Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация и краткая характеристика витаминов 43 страница
ВОЗДУШНЫЙ НАСОС, встречающееся в лит-ре назв. созвездия Насос. ВОЗДУШНЫЙ ОАЗИС, устройство в системе местной приточной вентиляции, создающее в огранич. пространстве производств, помещения улучшенные (по сравнению с остальной частью помещения) условия возд. среды. Представляет собой выделенную перегородками (выс. ок. 2 м), открытую сверху часть помещения, в к-рую через сеть воздуховодов нагнетается наружный воздух, прошедший, как правило, очистку и тепловлажностную обработку (рис.). Воздух всегда подаётся в В. о. более низкой темп-ры, чем темп-ра в общем помещении. В. о. обычно устраивается у постов управления в машинных залах тепловых электростанций и др. ВОЗДУШНЫЙ РЕЖИМ ПОЧВЫ, воздушный баланс, характеризующий периодич. изменения количества и состава воздуха в почве. Имеет большое значение для деятельности почвенных микроорганизмов, роста и развития растений. См. Почва. ВОЗДУШНЫЙ ТЕРМОМЕТР, то же, что газовый термометр. ВОЗДУШНЫЙ ТОРМОЗ, действует от сжатого или разрежённого воздуха; служит для замедления или остановки движущегося поезда, трамвая, самолёта (при приземлении), автомобиля и др. движущихся машин и механизмов. См. Тормоз. ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ, один из видов транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов возд. путём. Гл. его преимущество - обеспечение значит, экономии времени за счёт высокой скорости полёта. В. т. возник в гос-вах Европы и Америки после 1-й мировой войны 1914-18. Во Франции и Германии, напр., как вид транспорта стал развиваться с 1920-21. В СССР первая возд. линия открыта в 1923 [Москва- Н. Новгород (ныне г. Горький)]. В 1970 В. т. СССР связывал более 3500 городов и насел, пунктов. Одна из таких линий (Москва - Хабаровск - Владивосток) вместе с ответвлениями охватывает р-ны Урала, Зап. и Вост. Сибири, Крайнего Севера, Якут. АССР, Д. Востока (включая Курильские о-ва, о. Сахалин и Камчатку). Подобные магистрали, идущие от Москвы и нек-рых других центров страны во всех направлениях, т. н. союзные авиалинии, связаны между собой. Кроме союзных, в СССР действует св. 2 тыс. т. н. местных авиалиний (см. Воздушная линия). Ежегодно открывается 30-40 новых линий. Москва - один из крупнейших междунар. узлов, прямыми авиалиниями связана почти с 200 городами. Крупными узлами В. т. являются столицы союзных республик, а также Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Омск и мн. др. Общая сеть внутр. возд. линий СССР в 1940 составляла 144 тыс. км, в 1950-300 тыс., в 1960-360 тыс., а к 1970 она составила ок. 600 тыс. км. По этим линиям гражданской авиацией СССР (Аэрофлотом) в 1940 было перевезено 400тыс.чел., в 1950-1, 6млн. чел., в 1960- 16 млн., в 1969 - 68 млн. чел. Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира. Увеличились число и протяжённость междунар. возд. линий. В 1958 трансп. самолёты СССР совершали полёты в 16, а в 1970 в 60 стран Европы, Азии, Африки, Америки. Осн. междунар. порт В. т. СССР - Шереметьевский аэропорт Москвы; междунар. авиаперевозки осуществляют Ленинградский, Киевский, Иркутский, Одесский, Ташкентский, Хабаровский и др. аэропорты. (Карту см. на вклейке к стр. 121.) Развитие В. т. в СССР ускорилось со 2-й пол. 50-х гг. благодаря использованию многоместных реактивных самолётов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. С созданием реактивных самолётов Ту-124 и Ан-24 (2-я пол. 60-х гг.) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14, Ан-2) и на местных авиалиниях. К 1969 В. т. на союзных и местных возд. линиях по пассажирообороту (а также в междунар. сообщении) занял 2-е место (после ж. д.), а на отд. направлениях (в т. ч. Д. Восток, Ср. Азия, Север) становится основным. В. т. пополнился (1969-70) новыми самолётами Ил-62, Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на союзных и междунар. авиалиниях; Як-40 и Бе-30 на местных возд. линиях. В дополнение к пасс, вертолётам Ми-4, Ми-6 появились машины с реактивной тягой - Ми-8, Ми-10 и др. С 70-х гг. входят в эксплуатацию пасс, самолёты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/ч при наличии на борту 120 и более кресел. В управление движением самолётов, в коммерч. и технич. деятельность предприятий, агентств, аэропортов широко внедряются автоматика и счётно-решающая техника. Объём перевозочной работы В. т. СССР составлял в 1965 20%, а в 1969 более 25% мировых авиаперевозок. Доля В. т. СССР в грузообороте страны сравнительно невелика (в 1969-0, 055%, или 1, 95 млрд. т -км). Но в общем пассажирообороте СССР на долю В. т. приходилось ок. 14% (1969), против 10% (1965). В 1971-75 перевозки пассажиров В. т. возрастут примерно на 70%, что приведёт к дальнейшему повышению его удельного веса в общем пассажирообороте страны. В ноябре 1970 СССР вступил в Междунар. орг-цию гражд. авиации (ИКАО). Сотрудничает с авиакомпаниями и об-вами социалистич. стран: болг. " ТАБСО", венг. " МАЛЕВ", польск. " ЛОТ", чеш. " ЧСА" и др. Социалистич. и нек-рые др. страны Европы эксплуатируют сов. самолёты Ил-18, Ан-24, Ту-134 и др. В капиталистич. странах В. т. представлен смешанными гос.-частными, а также частновладельч. компаниями, конкурирующими между собой и с компаниями др. видов транспорта. В. т. США находится в руках 12 осн. авиакомпаний, тесно связанных с крупнейшими промышленными монополиями и банками. Ведущие авиакомпании США, Великобритании, Франции и др. стран эксплуатируют преим. междунар. авиалинии. В Великобритании решающее значение имеют 2 связанные между собой авиакомпании-" Бритиш оверсиз эруэйс" (Брит, заморские авиалинии - " БОАК") и " Бритиш юропиен эруэйс" (Брит. европ. авиалинии - " БЕА"). " БЕА" выполняет рейсы в 27 европ. стран; " БОАК" осуществляет возд. связь со странами др. континентов. Во Франции ведущая авиакомпания по междунар. авиаперевозкам - " Эр Франс", в Нидерландах - " КЛМ", в Бельгии - " САБЕНА", в ФРГ - " Люфтганза", в Италии - " Алиталия", в Канаде - " Эр Канада", в Индии-" Эр Индия". Наиболее крупной в капиталистич. мире по междунар. авиаперевозкам является гос. авиакомпания " Панамерикан эрлайнс" (США). Входящие в ИКАО 119 гос-в (без СССР) перевезли (1969) на регулярных возд. линиях 290 млн. пассажиров, в т. ч. авиакомпании США - 160, 8 млн. чел., Великобритании - 15, 0, Японии - 12, 1, Франции - 8, 1, Италии - 5, 8 млн. чел. В. т. используется капиталистич. странами как средство давления на развивающиеся страны. Лидером в борьбе за господство в мировом капиталистич. В. т. являются авиакомпании США. Лит.: Гражданская авиация СССР. 1917 - 1967, М., 1968. В. Н. Шапошников. ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР, служит для очистки от пыли (обработки) воздуха, подаваемого в помещения системами вентиляции и кондиционирования или используемого в технологических процессах (напр., при получении кислорода), в газовых турбинах, в двигателях внутр. сгорания и др. По эффективности действия (фильтрующей способности) В. ф. подразделяются на 3 класса. Фильтры 1-го класса практически полностью улавливают пыль всех размеров (" абсолютные" фильтры), 2-го класса эффективно улавливают пыль > 1 мкм; 3-го класса > 10 мкм. Существует много разновидностей В. ф., отличающихся конструкцией фильтрующего устройства и применяемыми материалами. Распространены волокнистые, масляные и губчатые В. ф., в к-рых улавливание пыли происходит прп контакте её с поверхностями пор фильтрующего материала (слоя). В волокнистых фильтрах пористые фильтрующие слои различной плотности образуются из волокон, обычно связанных склеивающими веществами. В волокнистом рулонном В. ф. (рис.) рулоны фильтрующего материала устанавливают на катушки в верхней части фильтра и по мере запыления перематывают на нижние катушки. Использованные материалы выбрасываются; в отд. случаях возможна их промывка или очистка пневматически. В масляных фильтрах фильтрующий слой состоит из металлич. сеток, перфорированных пластинок, колец и т. п., смоченных минеральным маслом; они могут быть ячейковыми или самоочищающимися. В последних фильтрующий слой представляет собой непрерывно движущуюся сетчатую ленту, очищаемую от пыли в масляной ванне. Вгубчатых фильтрах фильтрующий слой состоит из губчатого пенополиуретана, резины и пр. Для повышения фильтрующей способности эти материалы подвергают обработке, способствующей раскрытию пор; фильтрующий слой регенерируется промывкой или пневматически. Применяются также электрич. (электростатич.) фильтры, •обычно двухзональные: в первой (ионизационной) зоне пылинки получают заряд в результате столкновений с возд. ионами, потоки к-рых образуются при помощи проволочных коронирующих электродов; во второй (осадительной) зоне заряженные пылинки осаждаются под действием кулоновых электрич. сил на пластинчатых электродах. Пыль удаляется периодич. промывкой. Лит.: Фукс Н. А., Механика аэрозолей, М., 1955. А. И. Пирумов. Волокнистый рулонный фильтр: 1 - катушки с чистым фильтрующим материалом; 2- рабочее сечение фильтра; 3- катушки с запылённым фильтрующим материалом; 4 - редукторный привод для перемотки фильтрующего материала. ВОЗДУШНЫЙ ШАР, устар. название свободного аэростата. Первые аэростаты (см. Воздухоплавание) имели форму тпара, откуда и произошло название В. ш. Впоследствии большинство аэростатов приняло вытянутую в горизонтальном направлении форму. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА (в сов. трудовом праве), см. в ст. Ответственность материальная. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, философские категории, логически описывающие движение, способ существования материи во времени. Действительность - это то, что уже возникло, существует. Возможность - это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях, стать действительностью. Введены др.-греч. мыслителем Аристотелем в связи с критикой предшествовавшей филос. традиции, к-рая в вопросах возникновения и движения не выходила за рамки мифологич. истолкования: " двуначальный" (мужское - женское) подход к порождению и порождённому (" природа"), циклич. трактовка движения (" рождение - детство - юность - зрелость - старость -смерть"). Аристотель предложил новое понимание, связанное с удвоением бытия: "...Возникновение может совершаться не только - привходящим образом - из несуществующего, но также можно сказать, что всё возникает из существующего, именно из того, что существует в возможности, но не существует в действительности. И именно к этому бытию сводится единое Анаксагора; ибо лучше его формулы „все вместе"... сказать: „все вещи были вместе - в возможности, в действительности же - нет" " (Met. XII, 2, 1069 Ь 20-26; рус. пер., М.- Л., 1934). Тем самым был открыт путь к логич. интерпретации движения, под к-рым Аристотель понимал переход "... из одного определенного данного в другое" (там же, 1068 а 7). В этом исходном варианте В. и д. отнесены к совокупности форм существования материи и связаны друг с другом через необходимость, к-рая и обеспечивает при переходе возможных форм в действительные выполнение законов формальной логики: стать действительной может одна и только одна из возможных форм существования. Выбор возможной формы и её перевод в действительность осуществляются, по Аристотелю, целевой и действующей причинами, причём наличное бытие (энергия) оказывается действительностью двоякого рода: продуктом внеш. определения и продуктом самоопределения (энтелехия), доступного лишь одушевлённым существам. Аристотелевское понимание В. и д. с небольшими изменениями господствовало до 17 в., когда формулирование принципа инерции позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и её самоопределения через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла, и Т. Гоббсом было предложено новое, " контактное" толкование В. и д., основанное на вероятности причинно-обусловленного события (см. Избр. произв., т. 1, М., 1965, с. 157-58). В трактовке И. Канта В. и д. отнесены к представлениям, связанным с модальностью и с существованием во времени: возможность рассматривается как сумма представлений о вещи за неопределённое время, действительность - как существование в определённое время, необходимость - как существование предмета во всякое время (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 225-26). Вместе с тем эти категории выступают и как постулаты эмпирич. исследования, отнесённые к разным моментам науч. познания: " 1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия), возможно. 2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. 3. То, связь чего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо" (там же, с. 280). Тем самым категория возможности была отнесена к нормам мышления, позволив различить логическую, реальную и практич. возможность. Общим для систем Ф.Шеллинга и Г. Гегеля является утверждение изначальной онределённости, " запрограммированности", не оставляющей места выходу за рамки наличного тождества деятельности и действительности; поэтому любое изменение системы обнаруживается апостериорно как очередной момент предзаданной временной целостности (что весьма напоминает этапы мифологич. цикла). При таком подходе возможность выглядит обеднённо, как абстрактный момент действительности, а отношение В. и д. представляется как единство внутр. и внеш. вещи в её свойствах и относящегося к ней многообразия обстоятельств при явном примате действительности. Вместе с тем рассмотрение В. и д. как категорий бытия, отвергнутое Кантом, позволило Гегелю сформулировать тезис о разумности действительности и вытекающей отсюда необходимости познания её реальных возможностей - условии разумности деятельности. Категории В. и д. в марксизме, обобщившем достижения и сохранившем преемств. связь с предложенными Аристотелем, Гоббсом, Кантом и Гегелем схемами, органично связаны с производит, деятельностью и специфически социальными характеристиками обществ, бытия. В. и д. рассматриваются в марксизме прежде всего как свойства бытия. Эта тенденция в анализе В. и д. продолжает и обобщает линию, представленную Аристотелем и Гегелем (с учётом различий в др. пунктах этих концепций). Осн. линия марксистского анализа В. и д. состоит в том, чтобы рассмотреть их как моменты познания действительности с целью её изменения и раскрыть связь структур бытия и категорий мышления. М. К. Петров. Интерпретируя В. и д. как соотносит, понятия, выражающие осн. моменты движения и развития бытия, диалектич. материализм рассматривает возможность как менее богатое и конкретное понятие, чем действительность в широком смысле, т. е. объективный мир в целом с присущим ему различием, в т. ч. противоборствующими тенденциями. Марксизм указал на 2 взаимосвязанных момента: на внутр. беспокойство, самодвижение, присущее бытию, к-рое по мере развития реализует свои собств. возможности, и на роль человеческой деятельности, обществ, практики, к-рая имеет дело с определ. спектром возможностей (в т. ч. и создаваемых в самой человеческой истории) и превращает их в действительность. Действительность в узком смысле и есть реализация существующих потенций бытия и практики как его социальной формы. В этом смысле человеческая история - это история раскрытия объективных возможностей бытия, их реализация, создание новых объективных социально-культурных возможностей и их воплощение в практике. В зависимости от характера закономерностей, лежащих в основе того или иного типа возможностей, различают абстрактную и реальную возможности. Абстрактная возможность противостоит невозможности и вместе с тем не может непосредственно превратиться в действительность. Реальная возможность предполагает наличие объективных условий для её реализации. Различие между этими двумя типами возможности относительно, т. к. оба они основаны на объективных, хотя и разного порядка, закономерностях. При изменении условий абстрактная возможность может перерасти в реальную. Класcич. пример такого превращения дан К. Марксом при анализе генезиса кризисов: в условиях капитализма абстрактная возможность кризиса, возникающая из разделения процесса обмена на два акта - купли и продажи, становится реальной возможностью, к-рая превращается в действительность. Степень возможности того или иного явления выражается через категорию вероятности. В существовании и развитии любого объекта воплощено единство противоположных тенденций и потому содержатся возможности разного уровня, направления и значения. Конкретная совокупность реальных условий определяет, какая из возможностей становится господствующей и превращается в действительность; остальные же либо превращаются в абстрактную возможность, либо вообще исчезают. Различают объективные и субъективные условия превращения возможности в действительность. Последние специфичны для общества: здесь ни одна возможность не превращается в действительность, помимо деятельности людей. Вместе с тем субъективный момент деятельности открывает возможности для её волюнтаристского истолкования и соответствующих попыток реализации. Однако произвол в истории раньше или позже терпит крах именно в силу того, что он игнорирует реальные законы действительности, её реальные возможности. Марксизм подчёркивает решающую роль активности человека, его творч. усилий в реализации возможностей, в превращении осознанных тенденций обществ, развития в действительность. Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; е г о же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Крах II Интернационала, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 212 - 219; его же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 140 - 42, 321-22, 329 - 30; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М.- Л., 1929; Проблема возможности и действительности, М.- Л., 1964; Арутюнов В. X., О категориях возможности и действительности и их значении для современного естествознания, К., 1967. Л. Е. Серебряков. ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ, виртуальные перемещения, элементарные (бесконечно малые) перемещения, к-рые точки механич. системы могут совершать из занимаемого ими в данный момент времени положения, не нарушая наложенных на систему связей (см. Связи механические). В. п.- понятия чисто геометрические, не завиоящие от действующих сил; они определяются только видом наложенных на систему связей и вводятся как характеристики этих связей, показывающие, какие перемещения при наложенных связях остаются для системы возможным и. Напр., если связью для точки является к.-н. поверхность и точка находится на ней в данный момент в положении М (см. рис.), то В. п. точки в этот момент будут элементарные отрезки (векторы) длиной 8s, направленные по касательной к поверхности в точке М. Перемещение по любому другому направлению не будет В. п., т. к. при этом нарушится связь (точка не останется на поверхности). Понятие В. п. относится и к покоящейся и к движущейся точке. Если связь со временем не изменяется, то истинное элементарное перемещение ds движущейся точки из положения М совпадает с одним из В. п. Понятием В. п. пользуются для определения условий равновесия и ур-ний движения механич. системы (см. Возможных перемещений принцип, Д'Аламбера - Лагранжа принцип), а также при нахождении степеней свободы числа системы. С. М. Торг. ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ ПРИНЦИП, один из вариационных принципов механики, устанавливающий общее условие равновесия механич. системы. Согласно В. п. п., для равновесия механич. системы с идеальными связями (см. Связи механические) необходимо и достаточно, чтобы сумма работ бАi всех приложенных к системе активных сил на любом возможном перемещении системы была равна нулю. Математически В. п. п. выражается ур-нием где Fi - действующие активные силы, бsi - величины возможных перемещений точек приложения этих сил, ai - углы между направлениями сил и возможных перемещений. Для систем с неск. степенями свободы ур-ние (1) должно составляться для каждого независимого перемещения в отдельности. Таким образом, В. п. п. позволяет найти условия равновесия системы, не вводя неизвестных реакций связей, что существенно упрощает решение и расширяет класс разрешимых задач. Напр., с помощью В. п. п. легко найти условия равновесия подъёмного механизма, детали к-рого скрыты в коробке К (см. рис.). Из ур-ния (1) получаем Pбsв - Q, sD = 0, (2) где Р и О - действующие силы. Для окончат, расчёта надо установить зависимость между перемещениями бSB и бsD. [ris] Если при одном повороте рукоятки АВ винт поднимается на величину h, то эта зависимость найдётся из пропорции б sВ: бsD = 2пи а: h, где а - длина рукоятки. Окончательно ур-ние (2) даёт след, условие равновесия Р = Q/h/2пи а. Методами геометрич. статики (если скрытые в коробке детали механизма неизвестны) эта задача вообще решена быть не может. О применении аналогичного метода к решению задач динамики см. Д'Аламбера - Лагранжа принцип. С. М. Торг. ВОЗМУЩАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ, помехи и сигналы, нарушающие функциональную связь между задающим воздействием и регулируемой величиной в системах автоматического управления. ВОЗМУЩЕНИЯ МАГНИТНЫЕ, см. Вариации магнитные. ВОЗМУЩЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ, отклонения реальных траекторий небесных тел от траекторий, по к-рым они двигались бы в случае взаимодействия с одним единственным телом (см. Двух тел задача). Траектории движения в задаче двух тел представляют собой т. н. конические сечения - эллипс, параболу, гиперболу. Движение по конич. сечению можно рассматривать как первое приближение при условии, что одна из притягивающих масс значительно превосходит по своей величине все остальные. Так, напр., в Солнечной системе движение планет вокруг Солнца можно рассматривать, в первом приближении, как движение по эллиптич. орбитам. Взаимные возмущения планет в этом случае малы и могут быть вычислены путём разложений в ряды по степеням малых параметров (аналитич. методы) или численным интегрированием уравнений движения (численные методы). За малые параметры принимают обычно массы планет, выраженные в единицах массы Солнца, а также эксцентриситеты и наклоны их орбит. Члены ряда наз. возмущениями или неравенствами в движении небесных тел и имеют вид: Atm, где m =1, 2,..., и A sin (at +В). Члены первого вида наз. вековыми возмущениями, второго вида - периодическими. Коэффициенты А содержат множителем массы планет в различных положительных степенях и потому являются малыми величинами. Возмущения, содержащие массы планет в первой степени, наз. возмущениями первого порядка, во второй степени - второго порядка и т. д. При построении теории движения больших планет приходится учитывать возмущения второго порядка и нек-рые возмущения третьего порядка. Среди периодич. возмущений особого внимания требуют те, у к-рых коэфф. а в аргументе тригонометрич. функции очень мал. Т. к. период возмущения равен 360°/ос, то при малом а период соответствующего возмущения очень велик по сравнению с периодом обращения самой планеты вокруг Солнца; такие возмущения наз. долгопер и одически м и. Причиной возмущений в движении небесных тел, в т. ч. и искусственных (см. Искусственные спутники Земли), может быть притяжение других небесных тел, отклонения фигур этих тел от сферич. формы, сопротивление среды, в к-рой происходит движение, изменение массы тела с течением времени, световое давление и т. п. В случае двойных звёзд возмущения вызываются притяжением других близких звёзд, а также общим гравитац. полем галактики. Определение В. н. т. представляет весьма громоздкую задачу в вычислительном отношении. Так, напр., в теории движения Луны, предложенной Э. Брауном, солнечные возму-щения в формуле, по к-рой определяется долгота Луны, содержат 312 тригонометрич. членов. Для вычисления возмущений по готовым разложениям в ряды, а также и для получения самих тригонометрич. рядов по заданным элементам орбит небесных тел с успехом применяются быстродействующие электронные вычислительные машины. При численном интегрировании уравнений движения можно непосредственно получить возмущённые координаты небесных тел, и тогда вопрос о вычислении возмущений отпадает (метод Коуэлла). Теория возмущённого движения небесных тел составляет основное содержание небесной механики. Лит. см. при ст. Небесная механика. Г. А. Чеботарёв. ВОЗНЕСЕНИЕ, один из 12 " великих" праздников в православной церкви, отмечающийся на 40-й день после пасхи, в честь мифич. " вознесения" Христа на небо. ВОЗНЕСЕНИЯ ОСТРОВ (Ascension Island), в центральной части Атлантического ок. (7°57' ю. ш., 14°22' з. д.). Колония Великобритании. Пл. 88 км2. Нас. 434 чел. (1965). Адм. ц.- г. Джорджтаун. Поверхность - вулканич. плато, усеянное кратерами потухших вулканов (ок. 35). выс. до 875 м. Тропические леса. Обилие морских птиц. Открыт португальцами в 1501 в день праздника вознесения. ВОЗНЕСЕНСК, город (с 1938), центр Вознесенского р-на Николаевской обл. УССР. Пристань на р. Юж. Буг. Ж.-д. станция (на линии Кировоград - Одесса). 36 тыс. жит. (1970). Пищевая пром-сть (мясокомбинат, маслодельный, плодоконсервный з-ды), швейная, мебельная ф-ки. С.-х. техникум. Краеведч. музей. Осн. в 1795. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Андрей Андреевич (р. 12.5.1933, Москва), русский советский поэт. Окончил Моск. архит. ин-т (1957). Выступил со стихами в 1958. Поэма В. " Мастера" (1959) привлекла внимание свежестью языка, убеждённостью в высоком призвании иск-ва. Сб. " 40 лирических отступлений из поэмы „Треугольная груша" " (1962), воен. посвящённый впечатлениям поэта от поездки в США, вызвал критич. дискуссию о " современном стиле", о гражд. позиции художника. Выделяются поэмы В. " Лонжюмо" (1963), посвящённая В. И. Ленину, и " Юза" (1964) - раздумье о человеческой личности в эпоху всеобщего " наступления" техники. Поэзия В. отличается острым чувством современности, динамичностью стиха, усложнённой, часто парадоксальной, ассоциативной образностью " урбанистического" характера, причудливой игрой аллитераций. Соч.: Антимиры. (Избр. лирика), М., 1964; Ахиллесово сердце. [Послесл. Л. Скорино], М., 1966; Тень звука. [Вступ. ст. В. Катаева], М., 1970. Лит.: Асеев Н., Как быть с Вознесенским?, " Литературная газета", 1962, 4 авг.; Сельвинский И., Эпос. Лирика. Драма, там же, 1967, 26 апр.; Михайлов А., Итоги и надежды, " Москва", 1967, № 6; Дементьев Валерий, " Освежи мне язык, современная муза!..", " Литературная газета", 1970, 8 июля. В. М. Литвинов. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иван Николаевич [5(17).1.1887, Кронштадт, - 28.6.1946, Москва], советский учёный в области гидромашиностроения и автоматич. регулирования машин, чл.-корр. АН СССР (1939). С 1921 преподавал в вузах, гл. обр. в Ленингр. политехнич. ин-те. Под руководством В. были спроектированы и построены мощные турбины для ряда гидростанций и пропеллерные насосы для канала им. Москвы (1935). В. разработаны теория и практич. способы расчёта систем регулирования конденсац. и теплофикац. турбин и паровых котлов. Гос. пр. СССР (1947). Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Лит.: И. Н. Вознесенский, сост. М. Л. Богорад, М., 1951 (Материалы к биобиблиографии учёных СССР. Сер. технических наук. Механика, в. 5). ВОЗНЕСЕНСКИЙ Николай Алексеевич [18.11(1.12). 1903-30.9.1950], советский гос. и парт, деятель, акад. АН СССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1919. Род. в с. Тёплое, ныне Тульской области, в семье служащего лесной конторы. Был на комсомольской работе в Чернском у. и в г. Туле. С 1921 учился в Коммунистич. ун-те им. Я. М- Свердлова; по окончании ун-та до 1928 на парт, работе в Донбассе. В 1928-31 учился, а затем работал в экономич. Ин-те красной профессуры и одновременно в ЦКК РКИ, а затем в Комиссии сов. контроля. В 1935 пред. гор. плановой комиссии и зам. пред. Ленинградского гор. совета. С 1938 пред. Госплана СССР, одновременно чл. бюро Комиссии сов. контроля. С 1939 зам. пред. СНК, с 1941 1-й зам. пред. Сов. Мин. СССР. В годы Великой Отечеств, войны чл. ГКО; с 1943 чл. к-та при СНК СССР по восстановлению х-ва в районах, освобождённых от нем.-фаш. оккупантов. На 17-м съезде ВКП(б) (1934) был избран чл. Комиссии сов. контроля, а на 18-м съезде (1939) чл. ЦК ВКП(б). На 18-й конференции ВКП(б) выступал с докладом " Хоз. итоги 1940 и план развития нар. х-ва на 1941". С февр. 1941 канд. в члены, а с 1947 - чл. Политбюро ЦК ВКП(б). Автор кн. " Военная экономика СССР в период Отечественной войны" (1947), являвшейся первой попыткой научного анализа развития сов. экономики в годы Великой Отечеств, войны 1941-45. Другие экономич. работы В. освещают вопросы социалистич. планирования, расширенного социалистич. воспроизводства, хоз. расчёта, социалистич. организации труда. Гос. пр. СССР (1948). Награждён 2 орденами Ленина. Н. А. Вознесенский. Лит.: К о л о т о в В. В., Петровичев Г. А., Н. А. Вознесенский. [1903- 1950]. Биографический очерк, М., 1963.
|