Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хронология 25 страница






Подготовка специалистов с В. о. без отрыва от производства и повышение их квалификации осуществляются в системах вечернего и заочного образования. В 1970 по дневной системе В. о. готовились специалисты 385 специальностей, заочной - 255, вечерней - 252. В заочном В. о. принята предметно-курсовая система обучения: студент обязан являться в вуз только на лабораторно-экзаменац. сессию для выполнения всех лабораторных работ и сдачи зачётов и экзаменов. В дневных и вечерних вузах (ф-тах, отделениях) обучение осуществляется по курсовой системе: студент обязан посещать все уч. занятия, к-рые в вечерней системе, как правило, проводятся 4 раза в неделю по 4 ч. Промежуточной формой обучения между обучением с отрывом и без отрыва от производства является форма, установленная на заводах-втузах, организуемых на базе крупных промышленных предприятий с совр. оборудованием. Здесь обучение сочетается с производит, трудом студентов на всех курсах (кроме периода дипломного проектирования, когда студенты-дипломники только учатся); тематика лабораторных работ по спец. дисциплинам, курсовых и дипломных проектов, как правило, приближается к профилю производства. Сроки обучения в вечерней и заочной системах В. о. на 6-12 мес. больше, чем на соответствующих специальностях дневных отделений. В вечерних и заочных вузах (ф-тах) и заводах-втузах осуществляется наиболее тесная связь теоретич. обучения с практикой. В связи с тем что практич. знания студенты-вечерники и студенты-заочники осваивают в процессе работы на произ-ве, предприятия организуют их перемещение с одной должности на другую для глубокого освоения практики по профилю специальности, избранной в вузе. В вечерней и заочной системах главное внимание сосредоточено на теоретич. подготовке студентов и выполнении ими полного цикла лабораторных и практич. занятий, установленных для дневных вузов по соответствующим специальностям. Важнейшим вопросом в организации уч. процесса является планирование всех видов уч. занятий, включая самостоят, работу студентов. Это достигается с помощью логико-матем. моделирования уч. процесса, разработки сетевых графиков с использованием электронных вычислительных цифровых машин, теории графов, что позволяет определить оптимальную логич. последовательность в изучении отдельных дисциплин и установить органич. связь между ними и их отд. разделами. В целях интенсификации уч. процесса широко применяются всевозможные технические средства обучения (диа- и кинофильмы, телевидение, звукозапись), использование к-рых максимально автоматизировано, а также кибернетич. устройства. Разрабатываются новые методы обучения, позволяющие интенсифицировать, а главное индивидуализировать уч. процесс, - аудиовизуальный, программированный, комбинированный и т. д.; при этом проводятся многочисленные психолого-пед. исследования с экспериментальной постановкой различных видов уч. занятий. Вузы проводят большую н.-и. работу по выявлению бюджета времени студентов, их утомляемости в процессе занятий, с тем чтобы найти наиболее эффективные формы уч. процесса.

В сов. высшей школе определяется оптимальное сочетание в уч. процессе обязательных уч. занятий и самостоятельной работы студентов. Удельный вес самостоятельной работы студентов возрастает от курса к курсу. Самостоятельная работа интенсивно развивает у студентов мышление, активность, инициативу, способствует овладению методами науч. исследований и проведения экспериментов. Элементы исследовательского характера в лабораторных занятиях и курсовых работах (проектах) непрерывно усложняются, степень самостоятельности студентов в решении творч. задач повышается по мере приближения к заключительной стадии обучения - к выполнению и защите дипломной работы (проекта) или сдаче гос. экзаменов. Многие дипломные работы (проекты) являются науч. исследованиями, к-рь: е публикуются в докладах и известиях АН СССР и др. науч. сборниках. Дипломные проекты, выполненные на реальные темы (в решении к-рых заинтересованы та или иная науч. или хоз. орг-ция), нередко внедряются в производство полностью или частично.

Систематич. повышение науч. уровня подготовки специалистов обеспечивается активной н.-и. работой кафедр с привлечением к этой работе и студентов.

Для повышения уровня науч. исследований в вузах организованы проблемные лаборатории, вычислит, центры, а в нек-рых вузах - н.-и. ин-ты, где разрабатываются актуальные науч. проблемы. Сеть этих науч. учреждений ежегодно расширяется. Многие вузы стали ведущими науч. центрами в различных отраслях науки, техники и культуры.

Среди наиболее насущных вопросов перспективного планирования совр. В. о.- установление профилей специалистов, содержания их подготовки, определение потребности нар. х-ва в специалистах в связи с развитием науч.-технич. прогресса. Эти вопросы решаются одновременно с прогнозированием развития науки, техники и культуры. Изучаются предложения о большей дифференциации подготовки специалистов применительно к сфере их будущей деятельности, о сроках обучения. Важнейшими проблемами являются разработка педагогики высшей школы и психологии студенческой молодёжи, а также совершенствование методов обучения в целях интенсификации подготовки кадров.

Для специалистов с В. о. сложилась стройная система повышения квалификации. Через эту систему должен проходить каждый специалист не реже чем через 5-6 лет. Создана также и система повышения квалификации преподават. состава вузов. Для этих целей организованы спец. ин-ты и ф-ты повышения квалификации специалистов, занятых в нар. х-ве, и ф-ты повышения квалификации преподавателей вузов (см. Институты повышения квалификации). Высокий науч. уровень и демократич. основа В. о. в СССР получили мировое признание. В советских вузах обучаются студенты более чем из 100 стран мира, в т. ч. и капиталистических.

Больших успехов достигло В. о. и в др. социалистич. странах. Право трудящихся на В. о. закреплено конституциями. В. о. доступно всем имеющим законченное ср. образование гражданам независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения и имуществ. положения. Обучение бесплатное, осуществляется на родном языке. Создана широкая сеть университетов и отраслевых ин-тов. Численность студентов вузов на каждые 10 тыс. жит. увеличилась к 1968 по сравнению с их численностью при бурж.-помещичьем строе: в Польше в 7 раз, в Болгарии и Венгрии более чем в 6 раз, Чехословакии в 5 и Румынии в 4, 5 раза. В 1969/70 уч. г. в Болгарии было 26 вузов (ок. 86 тыс. студентов), в ГДР - 54 вуза (123 тыс.), соответственно в Польше-84 (322 тыс.), в Венгрии- 87 (79 тыс.). Число студентов в вузах Румынии увеличилось почти в 6 раз, в Венгрии более чем в 6, Югославии в 12, ДРВ в 77 раз. В КНДР до освобождения страны не было ни одного вуза, а в 60-е гг. работало уже ок. 100.

До установления нар. власти в вузах этих стран преобладали гуманитарные специальности, в 50-60-е гг. стали развиваться инженерные. Так, в Болгарии до 9 сент. 1944 не было подготовлено ни одного инженера, а вузы НРБ за два десятилетия выпустили более 40 тыс. инженеров и к 1980 контингент обучающихся на инж. специальностях будет доведён до 55-60% общей численности студентов; университеты Кубы, к-рые до революции выпускали в основном специалистов гуманитарного профиля, в 1969 осуществляли подготовку кадров более чем по 30 специальностям, в т. ч. инж.-технич. и медицинским.

В высшей школе ряда социалистич. стран перечень специальностей сокращается за счёт расширения профилей подготовки кадров; узкая специализация осуществляется по окончании вуза (т. н. последил ломное обучение) непосредственно в той организации, куда направлен молодой специалист. Напр., в Чехословакии новый перечень сокращён со 145 до 108 специальностей. Наряду с сокращением специальностей организуются новые (ГДР и др.), предусматривающие подготовку кадров по направлениям, устанавливаемым на основе прогнозирования развития науч.-технич. революции.

В каждой стране создана своя система В. о., отвечающая нар.-хоз. и культ.-просветит, задачам, а также нац. особенностям гос-ва. В Венгрии в ун-тах и ин-тах срок обучения 4-5 лет - в зависимости от профиля специальности; как правило, выпускникам, успешно защитившим дипломную работу, присуждается академич. степень доктора ун-та.

В Польше высшие школы двух типов: профессиональные - инженерные, с.-х., экономич. и др., и академические - ун-ты, политехнич. и др. ин-ты. В проф. высших школах подготовка специалистов осуществляется гл. обр. для практич. деятельности (срок обучения 3-4 г.); в академич. - для н.-и. и проектно-конструкторских организаций (срок обучения 4-5, 5 лет). В ун-тах и ин-тах присуждаются академич. степени. Напр., выпускники политехнич. ин-тов после 5-5, 5 лет обучения получают степень магистра-инженера, а окончившие высшие инж. курсы - звание профессионального инженера, к-рый используется только непосредственно на заводе в качестве технолога или организатора. В политехнич. ин-тах имеются также потоки, на к-рых подготавливаются проф. инженеры. Соотношение подготовки магистров - инженеров и проф. инженеров - 2: 3 (по выпускам). Обычно на первых 4-5, а иногда и 6 семестрах студенты обучаются по единому плану, затем избирают специальность и на последних семестрах - специализацию.

В Югославии в соответствии с законом о ф-тах и ун-тах, принятым в 1960, В. о. разделено на 3 ступени (1-я и 2-я ступень по 4 семестра, 3-я - 2-4 семестра). 1-я ступень даёт высшую спец. подготовку в к.-л. узкой области; 2-я - готовит специалистов для работы на произ-ве в качестве технологов, 3-я - заканчивается присуждением степени магистра наук (диплом магистра эквивалентен диплому выпускника сов. вуза), к-рая даёт право работать в н.-и., проектно-конструкторских и т. п. организациях.

В высшей школе Румынии существует большая дифференциация сроков обучения. Так, подготовка инженеров широкого профиля осуществляется в течение 4-5 лет, экономистов, в зависимости от профиля, 4-4, 5 и 5 лет. В ун-тах по специальностям: математика, физика, химия, биология и др.- срок обучения 4 г.; наиболее способных студентов по конкурсу принимают на 5-й год обучения для более узкой специализации. Выпускники 5-го курса работают в научных учреждениях и на наиболее ответственных участках нар. х-ва. Созданы 3-годичные пед. ин-ты для подготовки учителей 5-8-х классов. На специальностях искусства В. о. осуществляется в два цикла: 1-й - для всех обучающихся (4 г.), 2-й - для наиболее талантливых выпускников 4-го курса.

В ГДР в соответствии с новой реформой В. о. подготовка специалистов (3-5 лет) состоит из трёх циклов: общенауч. подготовки - на первых двух курсах (содержание её устанавливается Мин-вом высшего и ср. спец. образования), специальной - примерно 1-2 года на старших курсах, исследовательской - в последнем семестре (содержание спец. и н.-и. подготовки определяется вузом совместно с предприятием, для к-рого готовятся специалисты). Предприятия формулируют требования, предъявляемые к выпускникам, а вузы обеспечивают подготовку специалистов, отвечающих этим требованиям. Наиболее успевающих студентов по окончании обучения оставляют в вузе для н.-и. работы на 2-3 г., они защищают диссертации на соискание степени доктора соответствующей отрасли науки (эквивалентной степени кандидата наук в СССР).

На мед. специальностях (лечебное дело и педиатрия) во всех социалистич. странах срок обучения 6 лет, выпускникам присваивается академич. степень доктора медицины.

Уч. планы и организация уч. процесса в высшей школе каждой социалистич. страны также имеют свои особенности. Общая тенденция - усиление общенауч. подготовки и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов. На инженерных специальностях вузов Польши изучению общенауч., общеинж. и основных профилирующих курсов отводится 50-60% общего уч. времени, на социально-экономич.-5-10%, на дополнительные предметы (иностранные языки - русский и один западноевроп., физкультура и др.)-15-20%, на специальные - 5-10%, на практику -5-10%. Заканчивается обучение дипломной работой и выпускными экзаменами (в академич. школах - магистерской работой и магистерскими экзаменами). Магистерские работы иногда связаны с тематикой н.-и. деятельности кафедр. В вузах Кубы уч. план состоит из общеобразоват. дисциплин (удельный вес 10%), основных общенауч. фундаментальных (30%), основных специальных (30%) и дисциплин проф. подготовки (30%). Студенты мед. специальностей на 5-м курсе переходят в интернаты при клиниках. В уч. планах вузов Венгрии, Чехословакии и нек-рых др. стран значительное место отводится альтернативным дисциплинам, что позволяет студентам специализироваться в более узкой области. Большое внимание уделяется органической связи теоретич. и практич. обучения. Получает развитие вечернее и заочное В. о. (в различных формах и соотношениях с дневным). Напр., в Болгарии широкое распространение получило заочное образование, в Польше - вечернее, а также подготовка специалистов экстерном. В ГДР, согласно новой реформе, вводится вечернее и заочное В. о. для трудящихся, имеющих ср. спец. образование и опыт практич. работы. Много внимания в социалистич. странах уделяется последипломному обучению. В каждой стране при вузах организованы факультеты, курсы повышения квалификации специалистов, занятых в наиболее важных отраслях нар. х-ва.

Большое внимание в социалистич. странах уделяется разработке проблем В. о. Для этих целей создаются н.-и. организации. Напр., в Венгрии - науч. центр по В. о., в Польше - межвузовский центр исследований В. о., в ГДР - центры программированного обучения при ун-те им. К. Маркса в Лейпциге и при технич. ун-те в Дрездене и т. д.

Начинает развиваться В. о. в добившихся независимости странах Африки и Азии. СССР оказывает помощь многим из этих стран в строительстве, оборудовании вузов, в подготовке науч.-пед. кадров и специалистов, напр. Алжиру, Афганистану, Бирме, Гвинее, Индии, Камбодже, Тунису, ОАР и др. С помощью СССР построены: политехнич. ин-ты в Конакри (Гвинея) и Ханое (ДРВ) и технологич. ин-ты в Бомбее (Индия) и Рангуне (Бирма) и др. Сов. учёные участвуют в разработке уч. планов и программ, в создании учебников и уч. пособий для вузов стран Азии и Африки. В Москве для подготовки специалистов высшей квалификации из молодёжи стран Азии, Африки и Лат. Америки основан Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (1960).

В. о. в СССР и др. социалистич. странах по своему идейно-политич. содержанию, по научности знаний, по социальному составу студентов принципиально отличается от В. о. в капиталистич. странах.

В капиталистич. странах В. о. фактически недоступно широким слоям трудящихся и является монополией эксплуататорских классов. Так, по офиц. данным 1965, удельный вес отд. социальных групп в общем числе студентов вузов составлял: в ФРГ - мастера и рабочие и их дети - 16, 5%, крестьяне и их дети - 3 %, дети руководителей предприятий и бизнесменов - 35, 7% и служащих 52, 6%; во Франции, по офиц. данным 1966, социальный состав студентов вузов распределялся по удельному весу следующим образом: дети фермеров - 5, 9%, дети работающих по найму в с. х-ве - 0, 6%, дети рабочих - 9, 9%, дети служащих - 8, 5%, дети работников сферы обслуживания - 0, 8%, дети владельцев пром. и торговых предприятий - 15%, дети лиц свободных профессий и высших технич. и адм. работников - 29, 4%, дети административных и научно-технич. работников - 15, 8%; в США из низшей социальной группы было лишь 2% студентов вузов (к 1970 положение почти не изменилось). За обучение студенты обязаны вносить высокую плату, процент получающих стипендию очень низкий, стипендия составляет лишь незначит. часть прожиточного минимума студента.

В США В. о. состоит, как правило, из трёх этапов. Напр., на инж. факультетах первый этап (продолжительностью обычно в 4 г.) завершается присвоением окончившему академич. степени бакалавра. На этом этапе первые два года студент изучает общеобразовательные дисциплины, независимо от дальнейшей специализации; в последующие 2 года - комплекс предметов по избранной специальности и спец. главы общенауч. дисциплин. Все дисциплины делятся на обязательные и альтернативные. Альтернативные иногда начинаются с 1-го курса. Такая система образования делает необходимым проводить на 3-м и 4-м году обучение студентов по индивидуальным планам. Первый этап обучения завершается чаще всего выполнением небольшой дипломной работы или спец. реферата. Обучение на этом этапе только теоретическое; как правило, уч. и производств, практики не проводятся. В отд. вузах имеются потоки с весьма малочисленным контингентом студентов, обучение к-рых проводится по " кооперативной программе", предусматривающей, кроме теоретич. и практич. подготовки, обучение на предприятиях. По этой программе длительность обучения на первом этапе 5 лет, иногда 4 г. 3 мес.-4 г. 4 мес.- за счёт почти полной ликвидации каникул. По уровню знаний бакалавр может быть приравнен к студентам, окончившим 4 курса сов. вуза со сдачей гос. экзаменов. Второй этап обучения (продолжительностью ок. 2 лет) заканчивается присуждением 2-й академич. степени - магистра наук, к-рая примерно эквивалентна диплому выпускника сов. вуза. На этом этапе обучающиеся называются студентами повышенных степеней и делятся на 3 категории: " регулярные студенты" - желающие пройти полный курс и получить степень магистра; " условные студенты", к-рые не удовлетворяют полностью всем требованиям для зачисления на магистерский курс, но могут ликвидировать свои пробелы в образовании и впоследствии стать " регулярными студентами"; " специальные студенты", не претендующие на получение степени магистра, но желающие углубить свои знания в к.-л. одной области (из числа изучаемых предметов).

Каждый зачисленный на магистерский курс прикрепляется к профессору-советнику, с помощью к-рого разрабатывается индивидуальный уч. план, а также выбирается и утверждается кафедрой тема диссертации (или проекта). Диссертация может быть выполнена и защищена не во всех вузах - в нек-рых магистерский курс заканчивается сдачей экзаменов по изучаемым дисциплинам. Успеваемость студентов должна быть не ниже " хорошо" (по терминологии сов. вузов). Уч. планы магистерского курса, как правило, преследуют цель освоения студентами более узкой специализации, чем при подготовке к соисканию степени бакалавра. Всё обучение направлено на повышение теоретич. уровня образования по избранной специализации и выработке у студентов навыков самостоят, н.-и. работы. Получившие степень магистра поступают чаще всего на работу в исследовательские орг-ции. В отд. вузах США на инж. ф-тах осуществляется подготовка бакалавров и магистров по особым уч. планам. Первые три курса - общеинженерная подготовка (математика, физика, химия, графика, механика, экономика, термодинамика, механика жидкости, электротехника, материалы); затем студент избирает или одногодичный план для получения степени бакалавра, или двухлетний - для получения степени магистра. На двухлетний магистерский курс зачисляются лишь успешно окончившие первые 3 курса (с оценкой " хорошо" по всем предметам). Третий этап образования для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра, - на фирме, где в течение 1-2 лет они углубляют спец. знания, изучают технологию произ-ва, а также нек-рые " секреты" фирмы. Обучение носит узкоспециализированный характер, т. к. проводится применительно к тому рабочему месту, к-рое будет занимать специалист после завершения курса подготовки. Совершенствуется система повышения квалификации специалистов, к-рая нередко рассматривается как " продолженное образование". Высшее вечернее и заочное инж.-технич. образование не получает в США широкого распространения. Из 172 инж. вузов только в 13 (8, 7%) имеется вечерняя форма образования. Вечернее В. о. имеет 2 формы: изучение полной программы для получения академич. степени; изучение программы по отд. дисциплинам - для повышения квалификации. Уч. план и программы те же, что и для дневной формы обучения -по соответствующим специальностям. Из планов вечерних ф-тов исключаются лишь курсы " профориентация", " физическая культура" и " военная подготовка". Уч. занятия со студентами проводятся от 2 до 3 раз в неделю - по 2 ч лекций, либо 3 ч лабораторных занятий. По данным Ренселеровского политехнич. ин-та, лишь один из десяти студентов вечерних ф-тов получает степень. Ряд вузов для повышения квалификации работающих организует вечерние ф-ты, по окончании к-рых выпускник не имеет права претендовать на академич. степень. Заочная система организована только для изучения отд. дисциплин. При вузах создаются подразделения для изготовления уч. пособий, короткометражных фильмов, диапозитивов и др. Имеются различные учреждения, к-рые разрабатывают психологопед, основы применения технич. средств обучения в уч. процессе. Широко используется в уч. процессе телевидение (внутреннее и внешнее), звуко- и видеозаписи, киноаппаратура, разнообразные обучающие и контролирующие машины программированного обучения, лингафонные кабинеты и др.

В систему B. о. Великобритании входят гл. обр. университеты. Подготовка инж. кадров осуществляется в колледжах и на технических факультетах, входящих в состав университетов, а также в самостоят, институтах и колледжах. Значит, часть студентов работает и учится. Все студенты делятся на слушающих университетский курс в полном объёме и работающих в течение всего академич. года и поэтому изучающих лишь часть курса. При ун-тах созданы спец. отделения студентов-вольнослушателей. Среди этой категории есть " случайные студенты", к-рые изучают лишь отд. предметы. После 3-4-годичного курса студентам, успешно выдержавшим все экзамены, присваивается академич. степень бакалавра соответствующей отрасли науки, культуры, права, богословия и медицины. В Оксфордском ун-те степень бакалавра лит-ры или науки присуждается после выполнения небольшого спец. исследования, не имеющего по существу науч. значения. В " Импириал-колледж", к-рый, по мнению англ, учёных, наряду с Кембриджским ун-том даёт лучшее в Великобритании технич. В. о., -3-годичный срок обучения. На 1-м курсе строительного, авиац., механич., электротехнич. и хим. ф-тов - единые уч. планы и программы. Различия в уч. планах и программе на 2-м курсе незначительны, что позволяет студенту в конце 2-го курса перейти с одного ф-та на другой. На 3-м курсе каждого ф-та около 20 спец. предметов (преимущественно по новым отраслям науки и техники), из к-рых студент по выбору должен сдать 5. В период летних каникул (3 мес.) студентам рекомендуется применять свои знания на практике. По окончании колледжа они должны отработать по специальности 2 г. в пром-сти. В этот период колледж организует для выпускников чтение концентрированных курсов, крупные фирмы проводят для бакалавров наук циклы лекций (в течение 6 недель) по спец. темам с учётом характера выполняемой ими работы. После неск. лет работы на ответств. должностях в пром-сти бакалавры наук могут быть приняты в члены Об-ва инженеров (член общества считается инженером высокой квалификации и имеет право участвовать в конкурсах на замещение крупных инж. должностей). Выпускникам вузов выдаются: гос. диплом об успешном окончании 2-годичного очного курса и высший гос. диплом - о завершении очного 3-годичного курса; гос. аттестат - окончившим заочно 3 курса обучения и высший гос. аттестат - окончившим заочно 5 курсов. Лица, имеющие гос. дипломы и высший гос. аттестат, освобождаются от экзаменов при вступлении в проф. общество. Подготовка к соисканию академич. степени магистра (к-рая присуждается не всеми ун-тами) осуществляется, как правило, в течение 2 лет. Напр., Кембриджский ун-т присваивает степень магистра за проведение исследоват. работ в течение 2 лет и представление диссертации, а Оксфордский - не присваивает. В технич. колледжах В. о. осуществляется и по т. н. системе " слоёного пирога", предусматривающей чередование теоретич. занятий в колледже с практич. работой в пром-сти (каждый период от 3 до 6 мес.) и рассчитанной на 4-5 лет. Окончившим технич. колледж по этой системе выдаётся высший гос. аттестат. Получает распространение система заочного В. о., несмотря на скептич. отношение к ней профессуры, к-рая выдвигает требование о дополнит, подготовке по дневной форме в течение 1-2 лет для выпускников заочных ф-тов, желающих получить академич. степень.

Во Франции подготовка высококвалифицированных специалистов осуществляется в ун-тах и спец. вузах различного типа (высшие школы аэронавигации, морского дела, горного дела, мостов и дорог и т. д.). Курс обучения в вузах - от 4 до 6 лет; как правило, - 5 лет. Обучение состоит из трёх циклов. Первый (1 или 2 года) подготовительный (пропедевтический), или испытательный, заканчивается экзаменами по нек-рым общеобразоват. предметам - в зависимости от избранной специальности (математика, физика, химия и др.). В течение второго цикла (3-4 года) студент сдаёт экзамены на академич. степень лиценциата (на этот цикл зачисляются по конкурсу окончившие первый). Для получения степени лиценциата студент сдаёт, как правило, 4 экзамена, о чём получает соответствующие удостоверения (сертификаты). Дисциплины для экзаменов определяются профилем специальности. Как правило, это общетеоретич. курсы с соответствующими лабораторными работами. Степень лиценциата даёт право преподавать в лицее или коллеже, обычно в провинции. Чтобы получить звание дипломированного преподавателя, к-рое даёт возможность занимать должность преподавателя в коллеже или лицее большого города, необходимо сдать дополнительно экзамены на получение спец. сертификата - " О пригодности к должности преподавателя среднего учебного заведения". Окончившим 2-й цикл обучения выдаётся диплом -" общих науч. знаний". Сдавшим экзамены по технологич. дисциплинам при стаже практич. работы не менее 9 мес. на производстве выдаётся диплом " высших технич. знаний" или диплом инженера (в высших технич. школах). Третий цикл - изучение избранной специальности в течение 1-2 лет в н.-и. ин-тах или на заводах, где студенты потом остаются работать. Для выполнения этого цикла студенты провинциальных вузов часто приезжают в Париж. Цикл завершается экзаменом по специальности и защитой дипломной работы, подготовка к-рой занимает около года. Успешно выполнившим уч. план выдаётся диплом " высшего науч. образования", к-рый даёт возможность впоследствии получить диплом " углублённых знаний" по определённой специальности, а также академич. степень доктора по специальности, или доктора 3-го цикла. Диплом доктора примерно эквивалентен диплому, к-рый получают выпускники сов. вузов с пятилетним сроком обучения, защитившие дипломный проект (работу) на высоком теоретич. уровне.

Своеобразна система В. о. и в странах Латинской Америки. Напр., в Бразилии подготовка специалистов с В. о. осуществляется в основном в университетах, в составе которых имеются школы различного профиля. Ун-т Сан-Паулу объединяет политехнич., мед., фармацевтич., юридич., агрономич., вет., филос. и др. школы. Каждая школа осуществляет подготовку по многим специальностям, напр, в политехнич. школе -специальности общего и мор. строительства, механич., энергетич., хим., металлургич. и горная; в филос. школе - философии, математики, физики, филологии и др. На 3-м курсе осуществляется специализация. Для подготовки специалистов по различным отраслям науки и техники имеются и самостоят, отраслевые вузы. Срок обучения в ун-тах в основном 5 лет. На первых курсах значительное место занимают общенауч. дисциплины, студенты получают достаточную теоретич. подготовку. Однако в уч. планах отсутствует производств, практика, на инж. специальностях нет дипломных проектов. Поэтому выпускники вузов становятся специалистами с полноценной подготовкой только после стажировки, к-рую проходят иногда и в др. странах.

В Японии В. о. строится на базе ун-тов, отраслевых ин-тов (или высших школ). Срок обучения в ун-тах - 4г. Первые два года студенты изучают общенауч. дисциплины, с 3-го курса - специализируются. Успешно сдавшие экзамены за весь курс получают степень бакалавра. Имеющие эту степень могут в течение двух лет дополнительного обучения получить степень магистра наук. В вузах имеются вечерние отделения, на к-рых обучается менее 20% от контингента студентов дневных отделений. Более 50% студентов обучаются на гуманитарных специальностях. Обучение в вузах платное, плата очень высокая, стипендию получают не более 20% студентов.

С 50-60-х гг. во всех странах мира стали уделять больше внимания вопросам В. о. В 1960 11-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО приняла конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. По предложению СССР ЮНЕСКО совместно с рядом др. междунар. орг-ций (Междунар. ассоциация ун-тов, Междунар. ассоциация профессоров и доцентов и др.) проводит большую работу по установлению эквивалентности аттестатов зрелости, дипломов и учёных степеней в междунар. плане. В 1963 по решению 12-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО создан Междунар. ин-т планирования образования (Париж). С 1966 ежегодно проводятся совещания министров высшего и ср. спец. образования социалистич. стран по важнейшим проблемам В. о. В 1967 в Вене была проведена конференция министров высшего образования европ. стран по вопросам демократизации В. о. В связи с развивающейся науч.-технич. революцией во многих странах разрабатываются, а в нек-рых осуществляются реформы В. о.

Лит.: В. И. Ленин о науке и высшем образовании, [Сост. М. П. Ковалев. Н. Ф. Краснов, М. Г. Галкин], М., 1967; Высшая школа СССР за 50 лет. Под ред. В. П. Елютина, М., 1967; Калинин М. И., О преподавании основ марксизма-ленинизма в вузах, в его кн.: О коммунистическом воспитании. Избранные речи и статьи, [М.], 1958, с. 447 - 455; Е л ю т и н В. П., Высшая школа страны социализма, М., 1959; Бутягин А. С. и Салтанов Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Менделеев Д. И., Народное просвещение и высшее образование, Соч., т. 23, Л.- М., 1952; Медынский Е. Н., Высшее техническое и с.-х. образование в дореволюционной России, " Высшая техническая школа", 1935, № 4 - 5; П а р а и л В. А., Инженерно-техническое образование в США, М., 1969; Высшая школа. Сб. основных постановлений, приказов и инструкций. Под ред. Е. И. Войленко, ч. 1-2, М., 1965. А. И. Богомолов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал