Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и краткая характеристика витаминов 44 страница
ВОЗНЕСЕНСКИЙ Николай Николаевич (1878-1927), советский химик-технолог, специалист по крашению тканей. Окончил в 1903 Петерб. технологич. ин-т. В 1903-27 зав. химико-красильной лабораторией ф-ки " Трёхгорная мануфактура" в Москве. С 1923 проф. Моск. хим.-технологич. ин-та. В. принадлежит большое число отечественных патентов на способы крашения и на расцветки тканей. Он рационализировал старые способы крашения и печатания, напр, крашение чёрным анилином. Соч.: Беление, крашение, печатание, отделка хлопчатобумажных тканей, М., 1927; О крашении. Химическая технология волокнистых веществ, 2 изд., М., [1930]. ВОЗНЕСЕНСКОЕ, посёлок гор. типа, центр Вознесенского р-на Горьковской обл. РСФСР, в 108 км к Ю.-З. от ж.-д. узла Арзамас. 4, 5 тыс. жит. (1968). Ф-ка детской игрушки, маслосырозавод, хлебозавод. ВОЗНЕСЕНЬЕ, посёлок гор. типа в Ленингр. области РСФСР. Порт у истока р. Свирь из Онежского оз., в 102 км к В. от ж.-д. ст. Подпорожье (на линии Волхов - Петрозаводск). 3, 5 тыс. жит. (1968). Лесозавод, судоремонтные мастерские. ВОЗНИЦЫН Прокопий Богданович (гг. рож д. и смерти неизв.), русский дипломат последней трети 17 в. Происходил из владимирских дворян. Дипломатич. деятельность начал в 60-70-х гг. 17 в. В Великом посольстве 1697-98 был третьим послом. Представлял Россию на Карловицком конгрессе 1698-99, где настаивал на присоединении к России б, тур. крепостей - Азова, Казыкермена, занятых рус. войсками, и Керчи. В сложной обстановке В. удалось заключить в янв. 1699 перемирие с Турцией на 2 года. По возвращении в Россию подготавливал посольство Е. Украинцева в Турцию, вёл переговоры с иностр. послами в Москве и в то же время был нач. Аптекарского приказа. Лит.: БогословскийМ. М., Петр I. Материалы для биографии,!. 1 - 5, М., 1940 - 1948. ВОЗНИЧИЙ (лат. Auriga), созвездие Сев. полушария неба. Самая яркая звезда - Капелла, 0, 1 визуальной звёздной величины. Наиболее благоприятные условия видимости в дек.- январе. Видно на всей терр. СССР. См. Звёздное небо. ВОЗНЯК Михаил Степанович (3.10. 1881, с. Вилки-Мазовецкие, ныне Волыца Мостисского р-на Львовской обл., - 20.11.1954, Львов), советский литературовед, акад. АН УССР (1929). Чл. КПСС с 1951. В 1908 окончил филос. ф-т Львовского ун-та. Печататься начал в 1902. Автор ок. 600 работ. Трёхтомная " История украинской литературы" (1920-24) отразила влияние на В. бурж.-националистич. идеологии. Среди исследований В. по лит-ре 16-18 вв. большое значение имеют работы " Кто ж автор так называемой летописи Самовидца? " (1933), " Псевдо-Конисский и псевдо-Полетика" (1939), " Начала украинской комедии" (1919). В.- знаток творчества И. Франко, автор монографии о нём. Соч.: 3 жпття i творчосп Iвана Франка, К., 1955; Нарнси про св! тогляд Iвана Франка, Льв! в, 1955; Велетень думки i npaui. Шлях життя i боротьби Iвана Франка, К., 1958. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЛЕСА, восстановление основного компонента леса - древесной растительности, вслед за к-рой появляются и др., характерные для него компоненты - напочвенный покров, подлесок, грибная и бактериальная флора и т. д. В практике В. л. оценивается по наличию и характеру молодого поколения древесных растений (всходы, налёт, самосев, сеянцы, подрост, саженцы, поросль), их количеству, размещению, распределению по породам, состоянию и т д. В. л. бывает семенным и вегетативным, естественным, искусственным и комбинированным. Естественное В. л.- не только стихийно протекающий процесс самовозобновления, но и процесс управляемый; поэтому естеств. возобновление в лесном х-ве рассматривается как метод возобновления (в практике часто наз. содействием естеств. возобновлению) и включает такие мероприятия, как сохранение подроста от повреждения при лесозаготовках, оставление семенных деревьев на вырубках, подготовка напочвенной среды и почвы, благоприятной для попадающих в них семян древесных растений. Естеств. В. л.- процесс прежде всего биологический, слагающийся из ряда этапов, начиная от образования пыльцы и оплодотворения и кончая формированием сомкнутого молодняка. В разных природных зонах В. л. имеет свои особенности (по срокам плодоношения, особенно по повторяемости семенных лет, по условиям произрастания семян, образования всходов и последующего формирования молодого поколения леса). Таким образом, В. л.- явление не только биол., но и географическое. Созвездие Возничего. Поэтому, если учесть, что В. л. рассматривается в практике и как технич. категория, как метод лесовосстановления, применимость к-рого зависит не только от природно-геогр., но и от экономико-геогр. условий и возможностей, то процесс В. л. как геогр. явление приобретает большое практич. значение в совр. лесоводстве. Искусственное В. л. производится посевом семян или посадкой саженцев. Выбор зависит от породы, природных условий, обеспеченности семенным и посадочным материалом, наличия средств механизации. В совр. лесоводстве наблюдается постепенное увеличение посадок леса. Комбинированное (смешанное) В. л. представляет собой сочетание естеств. и искусств, возобновления на одном и том же участке (семенное естеств. возобновление в сочетании с посевом или посадкой, семенное естеств. возобновление хвойных пород с порослевым возобновлением лиственных, порослевое возобновление лиственных пород с семенным возобновлением хвойных пород и и т. д.). Каждый способ В. л. имеет свои преимущества и недостатки. Правильный выбор способа В. л. зависит от места и времени. Искусств, возобновление проводят в первую очередь там, где не обеспечивается полноценное естеств. возобновление. Соотношение естеств. и искусств, возобновления в районах горных и равнинных, сев. и юж. и т. д., различное. В. л. разделяют в зависимости от проводимых рубок леса, на предварительное возобновление, т. е. возобновление, возникающее под пологом леса до рубки; сопутствующее возобновление, появляющееся также под пологом, но в результате влияния рубки (выборочной, постепенной), последующее возобновление, происходящее после сплошной рубки леса. От В. л. надо отличать лесоразведение, т. е. выращивание леса на терр., не занятых ранее лесом - в степях, полупустынях и пустынях, на месте разработанных карьеров. Лит.: Нестеров В. Г., Лесоводство, М., 1958; Мелехов И. С., Рубки главного пользования, М., 1962. И. С. Мелехов. ВОЗРАСТ человека, этап развития человека, характеризуемый специфическими для него закономерностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологич. и психологич. особенностями. Будучи этапом биол. созревания организма, обусловленным генетич. детерминантами, В. вместе с тем есть конкретный результат и стадия социально-психологич. развития личности, определяемая условиями жизни, обучением и воспитанием. Содержание и формы обучения и воспитания исторически складываются и видоизменяются применительно к В., оказывая, в свою очередь, влияние на определение его границ и возможностей. В современной педагогике и возрастной психологии различаются (с учётом известной относительности границ) младенческий В. (от рождения до 1 года), преддошкольный В., или В. раннего детства (от 1 года до 3 лет), дошкольный В. (от 3 до 7 лет), младший школьный В. (от 7 до 10 лет), подростковый, или средний школьный, В. (от 10 до 15 лет) и старший школьный В., или В. ранней юности (от 15 до 18 лет). За этими пределами общепринятой классификации В. в лит-ре нет; специально выделяется лишь старческий В. В связи с отмечаемым в 20 в. увеличением продолжительности жизни изучаются (геронтологией, геронтопсихологией) проблемы продления периода активной деятельности человека (см. также Старение). Для каждого В. характерна своя структура познавательных, эмоциональных и волевых свойств и качеств, форм поведения, типов отношения к окружающему, свои особенности строения и функционирования различных органов и систем организма. Эта структура, однако, не является неизменной: в 20 в. отмечается общая акцелерация физич. и умств. развития детей; с др. стороны, пед. теория, решая задачу оптимизации обучения, способствует расширению возможностей В. и границ усвоения знаний. В обучении должен учитываться не только достигнутый уровень развития, но и перспективы развития (понятие " зоны ближайшего развития", по Л. С. Выготскому): педагогу необходимо знать не только то, что присуще детям данного В., но и то, что может оказаться, при определённых условиях, доступным им в ближайшем будущем. Лит. см. при ст. Возрастная психология. А. В. Петровский. ВОЗРАСТ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ, возраст горных пород. Различают абсолютный и относительный В. г. Абсолютный В. г.- возраст горных пород, выраженный в абс. единицах времени; устанавливается на основании изучения распада радиоактивных элементов (уран, торий, калий, рубидий и др.), содержащихся в минералах. Оценивается обычно в млн. лет. Термин применяется условно, т. к. каждая из полученных цифр не " абсолютна" и нередко даётся в первом приближении (с миним. ошибкой ± 5%). Относительный В. г.- возраст горных пород, устанавливаемый на основании взаимного положения слоев в разрезе. При пологом залегании слоев нижние являются более древними, а верхние более молодыми (закон последовательности напластования). Сравнение осадочных толщ удалённых друг от друга районов позволило создать общую стратиграфическую шкалу, подразделённую на ряд отрезков (систем), характеризующихся специфич. комплексом растит, и животных остатков. Путём анализа найденных в пластах окаменелостей производится привязка отложений к общей шкале, т.е. определение относительного В. г. См. Геохронология. ВОЗРАСТ НАСАЖДЕНИЙ, один из основных таксационных признаков, характеризующих насаждение. По возрасту насаждения делят на классы. Для хвойных и твёрдолиственных семенных насаждений установлены 20-летние, для порослевых и мягколиственных семенных насаждений 10-летние, для кустарниковых пород 5-летние классы возраста. Насаждения, в к-рых возраст деревьев изменяется в пределах одного класса, считаются одновозрастными, в пределах неск. классов - разновозрастными. Возраст деревьев определяют по числу годичных слоев (колец) на пнях от срубленных модельных деревьев или на цилиндре древесины, к-рый вынимают спец. буравом из ствола растущего дерева, а также по внешним признакам: цвету хвои, форме кроны, цвету и строению коры. ВОЗРАСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ, важный показатель хоз. ценности животного. Развитие животного начинается с эмбрионального, или утробного, периода, ср. продолжительность к-рого у каждого вида животных постоянна. В постэмбриональном, или послеутробном, развитии различают неск. возрастных периодов. Период новорождённости длится обычно неск. дней и характеризуется тем, что животное, питаясь молозивом, в короткий срок приспосабливается к жизни вне утробы матери. Молочный период продолжается до отъёма животного от матери или до прекращения выпойки ему молока. У жеребят молочный период до 6 - 8 мес, у телят до 5 - 6, у ягнят до 3, 5 - 4, у поросят до 2 мес и т. д. Период полового созревания характеризуется началом функционирования органов размножения. В этот период формируются осн. индивидуальные и породные особенности животных. Половой зрелости лошади достигают в возрасте 12 - 18 мес (иногда раньше), кр. рог. скот в 6 - 10, овцы в 6 - 8, свиньи в 4 - 6 мес. Половая зрелость наступает раньше, чем окончательно сформируется организм, поэтому с.-х. животных случают неск. позднее (см. Случка). Период зрелости характеризуется расцветом функц. деятельности организма; воспроизводит, способность и продуктивность животных в этот период достигают макс, развития. У лошадей период зрелости от 7 до 15 лет, у кр. рог. скота от 5 до 10 - 12, у овец от 4 до 6 - 7, у свиней от 2 до 5 - 6 лет. Это наиболее важный для хоз. использования животных период, продлить к-рый можно полноценным кормлением, хорошим содержанием и правильным использованием. В период старения жизненные процессы в организме постепенно угасают, заметно снижаются воспроизводит. способность и продуктивность животных и хоз. использование их прекращают. Возрастные пределы использования лошадей 18 - 20 лет, верблюдов 15 - 20, кр. рог. скота 15 - 16, овец 7 - 8, коз 6 - 8, свиней б - 7, кроликов 5 - 6, гусей 5 - 7, уток и индеек до 3 - 4 лет. В. с. ж. определяют на основании точной регистрации актов рождения и мечения сельскохозяйственных животных. При необходимости возраст животных можно определить по зубам (у лошадей, кр. рог. скота, свиней, овец), у птиц по перу, у рыб по чешуе. Лит.: Б о р и с е н к о Е. Я., Разведение сельскохозяйственных животных, 4 изд., М.. 1967. А. П. Маркушин. ВОЗРАСТАНИЕ И УБЫВАНИЕ ФУНКЦИИ. Функция y = f(x) наз. возрастающей на отрезке [а, b], если для любой пары точек х и х', а< =х< х'< =b выполняется неравенство f(x)< =f(x'), и строго возрастающей - если выполняется неравенство f(x)< f(x'). Аналогично определяется убывание и строгое убывание функции. Напр., функция у = х2 (рис., а) строго [ris] возрастает на отрезке [0, 1], а у = 1/x+1 (рис., б) строго убывает на этом отрезке. Возрастающие функции обозначаются f(x)возрастание, а убывающие f(x)убывание. Для того чтобы дифференцируемая функция f(x) была возрастающей на отрезке [а, b], необходимо и достаточно, чтобы её производная f'(x) была неотрицательной на [а, b]. Наряду с возрастанием и убыванием функции на отрезке рассматривают возрастание и убывание функции в точке. Функция у = f(x)наз. возрастающей в точке х0, если найдётся такой интервал (а, В), содержащий точку х0, что для любой точки х из (а, В), х> х0, выполняется неравенство f(х0)< =f(x), и для любой точки х из (а, В), х< х0, выполняется неравенство f(x)< =f(x0). Аналогично определяется строгое возрастание функции в точке x0. Если f'(x0)> 0, то функция f(x) строго возрастает в точке x0. Если f(x) возрастает в каждой точке интервала (а, b), то она возрастает на этом интервале. Лит.: Фихтенгольц Г. М., Курс дифференциального и интегрального исчисления, 6 изд., т. 1, М., 1966. С. Б. Стечкин. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологнч. науки В. п. начала складываться с сер. 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования в области В. п. начались ещё в кон. 19 в., когда под влиянием эволюц. теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практич. вопросов вбучения взрослых и исследование теоретич. проблем развития психики привели к спец. изучению фаз психологич. эволюции взрослого человека. Осн. методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод " поперечных" срезов и метод т. н. " продольного" изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологич. особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психич. развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, т. к. " психич. возраст" не есть простая функция количества прожитых лет. Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Александрова М. Д., Очерки психофизиологии старения, Л., 1965; Флейвелл Д ж., Генетическая психология Жана Пиаже, пер. е англ., М., 1967; Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., Индивидуальное развитие человека и константность восприятия, М., 1968; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; В i г г е n J. Е., The psychology of ageing, Englewood Cliffs (N. Y.), 1964; Bromley D. В., The psychology of human ageing, L., 1966. Л. А. Ветер. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, раздел физиологии человека и животных, изучающий закономерности становления и развития физиол. функций организма на протяжении онтогенеза - от оплодотворения яйцеклетки до конца жизни. В. ф. устанавливает особенности функционирования организма, его систем, органов и тканей на разных возрастных этапах. Жизненный цикл всех животных и человека складывается из определённых стадий или периодов. Так, развитие млекопитающих животных проходит след, периоды: внутриутробный (включающий фазы эмбрионального и плацентарного развития), новорождённости, молочный, полового созревания, зрелости и старения. Для человека предложена (Москва, 1967) следующая возрастная периодизация: 1. Новорождённый (от 1 до 10 суток). 2. Грудной возраст (от 10 суток до 1 года). 3. Детство: а) раннее (1-3 года), б) первое (4-7 лет), в) вторее (8- 12 лет мальчики, 8-11 лет девочки). 4. Подростковый возраст (13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки). 5. Юношеский возраст (17-21 год юноши, 16- 20 лет девушки). 6. Зрелый возраст: 1-й период (22-35 лет мужчины, 21- 35 лет женщины); 2-й период (36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины). 7. Пожилой возраст (61-74 года мужчины, 56-74 года женщины). 8. Старческий возраст (75-90 лет). 9. Долгожители (90 лет и выше). На важность изучения физиол. процессов в онтогенетич. плане указал И. М. Сеченов (1878). Первые данные об особенностях функционирования нервной системы на ранних этапах онтогенеза были получены в лабораториях И. Р. Тарханова (1879) и В. М. Бехтерева (1886). Исследования по В. ф. проводились и в др. странах. Нем. физиолог В. Прейер (1885) изучал кровообращение, дыхание и др. функции развивающихся млекопитающих, птиц, амфибий; чеш. биолог Э. Бабак изучал онтогенез амфибий (1909). Выходом книги Н. П. Гундобина " Особенности детского возраста" (1906) было положено начало систематич. изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека. Работы по В. ф. получили большой размах со 2-й четв. 20 в., гл. обр. в СССР. Выявлены структурные и функциональные особенности возрастного развития отд. органов и их систем: высшей нервной деятельности (Л. А. Орбели, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, А. А. Волохов, Н. И. Касаткин, М. М. Кольцова, А. Н. Кабанов), коры головного мозга, подкорковых образований и их взаимоотношений (П. К. Анохин, И. А. Аршавский, Э. Ш. Айрапетянц, А. А. Маркосян, А. А. Волохов и др.), опорно-двигат. аппарата (В. Г. Штефко, В. С. Фарфель, Л. К. Семёнова), сердечно-сосудистой системы и дыхания (Ф. И. Валькер, В. И. Пузик, Н. В. Лауэр, И. А. Аршавский, В. В. Фролькис), системы крови (А. Ф. Тур, А. А. Маркосян). Успешно разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акцелерации - ускорения развития организма человека. Сформировались концепции онтогенеза и старения: А. А. Богомольца - о роли физиол. системы соединит, ткани; А. В. Нагорного - о значении интенсивности самообновления белка (затухающая кривая); П. К. Анохина - о системогенезе, т. е. созревании в онтогенезе определённых функцион. систем, обеспечивающих ту или иную приспособит, реакцию; И. А. Аршавского - о значении для развития организма двигательной активности (энергетич. правило скелетных мышц); А. А. Маркосяна - о надёжности биол. системы, обеспечивающей развитие и существование организма при меняющихся условиях среды. В исследованиях по В. ф. пользуются методами, применяемыми в физиологии, а также сравнит, методом, т. е. сопоставлением функционирования тех или иных систем в разных возрастах, в т. ч. пожилом и старческом. В. ф. тесно связана со смежными науками - морфологией, биохимией, биофизикой, антропологией. Она - научная и теоретич. основа таких отраслей медицины, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология, гериатрия, а также педагогики, психологии, физич. воспитания и др. Поэтому В. ф. активно развивается в системе учреждений, связанных с охраной здоровья детей, к-рые организуются в СССР начиная с 1918, и в системе физиол. ин-тов и лабораторий АН СССР, АПН СССР, АМН СССР и др. С 1970 курс В. ф. введён как обязательный предмет на всех факультетах педагогических ин-тов. В координации исследований по В. ф. большую роль играют конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии, созываемые Ин-том возрастной физиологии АПН СССР. 9-я конференция (Москва, апр. 1969) объединила работу 247 науч. и уч. учреждений Сов. Союза. Лит.: Касаткин Н. И., Ранние условные рефлексы в онтогенезе человека, М., 1948; Красногорский Н. И., Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Пархон К. И., Возрастная биология, Бухарест, 1959; П е и п е р А., Особенности деятельности мозга ребенка, пер. с нем., Л., 1962; Нагорный А. В., Буланкин И. Н., Никитин В. Н., Проблема старения и долголетия, М., 1963; Очерки по физиологии плода и новорожденного, под ред. В. И. Бодяжиной, М., 1966; Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Чеботарев Д. Ф., Фролькис В. В., Сердечно-сосудистая система при старении, Л., 1967; Волохов А. А., Очерки по физиологии нервной системы в раннем онтогенезе, Л., 1968; Онтогенез системы свертывания крови, под ред. А. А. Маркосяна, Л., 1968; Фарбер Д. А., Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, М., 1969; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред. А. А. Маркосяна, М., 1969. А. А. Маркосян. ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ в избирательном праве, см. Цензы избирательные. ВОЗРАСТНЫЕ КЛАССЫ, свойственное эпохе родового строя деление общества на неск. возрастных категорий, имеющих свои права и обязанности. В той или иной форме деление на В. к. было присуще почти всем народам мира на этой стадии обществ. развития. По данным этнографии, напр, у австралийцев, папуасов, зулусов в Африке, амер. индейцев и др. имелось 3-4 В. к. (детей, молодёжи, взрослых, стариков). Возникнув из естеств. половозрастного разделения труда, В. к. исчезли в процессе обществ, разделения труда и распада первобытнообщинного строя. См. также Инициации, Мужские союзы. ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Зап. и Центр. Европы эпоха, переходная от ср.-век. культуры к культуре нового времени (приблизит, хронологич. границы В.: в Италии - 14-16 вв., в др. странах - кон. 15-16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, - светский характер, гу манистич. мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к античному культурному наследию, как бы " возрождение" его [отсюда и назв. " В."; этот термин, встречающийся уже у итал. гуманистов, напр, в " Жизнеописаниях" (1550) итал. художника и историка искусств Дж. Вазари, утвердился в науке с 18 в.]. Предшественницей культуры В., носившей гор. характер, была ср.-век. гор. культура; она уже задолго до В. несла в себе мн. тенденции, к-рые смогли получить полное развитие только в новую ист. эпоху. В рамках ср.-век. феод, культуры известны периоды подъёма иск-ва и науки, иногда связанные с интересом к античности (напр., " Каролингское возрождение"); появлялись элементы гуманистич. этики, реализма в искусстве. В отличие от этих явлений, перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось В., был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европ. об-ве 14-16 вв. Он отвечал новым обществ, потребностям. Культура В. возникла в эпоху, когда старые феод, отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и р-нах Европы (прежде всего в городах Сев. и Ср. Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистич. отношений и из ср.-век. сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церк.-аскетич. морали, ср.-век. традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетич. вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения - гор. интеллигенция той эпохи - поэты, филологи, философы, художники, - представители тех отраслей знания, к-рые, имея своим объектом человека и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись " схоластическому" изучению " божественного" (studia divina). Отвюда их наименование - гуманисты (от лат. homo - человек, humanus - человеческий), а нового мировоззрения - гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католич. церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критич. пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на к-рые опиралась ср.-век. мораль; провозглашено право на свободу науч. исследования. Возникли светская наука, лит-pa и иск-во. С разрушением старых феод.-религ. представлений и с созданием новой смстемы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся бурж. эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. anthropos - человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное её творение. Человек, его переживания, его внутр. мир, его " земная" жизнь становятся гл. темами лит-ры и иск-ва. В противовес феод.-церк. аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистич. этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой (" универсальной") творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, " героический энтузиазм" (Дж. Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистич. мировоззрению в его наиболее классич. выражении, особенно в Италии. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию (в ср. века хотя и не полностью забытому, но сильно искажённому). В античной культуре В. открывало родственный ему гуманистич. (человечный) неаскетический дух, " языческий" интерес ко всему " посюстороннему", нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении природы и человека. Гуманисты много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая античные рукописи, памятники античного искусства. В 15 в. благодаря учёным, эмигрировавшим из Византии в Италию, были впервые переведены почти все др.-греч. поэты (в т. ч. Гомер) и философы (в т. ч. большинство диалогов Платона). Тексты античных произведений, известных и ср.-век. Европе, уточнялись, освобождались от ср.-век. наслоений и ошибок и переосмысливались. Но культура В. не была простым возвращением к античной. Она её развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых ист. условий. Не меньшее значение, чем античное влияние, имели в культуре В. связи с нац. традицией. Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистич. взглядов сыграло изобретение (сер. 15 в.) и распространение в странах Европы книгопечатания. В типографиях Флоренции, Венеции (Альд Мануций), Базеля (И. Фробен), Парижа (А. Этьенн), Лиона (Э. Доле), Антверпена (К. Плантен), Нюрнберга и др. печаталась античная и гуманистич. лит-pa; мн. типографы того времени сами были выдающимися гуманистами. Культура В. отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав. Провозглашение в эпоху В. новых этич. и эстетич. принципов означало прежде всего необходимую и прогрессивную борьбу за разрушение феод.-корпоративных пут, за раскрепощение личности, создавая тем самым идейные предпосылки для будущего, только возникавшего бурж. общества. Однако гуманистич. мировоззрение было буржуазным (точнее - предвосхищением буржуазного) лишь в том смысле, что выводы, вытекавшие из гуманистич. теорий, объективно удовлетворяли потребностям зарождавшегося бурж. общества. Сами же носители нового мировоззрения - прежде всего гуманистич. интеллигенция - отражали в своей деятельности и творчестве более широкое и прогрессивное ист. содержание, чем интересы зажиточной гор. верхушки, буржуа в собственном смысле слова. Кроме того, в культуре В. существовали течения, к-рые не укладываются в рамки бурж. мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали развиваться подлинно демократические явления в лит-ре и изобразит, иск-ве. С другой стороны, новые ренессансные формы культуры воспринимали феод, аристократия и католич. церковь, приспособлявшие их к своим интересам и в то же время испытывавшие воздействие новых идей. Папский, императорский, княжеские дворы нередко были гл. заказчиками ренессансных произведений иск-ва.
|