Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика витаминов 41 страница






После окончания Великой Отечеств, войны спортивное и научное В. в Сов. Союзе продолжает развиваться. 3 июля 1945 на аэростате " СССР ВР-70" объёмом 600 м3 поднялись в воздух С. А. Зиновеев и А. М. Боровиков для науч. наблюдений атмосферного электричества, а 9 июля 1945 с аэростата " СССР ВР-63" они провели наблюдение солнечного затмения. 11 нояб. 1945 на субстратостате " ВР-79" объёмом 2700 м3 Г. И. Голышев и М. И. Волков поднялись на выc. 11 500 м для изучения физ. явлений в верхних слоях атмосферы. 27 апр. 1949 на аэростате " СССР ВР-79" объёмом 2700 м3 П. П. Полосухин и А. Ф. Крикун поднялись на выс. 12 100 м. 25-28 окт. 1950 сов. аэронавты С. А. Зиновеев, С. С. Гайгеров и М. М. Кирпичёв совершили полёт на том же аэростате из Москвы в Казахстан, пролетев по прямой ок. 3200 км за 84 ч 24 мин. Полёт происходил на выс. более 5 тыс. м. 50-е гг. ознаменовались большим скачком в изучении физики атмосферы и, в частности, закономерностей движения возд. масс. Были открыты т. н. струйные течения в атмосфере. Возникла возможность создания карт струйных течений над всем земным шаром и прогнозирования трассы полёта аэростата с момента его старта на неск. суток предстоящего полёта. Одновременно с расширением знаний по физике атмосферы произошли и существ, изменения в воздухоплават. технике. Хим. пром-сть выпустила новые пластич. материалы для изготовления оболочек аэростатов (полиэтилен, полиэтилен-терефталат и др.). Эти материалы прозрачны, прочны, морозостойки, очень легки (1 м2 такой плёнки весит 30-50 г) и мало нагреваются лучами Солнца. На аэростате, выполненном из таких материалов, можно достичь выc. ок. 40 км и продолжительности полёта более 15 суток. Достижения радиотехники, электроники, автоматики, точного приборостроения и др. позволили создать надёжно летающие и выполняющие сложную исследоват. программу беспилотные свободные аэростаты, наз. автоматич. аэростатами. Ими пользуются для изучения возд. струйных течений, для геогр. и медико-биол. исследований в нижних слоях стратосферы, как стартовыми площадками для запуска метеорологич. ракет и подъёма телескопов и т. д.

Аэростат наблюдения на фронте Великой Отечественной войны 1941 - 45.

Дирижабль " В-1" мягкой системы.

Дирижабль " В-6" полужёсткой системы.

Лит.: Жуковский Н. Е., Теоретические основы воздухоплавания, кн. 1 - 3 М., 1911 - 12; Циолковский К. Э. Аэростат металлический управляемый, М. 1892; Молчанов П. А., Полёты в стра тосферу, М.- Л., 1935; Стивене А. Два полёта американских стратостатов, пер сангл., М., 1937; В о р о б ь ё в Б. Н., Ци олковский, М., 1940; Стобровский Н. Г., Воздухоплавание, М., 1949; е г о ж е. Наша страна - родина воздухоплавания, М., 1954; Р е в з и н С. В., Свободное воздухоплавание, М., 1951; АнощенкоН. Д., Воздухоплаватели, М., 1960. Н. Ф.Логинов.

ВОЗДУХОПОДГОТОВКА, обработка воздуха для придания ему качеств, отвечающих технологич. или сан.-гигиенич. требованиям. В. широко применяется в системах воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха пром., обществ., жилых и с.-х. производств, зданий и сооружений, средств транспорта (ж.-д. вагонов, речных и мор. судов, самолётов), космич.летат.аппаратов и т. д. В. включает очистку воздуха от пыли, вредных газовых примесей, запахов и бактерий, подогрев, охлаждение, увлажнение и осушение воздуха, добавление кислорода и ароматич. веществ. Для В. применяются воздушные фильтры, фильтры-поглотители газов и запахов, ультрафиолетовые бактерицидные лампы, воздухопромыватели, воздухоподогреватели, воздухоохладители, регенерац. и увлажнит, устройства, форсуночные и насадочные камеры, а также кондиционеры. Е. Е. Карпис.

ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЬ, теплообменный аппарат для нагревания проходящего через него воздуха. В. широко применяют в котельных установках тепловых электростанций и пром. предприятий, в печных агрегатах пром-сти (напр., металлургич., нефтеперерабат.), в системах воздушного отопления, приточной вентиляции и кондиционирования воздуха.

В качестве теплоносителя используют горячие газообразные продукты сгорания (в котельных и печных установках), водяной пар, горячую воду или электроэнергию (в системах отопления и вентиляции).

По принципу действия В. разделяют на рекуперативные и регенеративные. В рекуперативных В. теплообмен между теплоносителем и нагреваемым воздухом происходит непрерывно через разделяющие их стенки поверхностей нагрева, в регенеративных - теплообмен осуществляется попеременно нагреванием и охлаждением насадок (металлич. или керамич.) неподвижных или вращающихся поверхностей нагрева В. На тепловых электростанциях применяются гл. обр. трубчатые (стальные и чугунные) рекуперативные В., реже - вращающиеся регенеративные. В металлургич. пром-сти широко распространены регенеративные В. периодич. действия с керамич. насадкой. Совр. металлич. В. позволяют нагревать воздух до 450-600°С, В. с керамич. насадкой - до 900-1200°С.

И. Ф. Ливчак.

ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ, оперативное объединение фронтовой (тактич.) и стратегич. авиации в вооруж. силах СССР и США во время 2-й мировой войны 1939-45. В.а. предназначалась для решения самостоят, задач путём проведения возд. операций на театре воен. действий и для совместных боевых действий с оперативными объединениями сухопутных войск, а на приморских направлениях и с ВМФ. Организационно состояла из нескольких авиационных соединений, отд. частей, учреждений, а также частей обеспечения и обслуживания. В СССР В. а. фронтовой авиации созданы в 1942. В ВВС фаш. Германии авиац. оперативными объединениями являлись возд. флоты. Н. М. Кожевников.

ВОЗДУШНАЯ ЗАВЕСА, устройство в системе местной приточной вентиляции для предотвращения поступления наружного холодного воздуха в производств, помещение через открытые двери (или ворота) пром. здания. Состоит из воздуховодов с продольными щелями, через к-рые вентилятором со скоростью от 8 до 20 м/сек нагнетается воздух под углом 30-45° к плоскости проёма навстречу потоку, стремящемуся проникнуть в помещение. В. з. используется также у проёмов в ограждении технологич. оборудования (где она препятствует выбиванию горячего загрязнённого воздуха в помещение) и в др. случаях, когда необходимо перекрыть возд. поток через проём. Нагнетаемый вентилятором воздух часто предварительно подогревается; такое устройство (с применением воздухоподогревателя) наз. воздушной тепловой завесой.

Двусторонняя боковая воздушная завеса: 1 - воздуховод; 2 - воздуховыпускная щель; 3 - вентилятор с электродвигателем; 4 - калорифер.

ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ, тоже, что авиалиния. Часть земной поверхности, над к-рой проходит В. л., является её трассой. В. л. СССР, по к-рым совершают рейсы самолёты гражд. авиации, делятся на союзные, местные и международные. Союзные В. л. связаны между собой и соединяют Москву и некоторые др. города страны с республиканскими, краевыми, областными центрами, промышленными р-нами, курортами союзного значения. Местные - соединяют р-ны, а через них насел, пункты, крупные совхозы и колхозы с областными, краевыми, респ. центрами. Междунар. В. л. выходят за пределы государственных границ СССР и связывают его с др. странами. См. также Воздушный транспорт.

В. Н. Шапошников.

ВОЗДУШНАЯ ПОДУШКА, область повышенного давления воздуха между основанием машины и опорной поверхностью, между подвижными и неподвижными элементами механизмов в приборах, машинах-орудиях. Применяется в транспортных устройствах (судно на воздушной подушке, экраноплан и т. п. летат. аппараты), в различных приборах (гироскопах) и механизмах в роли " воздушного подшипника" Для уменьшения трения между взаимно соприкасающимися поверхностями. Различают статический и динамический способы образования В. п. В статич. способе давление в В. п. создаётся вентилятором или компрессором, в динамическом-относит, скоростью воздушного потока. Из многих известных схем (способов) образования В. п. основные: камерная, сопловая, щелевая и крыльевая.

