Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронология 21 страница






ВЫСОТНАЯ БОЛЕЗНЬ, болезненное состояние, возникающее при подъёме на большие (св. 3000 м) высоты вследствие понижения парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Развитие В. б. связано с нарушением функций отдельных органов и систем, в первую очередь клеток высших отделов центр, нервной системы, возникающим в результате кислородного голодания - гипоксии. При подъёме на высоты до 3000 м кислородная недостаточность у здоровых людей компенсируется усилением лёгочной вентиляции (учащение дыхания, увеличение его глубины), ускорением кроветока, увеличением в крови количества эритроцитов, гемоглобина. При дальнейшем подъёме гипоксия нарастает, т. к. функции организма не обеспечивают достаточной компенсации. Недостаток кислорода в окружающем воздухе ведёт к уменьшению парциального давления кислорода в лёгких и к снижению насыщения артериальной крови кислородом. Осн. признаки В. б.: одышка, сердцебиение, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, мышечная слабость, потливость, нарушение остроты зрения, сонливость, снижение работоспособности и др. Развитие симптомов В. б. носит фазовый характер и зависит от скорости подъёма и от функционального состояния организма. Алкоголь, утомление, бессонница снижают переносимость больших высот.

Лечение: спуск с высоты, покой, сердечные средства, крепкий чай или кофе. В тяжёлых случаях - вдыхание кислорода. Профилактика: при подъёме на большие высоты вдыхание кислорода при помощи спец. аппаратов. Занятия спортом, связанные с повышенной потребностью организма в кислороде, а следовательно, с гипоксией, способствуют повышению устойчивости организма к гипоксии. Разновидностью В. б. является горная болезнь, в возникновении к-рой наряду с недостатком кислорода играют роль такие добавочные факторы, как физич. утомление, охлаждение, ультрафиолетовое излучение и т. д. По мере акклиматизации к горному климату симптомы горной болезни ослабевают. Относительная стабилизация физиол. показателей начинается примерно после 3-недельного пребывания в горах.

Н. А. Агаджанян.

ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ, высотная зональность, закономерная смена процессов и явлений с высотой в горах. Обусловлена изменением кверху плотности, давления, темп-ры, влдго- и пылесодержания воздуха. ATM. давление убывает в тропосфере на 133 н/м2 (1 мм рт. ст. на каждые 11 -15 м высоты); на уровне 5, 5 км оно примерно вдвое ниже, чем на уровне моря. Половина всего водяного пара сосредоточена ниже 1, 5-2 км, быстро убывает кверху и содержание пыли в воздухе. По этим причинам интенсивность солнечной радиации в горах с высотой возрастает, а отдача длинноволнового излучения от поверхности горных склонов в атмосферу и приток встречного излучения от атмосферы уменьшаются. При создающихся в атмосфере условиях поглощения и отдачи радиации и вертикального обмена воздуха темп-pa воздуха, как правило, убывает в пределах тропосферы в среднем на 5-6°С на каждый километр высоты. Условия конденсации водяного паоа при этом таковы, что количество облаков, сосредоточенных преим. в нижних километрах тропосферы, до некоторой высоты возрастает. Это приводит к существованию пояса максимальных осадков и к убыванию их на более высоких уровнях.

С климатич. В. п. связана смена условий речного стока, типа почв, растительности, животного мира, нек-рых геоморфологич. процессов, т. е. почти всех компонентов природного комплекса. Наиболее чётко В. п. проявляется в изменчивости гидроклиматич. и почвеннобиол. компонентов ландшафта по вертикали. В рельефе В. п. выражена не только в связи с различиями климатич. условий, но и с тем, что области разрушения и сноса, воздействий древнего и совр. оледенения относятся к верх, поясам гор, а области аккумуляции материала - к их подножиям. Кроме того, В. п. усложняется многоярусной ступенчатостью рельефа, отражающей различные этапы истории формирования гор, сохранением на разных уровнях остатков древних поверхностей выравнивания, разделённых более крутыми уступами и ярусами эрозионного врезания.

Совокупность высотных поясов макросклона (покатости) горной страны или конкретного склона отд. хребта обычно наз. набором или спектром поясов. В каждом спектре базисным является ландшафт подножий гор, близкий к условиям горизонтальной природной зоны, в к-рой находится данная горная страна. Сочетание многочисл. факторов, влияющих на структуру В. п., вызывает сложную дифференциацию типов высотных спектров. Даже внутри одной зоны спектры В. п. часто неоднородны; напр., они становятся богаче по мере увеличения высоты гор.

Существует нек-рая аналогия в смене высотных поясов внутри спектра к.-л. горной страны, с одной стороны, и горизонтальных геогр. зон от низких к высоким широтам-с другой, но полного тождества между ними нет. Напр., тундре арктич. широт присущи полярный день и полярная ночь, а с ними и особый ритм гидроклиматич. и почвенно-биол. процессов. Таких особенностей лишены высокогорные аналоги тундр в более низких широтах и альп. луга. Высокогорным областям экваториальных широт с равномерным круглогодовым термич. режимом и увлажнением свойственны особые ландшафты парамос (Анды Экуадора, Килиманджаро), имеющие мало общего с поясом альп. лугов. Наиболее сложные спектры В. п. свойственны склонам высокогорий низких широт. К полюсам уровни высотных поясов снижаются, а нижние пояса на определённых широтах выклиниваются. Это особенно хорошо выражено на склонах меридионально вытянутых горных стран (Анды, Кордильеры, Урал). При этом спектры В. п. внешних и внутригорных склонов часто различны.

Состав спектров В. п. сильно меняется и по мере удаления от морей в глубь суши, различаясь в океанич., материковых и переходных между ними секторах. Для приокеанич. районов обычно характерно преобладание горно-лесных ландшафтов, для континентальных - безлесных. Состав спектров В. п. находится в зависимости и от мн. местных условий - особенностей геол. строения, экспозиции склонов по отношению к сторонам горизонта и господств, ветрам. Напр., в горах Тянь-Шаня высотные пояса горных лесов и лесостепи свойственны преим. северным, т. е. теневым и более увлажнённым, склонам хребтов, для юж. склонов на тех же уровнях характерны горные степи. Местами отмечается инверсия (опрокидывание) В. п., когда ландшафт, характерный для вышележащих уровней, появляется также и в нижнем высотном поясе. Так, стланиковое криволесье, сменяющее в Вост. Сибири и на Д. Востоке горную тайгу выше верхней границы леса, иногда встречается и у подножий склонов. Это обусловлено местными орографич. и климатич. особенностями - застоем холодного воздуха на дне внутригорных котловин, влиянием холодных течений на побережья и т. п.

Влияние В. п. сказывается и на х-ве горных р-нов. С высотой сокращается вегетац. период, затрудняется или становится невозможным возделывание теплолюбивых культур; в поясе горных лугов развито гл. обр. отгонное животноводство. С подъёмом в горы понижается давление и убывает содержание кислорода, создаются специфич. затруднения в работе транспорта, рудников и т. п., меняются и нек-рые физиол. реакции организма человека, что иногда приводит к высотной болезни.

Крупные обобщения закономерностей В. п. принадлежат нем. учёному А. Гумбольдту, однако они охватывали лишь климат и органич. мир. Совр. учение о В. п. опирается на труды В. В. Докучаева, раскрывшего взаимосвязи между живой и неживой природой в закономерностях как горизонтальной зональности, так и В. п.

Лит.: Докучаев В. В., К учению о зонах природы, Избр. труды, М., 1949; Калесник С. В., Основы общего землеведения, 2 изд., М., 1955; Щукин И. С. и Щукина О. Е., Жизнь гор, М., 1959; Рябчиков А. М., Структура высотной зональности ландшафтов суши, " Вестник МГУ. Серия V. География", 1968, № 6; Алексеев Б. А., Л у к а ш о в а Е. Н., Высотные спектры Анд, там же, 1969, № 4. Ю. К. Ефремов.

ВЫСОТНО - КОМПЕНСИРУЮЩИЙ КОСТЮМ, индивидуальное снаряжение пилота для защиты от вредного действия низкого барометрич. давления в случае разгерметизации кабины на высотах более 12-15 км. В.-к. к.- комбинезон, имеющий кислородную маску с избыточным давлением, либо с герметич. шлемом. В.-к. к. должен оказывать на всю поверхность тела человека равномерное противодавление, не стеснять движений пилота, быть воздухо- и паропроницаемым, надеваться и сниматься без посторонней помощи. Предельная высота полёта в В.-к. к. зависит от его продолжительности, качества подгонки костюма, физической нагрузки на пилота. Принцип действия В.-к. к. основан на том, что поверхность тела подвергается механич. обжатию с удельным давлением, равным давлению газа в лёгких. Это достигается за счёт натяжных устройств, внутри к-рых заложены пневматич. камеры. При наполнении газом камеры распрямляются, увеличиваются в диаметре и натягивают ткань костюма (рис. 1, 2). Ю. Ф. Завьялов.

Рис. 1. Схемы натяжных устройств для механического обжатия поверхности тела (поперечный разрез): а - с круглыми пневмокамерами; б - с плоскими пневмокамерами; 1 - контур пневмокамеры; 2 - оболочка костюма; Рк - давление внутри пневмокамеры; q - удельное давление костюма на тело.

Рис. 2. Типовое расположение натяжных устройств на компенсирующем костюме (вид костюма спереди и сзади): 1 - натяжное устройство; 2 - застёжка " молния"; 3 - комбинезон; 4 - резиновый шланг натяжного устройства; 5 - штуцер натяжного устройства; б - штуцер противоперегрузочного костюма.

ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ, см. Многоэтажные здания.

ВЫСОТОМЕР авиационный, прибор для измерения высоты полёта летательного аппарата над землёй. Различают барометрические В. и радиовысотомеры. Принцип действия барометрич. В. основан на однозначной зависимости атм. давления от высоты полёта. Давление воспринимается анероидной коробкой В. Её деформация, пропорциональная изменению давления, а следовательно, и высоте полёта, посредством системы рычагов вызывает соответствующий поворот стрелок прибора. Шкала прибора градуируется в километрах, сотнях и десятках метров высоты. В. имеет кремальеру для принудит, поворота стрелок прибора. С её помощью прибор может быть установлен на показания абс. высоты (высоты относительно уровня, на к-ром давление 101325 н/м2 = 760 мм рт. ст. и темп-ра 15°С), относительной высоты (высоты относительно места взлёта) и истинной высоты (высоты над пролетаемой местностью).

Принцип действия радиовысотомера основан на измерении времени между посылкой и приёмом электромагнитных волн, распространяющихся в пространстве с постоянной скоростью. Показания радиовысотомера соответствуют истинной высоте полёта. А. Л. Горелик.

ВЫСОТОМЕР лесотаксационныи, прибор для измерения высоты стоящих деревьев и их угла наклона. Подразделяются на механич., оптико-механич. и оптические. В. механич., напр. Макарова, позволяют определять высоты деревьев при предварит, измерении базиса (расстояние от дерева до таксатора) в 10 и 20 ж др. мерными приборами; В. оптико-механические, напр. Блюме-Лейсс, - с предварит, измерением базиса в 15, 20, 30 и 40 м оптич. дальномером с переменным внешним базисом. Эти В. применяют при инструментально-глазомерной таксации. В. оптические, напр, дальномер-высотомер лесной (ДВЛ), состоящие из В. и дальномера с постоянным внутр. базисом, позволяют измерять высоты деревьев при базисе 10-40 м. ДВЛ - универсальный лесотаксац. прибор, к-рым, кроме высоты деревьев и их угла наклона, можно определять площади поперечных сечений стволов, диаметры деревьев на любой высоте, число стволов на определённой территории, отграничивать пробные площади. Оптические В., как более точные, применяются в н.-и. работах и при измерит.-перечислит, таксации. В. М. Павлов.

К ст. Вулканы. Типы извержений: 1 - гавайский (вулкан Килауэа, Гавайские острова); 2 - стромболианский (вулкан Михара, остров Осима из группы островов Идзуситито); 3 - вулканский (вулкан Безымянный, Камчатка); 4 - подводный (вулкан Сюртсей близ острова Исландия). Формы вулканических сооружений: 5 - конусообразная (вулкан Ключевская Сопка, Камчатка); 5а -побочные кратеры вулкана Ключевская Сопка; 6 - конус в конусе (вулкан Баррен, Андаманские острова); 7 - вулканическое сооружение, сопровождаемое кальдерой (Карымская Сопка, Камчатка).

К ст. Выветривание. 1. Песчаниковые скалы в долине Лавендер-Крик (США). 2. Останцы в виде минаретов (хр. Чеслер-Парк, США). 3. Песчаниковые скалы в пустыне Титан (США). 4. Останцы известковых гор (Гуанси-Чжуанский автономный район, Южный Китай). 5. Выветривание гранитогнейса в предгорьях Яблонового хребта (СССР). 6. Вулканические туфы (г. Горис, Армянская ССР). 7. Гранитная скала чПерья" (правый берег р. Енисей у Красноярска). 8. Базальтовые столбы в окрестностях Еревана (Армянская ССР). 9. Пегматитовая жила, обнажённая вследствие выветривания облегавших её сланцев (Туркестанский хребет).

Кст. Выставка достижений народного хозяйства СССР. 1. Общий вид центральной части выставки. 2. Павильон " Советская культура" (б. павильон Узбекской ССР). 1954. Архитектор С. Н. Полупанов. 3. Павильон " Химическая промышленность".1967. Архитекторы Б. С. Виленский и др., инженеры Н. Я. Булкин и др. 4. Павильон" Здравоохранение" (о. павильон Армянской ССР). 1939. Архитекторы К. С. Алабян и С. А. Сафарян. 5. Павильон " Вычислительная техника" (б. павильон Азербайджанской ССР). 1939. Архитекторы С. А. Дадашев и М. А. Усейнов. 6. Павильон " Радиоэлектроника". 1958. Архитектор В. М. Голштейн, инженер И. М. Шошенский, конструктор В. А. Штабская.

К ст. Выставки всемирные. 1. " Хрустальный дворец" на выставке в Лондоне. 1851. Инженер Дж. Пакстон. 2. Фрагмент экспозиции в " Хрустальном дворце" на выставке в Лондоне. 1851. 3. Павильон " Галерея машин" на выставке в Париже. 1889. Архитектор Ф. Л. Дютер, инженер Контамен. 4. Главный павильон выставки в Париже. 1889. Архитектор Ж. Формиге. Центральная часть фасада. 5. Большой дворец (Гран Пале) на выставке в Париже. 1900. Архитекторы А. Деглан, Ф.Т. Томас, Л. Луве. 6. Выставка в Париже. 1900. Общий вид с Эйфелевой башни.

К ст. Выставки всемирные. 1. Павильон СССР на выставке в Осаке (Япония). 1970. Архитекторы М. В. Посохин, В. А. Свир-ский, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник К. И. Рождественский. 2. Павильон США на выставке в Монреале (Канада). 1967. Архитектор Б. Фуллер. 3. " Символическая зона" выставки в Осаке. 1970. Общий вид. 4. Павильон Народной Республики Болгарии на выставке в Осаке. 1970. Архитекторы Т.Н. Кожухаров, Е. И. Цветков, Л. Т. Христов. 5. Павильон группы " Фудзи" на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Ютака Мурата. 6. Павильон Австралии на выставке в Осаке. 1970. Архитектор Дж. Мак-Кормик. 7. Павильон СССР на выставке в Монреале. 1967. Архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Клике. 8. Павильон фирмы " Филипс" на выставке в Брюсселе. 1958. Архитектор Ле Корбюзье.

К ст. Выставки всемирные. Всемирная выставка в Осаке (Япония). 1970. Общий вид.

К ст. Вышивка. Русская вышивка. 1. " Деисус" (фрагмент). Шитьё. 15 в. Третьяковская галерея. Москва. 2. Полотенце. Тамбур, шёлковые и золотые нити по шёлку. 18 в. 3. Полотенце. Тамбур, стяг и счётная гладь по кисее. Конец 18 в. 4. Полотенце из Новгородской губернии. Тамбур по холсту. Середина 19 в. 5. Т. М. Д м и т р и е в а-Ш у л ь п и н а. Коврик. Мстёрская гладь. 1969. 6. М. Н. Г у м и л е в с к а я. Полотенце. Цветная перевить. 1961. (2, 3 - Русский музей, Ленинград; 4 - 6 - Музей народного искусства, Москва.)

К ст. Вышивка. 1-6 и 13. Сюжетная вышивка: 1. Седельная покрышка из Па.чырыкского кургана (фрагмент). 5-3 вв. до н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. Древнеперуанская мантия из некрополя в Паракасе (фрагмент). Первые вв н. э. Национальный музей антропологии и археологии. Лима. 3. Ковёр из Байё (фрагмент). Ок. 1080. Музей королевы Матильды. Байё. 4. Скатерть (фрагмент). Венеция. 16 в. Музей декоративных искусств. Париж. 5. Риза (фрагмент). Англия. 14 в. Приходский музей. Пиенца. 6. Деталь женского костюма. Китай. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва..13. Драпировка (фрагмент). Венеция. Середина 16 в. Австрийский музей прикладного искусства. Вена. 7-12 и 14 - 17. Народная узорная вышивка: 7 - венгерская; 8 - эфиопская; 9 - русская; 10 - индийская; 11 - турецкая; 12 - украинская; 14 - узбекская; 15 - чилийская; 16 - испанская; 17 - латышская.

ВЫСОЦК (до 1948- Уурас), город в Выборгском р-не Ленинградской обл. РСФСР. Расположен на о. Высоцкий, в 12 км к Ю.-З. от Выборга. Порт на Финском зал. Соединён ж.-д. веткой со ст. Попово (на линии Ленинград - Приморск - Выборг). 1, 8 тыс. жит. (1969). Санатории. Осн. Петром I как крепость и назывался Тронгзунд. Переименован в память пулемётчика К. Д. Высоцкого, погибшего здесь в 1940 в боях с белофиннами.

ВЫСОЦКАЯ (Wysocka) Станислава (7. 5. 1878, Варшава, -17. 1. 1940, там же), польская актриса, режиссёр, театральный деятель и педагог. Сценич. деятельность начала в 1895 в Петербурге, затем играла в Люблине, Варшаве, Познани, Кракове. В 1911-20 жила в Киеве, в 1916 организовала здесь экспериментальный театр " Студию", где разрабатывались принципы системы К. С. Станиславского. В 1920, вернувшись в Варшаву, открыла студию, с 1921 руководила драматич. отделением Варшавской консерватории. В начале артистич. деятельности В. исполняла лирич. комедийные роли, в дальнейшем - драматич. и трагедийные. Сценич. образы В. отличались величественностью, благородством внешнего рисунка и противостояли псевдоромантич. театр, эффектности, манерности модернизма. В. играла в произведениях польских романтиков: пани Роллисон (" Дзя-ды" Мицкевича), Лукреция Ченчи и Балла липа (" Беатриче Ченчи", " Балладина" Словацкого), Муза и Мать (" Освобождение", " Проклятье" Выспяньского) и др. К числу лучших работ В. относятся также роли в пьесах антич. авторов: Клитемнестра (" Орестея" Эсхила), Федра (" Ипполит" Еврипида). В. выступала в произв. совр. ей драматургов (Г. Ибсен, М. Горький, А. П. Чехов и др.). В режиссёрской работе В. стремилась к сочетанию всех компонентов сценич. исх-ва и к глубокому раскрытию идейной сущности драматургич. произв.

Балладины (" Балладина" Ю. Словацкого).

Соч.: Uwagi о inscenizacji " Legionu...", Listy z teatry", 1924, № 2, s. 45-48; Moje wspomnienia, " Scena Polska", 1938, zesz. 2-3. s. 324-30.

Лит.: Ивашкевич Я., Театр " Студия" Станиславы Высоцкой в Киеве, [пер. с польск.] в сб.: Вокруг театра, [М.], 1965, с. 203 - 27. Б. И. Ростоцкий.

ВЫСОЦКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура позднего бронзового и раннего железного веков (10-6 вв. до н. э.). Названа по могильнику у с. Высоцкого Бродовского р-на Львовской обл. УССР. Распространена на небольшой терр. Львовской и Тернопольской обл. Известны могильники, поселения и клады. Население жило в неукреплённых посёлках и занималось земледелием и скотоводством. Характерны бескурганные могильники с обрядом трупоположения (иногда трупосожжения). Инвентарь погребений: гл. обр. украшения и миниатюрные сосуды, реже - жел. ножи и кремнёвые или бронз, наконечники стрел. Керамика: тюльпановидные сосуды, биконич. кубки, миски и черпаки. В. к. сложилась на местной основе под влиянием лужицкой культуры.

Предметы из Высоцкого могильника.

Лит.: Канивец В. И., Вопросы хронологии Высоцкой культуры, " Краткие сообщения Ин-та археологии АН СССР", 1955, №4; Sulimirski Т., Kultura Wysocka, Кг., 1932.

ВЫСОЦКИЙ Георгий Николаевич [7(19). 2. 1865, с. Никитовка Черниговской губ., -6.4. 1940, Харьков], советский почвовед, лесовод, ботаник и физико-географ, акад. ВАСХНИЛ (1934) и АН УССР (1939). Окончил Петровскую с.-х. академию (1890). В 1892-1904 работал в Великоанадолъском лесном массивен экспедиции В. В. Докучаева. Проф. Крымского ун-та (1919-22), Белорусского с.-х. ин-та (1923-26), Харьковского ин-та сел. и лесного х-ва ( 1926-30). В1930-40 проф. Всесоюзного (позже Украинского) н.-и. ин-та лесного х-ва и агролесомелиорации (Харьков). Изучал лесорастит. условия Тульских засек, Бузулукского бора, Ергеней, Алешковских и Нарынских песков. Исследовал влияние леса на среду обитания и причины безлесья степей, впервые рассчитал баланс влаги под лесом и полем. Обосновал древесно-кустарниковый тип степных лесонасаждений. Заложил основы почвенной гидрологии засушливых р-нов и разработал учение о типах водного режима почв и грунтов; выдвинул теорию происхождения соленосности степных почв и грунтов. Впервые описал процесс оглеения и показал его биол. характер. Разработал основы ороклиматич. классификации почв. Первым установил закономерности приземных воздушных течений, вызывающих пыльные бури. Предложил классификацию растений по формам вегетативного размножения. Автор физико-географич. монографий о Самарском удельном округе (1908-09) и Ергенях (1915).

Соч.: Избр. труды, М-, 1960; Избр. соч., т. 1-2, М., 1962.

Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 2, М., 1947; Исаченко А. Г., Г. Н. Высоцкий - выдающийся отечественный географ, Л., 1953.

Д. В. Лебедев, С. С. Соболев.

ВЫСОЦКИЙ Николай Константинович [11(23). 4.1864, Барнаул, -7. 8. 1932, Ленинград], советский геолог и горный инженер. По окончании Петерб. горного ин-та (1891) работал в Геологическом комитете. Специалист по геологии платиновых месторождений. Осн. работы посвящены характеристике важнейших пром. р-нов Урала (месторождения платины Исовского и Нижнетагильского р-нов, Кочкарский и Челябинский золотоносные р-ны). В. составил подробное описание третичных и четвертичных отложений Зап. Сибири. В. принадлежат региональные очерки к геологич. карте Урала (1931).

Лит.: К а р п и н с к и и А. П., Н. К. Высоцкий, " Природа", 1933, № 2; Тихомиров В. В. и С о ф и а н о Т. А., 90 лет со дня рождения Н. К. Высоцкого, " Известия АН СССР. Серия геологическая", 1954, № 2.

ВЫСОЦКИЙ (Wysocki) Юзеф (1809, ок. Тульчина, Подолия, -31.12.1873, Париж), польский политич. деятель, генерал. Участник Польского восстания 1830- 1831, после поражения к-рого жил в эмиграции. Был чл. Польского демократич. об-ва. Сражался в рядах венг. революц. армии против габсбургских войск в 1848-49, возглавляя легион, сформированный из поляков-добровольцев. Во время Польского восстания 1863-64 В. был нек-рое время руководителем Воен. комиссии в Кракове. После поражения восстания эмигрировал во Францию.

ВЫСПЯНЬСКИЙ (Wyspianski) Станислав (15.1.1869, Краков, -28.11.1907, там же), польский писатель, художник, театральный деятель. Род. в семье скульптора. Учился в краковской Школе изящных искусств (1884-95, с перерывами) у Яна Матейки и в академии Коларосси в Париже (1891-94). Один из основателей (1897) и видный участник краковского художеств, объединения " Искусство". В изобразит, иск-ве В. стремился к воплощению нац. начала в рамках стиля " модерн". В эскизах витражей для францисканского костёла и собора на Ва-веле в Кракове (1896-1906) В. использовал как средства выразительности гибкие, вибрирующие контурные линии и пятна чистых цветов. Принимая участие в издании журн. " Zycie", В. создал новый тип оформления книги, достигнув декоративного единства шрифта и мягкого по ритму стилизов. растит, орнамента. Пастельным портретам и пейзажам В. свойственны обобщённая, выразительная манера рисунка, тонкая поэзия и одухотворённость. В. работал и в области декоративного иск-ва (оформление интерьера дома Мед. об-ва в Кракове, ок. 1905; эскизы мебели, тканей, изделий из металла).

Пьесы и рапсоды В. посвящены древнему прошлому Польши (" Легенда", 1897; " Болеслав Смелый", 1900; " Казимеж Великий", 1900); историч. драмы поднимают проблематику польск. романтизма и нап.-освободит, движения (" Варшавянка", 1898; " Легион", 1900; " Ноябрьская ночь", 1904); пьесы на сюжеты древнегреч. мифов трактуют совр. события в духе антич. трагедийности (" Мелеагр", 1898; " Проклятие", 1899; " Возвращение Одиссея", 1907). Вершина творчества В.- метафорич. драма-памфлет и драма-сказка " Свадьба" (1901), в к-рой, как и в др. совр. политич. драмах (" Освобождение", 1903; " Акрополь", 1904), он ставит вопрос о путях нац.-освободит, борьбы, изображает распад польск. бурж. общества. Для творчества В. характерны сочетание реалистич. видения мира с символикой, монументальность и синтетичность, использование одновременно словесных, музыкальных, пластических средств, что проявилось и в его режиссёрской деятельности.

С. Выспяньский.

С. Выспяньский. " Свадьба" (1903). Рисунок автора.

С. Выспяньск и и. Портрет девочки. Пастель. 1895. Национальный музей. Познань.

С о ч.: Dziela zebrane, t. 1 - 15, Кг., 1958 - 1968; Poezje, Warsz., 1957; в рус. пер.- Драмы. [Вступ. ст. Б. Ростоцкого], М., 1963.

Лит.: С. Выспянский и художники его времени. Каталог выставки, М., 1958; В итт В., Станислав Выспянский, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Skierkowska Е., Plastyka St. Wyspianskiego, Wr.- Кг., 1958; Lеmpicka A., Stanistaw Wyspianski, в кн.; Obraz literatury polskiej XIX i XX wieku, ser. 5- Literatura okresu Mfodej Pplski, t. 2, Warsz., 1967 [имеется библ.]; StanisJaw Wyspianski, [2 wyd.], Warsz., 1967; Stоk9wa M., Stanisfaw Wyspianski. Monografia bibliograficzna, [t. 1-3], Kr., [1967-68]. Л. И. Тананаева, В. В. Bumm.

ВЫСТАВКА ДОСТИЖЕНИЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР ( ВДНХ), постоянно действующая всесоюзная выставка в Москве для демонстрации достижений пром-сти, строительства, с. х-ва, транспорта, культуры и здравоохранения. ВДНХ аккумулирует опыт социалистич. строительства в СССР. Гл. задача ВДНХ - активно пропагандировать достижения науки, техники, культуры и передового опыта, а также проводить обучение работников всех отраслей нар. х-ва новым методам произ-ва. ВДНХ создана в соответствии с постановлением Сов. Мин. СССР от 28 мая 1958 " Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР ". Руководство работой выставки осуществляет Гл. комитет ВДНХ СССР (Главвыставком), возглавляемый зам. председателя Сов. Мин. СССР. В состав Главвыставкома входят руководители министерств и ведомств СССР, председатели Советов Министров союзных республик, а также директор выставки.

ВДНХ начала работу 16 июня 1959, имея в своём составе выставочные павильоны, расположенные на территории быв. ВСХВ (207 га) и на Фрунзенской наб. р. Москвы (5, 6 га), где был размещён строит, раздел выставки. На терр. ВДНХ (1970) имелось 78павильонов с общей экспозиц. пл. 150тыс. м2, из них по разделам пром-сти и транспорта - 20 павильонов (67, 8 тыс. м2), строительства - 11 (9, 4 тыс. м2), с. х-ва -30 (42 тыс. м2), науки и культуры -16 (27, 6 тыс. м2). Фруктовые деревья на ВДНХ занимают 6, 2 га (более 3 тыс. единиц), газоны - 67 га, декоративные и плодово-ягодные кустарники -16, 3 га, экспонатные посевы, лесополосы и лесокультуры -11 га, питомники, парники, теплицы, цветники - 10 га, пруды - 10, 5 га и др. объекты. Участниками выставки являются: н.-и. орг-ции, передовые предприятия пром-сти, строительства, с. х-ва, транспорта и связи, торговли и обществ, питания (з-ды, ф-ки, электростанции, шахты, стройки, колхозы, совхозы, племенные з-ды, лесхозы, питомники, опытные станции), уч. заведения, учреждения культуры и иск-ва, орг-ции здравоохранения, органы печати, кино, радио и телевидения, а также работники пром-сти и с. х-ва - изобретатели, рационализаторы и новаторы произ-ва. Ответственными за показ и отбор экспонатов являются мин-ва и ведомства.

Лучшие участники награждаются дипломом почёта и дипломами 1-й, 2-й и 3-й степени, а непосредств. создатели демонстрировавшихся экспонатов (учёные, инженеры, конструкторы, агрономы, рабочие и крестьяне)- золотой, серебряной или бронзовой медалью с вручением денежной премии. В среднем за год ВДНХ награждает дипломами ок. 4 тыс. пром. предприятий, совхозов, колхозов и др. орг-ции и медалями - ок. 60 тыс. её участников-специалистов.

Особое место на выставке занимает Центр, павильон с экспозиционной пл. 3300 м2, построенный в 1954. В нём показываются достижения СССР в области науки, техники, экономики, повышения благосостояния и культуры народов, а также междунар. связи.

Крупнейшие павильоны ВДНХ: " Машиностроение" (1954), часть площади к-рого с 1966 занимает павильон " Космос", " Крупный рогатый скот" (1954), " Атомная энергия" (1954), " Народное образование" (1954), " Здравоохранение" (1954), " Радиоэлектроника" (1958), " Советская культура" (1964), " Геология" (1964), " Товары народного потребления" (1967), " Химическая промышленность" (1967), " Электрификация СССР" (1967), " Металлургия" (1967), " Газовая промышленность" (1967), " Механизация и электрификация с. х-ва" (1967).

В павильонах ВДНХ в среднем за год проводится 75 тематич. выставок и смотров; подготавливается ок. 40 передвижных выставок, к-рые демонстрируются в крупных пром. центрах и населённых пунктах страны. На базе тематич. выставок и смотров ежегодно проводится 800-900 науч.-технич. конференций, семинаров, курсов и школ передового опыта с участием до 200-300 тыс. специалистов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал