Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хронология 23 страница
В соответствии с постановлением Сов. Мин. СССР от 28 мая 1958 ВСХВ вошла в состав Выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Были ликвидированы республиканские и реконструированы отраслевые павильоны. На ВДНХ в разделе сельского хозяйства организуются межотраслевые и отраслевые тематические выставки, смотры и спец. экспозиции по наиболее крупным производственно-технич. проблемам развития отраслей с.-х. произ-ва с проведением на их базе научно-технич. семинаров и конференций, школ передовых методов труда, встреч новаторов произ-ва и учёных. По наиболее актуальным вопросам развития сельского х-ва проводятся передвижные тематич. выставки в основных экономич. районах страны. Большой популярностью пользуются выставки и выводки лучших племенных животных; демонстрация новых машин и оборудования; показ фрагментов прогрессивных технологий. Организуется вневыставочный показ передового опыта в лучших хозяйствах Подмосковья. На ВДНХ первостепенное значение придаётся пропаганде передового опыта интенсификации с. х-ва на основе специализации, химизации, комплексной механизации и мелиорации земель. Издаются листовки, пропагандирующие достижения науки и передовой опыт во всех отраслях с. х-ва. В 1964-69 на ВДНХ СССР достижения с. х-ва демонстрировались в 31 павильоне. Было проведено 164 тематич. выставки и смотра, 104 передвижных выставки, 1345 семинаров, конференций, курсов, школ и встреч, в к-рых приняло участие 148 тыс. специалистов, учёных и передовиков с. х-ва. По разделу с. х-ва ежегодно бывает участниками выставки более 200 тыс. передовиков и ок. 9 тыс. х-в, из них награждается дипломами ВДНХ СССР более 2 тыс. х-в и организаций, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями с вручением ден. премий - 30-35 тыс. человек. В большинстве союзных республик имеются постоянные выставки, пропагандирующие, как и ВДНХ СССР, достижения науки и передовой опыт во всех отраслях нар. х-ва, в т. ч. и сельского х-ва. Областные (краевые) В. с. проводятся периодически. Они показывают состояние с. х-ва области по важнейшим организац.-хоз. проблемам и отд. отраслям. Наряду с всесторонним показом достижений с.-х. произ-ва и науки в областях (краях) организуют тематич. выставки по ведущей для данной местности или данного года теме. Составной частью работы областных (краевых) В. с. является проведение семинаров, встреч с учёными и практиками, выпуск массовой литературы, листовок, плакатов об опыте передовиков, о достижениях местных опытных учреждений, опубликование в местных газетах статей о выставке и её участниках. Районные В. с. стали традиционной формой подведения итогов с.-х. года, формой празднования Всесоюзного дня работников с. х-ва (ежегодно во второе воскресенье октября). Такие выставки знакомят посетителей с деятельностью колхозов, совхозов и передовых людей, к-рые в текущем году получили наилучшие результаты, завоевали первенство. Тематич. районные выставки посвящаются отдельным темам: " Передовой опыт возделывания сахарной свёклы", " Технология возделывания льна" и т. д., а также производств, операциям или приёмам: " Механическое доение коров", " Химические способы борьбы с сорняками" и т. д. В ряде р-нов для В. с. отведена постоянная терр. я построены помещения; выставки сопровождаются смотром художеств, самодеятельности, культурных достижений р-на, экскурсиями в лучшие х-ва и на предприятия. Внутрихозяйственные В. с. устраиваются в крупных колхозах и совхозах. Их приурочивают к различным событиям в х-ве: юбилейной дате, награждению колхоза правительств, наградой, проведению межколхозных семинаров, приёму экскурсий из других х-в и т. д. На колхозных В. с. преобладают натуральные экспонаты; организуются фотовыставки и осмотры х-ва в натуре. Международные В. с. СССР принимает участие в В с., организуемых за его пределами, и является участником Конвенции о междунар. выставках. СССР предоставляет также широкие возможности для организации на его территории В. с. зарубежных стран. Междунар. выставки по с. х-ву с участием СССР проводились в Германской Демократич. Республике (1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1964, 1967, 1969), Венгрии (1962, 1964, 1970), Румынии (1960, 1965), Югославии (1965, 1967), Индии (1960-1961), ОАР (1961). Кроме того, достижения с. х-ва СССР демонстрировались в сов. павильонах на торгово-промышленных выставках в Чехословакии (1960), Великобритании (1961), Франции (1961), Монголии (1961), Бразилии (1962), Индии (1962), Бирме (1966), Италии (1966), Новой Зеландии (1966), Венгрии (1967), а также на всемирных выставках в Брюсселе (1958), Монреале (1967), Осаке (1970). Междунар. и всемирные выставки позволяют зарубежным странам ознакомиться с достижениями советского с. х-ва, а представителям СССР изучить опыт ведения с.-х. произ-ва за границей и установить более близкие контакты с зарубежными учёными и специалистами. Многие отечеств, экспонаты (тракторы, с.-х. машины, приборы, оборудование, сорта с.-х. культур и др.) были отмечены на выставках наградами. За период с 1958 по 1970 было получено 2374 награды, в т. ч. высших гос. и почётных призов 23, медалей 945 (из них 471 золотая) и 1581 диплом. С.-х. экспонаты (с.-х. техника, приборы, зерно и др.) демонстрируются также на различных зарубежных междунар. ярмарках, преследующих коммерческие цели. Достижения сов. с. х-ва показывались также на междунар. выставках, проводимнгх в СССР, напр, на выставке " Химия в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве" (1965), " Современные сельскохозяйственные машины и оборудование" (1966), " Химия-70" (1970) и др. Лит.: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939 года, М., 1939; Жуков А. Ф., Архитектура Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года, М., 1939; Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1941 года, М., [1941]; Федорова М. И., Всесоюзная сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, М., 1953; Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1954 года, М., 1955. Е. С. Осликовская, 3. С. Беляева. ВЫСТАВКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ, публичный, б. ч. временный, показ произведений искусства. В. х. - осн. форма ознакомления зрителей со станковым искусством (с совр. искусством, с художеств, наследием). Иногда В. х. устраивают также в целях продажи произв. искусства. Различаются В. х. междунар., нац., региональные (в СССР - всесоюзные, респ., областные и др.), стационарные и передвижные, персональные, групповые и коллективные. В. х. могут быть периодическими (ежегодные, двухгодичные-" биеннале" и др.). В. х. часто объединяют произведения по к.-л. признаку - по составу участников (чл. АХ, учащиеся художеств, уч. заведений, самодеят. художники и др.) и их принадлежности к художеств, группировкам, по видам и жанрам иск-ва (живопись, скульптура, гравюра, портрет, пейзаж), а также по темам (т. н. тематические выставки) и направлениям в изобразит, иск-ве. Большое значение имеют музейные В. х. (персональные и тематич., с привлечением произведений, хранящихся в запасниках или полученных на время в порядке обмена из др. музеев, выставки новых поступлений в музей и др.). Выбранная участниками выставки или назначенная спец. комиссия (жюри) отбирает произв. по их теме и качеству, присуждает премии. Бывают выставки и без жюри. Более широкие функции выполняет выставочный комитет, проводящий всю организац. работу (комплектование В. х., размещение экспонатов, издание каталогов, путеводителей, организация экскурсий и лекций и т. д.). Для многих (гл. оор. тематич.) В. х. в соответствии с их темой и идейной направленностью составляется план экспозиции. Первыми В. х. были публичные показы художеств, произв. в Др. Греции (с 6 в. до н. э.), в Италии в 15-16 вв. во время праздничных шествий, в Голландии и Фландрии в 17 в. на ярмарках и рынках. Во Франции парижская Королевская академия живописи и скульптуры, осуществлявшая с 1653 показ работ своих членов, с 1699 начала устраивать выставки в Лувре (см. Салон). В 18 в. регулярные выставки были организованы и АХ др. гос-в (в т. ч. с 1760-х гг. АХ в Петербурге). С 19 в. В. х. становятся осн. формой участия иск-ва в обществ, жизни, ареной борьбы идейно-художеств. направлений. Во 2-й пол. 19 в. наряду с офиц. академич. выставками возникают неофициальные выставки (выставка картин Г. Курбе " Реализм", 1855, " Салон отверженных", 1863, - Франция) и обществ, выставочные объединения (Нац. об-во изящных иск-в, 1890, во Франции; Сецессионы, с 1892, в Германии и Австрии). Нек-рые из них противопоставляли салонно-академич. иск-ву (см. Академизм в изобразительном искусстве и Салонное искусство) реалистич. программу, поиски новых средств художеств, выразительности. В России в 19 в. наиболее передовой характер носили выставки передвижников (с 1871). Резкое увеличение количества В. х. в кон. 19- нач. 20 вв. отразило сложный и противоречивый характер рус. иск-ва этого периода (выставки объединений " Мир искусства", " Союз русских художников", " Бубновый валет" и др.), возросший интерес к изучению нац. художеств, наследия (Историко-художеств. выставка портретов, 1905, Петербург). В СССР и др. социалистич. странах В. х. предназначены для нар. масс и играют большую воспитат. роль; это обусловило широкое распространение В. х. (в т. ч. тематич.). Крупнейшие из них: " 15 лет РККА" (1933), " Индустрия социализма" (1939), " Великая Отечественная война" (1942), Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран (1959), " Искусство-в быт" (1960), " На страже мира" (1965), Всесоюзная юбилейная художественная выставка " 50 лет Советской власти" (1967) - в Москве; " Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции" (1967) в Москве и др. городах; Всесоюзная художеств, выставка, посвящённая столетию со дня рождения В. И. Ленина (1970) в Москве; " Мы любим жизнь" (1966) в Берлине. Велика роль В. х. в подъёме нац. культуры и роста нац. самосознания в странах, освободившихся от колон, господства (1-й Междунар. фестиваль афр. иск-ва, 1966, Дакар, Сенегал). В капиталистич. странах наряду с выставками классич. и совр. прогрессивного иск-ва устраивается много В. х. в рекламных, коммерческих целях, а также выставки, пропагандирующие бурж. идеологию. Для искусствознания большое значение имеют В. х., посвящённые отд. явлениям истории иск-в, на к-рых нередко экспонируются произв., хранящиеся в разных странах. Культурному сближению народов, взаимообогащению их культур, борьбе за мир и прогресс способствуют обмен нац. В. х. (выставки " Искусство Мексики от древнейших времён до наших дней", 1960, в Москве, " Русское искусство от скифов до наших дней. Сокровища русских музеев", 1967-68, в Париже), междунар. В. х. (" Искусство и Сопротивление", 1965, в Болонье), нац. и междунар. экспозиции на всемирных выставках (выставка " Гений человека-созидателя" в интернац. павильоне Всемирной выставки в Монреале в 1967). Лит.: Выставки советского изобразительного искусства. Справочник, т. 1 - 2, М., 1965-67; Luckhurst К. W., The story of exhibitions, L.- N. Y., 1951; KochG. F., Die Kunstausstellung. Ihre Geschichte von den Anfangen bis zum Ausgang des 18. Jahrhunderts, В., 1967. В. М. Петюшенко. " ВЫСТРЕЛ", Высшие офицерские курсы им. Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова, воен.-уч. заведение в Сов. Вооруж. Силах. Предшественником " В." была Офицерская стрелковая школа (1882). 21 нояб. 1918 приказом РВС Республики основана Высшая стрелковая школа командного состава РККА, к-рая в дальнейшем переименовывалась: в июне 1921 - в Высшую тактическо-стрелковую школу командного состава РККА (13 окт. 1921 ей присвоено имя 3-го Коммунистич. Интернационала); 9 окт. 1924 - в Стрелково-тактич. курсы усовершенствования командного состава РККА " Выстрел" им. Коминтерна; 11 дек. 1963 - в Высшие офицерские курсы " Выстрел" им. Маршала Сов. Союза Б. М. Шапошникова. Курсы осуществляют переподготовку командного и политич. состава Сухопутных войск звена полк-батальон в области тактики, стрелкового дела, методики тактич. и огневой подготовки. Срок обучения до 1 года. Выпускниками курсов были Маршалы Сов. Союза А. М. Василевский, Н. И. Крылов, Гл. маршалы авиации К. А. Вершинин, А. Е. Голованов, маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков, генералы армии П. И. Батов, К. Н. Галицкий, Я. Т. Крейзер, М. М. Попов, М. А. Пуркаев, И. И. Федюнинский и мн. др. Ок. 200 выпускников " В." удостоены звания Героя Сов. Союза, 5 из них удостоены этого звания дважды. 14 июня 1939 курсы " В." награждены орденом Красного Знамени, 18 марта 1944- орденом Ленина. д. л. Драгунский. ВЫСТУКИВАНИЕ (мед.), то же, что перкуссия. ВЫСТУПЫ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ, области длительных поднятий земной коры, нередко выраженные в рельефе. Характеризуются неглубоким залеганием или обнажением древних, в т. ч. докембрийских, пород. К В. т. относятся щиты, антеклизы, горсты на платформах, геоантиклинали и срединные массивы в геосинклинальных поясах. ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (ВАК), государственный орган при Мин-ве высшего и среднего спец. образования СССР, утверждающий по ходатайству советов вузов и научных учреждений в учёной степени доктора наук, в учёных званиях профессора, доцента и старшего научного сотрудника, а также осуществляющий контроль за работой учёных советов по присуждению учёной степени кандидата наук. Учреждена в 1932, начала работать с 1934. ВАК осуществляет также общий контроль за работой советов по аттестации науч.-пед. кадров, предоставляет право принимать к защите докторские и кандидатские диссертации советам, ранее не имевшим этих прав, утверждает персональный состав советов, устанавливает перечень специальностей, по к-рым принимаются к защите диссертации, и др. (персональный состав советов ин-тов АН СССР, АН союзных республик и отраслевых академий, получивших от ВАКа право принимать к защите диссертации, утверждается президиумами соответств. академий). Состав ВАКа утверждается Сов. Мин. СССР. ВАК имеет Президиум, 11 секций (1970): физ.-матем., хим., биол., гуманитарную, мед., экономич., машиностроит., горную, строит., радиотехнич., военную и 76 экспертных комиссий по отд. специальностям, а также привлекает рецензентов, к-рые дают заключения по отд. диссертациям или науч. трудам лиц, представленных к аттестации. Утверждение ВАКом в учёных степенях и званиях производится по след, отраслям наук (включающим различные специальности): физ.-матем., хим., биол., геологоминералогич., технич., с.-х., ист., экономич., филос., филологич., геогр., юридич., пед., мед., фармацевтич., вет., искусствоведению, архитектуре, военным, воен.-мор., психологическим. В составе ВАКа (1970) известные учёные и представители пром-сти, из них 12 президентов АН союзных республик, 47 академиков, 78 чл.-корр. АН СССР, 34 академика и чл.-корр. АН союзных республик, 24 академика и чл.-корр. АМН СССР, 11 академиков и чл.-корр. ВАСХНИЛ, 4 академика АПН СССР, 195 профессоров и докторов наук, 16 руководящих работников нар. х-ва. М. Н. Волков. ВЫСШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА при ЦК ВЛКСМ (ВКШ), высшее учебное заведение, готовит кадры для работы в комсомольских организациях, зональных и респ. комсомольских школах, молодёжных газетах, редакциях радио и телевидения и др. Открыта в 1969 на базе основанной в 1945 Центр, комсомольской школы (ЦКШ) при ЦК ВЛКСМ. Приём в ВКШ производится по рекомендациям ЦК ЛКСМ союзных республик, бюро обкомов и крайкомов комсомола. В составе ВКШ (1970): ф-ты - истории и коммунистич. воспитания (на базе ср. образования, срок обучения 4 года), комсомольской работы (на базе высшего образования, 2 года): аспирантура; 14 кафедр (в т. ч. теории и практики комсомольской работы, истории ВЛКСМ, массово-политической и культ.-просветит, работы, пионерской работы и др.); н.-и. лаборатории конкретных социологических исследований, обобщения и анализа информации (с вычислит, центром), истории ВЛКСМ; спортивный комплекс - стадион, плавательный бассейн, летний спортивный лагерь и др.; б-ка (св. 300 тыс. тт.). В 1970 в ВКШ работало ок. 150 преподавателей, в т. ч. 9 профессоров и докторов наук, 80 доцентов и канд. наук (кафедрой воен.-патриотич. воспитания заведует Герой Сов. Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Г. К. Мосолов). Выпускники ф-та истории и коммунистич. воспитания защищают дипломную работу, сдают гос. экзамены и получают диплом о присвоении квалификации преподавателя истории и обществоведения, методиста по коммунистич. воспитанию. Н. В. Трущенко. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА, курс, входящий в уч. план технических и нек-рых др. специальных уч. заведений, включающий обычно аналитическую геометрию, элементы высшей алгебры, дифференциальное и интегральное исчисление, дифференциальные уравнения. В связи с запросами совр. техники этот курс имеет (1960-70-е гг.) тенденцию к расширению, к нему присоединяются и др. матем. дисциплины. Иногда В. м. понимают как совокупность математических дисциплин, не изучаемых в средней школе. Но такое толкование не может считаться правильным, т. к. для построения школьного курса математики и в СССР и за границей привлекаются элементы различных матем. дисциплин, в частности аналитич. геометрии, матем. анализа, теории вероятностей и др. А. И. Маркушевич. ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ, см. Смертная казнь. Согласно Павлову, в основе В. н. д. высокоорганизованных животных лежат условные рефлексы, вырабатываемые высшими отделами центр, нервной системы (у высших позвоночных животных и у человека - преим. корой больших полушарий головного мозга), а также сложные безусловные рефлексы (инстинкты, эмоции и др.), т. е. формы деятельности мозга, осуществляемые в основном ближайшими подкорковыми нервными образованиями. При этом кора и подкорковые отделы большого мозга со специфич. формами их деятельности находятся в неразрывной связи и взаимодействии и работают как единое целое. Осуществляемые в основном подкорковыми нервными образованиями и мотивированные жизненно важными потребностями организма влечения (пищевые, половые, защитные и др. мотивации) служат основой для выработки соответств. условных рефлексов и в результате выступают в В. н. д. как продукт совместной работы коры и подкорковых образований мозга. Совершенное приспособление организма к окружающей среде осуществляется посредством образования и исчезновения различных условных рефлексов. Изменчивость, обусловленность факторами внешней и внутр. среды организма и временность условных рефлексов имеют исключительно важное биол. значение, обеспечивая гибкость и точность приспособления организма к меняющейся окружающей среде. Сигнальный характер условнорефлекторной деятельности позволяет организму по одним, зачастую отдалённым предвестникам - условным раздражителям, стремиться заблаговременно к благоприятным для его существования условиям и избегать неблагоприятных, а также неизмеримо расширяет восприятие предметов и событий окружающего мира и диапазон деятельности. Роль безусловных рефлексов в В. н. д. заключается не только в том, что на их основе вырабатываются в конечном итоге все условные рефлексы, но и в том, что безусловные рефлексы, в особенности сложные их формы, выступают как концентрированное выражение наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений, как проявление генетич. памяти. Относительное значение условных и безусловных рефлексов в В. н. д. изменяется в процессе ист. развития животного мира. В поведении беспозвоночных В низших позвоночных животных врождённые формы нервной деятельности преобладают над приобретёнными; в процессе эволюции животных перевес постепенно получают приобретённые формы нервной деятельности, становясь доминирующими формами В. н. д. Причём сами эти формы претерпевают существенные изменения: условные рефлексы непрерывно усложняются и совершенствуются, состав их постоянно обогащается, условнорефлекторная деятельность в целом становится всё более совершенным и активным средством приспособления к окружающей среде, т. е. обеспечивает возможность существования организма во всё более широком диапазоне условий среды обитания. По Павлову, В. н. д. животных, находящихся даже на высоком уровне развития (напр., собак, обезьян), сводится в основном к совокупности многообразных и разнородных условных рефлексов первой сигнальной системы, общей у человека с животными. Несмотря на постепенное развитие речи, условные рефлексы первой сигнальной системы ещё продолжают составлять основной фонд В. н. д. детей в первые годы их жизни и занимают определённое место в В. н. д. человека в последующие возрастные периоды. К этому виду условнорефлекторной деятельности Павлов относит ощущения, представления и впечатления человека от окружающей внешней среды, в т. ч. и социальной, исключая словесные, речевые сигналы. Однако у человека в связи с развитием социальных форм трудовой деятельности "... появились, развились и чрезвычайно усовершенствовались сигналы второй степени, сигналы этих первичных сигналов - в виде слов, произносимых, слышимых и видимых" (там же, с. 576). Эта качественно новая, более высокая и совершенная вторая сигнальная система действительности, основанная тоже на условнорефлекторных механизмах, свойственна только В. н. д. человека, находится в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой и играет ведущую роль в его сознательной жизни, даёт основу для обобщения и мышления. Постоянно подчёркивая принципиальную, качественную разницу между этими двумя видами В. н. д., Павлов одновременно указывал и на органич. связь между ними, на то, что основные законы, установленные в работе первой сигнальной системы, должны управлять и второй. Павлов выделял след. осн. законы, или правила, В. н. д.: 1) образование условных рефлексов, или нервных замыканий, благодаря встречному распространению возбуждения из корковых представительств сочетаемых раздражителей и присущим клеткам мозга чрезвычайной реактивности и запечатлеваемости; 2) зависимость величины условного рефлекса от силы раздражения; 3) суммация условных раздражителей; 4) развитие торможения в коре из-за отмены подкрепления условного рефлекса, резкого усиления условного раздражителя либо действия непривычного раздражителя; 5) распространение и концентрирована нервных процессов по коре большого мозга, в силу чего происходит взаимодействие между отд. её частями, а также обобщение и специализация условных рефлексов; 6) взаимная индукция нервных процессов, обеспечивающая контрастное взаимодействие между корковыми очагами возбуждения и торможения. Условнорефлекторная деятельность мозга - качественно специфич. форма рефлекторной деятельности - подчиняется принципам детерминизма и структурности (каждая функция обусловлена определённой структурой) и осуществляется в соответствии с указанными правилами. В конечном итоге В. н. д. обеспечивает тончайший анализ и синтез падающих на организм многообразных раздражений и совершенное его приспособление к окружающей среде. Существ, значение для В. н. д. имеет динамический характер специализации и локализации функций в коре больших полушарий, играющий важную роль в надёжности её деятельности, а также сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, определяющих, по Павлову, физиол. основы типа нервной системы и характера нервной деятельности. В учении Павлова о В. н. д. получили новое освещение явления сна и гипноза. Учение Павлова о В. н. д. развивается его учениками и последователями в СССР и за рубежом. Центральное явление в В. н. д.- условные рефлексы - актуальные и популярные объекты исследований в мировой нейрофизиологии и экспериментальной психологии. В. н. д. изучают не только при помощи многообразных модификаций классич. павловской методики, но и с использованием новейших макро- и микроэлектрофизиол. и цитохимич. методик. Это даёт возможность исследовать поверхностные и глубинные структуры мозга, вскрыть закономерности функции отд. нервных клеток, молекулярные основы их деятельности. Многочисленными работами отечеств, и зарубежных учёных подтверждена правильность установленных Павловым и его сотрудниками осн. фактов и закономерностей В. н. д. Одновременно раскрывается механизм процессов, происходящих в мозгу и являющихся основой В. н. д. Так, при помощи электрофизиол. и нейрохимич. исследований доказана важная роль ретикулярной формации ствола мозга и промежуточного мозга в поддержании тонуса и работоспособности коры мозга. Этим подтверждено предположение Павлова о роли подкорковых образований, к-рые не только осуществляют безусловнорефлекторную деятельность, но и являются источником энергии для коры мозга, поддерживая её тонус и работоспособность на должном уровне. Однако воззрения нек-рых учёных о ведущей роли этой формации в условнорефлекторной деятельности и корково-подкорковых взаимоотношениях спорны. Изучение становления условного рефлекса при помощи электрофизиол. методик показало, что при повторных сочетаниях индифферентного раздражителя с безусловным происходит значительное повышение возбудимости кортикальных пунктов этих раздражителей, в особенности безусловного раздражителя, и это играет важную роль в образовании условного рефлекса. Установлено также, что в процессе выработки условного рефлекса нервные элементы этих пунктов претерпевают и др. функциональные изменения - они становятся более лабильными, работают как бы в едином ритме, делаются более " отзывчивыми" ко всякого рода изменениям в др. частях мозга. Эти исследования подтверждают точку зрения Павлова о присущем всей нервной системе явлении " проторения путей", о чсуммационном рефлексе", в основе к-рых лежит повышенная возбудимость или возбуждение соответств. нервных структур. Достижения имеются также на традиционных путях изучения В. н. д.: выявлены новые разновидности условных рефлексов (интероцептивные, переключающие, бинарные и т. п.), новые фазы становления условного рефлекса (фаза начальной локализации) и кортикального торможения (фаза превентивного торможения), уточнены механизмы возникновения и локализации внутр. торможения, расширены сведения по филогенетич. и онтогенетич. эволюции В. н. д., о роли экологич. адекватности сигналов в этой деятельности и т. п. Важное значение имеют исследования целостных поведенческих реакций, проводимые в условиях свободного передвижения подопытных животных или традиц. камеральных экспериментов. При этом выявлены и изучаются новые формы сложноинтегрированных условных рефлексов (цепные, ситуационные, перекрёстные, экстраполяционные, порядковые и т. п.). Установлены осн. стадии образования условных рефлексов в первые месяцы жизни ребёнка, а также факты мощной стимуляции развития речи у детей посредством тренировки их двигат. активности. Учение о В. н. д. имеет огромное теоретич. и практич. значение. Оно расширяет естеств.-науч. основу диалектич. материализма, подтверждает правильность ленинской теории отражения, служит оружием в идеологич. борьбе с проявлениями идеализма. Учение о В. н. д.- одно из величайших достижений совр. естествознания: оно положило начало новой эпохе в развитии физиологии; имеет большое значение для медицины, т. к. полученные в эксперименте результаты послужили отправным пунктом физиологического анализа и патогенетического лечения (напр., сном)нек-рых заболеваний центр, нервной системы человека; для психологии, педагогики, кибернетики, бионики, науч. организации труда и мн. др. отраслей практич. деятельности человека. Лит.: Красногорский Н. И., Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей (Статьи, лекции, доклады), Л., 1939; Павлов И. П., Поли. собр. тр., т. 3, М.-Л., 1949; Орбели Л. А., Вопросы высшей нервной деятельности, М.- Л., 1949; А с р а т я н Э. А., И. П. Павлов. Жизнь и научное творчество, М.- Л., 1949; Коган А. Б., Основы физиологии высшей нервной деятельности, М., 1959; Электроэнцефалографическое исследование высшей нервной деятельности, М., 1962; Дмитриев А. С., Физиология высшей нервной деятельности, М., 1964; Беленков Н. Ю., Условный рефлекс и подкорковые образования мозга, М., 1965; М э г у н Г., Бодрствующий мозг, пер. с англ., 2 изд., М., 1965; Воронин Л. Г., Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности, М., 1965; Грей У., Живой мозг, М., 1966; Кольцова М. М., Обобщение как функция мозга, Л., 1967; Анохин П. К., Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968. Э. А. Асратян. ВЫСШАЯ ПАРТИЙНАЯ ШКОЛА ПРИ ЦК КПСС (ВПШ), высшее партийно-политич. учебное заведение в СССР, находится в Москве. Предшественники - Коммунистич. ун-т им. Я. М. Свердлова, курсы агитаторов-инструкторов при ВЦИК, созданные в июне 1918, Высшая школа пропагандистов им. Я. М. Свердлова. В совр. виде школа существует с 1939. Осуществляет идейно-теоретич. подготовку и переподготовку парт, и сов. гос. кадров; на отделении печати, радио и телевидения обучаются руководящие работники средств массовой информации.
|