По камерной схеме (рис., а) подъёмная сила возникает вследствие статич. давления воздуха, нагнетаемого вентилятором под основание камеры. От действия подъёмной силы камера поднимается и через образовавшийся между кромками камеры и опорной поверхностью зазор происходит истечение воздуха. Т. к. площадь истечения достаточно велика, то даже при сравнительно малых зазорах требуется значит, расход воздуха. По сопловой схеме (рис., б ) В. п. образуется за счёт истечения воздуха из сопла, расположенного по периметру соплового устройства. Подъёмная сила складывается из силы статич. давления на основание соплового устройства и реактивных сил истечения воздуха через сопло. Эта схема позволяет получать большие зазоры между основанием соплового устройства и опорной поверхностью при меньших расходах воздуха. По щелевой схеме (рис., в) В. п. образуется в тонкой щелевой полости, из к-рой воздух вытекает во все стороны. Эта полость располагается между спец. профилированной несущей и опорной поверхностями транспортного устройства, подвижными и неподвижными элементами механизмов в машине-орудии. Повышенное давление в В. п. поддерживается в результате относит, движения поверхностей и вязкости проходящего через щель воздуха. По крыльевой схеме (рис., г) В. п. образуется вследствие повышенного давления воздуха под крылом летательного аппарата (напр., экраноплана) при его движении с нек-рым углом атаки вблизи опорной поверхности.

Основные схемы образования воздушной подушки: а - камерная; б - сопловая; в - щелевая; г - крыльевая.

Лит.: Степанов Г. Ю., Гидродинамическая теория аппаратов на воздушной подушке, М., 1963. К. П. Вашкевич.

ВОЗДУШНАЯ ТЕРРИТОРИЯ государства (юрид.), воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной терр. гос-ва. Находится под суверенитетом гос-ва и входит в состав гос. территории. Границей В. т. считается вертикальная к земной поверхности плоскость, проходящая вдоль линии границы сухопутной и водной территории государства. Высотный предел В. т. не установлен.

Распространение суверенитета гос-ва на его В. т. закреплено в многосторонних и двусторонних междунар. соглашениях, а также во внутр. законодательстве гое-в. Суверенитет в отношении В. т. означает полную и исключит, власть гос-ва в пределах его возд. пространства: все полёты иностр. возд. судов в пределах В. т. могут совершаться лишь с согласия данного гос-ва и в соответствии с установленными им законами и правилами (такое согласие обычно закрепляется в двустороннем или многостороннем междунар. соглашении). Находясь в пределах В. т. гос-ва, иностранное возд. судно в определённой мере подпадает под юрисдикцию этого гос-ва (обязанность соблюдать паспортные, таможенные, санитарные и иные правила и т. д.). См. также Воздушное право. Б. М. Клименко.

ВОЗДУШНОДЕСАНТНАЯ ОПЕРАЦИЯ, согласованные, взаимосвязанные единым замыслом и планом действия соединений и частей воздушнодесантных войск, авиации и др. сил по переброске, высадке и решению боевых задач в тылу противника в интересах достижения оперативных или оперативно-стратегич. целей. Осн. показателями В. о. являются: цель операции, состав и задачи возд. десанта, дальность и глубина десантирования войск в тыл противника, продолжительность действий в его тылу (продолжительность операции). В. о. как форма развёртывания и ведения боевых действий в тылу противника зародилась во время 2-й мировой войны 1939-45, но тогда вследствие ограниченных возможностей переброски войск по воздуху и их поддержки за линией фронта, а также в силу сравнительно малых темпов продвижения войск с фронта широкого практич. применения не получила. Наиболее значительными являются: В. о. Сов. Армии зимой 1942 в р-не Вязьмы и в 1943 в р-не Черкасс, а также В. о. нем.-фаш. войск в 1941 по захвату о. Крит. Англо-амер. войсками были проведены в 1944 Нормандская и Голландская операции, в к-рых использовались крупные возд. десанты. В послевоен. время в связи с появлением и принятием на вооружение ядерного оружия, изменением характера и способов вооруж. борьбы, повышением боевых и трансп. возможностей авиации, развитием самих воздушнодесантных войск и получением возможности переброски по воздуху др. войск значение В. о. резко возросло и она получила дальнейшее теоретич. развитие.

Я. П. Салюйленко.

ВОЗДУШНОДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА (ВДВ), род войск, предназначенный для боевых действий в тылу противника. Входит в состав вооруж. сил всех крупных гос-в. ВДВ состоят из соединений, частей и подразделений парашютноде-сантных, танковых, арт., самоходно-арт. и др. войск, а также спец. войск - инженерных, связи и др. Личный состав обучен прыжкам из самолётов на парашютах и спец. тактике действий. ВДВ способны захватывать и удерживать важные районы в глубоком тылу противника, нарушать его гос. и воен. управление, уничтожать средства ядерного нападения, базы и др. важные объекты. Свои задачи они выполняют во взаимодействии с соединениями и частями различных видов вооруж. сил и родов войск (см. Воздушнодесантная операция). Для десантирования ВДВ в тыл противника служат самолёты воен.-трансп. авиации. Лёгкое вооружение, переносные радиостанции, боеприпасы и малогабаритные боевые грузы десантируются вместе с десантниками с помощью воздушнодесантной техники. Танки доставляются авиацией в тыл противника на захваченные парашютистами аэродромы.

Парашютный десант перед посадкой в самолёты.

Сов. ВДВ зародились в начале 30-х гг. 20 в. Впервые в истории воен. дела весной 1929 в осаждённый басмачами г. Гарм была высажена с воздуха группа вооруж. красноармейцев, к-рая при поддержке местных жителей разгромила банду басмачей, вторгшуюся из-за границы на терр. Таджикистана. 2 авг. 1930 на войсковом учении Моск. воен. округа под Воронежем на парашютах было выброшено небольшое десантное подразделение. Эту дату принято считать днём рождения ВДВ. В 1932 Реввоенсовет. СССР вынес постановление о формировании авиадесантных частей в ряде воен. округов, положившее начало массовому развёртыванию ВДВ. В 1934 в манёврах Красной Армии принимали участие 600 парашютистов, в 1935 на Киевских и Белорусских учениях были десантированы 3 тыс. парашютистов и высажены из самолётов 8200 чел. с артиллерией, лёгкими танками и др. боевой техникой. К нач. 1941 на базе имевшихся воздушнодесантных бригад были развёрнуты воздушнодесантные корпуса численностью св. 10 тыс. чел. каждый. К этому времени ВДВ оформились в род войск. Наряду с практич. освоением переброски крупных сил по воздуху разрабатывалась теория боевого применения ВДВ, нашедшая отражение в Полевом уставе 1940.

В первые месяцы Великой Отечеств, войны 1941-45 сов. командованием возд. десанты применялись под Киевом, в р-не Одессы, на Керченском п-ове, а позднее в битве под Москвой. В янв.- февр. 1942 в р-не Вязьмы был высажен возд. десант в составе 4-го возд.-десантного корпуса. Крупный возд. десант высадился в сент. 1943 в р-не г. Черкассы. В войне с империалистич. Японией возд. десанты применялись в р-нах Чанчунь, Мукден, Дайрен. Сов. пр-во высоко оценило массовый героизм десантников. Десятки тысяч солдат, сержантов, офицеров ВДВ награждены орденами и медалями, а 126 чел. удостоены звания Героя Советского Союза.

Во 2-й мировой войне 1939-45 ВДВ применялись фаш. Германией при вторжении в Голландию, Бельгию, Норвегию, для захвата о. Крит (1941); англо-амер. армиями - при высадке войск в Нормандии, в р-не Арнем, при форсировании р. Рейн и др. В послевоен. период армия США применяла возд. десанты в войне с Кореей (1951), англ, и франц. армии - в агрессии против Египта (1956), израильская армия при нападении на араб, страны (1967).

Лит.: Лисов И. И., Десантники, М., 1968; Софронов Г. П., Воздушные десанты во второй мировой войне, М., 1962 Гове А., Внимание, парашютисты 1, пер с нем., М., 1957; Андрухов И. И. Георгиев М. Р., Ефимов К. Е-Воздушно десантные войска НАТО, М. 1970. П. Ф. Павленко

ВОЗДУШНОЕ ОТОПЛЕНИЕ, система отопления помещений горячим воздухом. В. о. включает: воздухоподогреватели, в которых воздух может нагреваться горячей водой, паром (в калориферах), теплом, выделяющимся от сгорания различных видов топлива (в огне воздухоподогревателях), а также электричеством (в электровоздухоподогревателях); воздуховоды, подводящие воздух в отапливаемые помещения; воздухоподающие и воздухозаборные решётки, через к-рые воздух подаётся в отапливаемые помещения и забирается для подачи к воздухоподогревателю; запорно-регулирующие клапаны в воздуховодах. При расположении воздухоподогревателя непосредственно в отапливаемом помещении воздуховоды, решётки и клапаны могут не устраиваться.Различают В. о. рециркуляционное, при к-ром весь подаваемый к воздухоподогревателю воздух забирается из отапливаемого им помещения, и совмещённое с вентиляцие и (рис. 1), когда подача воздуха осуществляется частично из отапливаемого яомещения, а частично снаружи, причём соотношение объёмов рециркуляционного и наружного воздуха может регулироваться в широких пределах. Устраиваются также системы В. о., совмещённые с вентиляцией, работающие только на наружном воздухе (без рециркуляции и рециркуляц. каналов), их иногда наз. прямоточными. Такие системы применяются, напр., в жилых зданиях, где одним воздухоподогревателем обслуживаются неск. квартир (в данном случае устройство рециркуляции привело бы к нежелательному поступлению воздуха из одной квартиры в другую). От рециркуляции отказываются также при устройстве В. о. в производств, помещениях, технологич. процесс в к-рых сопровождается выделением вредных газов или пыли. Перемещение воздуха в системах В. о. (как с рециркуляцией, так и в совмещённых с вентиляцией) может быть естественное - за счёт разности темп-р и плотности воздуха до воздухоподогревателя и после него, а также с механич. побуждением. В последнем случае устанавливается электрич. вентилятор.

Осн. преимущество В. о. по сравнению с др. видами центр, отопления - уменьшенный расход металла благодаря тому, что для устройства В. о. не применяются отопит, приборы и трубы, как, напр., при водяном отоплении или паровом отоплении. При совмещении В. о. с вентиляцией одновременно решается вопрос воздухообмена в помещениях, а иногда, при предварит, обработке подаваемого в помещение воздуха (увлажнение, охлаждение, осушка и пр.), и кондиционирования воздуха. В пром. цехах, залах обществ, зданий, а также в зданиях с большим количеством комнат (в к-рых строит, конструкции позволяют использовать под каналы имеющиеся пустоты) устройство В. о. может быть значительно проще, чем др. видов центр, отопления. В СССР В. о. широко применяется в пром. цехах, оно осуществляется обычно с помощью агрегатов, устанавливаемых в отапливаемых помещениях (рис. 2). Теплопроизводительность агрегатов В. о. для пром. цехов - от 5, 8-11, 6 вт до 5, 8 Мвт (от 5- 10 до 500 тыс. ккал/ч).

Рис. 1. Схема воздушного отопления, совмещённого с вентиляцией: / - отапливаемое помещение; 2-воздухоподогреватель; 3 - воздуховод, подающий горячий воздух в отапливаемое помещение; 4 - воздуховод, подающий рециркуляционный воздух к воздухоподогревателю; 5 - воздуховод, подающий наружный воздух к воздухоподогревателю; 6-воздухозаборная решётка наружного воздуха; 7 - воздухозаборная решётка рециркуляционного воздуха; 8 - воздухолодающая решётка; 9 - дроссели клапана; 10 - вентилятор; 11 - вытяжная вентиляция.

Рис. 2. Агрегаты воздушного отопления: а-устанавливаемые на полу; б-укрепляемые на строительных конструкциях (колоннах, стенах и т. п.); 1 - вентилятор; 2- воздухоподогреватель (калорифер); 3 - всасывающее отверстие; 4 - нагнетательное отверстие.

В. о., совмещённое с вентиляцией (без рециркуляции), начали применять также в школах и в жилых домах высотой 4- 5 и более этажей. В США и нек-рых др. странах В. о. используется для одноквартирных жилых домов.

Лит.: Отопление и вентиляция, 2 изд., ч. 1, М., 1965. И.Ф.Ливчак.

ВОЗДУШНОЕ ПРАВО, совокупность правовых норм, регулирующих порядок использования возд. пространства и возд. передвижений. Существует В. п. международное и национальное (внутригосударственное). Междунар. В. п.- совокупность международноправовых норм, регулирующих права и обязанности ЕОС-В при использовании ими возд. пространства для междунар. возд. передвижений, исследовательских и иных целей. Нац. (внутригос.) В- п. представляет собой совокупность внутригос. правовых норм относительно использования возд. пространства данного гос-ва и регулирования возд. передвижений в нац. воздушной территории. Исходным положением как международного, так и национального В. п. является признание полного и исключительного суверенитета каждого гос-ва в отношении возд. пространства над его территорией, включая территориальные воды (напр., ст. 1 Воздушного кодекса СССР). Актом по вопросам междунар. В. п. является Чикагская конвенция 1944, в к-рой участвует 119 гос-в (1970); на основе этой конвенции создана Междунар. организация гражд. авиации (УСАО). СССР официально не присоединился к Чикагской конвенции, но объявил о своём намерении вступить в будущем в число её участников. Отд. вопросы междунар. В. п. регулируются Варшавской конвенцией 1929 об унификации нек-рых правил, касающихся междунар. возд. перевозок (СССР - участник этой конвенции), Чикагским соглашением о междунар. транзитном возд. сообщении 1944 (СССР не участвует), Римской конвенцией от 7 окт. 1952 и др. многосторонними актами, а также спец. двусторонними соглашениями о возд. сообщении.

Осн. вопросы В. п. СССР регламентируются действующим Воздушным кодексом СССР, отд. положения содержатся и в др. законедат. актах и постановлениях правительства СССР. Согласно сов. законодательству, под возд. пространством СССР, в к-ром Сов. гос-во осуществляет полный и исключит, суверенитет, понимается пространство над всей сухопутной и водной территорией СССР, включая терр. воды. Возд. суда подлежат обязат. регистрации в Гос. реестре СССР; в состав экипажей возд. судов СССР могут входить лишь граждане СССР. Полёт, при к-ром возд. судно пересекает гос. границы СССР и др. гос-ва, считается междунар. полётом. Полёты иностр. возд. судов в возд. пространстве СССР могут производиться только по установленным междунар. возд. трассам в соответствии с заключёнными междунар. соглашениями о возд. сообщении или по спец. разрешениям Мин-ва гражд. авиации СССР на разовые полёты. Возд. судно, совершившее без разрешения влёт в возд. пространство СССР, признаётся возд. судном-нарушителем. На возд. суда, их экипажи, пассажиров, прибывающих в СССР или отбывающих из СССР, распространяется действие паспортных, таможенных, валютных, сан. и др. правил, действующих в СССР.

Нормами В. п. СССР регламентированы также правовое положение возд. судов, порядок деятельности аэродромов и аэропортов, правила осуществления возд. (в т. ч. и междунар.) перевозок пассажиров, багажа и грузов, ответственность перевозчика и др. лиц при возд. передвижениях и др. вопросы.

Лит.: Курс международного права, т. 3, М., 1967, гл. X, с. 294-336; Верещагин А. Н., Международное воздушное право, М., 1966; Шоукросс и Бьюмонт, Воздушное право, сокр. пер. с англ., М., 1957. Н. В. Миронов.

ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ УКАЗАТЕЛЬ, авиационный прибор для измерения скорости полёта летат. аппарата (самолёта, вертолёта) относительно возд. среды. Определение возд. скорости V необходимо для пилотирования самолёта, т. к. подъёмная сила крыла пропорциональна квадрату возд. скорости, а также для навигац. целей, напр, для вычисления пройденного самолётом пути и др.

В. с. у. состоит из 3 осн. частей: приёмника возд. давления, трубопровода и стрелочного указателя. Приёмник воспринимает статич. давление рст и динамич. (полное) давление рд. Их разность равна скоростному напору, т. е. 0, 5 р V2, где р - плотность воздуха. Т. к. деформация чувствительного элемента - манометрической (анероидной) коробки - В. с. у. происходит под действием разности давлений, то в соответствии с данной зависимостью шкалу градуируют в единицах воздушной скорости. При измерении скоростей полёта свыше 800 км/ч вносится поправка, учитывающая сжимаемость воздуха.

Показания прибора прямо пропорциональны значению р, зависящему от давления р и темп-ры Т окружающего воздуха. Если их полагать неизменными (р = 101 325 н/м2 = 760 мм рт. ст. и Т = 288 К), то прибор будет указателем индикаторной (приборной) возд. скорости. Если же в показания прибора вводить коррекцию на их изменение с высотой полёта (это реализуется автоматически нек-рым усложнением кинематич. схемы механич. передачи от чувствит. элемента к стрелке указателя), то прибор будет указателем истинной возд. скорости. Практически применяют двухстрелочный (комбинированный) В. с. у., на к-ром одна стрелка даёт показания приборной, а другая - истинной возд. скорости. А. Л. Горелик.

ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЁТ (ВКС), новый вид пилотируемого реактивного летат. аппарата (в частности, крылатого) с несущей поверхностью, предназначенный для полёта в атмосфере и в космич. пространстве, сочетающий свойства самолёта и космического летательного аппарата. Рассчитан на многократное использование, должен взлетать с аэродромов, разгоняться до орбитальной скорости, совершать полёт в космич. пространстве и возвращаться на землю с посадкой на аэродром. Одно из осн. назначений ВКС - снабжение обитаемых орбитальных станций и смена их экипажей. За счёт многоразового использования ВКС предполагается обеспечить большую его эффективность и экономичность в сравнении с совр. ракетами-носителями. В США рассматривается возможность применения ВКС для воен. целей. В качестве силовой установки ВКС предполагается сочетание воздушно-реактивного двигателя - для полёта в пределах атмосферы, и жидкостного ракетного двигателя - для полёта в космич. пространстве (см. Воздушно-ракетный двигатель). Изучается также возможность применения ядерных силовых установок. Проводится исследование ряда сложных проблем, связанных с созданием ВКС, и разрабатываются (1970) отд. проекты ВКС (напр., " Астро" - в США, " Мустард" - в Великобритании) с начальной массой до неск. сотен т.

ВОЗДУШНО-РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, комбинированный реактивный двигатель, в к-ром осуществляются циклы воздушно-реактивного двигателя и ракетного двигателя. Возможно использование в космонавтике для воздушно-космических самолётов. Иногда так наз. двигатель, в к-ром применяется в качестве окислителя сжиженный в полёте атм. воздух; такой гипотетич. двигатель предполагается для длит, полётов в верхних слоях атмосферы.

ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВРД), реактивный двигатель, в к-ром для сжигания горючего используется кислород, содержащийся в атм. воздухе. ВРД приводит в движение летат. аппараты (самолёты, вертолёты, самолёты-снаряды). Сила тяги в ВРД возникает в результате истечения рабочих газов из реактивного сопла. Для получения большой скорости истечения газов из сопла воздух, поступающий в камеру сгорания ВРД, подвергается сжатию. В зависимости от способа сжатия воздуха ВРД делятся на турбокомпрессорные (ТРД), пульсирующие (ПуВРД) и прямоточные (ПВРД).

Турбокомпрессорные ВРД (ТРД) имеют компрессор с приводом от газовой турбины, что позволяет независимо от скорости полёта создавать сжатие воздуха, обеспечивающее большие скорости истечения газов из выходного (реактивного) сопла и большую силу тяги. ТРД широко применяется на самолётах, вертолётах, беспилотных самолётах-снарядах. ТРД можно устанавливать на катерах, гоночных автомобилях, аппаратах на воздушной подушке и др. (см. Турбокомпрессорный двигатель).

Пульсирующий ВРД (ПуВРД) имеет (рис. 1) входной диффузор (для сжатия воздуха под влиянием кинетич. энергии набегающего потока), отделённый от камеры сгорания входными клапанами, и длинное цилиндрич. выходное сопло. Горючее и воздух подаются в камеру сгорания периодически. При сгорании смеси давление в камере повышается, т. к. клапаны на входе автоматически закрываются, а столб газов в длинном сопле обладает инерцией. Газы под давлением с большой скоростью вытекают из сопла, создавая силу тяги. К концу процесса истечения давление в камере сгорания падает ниже атмосферного, клапаны автоматически открываются и в камеру поступает свежий воздух, впрыски вается топливо; цикл работы двигателя повторяется. ПуВРД способен создавать тягу на месте и при небольших скоростях полёта. Когда клапаны закрыты, ПуВРД имеет большое аэродинамич. сопротив ление по сравнению с др. типами ВРД небольшую тягу и используется лишь для аппаратов со скоростью полёта меньше звуковой.

Рис. 1. Схема пульсирующего воздушно-реактивного двигателя (ПуВРД): 1 - воздух; 2 - горючее; 3 - клапанная решётка; 4 - форсунки; 5 - свеча; 6 - камера сгорания; 7 - выходное (реактивное) сопло.

Рис. 2. Схема прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД): / - воздух; 2 - диффузор; 3 - впрыск горючего; 4 - стабилизатор пламени; 5 - камера сгорания; 6 - сопло; 7 - истечение газов.

Рис. 3. Области применения двигателей различных типов в зависимости от скорости полёта: Н - высота полёта; М - число Маха; 1 - турбореактивные двигатели; 2 - турбореактивные двигатели с форсажной камерой; 3 - прямоточные воздушно-реактивные двигатели.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал