Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и краткая характеристика витаминов 45 страница






Сложным (и во многом спорным в науке) является вопрос о хронологич. границах культуры В., её терр. распространении, нац. особенностях. Далеко не все явления культуры эпохи (15-16 вв.) были ренессансными. Наряду с культурой В. в этот период продолжала существовать старая ср.-век. культура. Степень распространения ренессансной культуры в разных странах была весьма различной. Возникнув в Италии - стране наиболее развитой гор. жизни того времени, где рано и весьма существенно было подорвано экономич. и политич. влияние феодалов и уже в 13-14 вв. появились первые зачатки раннекапиталистич. произ-ва, В. в Италии же получило свои наиболее завершённые, классич. черты (существует точка зрения, согласно к-рой, о В., как о целой эпохе, можно говорить только применительно к Италии). На возникновение и характер В. в Италии оказало влияние и то, что её терр. ранее была центром античной цивилизации, античное влияние и нац. традиции здесь т. о. сближались. На материале изобразит, иск-ва и архитектуры (и прежде всего применительно к Италии) искусствоведы выработали периодизацию культуры В. В итал. В., не считая предренессансных явлений рубежа 13-14 вв. (см. Проторенессанс), различают: Раннее В. (в изобразит, иск-ве и архитектуре - 15 в., но в итал. гуманистич. лит-ре - уже с 14 в.), Высокое В. (кон. 15 - 1-я четв. 16 вв.), Позднее В. (16 в.). Эту периодизацию совр. исследователи распространяют иногда и на др. страны, но при этом хронологич. рамки отд. этапов культуры В. отличаются от итальянских. Распространение (более позднее) В. в др. странах - во Франции, в далматинских городах, в Нидерландах, Германии, Англии, Испании, ряде др. стран Европы, подготовленное нац. развитием, в то же время происходило уже в значит, степени под влиянием усвоения достижений итал. гуманистич. культуры. Италия стала настоящей " школой" европ. гуманизма, сюда устремлялась передовая интеллигенция других стран Европы. Знакомству нек-рых стран (особенно Франции) с итал. гуманистич. культурой способствовали Итальянские войны 1494-1559. Культура В., распространившаяся к С. от Альп в осн. лишь с кон. 15 - нач. 16 вв. и получившая в разных странах специфич. характер, отражала как особенности ист. развития и нац. традиции каждой страны, так и новый этап в развитии европ. истории. Обозначившиеся - уже в общеевроп. масштабе - экономич. и социальные сдвиги, связанные с разложением феодализма и возникновением капиталистич. уклада (при значительно более прочных в целом позициях феодализма в этих странах, чем в пределах отд. итал. городов-государств); воздействие на умы процесса т. н. первоначального накопления, Вел. геогр. открытий; консолидация нац. гос-в и рост. нац. самосознания, надежды, возлагавшиеся прогрессивными обществ, слоями на укреплявшуюся королев, власть - в одних странах (Франция, Англия, Испания), задачи борьбы за политич. централизацию - в других (Италия, Германия), наконец, острейшие классовые, нац., политич., религиозные конфликты (Крестьянская война 1524- 1526 в Германии, Нидерландская бурж. революция 16 в., Религ. войны во Франции и др.) - всё это оказывало существенное воздействие на ренессансную культуру в 16 в. В ряде стран (особенно в Германии) идеи В. развивались в переплетении и в то же время в борьбе с идеями Реформации. Всё это придавало культуре В. к. С. от Альп более противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось античное влияние, сильнее было воздействие нац. традиций и феод, культуры, В. оказалось более кратковременным.

Нек-рые учёные склоняются к более расширительному применению понятия " В.", не ограничивая его территориальными рамками Зап. Европы (или даже Италии). Среди востоковедов существует направление, обращающее внимание на ренессансные черты культуры ряда стран Азии, Закавказья в определённые ист. периоды (напр., Китая 8-12 вв., стран Закавказья 12-13 вв.) и считающее возможным говорить о В. в Китае, Закавказье. В. рассматривается, т. о., как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной. В период Позднего В. мн. ренессансные идеалы и нормы (получившие своё наиболее полное воплощение в период Высокого В. в Италии) значительно трансформировались (в т. ч. и в самой Италии). В условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феод.-католич. реакции, а в других - протестантизма (к-рый, утвердившись, проявил себя столь же нетерпимым к гуманистич. свободомыслию, как и католич. церковь в период контрреформации) наступает кризис ренессансного гуманизма, связанный и с осознанием антигуманистич. черт складывавшегося бурж. об-ва. Рушится оптимистич. (и утопич.) вера гуманистов в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. В культуре В., возникшей на нар. основе, тесно связанной с нар. традициями, по сути своей антифеодальной и антицерковной, усиливаются аристократич. тенденции. Кризис гуманистич. культуры В., её " аристократизация" находят отражение в возникновении (в Италии уже с 20-х гг. 16 в.) маньеризма и родственных ему стилевых направлений. В то же время гуманизм Позднего В. в творчестве крупнейших его представителей, таких как У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело, - обогащается осознанием противоречивости жизни (" трагический гуманизм"); появляются мотивы трагич. обречённости борьбы против зла; возникает осознание противоречия между личностью и складывавшимся в форме абсолютной монархии нац. государством. В новых условиях на смену культуре В. пришли новые направления (см. Барокко, Классицизм).

В. сыграло огромную прогрессивную роль в культурной и идейной жизни европ. стран. В этот период были созданы шедевры мировой культуры, имеющие непреходящую ценность. Непосредственными преемниками мн. идей В. стали деятели Просвещения 18 в. - идеологи буржуазии, шедшей на прямой революц. штурм феодализма.

Культура В. неотделима от гуманистич. мировоззрения, от новой философии. В эпоху В. отд. области науки и культуры еще не полностью отдифференцировались, и мн. филос. идеи были сформулированы не философами-профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учёными. Всё усиливавшаяся оппозиция схоластике приводит к тому, что философия перестаёт быть " служанкой богословия". Ранее всего разрыв со ср.-век. мировоззрением проявился в области этики. Иногда (как, напр., у Петрарки, родоначальника ренессансного гуманизма) он принимал форму возвращения к идеям позднего стоицизма, чаще - возрождения этики эпикуреизма (Лоренцо Балла, диалог " О наслаждении", 1431, и др.). Новый этап в развитии антисхоластич. философии В. был связан с ознакомлением гуманистов (прежде всего во Флоренции) с греч. яз. и сочинениями греч. философов (в этом большую роль сыграли византийские учёные, особенно Георгий Гемист Плифон), что позволило гуманистам более полно и точно познакомиться с сочинениями Платона, Аристотеля и др. античных философов. Особенно велико было влияние в эпоху В. идей платонизма и неоплатонизма. Центром их возрождения стал кружок гуманистов во Флоренции (т. н. платоновская Академия, осн. в 1459), а одним из гл. пропагандистов - Марсилио Фичино. Исходя из платоновской идеи о " серединном" положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным миром), итал. гуманист Пико делла Мирандола в " Речи о достоинстве человека" (1487) развивал одну из осн. идей гуманизма В.: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Философия Платона становилась в эпоху В. идейным источником пантеизма, от неё отталкивалась философия В. в борьбе со схоластикой и схоластизированным аристотелизмом. Гл. центром антисхоластич. аристотелизма в Италии 15-16 вв. был Падуанский ун-т. Представители этого направления, прежде всего итал. философ П. Помпонацци, внесли крупный вклад в преодоление церк. учения о бессмертии души; защита ими теории " двойственной истины" способствовала высвобождению науки и философии от опеки религии.

Одно из гл. завоеваний филос. мысли эпохи В.- возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии В. приходится на 16 в. в Италии и Германии (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно), но мн. её идеи были выдвинуты уже в 15 в. Николаем Кузанским. Наиболее характерными особенностями натурфилософии эпохи В. были: натуралистич. пантеизм, в соответствии с к-рым законы, управляющие миром, истолковывались как внутр. закономерности природы, а бог из внеш. сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней; органистич. взгляд на мир как на огромный (у Бруно - бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека (" микрокосма") как части природы (" макрокосма"); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого н в учении о " совпадении противоположностей" (у Николая Кузанского и Дж. Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей В. на недостаток реальных знаний, к-рые часто подменялись поэтич. аналогиями, антропоморфич. и мистич. догадками (учение о " мировой душе", " жизненной силе" и т. д.). Неуёмная любознательность побуждала мыслителей В. обращаться к мистяч. учению Каббалы, к магии и др. " тайным наукам", увлекаться астрологией, алхимией. В легенде о Фаусте, сложившейся в конце эпохи В., увековечен тогдашний тип полуучёного-полуфантаста, овеянного авантюрным духом времени. Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление В. от позднейшего, более систематического и научного по методу.

Однако эпоха В. (особенно 16 в.) отмечена уже крупными науч. сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, стр-во, воен. дело и др.), зарождавшегося капиталистич. производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматич. мировоззрения. Специфич. особенностью науки этой эпохи была тесная связь с иск-вом; процесс преодоления религ.-мистич. абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в иск-ве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революц. переворот в науке, были сделаны в сер. 16 в. в области астрономии: с гелиоцентрич. системы мира великого польск. астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религ. взгляда на мир, "...начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского ун-та во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы науч. анатомии, начав систематич. анатомич. вскрытия. Исп. учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в ср. века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итал. математики Дж. Кар дано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана совр. буквенная символика (франц. математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голл. математик и инж. С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растёт объём знаний и в др. областях науки. Так, Вел. геогр. открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды нем. учёного Г. Агриколы, итал. учёного В. Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естеств. наук, ренессансная филос. мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17-18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как мнргокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии - к экспериментально-математич. естествознанию и механистич. материализму - совершился в науч. деятельности англ, философа Ф. Бэкона, итал. учёного Г. Галилея.

К ст. Возрождение. Джорджоне. " Юдифь". До 1505. Эрмитаж. Ленинград.

К ст. Возрождение. А. Дюрер. Портрет молодого человека. 1521. Картинная галерея. Дрезден.

Эпоха В. отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие политич. мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феод.-теологич. трактовкой как божественно-сверхъестеств. установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях ист. развития. Боден подчёркивал влияние естеств. среды на формирование об-ва, Макиавелли считал политич. борьбу и материальный интерес гл. движущей силой обществ, жизни. В эпоху В., когда в ряде европ. стран завершалось формирование нац. централизованных гос-в, проблемы гос-ва, наилучшей формы гос. устройства, стали играть первостепенную роль в политич. теориях. Поиски основ нац. объединения, выступления против сепаратизма феод, знати, засилья папства и католич. церкви нашли отражение в произведениях Макиавелли (Италия), У. фон Гуттена (Германия), А. Моджевского (Польша). Во Франции в защиту королев, абсолютизма выступал Боден. Наконец, в эпоху В. возникли первые произведения утопич. социализма (Т. Мор в Англии, Г. Кампанелла в Италии), в к-рых получили своё выражение затаённые чаяния нар. масс.

Наиболее характерное отношение гуманистов к религии - скептицизм (или индифферентизм). Большинство гуманистов предпочитало прямо не затрагивать основ христианской религии, не выступало с прямым опровержением церк. догм (нек-рые из гуманистов занимали видные посты в иерархии католич. церкви, а один из них - Энеа Сильвио Пикколомини стал даже папой римским под именем Пия II). Вместе с тем их светское мировоззрение, их натурфилос. и этич. теории порывали с господствующей христианской религиозностью, с её верой в личного надприродного бога-творца. Среди части гуманистов получили распространение характерные для эпохи и смелые в условиях безраздельного господства католицизма идеи необходимости создания новой, синкретической " философской религии" - на основе соединения идей Каббалы, платонизма и христианства (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, И. Рейхлин). Эразм Роттердамский, один из виднейших гуманистов эпохи В., подчёркивал моральную сущность христианства, сконцентрированную в Евангелиях, оставляя в тени или даже подвергая забвению его догматич. содержание, связанное с теологич. умозрением, миром " чудесного" и т. д. Оказав огромное влияние на своих современников, Эразм прокладывал дорогу деизму. Нек-рые гуманисты дали образцы обличительной лит-ры, бичующей пороки и невежество католич. духовенства, выступали против светской власти пап (Лоренцо Балла, напр., принадлежит разоблачение подложности " Константинова дара"). Применение гуманистами (Рейхлином, Эразмом и др.) ист. критики к текстам Священного писания, их рационалистич. критика ср.-век. католич. миросозерцания в известной мере подготовили Реформацию. Нек-рые гуманисты, напр. Лефевр д'Этапль во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, стали видными её деятелями. Однако для гуманистов более характерны идеи веротерпимости или критич. отношение к религии. Некоторые из них, напр. Б. Деперье, М. Сервет, подвергали резкой критике не только католичество, но и протестантизм (активную полемику с Лютером вёл и Эразм). Среди гуманистов было немало вольнодумцев (Помпонацци, Балла, Деперье); Э. Доле, Дж. Бруно, обвинённые в богохульстве, стали жертвами инквизиции; М. Сервет был сожжён на костре в протестантской Женеве. Ряд гуманистов (Помпонацци, Боден) выдвигал идеи естеств. происхождения религии. В целом не столько непосредственные взгляды гуманистов на религию, сколько их светское мировоззрение способствовали тому, что к концу ср. веков " духовная диктатура церкви была сломлена" (Энгельс Ф., там же, с. 346). В то же время многие гуманисты, будучи носителями раннебурж. мировоззрения, принимали как политич. необходимость " исторические" " положительные" религии в качестве духовной узды для нар. масс. В этом они предвосхищали многих бурж. философов 17 в., а также бурж. просветителей 18 в.

В рамках нового мировоззрения с 15 в. начала развиваться и гуманистич. историография (Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Флавио Бьондо, Макиавелли, ф. Гвиччардини и др. - в Италии, Я. Вимфелинг, Авентин, Беат Ренан, Себастьян Франк - в Германии, Полидор Вергилий, У. Кемден - в Англии, Матвей из Янова - в Польше и др.). Важнейшими её достижениями были: секуляризация ист. мысли (история отрывается от богословия и становится светской отраслью знания) и начатое гуманистами систематич. применение ист. критики источников. Историки - в соответствии с новым взглядом на человеческое общество - стремятся обнаружить естеств. причины ист. событий, отвергая их объяснение вмешательством " потусторонних сил" и ища их в сознат. деятельности выдающихся личностей - правителей, полководцев и т. д. Однако дальше такого прагматического взгляда на историю и попыток обнаружить рациональные мотивы, к-рыми руководствовались политич. деятели, историки-гуманисты, за редким исключением (Макиавелли), не пошли. Критика ист. источников (связанная и с успехами филологии) становилась в руках гуманистов мощным оружием преодоления концепций и представлений, выработанных феод, историографией. С обострением чувства нац. самосознания, патриотизма связано появление работ, посвящённых истории родной страны, города. Освобождая историю от груза церк.-феод, представлений, гуманисты отвергли богословскую периодизацию истории, обратили внимание на качеств, различие между античностью и ср. веками. Со времени В. возникает (начиная с Ф. Бьондо) деление истории на древнюю, средневековую и новую. При этом для гуманистов было характерно - при восторженном преклонении перед античностью - резко отрицат. отношение к средневековью (здесь они выступают прямыми предшественниками историков эпохи Просвещения).

Обострённый интерес гуманистов к античности, критич. отношение к ср.-век. и церк. традиции, бурный процесс становления нац. яз.- всё это способствовало исключит, вниманию гуманистов к филологии. Почти все гуманисты были видными филологами, знание классич. латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итал.), пользуясь приёмами филологич. критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса, орфографии и метрики классич. латыни. Наряду с " возрождением" классич. латыни, пришедшей в соч. гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты занялись изучением древнегреч., древнеевр. и др. древних языков. Крупнейшими филологами эпохи В. были: Лоренцо Балла - самый блестящий знаток классич. латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и мн. другие итал. гуманисты; вне Италии - Гийом Бюде, крупнейший знаток греч. яз. во Франции, основатель (1530) " Коллежа трех языков" (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин - в Германии, Эразм Роттердамский и др.

Характерные черты гуманистич. мировоззрения эпохи В. нашли отражение и во взглядах гуманистов на воспитание, а также в пед. практике лучших уч. заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) подвергли бичующей критике всю ср.-век. схоластич. систему образования и противопоставили ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, приучающее к самостоят, мышлению, формирующее высокие нравств. качества - в духе гуманистич. морали. Они считали необходимым изучать в школах не только лат., но и греч. яз., античную художеств, лит-ру и мифологию, а также предметы, вооружающие нужными в практич. жизни знаниями, умениями и навыками, - математику, историю, элементы природоведения. Возвращаясь к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи В. заботились и о физ. развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали против телесных наказаний. Эти идеи содержались в сочинениях итал. гуманистов П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, франц. гуманистов Рабле, Монтеня, у Эразма Роттердамского и др. Дальше пошли в своих пед. идеалах социалисты-утописты (Мор и Кампанелла), выдвинувшие идеи обществ, воспитания и обучения, всеобщего обучения (на родном яз.), равенства образования для мужчин и женщин, соединения обучения с трудом и др. Крупнейшим педагогом-практиком эпохи В. был итал. гуманист Витторино да Фельтре, попытавшийся осуществить пед. гуманистич. идеи в организованной им в 1424 школе, получившей назв. " Дом радости". Однако школа Витторино да Фельтре и нек-рые др. были исключением (школы 15-16 вв. продолжали оставаться, как правило, типично средневековыми). К тому же и в самих гуманистич. школах к 16 в. осн. содержанием обучения всё более становились формалистич. изучение грамматики и подражание стилю Цицерона (" цицеронианство"). В Германии гуманистич. пед. идеи были приспособлены в 16 в. к интересам протестантизма (реорганизация школьного и университетского образования Ф. Меланхтоном), стремление к распространению через школу реальных знаний чувствовалось здесь значит, слабее, чем в Италии и Франции. Пед. идеи эпохи В. оказали сильное влияние на последующее развитие теории и практики воспитания и обучения.

Литература В. неотделима от ренессансного мировоззрения в целом с его идеалом гармонич., свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Художеств, мысль В., как и его философия, тяготеет к " совпадению противоположностей", рациональные начала сливаются в ней с поэтич. фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как формой выражения " живого духа" целого. Две традиции - нар. поэзии и книжной антич. учёности - органически сочетаются в наиболее значит, художеств, памятниках эпохи, особенно в " Гаргантюа и Пантагрюэле" (1535- 1556) Рабле-подлинной энциклопедии (в форме лубочного гротеска) идей гуманизма В.; в " Дон Кихоте" (1605-55) М. Сервантеса и в драмах У. Шекспира. В сюжетах новелл В., начиная с " Декамерона" (1350-53) Дж. Боккаччо, устные нар. рассказы идейно и стилистически облагорожены в тоне антич. прозы. Итал. фантастич. поэма вырастает из традиции уличных певцов, пропущенной сквозь призму образов и композиции поэм Гомера и Вергилия. Мифологизация природы в поэзии П. Ронсара и Шекспира внутренне родственна языч. чувству природы в фольклоре (ещё не являясь только условным " украшением", как позднее в классицизме). Через всю лит-ру В. проходит образ шута, в " мудром безумии" к-рого сходятся нар. здравый смысл и просвещённое свободомыслие.

Осн. этапы и жанры лит-ры В. связаны с эволюцией гуманистич. концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего В. Для лит-ры Раннего В. характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккетти, Т. Гуардати, Маргарита Наваррская, М. Банделло, Б. Деперье и др.), с антиклерик. и антифеод, направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое В. отмечено расцветом героич. поэмы: в Италии - жизнерадостно буффонная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т. Фоленго, сказочно героическая - М. Боярдо, Л. Ариосто; в Испании и Португалии - " конкистадорская " поэма (" Араукана", 1569-89, А. Эрсильи-и-Суньиги и" Лузиады", 1572, Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика к-рой поэтизирует представление В. о человеке, рождённом для великих дел. Самобытным эпосом Высокого В., без оглядки на эпос античный, искусственный (что свойственно героич. поэмам 14-16 вв.), всесторонней картиной об-ва В. и его героич. идеалов в нар. сказочной и философско-комич. форме явилось произв. Рабле " Гаргантюа и Пантагрюэль". В Позднее В., характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося бурж. об-ва, развиваются пасторальные жанры романа и драмы (" Аркадия", 1504, Я. Саннадзаро и " Аминта", 1580, Т. Тассо в Италии; " Диана", 1558-59, X. Монтемайора и " Галатея", 1585, М. Сервантеса в Испании; " Аркадия", 1590, Ф. Сидни в Англии), противопоставляющие дисгармонии цивилизованных нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождается сатирич. бытовой плутовской роман с новым героем " прозаических авантюр" частной жизни. Высший взлёт Позднего В.- драмы Шекспира и роман Сервантеса, основанные на трагич. или трагикомич. конфликтах между героич. личностью и недостойной человека системой обществ, жизни.

В эпоху В. возникают первые национальные - по языку и значению - лит-ры, в отличие от сословной лит-ры ср. веков, создававшейся на местных диалектах или на латыни, формируется и теоретически обосновывается лит. язык нации (трактат " Защита и прославление французского языка", 1549, Ж. Дю Белле).

В Италии уже творчество Данте на рубеже 13-14 вв. возвещает В. Любовные сонеты Ф. Петрарки открыли значительность внутр. мира личности, динамику эмоцион. жизни, а его патриотич. канцоны (" Моя Италия" и др.) - внесословный характер нового гражд. сознания. Расцвет итал. лит-ры в 14-16 вв.- лирика Петрарки, новеллы Боккаччо, этич. и политич. трактаты гуманистов (от Петрарки до Макиавелли), поэмы Ариосто ц Тассо и др. - наряду с расцветом изобразит, иск-ва - выдвигают итал. культуру как третью (наряду с двумя античными) родоначальную и " классическую" для др. стран. Кризисом В. и влиянием католичества обозначена двойственная по духу - во вкусе иск-ва маньеризма - поэма Т. Тассо " Освобождённый Иерусалим" (1580).

Расцвет лит-ры В. в Германии и Нидерландах приходится на подготовит, и нач. стадию Реформации (1-я четв. 16 в.) и находит воплощение в деятельности Эразма Роттердамского, главы европ. гуманизма в эти годы, И. Рейхлина, У. фон Гуттена, в блистательной публицистике, антисхоластич. и антиклерикальной сатире (" Корабль дураков", 1494, С. Бранта, " Похвала глупости", 1511, Эразма, " Письма тёмных людей", 1515-17, " диалоги" Гуттена).

Во Франции ренессансная лит-pa, помимо влияния античности и итал. культуры, опирается на нар. " галльскую" традицию свободомыслия. Черты В. проступают уже в лирике Ф. Вийона (сер. 15 в.), затем (в более законченной форме) в остроумной поэзии К. Маро и новеллистике 1-й пол. 16 в. Вершины расцвета - роман Рабле и гармонич. чувственная высокая лирика Ронсара, возглавившего вместе с Дю Белле обновление франц. поэзии. Великим памятником Позднего В. во Франции и прощанием с героич. иллюзиями эпохи являются во 2-й пол. 16 в. (период религ. войн) " Опыты" (1580-88) М. Монтеня, скептически направленные против фантастич. преувеличений в оценке человека, против всякого рода догматики; своей непринуждённой манерой анализа они положили начало жанру эссе в европ. лит-ре.

Из слав, литератур В. ярче всего проявилось в югославянской (т. н. далматинско-дубровпицкое В.) и в польской. Обшеевроп. значение имела неолатинская поэзия: хорваты Я. Панноний (Иван Чесмички), Э. Цервин, М. Марул, поляки К. Яницкий (Янициус), Я. Дантышек. Неолат. яз. и поэзия, как и в Италии, были для слав, прозаиков и поэтов школой для последующей выработки норм нац. лит. языка и новых поэтич. жанров. В Дубровнике, независимой гор. республике, и др. далматинских городах расцветает с кон. 15 в. лит-pa, родственная соседней итальянской (см. Дубровник, раздел Литература): поэзия лирическая (Ш. Менчетич, Дж. Држич), сатирическая и пасторальная (Н. Ветранович-Чавчич), реалистич. комедия (М. Држич). Отражение совр. нравов, интерес к нар. творчеству и родному яз., фольклору - в сочетании с антич. и итал. традицией - придают " дубровницкому В." характер своего рода " романо-славянского синтеза". В Польше, в отличие от Далмации, В. было связано по преимуществу не с гор. культурой, а с возвышением шляхты в 16 в. и с Реформацией. Кальвинист М. Рей, страстный защитник шляхетской демократии, создал первые на польск. яз. значит, светские произведения в стихах и прозе, ещё несколько грубоватые по стилю. Великим поэтом польского В. был Я. Кохановский; его продолжателями были сатирик С. Кленович и идиллик Ш. Шимонович. В маньеристской поэзии М. Семп-Шажиньского, на к-рой сказалась атмосфера контрреформации, осуществляется переход к барокко.

В Англии расцвет гуманистич. лит-ры относится к кон. 16 в. Аристократич. линия представлена поэзией ф. Сидни, Э. Спенсера (поэма " Королева фей", 1590), изысканным романом (Дж. Лили, " Эвфуэс", 1579-80); но возникает и сатирич. бытовой роман (Т. Нэш, " Злополучный путешественник", 1594). Мировую славу англ. В. составляет театр кон. 16 - нач. 17 вв. Интерес к " титанической" личности, народность идей, поэтизация нац. прошлого, свободная (" неучёная") форма драмы намечаются уже у предшественников Шекспира (К. Марло, Р. Грин), но особенно проявляются в драматургии Шекспира как высшем слиянии ренессансного гуманизма с народностью. Англ, гуманисты проявили классич. для своего времени понимание роли материально-социальных отношений в судьбе личности. Смелое погружение в сферу собственнич. интересов составило великое преимущество реализма Шекспира-трагика, особенно в " Короле Лире" (1608). У современников Шекспира драма имеет характер более бытовой (Т. Деккер, Т. Хейвуд), сатирический (Б. Джонсон), пессимистический (Дж. Уэбстер, Дж. Форд).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал