕССКИЙ ДОГОВОР 1912, об установлении франц. протектората над Марокко. Заключён 30 марта в г. Фес марокканским султаном Абд аль-Хафизом и представителем франц. пр-ва Реньо. Согласно договору, терр. Марокко подлежала оккупации франц. войсками. При султане, сохранявшем формально положение главы гос-ва, назначался франц. генеральный резидент, к-рый сосредоточивал в своих руках всю власть в Марокко. Внеш. политика Марокко переходила под контроль Франции. Франция по Ф. д. обязалась вступить в переговоры с пр-вом Испании по поводу интересов этой страны в Марокко (27 нояб. 1912 был подписан франко-исп. договор, по к-рому небольшая часть Марокко переходила под власть Испании). Договор предусматривал сохранение особого режима для Танжера. В результате освободит. борьбы марокканского народа, приведшей к подписанию франко-марокканской декларации о независимости Марокко 2 марта 1956, Ф. д. был аннулирован.

Публ.: Riviere L.. ed. Traites, codes et lois du Maroc, t. 1, P., [ 1924], p. 121.

ФЕСТ (греч. Phaistos), древний город на юге о. Крит, крупный центр эгейской культуры. Раскопан в 1900-66 итал. археологами. В эпоху неолита и ранней бронзы Ф.- небольшое поселение. Ок. 2200 до н. э. в Ф. возведён монументальный царский дворец. Имея много общего с дворцом Кноса, ансамбль Ф. примечателен тремя мощёными дворами, святилищами и т. н. театральной площадкой со ступенями-скамьями для 500 зрителей. После землетрясения в сер. 18 в. дон. э. дворец в Ф. был перестроен и расширен. Этот поздний дворец отличается высоким уровнем строительного мастерства: стены многочисл. помещений и длинных коридоров сложены из тёсаных плит, применена фресковая роспись; устроен разветвлённый водопровод и много кладовых. Примечателен двор типа перистиля. Вокруг дворцового холма располагался город. Ок. 1470 до н.э. Ф. был разрушен землетрясением, после к-рого здесь находилось небольшое поселение.

Лит.: Пендлберн Д ж., Археология Крита, пер. с англ., М., 1950; Реrnier L., II palazzo minoicp di Festos, v. 1 - 2, Roma, 1935 - 51; Levi D., La conclusione degli scayi a Festos, " Annuario della Scuola archep-logica di Atene e delle missioni italiane in Orientes., 1965-66, v. 43-44, nuova ser., v. 27 - 28, p. 313-99. Т. В.Блаватская.

ФЕСТИВАЛЬ (франц. festival - празднество, от лат. festivus - весёлый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли муз. Ф. (Великобритания, нач. 18 в.); в 20 в. получили распространение междунар. Ф. Большое значение в борьбе за мир имеют Всемирные фестивали молодёжи и студентов. См. Музыкальный фестиваль, Театральный фестиваль, Кинофестиваль.

ФЕСТУКА, род растений сем. злаков; то же, что овсяница.

ФЕТ, Шеншин, Афанасий Афанасьевич [23.11(5.12). 1820, с. Новосёлки, ныне Мценского р-на Орловской обл., - 21.11(3.12).1892, Москва], русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридич. незаконность этой записи, что лишило Ф. всех дворянских привилегий. В 1844 он окончил словесное отделение филос. ф-та Моск. ун-та и с целью получить дворянское звание поступил на воен. службу (1845). Первый сб. стихов - " Лирический пантеон" (1840). К нач. 60-х гг., периоду резкого размежевания обществ. сил, связанного с революц. ситуацией, относятся публицистич. выступления Ф. в защиту прав помещиков, носящие подчёркнуто ретроградный характер. Незадолго до этого Ф. вышел в отставку и занялся хозяйством в своём поместье; мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив 4 сб-ка стихов под общим назв. " Вечерние огни" (1883-91). Ф.- принципиальный сторонник доктрины " чистого искусства", избегавший в своей поэтич. практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия - в более широком смысле - Имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само " вещество существованья", удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредств. восприятии. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу (" Весна и ночь покрыли дол", 1856?), поэт как бы растворяет своё " я" в стихии орга-нич. жизни (" Какое счастие: и ночь, и мы одни! ", 1854). Необыкновенно острые лирич. эмоции вызывает в Ф. природа - " весны таинственная сила" (" Ещё майская ночь", 1857), " чудные картины" зимы (" Какая грусть! Конец аллеи", 1862), вечера и ночи (" Шёпот, робкое дыханье", 1850, " На стоге сена ночью южной", 1857). " Пейзаж души" дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрит. ощущениями. Особенно ярко вкус к живописным, пластич. картинам проявился у Ф. в антологич. стихах (" Вакханка", 1843, " Диана", 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике мимолётные душевные настроения и состояния - эту текучую " материю" всякой человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком - особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения.

Ф. известен как переводчик Горация, Овидия, И. В. Гёте и др. древних и новых поэтов. Впервые перевёл на рус. яз. трактат А. Шопенгауэра " Мир как воля и представление" (1881). Автор мемуаров " Мои воспоминания" (ч.1-2, 1890), " Ранние годы моей жизни" (опубл. 1893). Мн. стихи Ф. положены на музыку.

Соч.: Полн. собр. стихотворений. [Вступ. ст. Б. Я. Бухштаба], 2 изд., Л., 1959; Вечерние огни. [Послесл. Д. Благого], М., 1971 (имеется библ. муз. произв. на стихи, вошедшие в это издание).

Лит.: Эйхенбаум Б. М., Фет, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Озеров Л., А. А. Фет. О мастерстве поэта, М., 1970; Бухштаб Б. Я., А. А. Фет. Очерк жизни и творчества, Л., 1974; Благой Д., Мир как красота. О " Вечерних огнях" А. Фета, М., 1975; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л., 1962. В. И. Масловский.

ФЕТАЛИЗАЦИЯ (от лат. fetus, foetus - отпрыск, зародыш), направление эволюции, связанное с выпадением в индивидуальном развитии потомков поздних стадий, свойственных предкам, и всё более полным проявлением во взрослом состоянии особенностей, характерных для зародышей или личинок предков. Далеко зашедшая Ф. может привести к неотении.

ФЕТВА (араб.- мнение, решение), в мусульм. странах юридич. заключение (обычно в форме вопроса и ответа) высшего религ. авторитета (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. В ср. века и новое время получение Ф. было обязательным по каждому важному вопросу (в т. ч. объявление войны, заключение мира и т. п.).

ФЕТИДА, в др.-греч. мифологии морская богиня, одна из нереид, мать Ахилла.

ФЕТИДА, спутник планеты Сатурн; то же, что Тефия.

ФЕТИС (Fetis) Франсуа Жозеф (25.3. 1784, Монс, - 26.3.1871, Брюссель), бельгийский музыковед и композитор. Учился у Л. Керубини и А. Ф. Буальдьё в Парижской консерватории. В 1827-1835 издавал в Париже основанную имгаз. " Ревю мюзикаль". С 1833 директор консерватории и капельмейстер королевской капеллы в Брюсселе. Ф.- автор капитальных трудов по истории и теории музыки и муз. лексикографии, глава бельг. и франц. школ музыковедения. Выделяются его биографич. музыкальный словарь (т. 1-8, 1837-44) и " Всеобщая история музыки" (т. 1-5, 1869-76), представляющие источниковедч. ценность, несмотря на консерватизм нек-рых его позиций. Ф.- автор опер, симфоний, квартетов и др. муз. соч.

Лит.: Wangermее R., F. J. Fetis. Musicologue et compositeur, Brux., 1951.

И. М. Ямполъский.

ФЕТИШ (франц. fetiche, от португ. feitico - колдовство, амулет), 1) неодушевлённый предмет, наделённый в представлениях верующих сверхъестеств. свойствами и служащий поэтому объектом религиозного культа (см. Фетишизм). 2) В переносном смысле - предмет слепого поклонения.

ФЕТИШИЗМ, 1) религ. поклонение материальным предметам - фетишам, к-рым приписываются сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) у народов Зап. Африки впервые познакомились португ. моряки в 15 в.; термин " фетиш" введён голл. путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч. " О культе богов фетишей" (1760, рус. пер. " О фетишизме", 1973) исследовал Ф. в религиях др. египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220-21). Для Г. Гегеля Ф.- форма первоначальной, непосредств. религии - колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства - фетиша, достигая того, что ему нужно (см. " Философия религии", т. 1, М., 1975, с. 448). Ф. свидетельствует, по Гегелю, о переходе от непосредственно-вожделеющего к опосредованно-трудовому отношению к миру, от почитания непосредств. предметов природы к наделению их духовным смыслом.

Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнить желание человека; Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер и др. считали Ф. формой анимизма (фетиши - вместилища духа). Место Ф. в верованиях разных народов различно: у австралийцев фетиши - чуринги - символы и заменители тотемов; у сев.-амер. индейцев - воплощение родовых покровителей; у народов Зап. Африки - личные покровители. Формы фетишей разнообразны: камни, куски дерева, части тела животного, изображения (идолы). Выбор фетиша мог быть случайным или определялся жрецом, колдуном. Известны случаи фамильярного отношения к фетишу: его кормили, ласкали за оказанную услугу, за нерадение били, даже выбрасывали и заменяли. В " мировых" религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных " ступ" (буддизм), святых мест и " чёрного камня" у мусульман.

Характерный для товарно-капиталистич. общества процесс наделения продуктов труда сверхъестеств. свойствами (самовозрастания стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма.

Ф.- это отождествление общественных и культурных функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта человеческой деятельности, или природными особенностями индивида. Различные формы Ф. определяются именно тем, происходит ли отождествление социокультурных характеристик с натурали-стич. бытием вещей, физически-телесным субстратом продукта человеческой деятельности или естеств. особенностями индивидов.

К. Маркс вначале анализировал Ф. как одну из ранних форм религии, " религии чувственных вожделений" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 98, 410), для к-рой характерна за-кабалённость предметами, превращение представлений человека в свойства самой вещи. В последующем, по мере развития его социально-экономич. теории, К. Маркс рассматривает Ф. как структурный элемент обществ. сознания анта-гонистич. формации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал