Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хронология 24 страница
Школа имеет кафедры: истории КПСС; марксистско-ленинской философии; научного коммунизма; политич. экономии; парт, строительства; современного междунар. коммунистич., рабочего и нац.-освободит. движения; сов. экономики; экономики с. х-ва; гос. права и сов. строительства; журналистики и лит-ры, рус. языка; иностр. языков. Кафедры наряду с уч.-методической ведут науч.-исследоват. работу, подготавливают монографии, разрабатывают программы, учебники и уч.-методич. пособия. На всех кафедрах ВПШ (кроме языковых) работают 120 преподавателей, в т. ч. докторов наук и профессоров 21, кандидатов и доцентов 99. ВПШ принимает к защите диссертации на соискание учёных степеней канд. и доктора наук. На учёбу в ВПШ принимаются чл. партии с высшим образованием, в возрасте до 40 лет, имеющие парт, стаж не менее пяти лет. Приём слушателей проводится ЦК КПСС по рекомендации ЦК КП союзных республик, крайкомов и обкомов партии. Срок обучения 2 года. В ВПШ организованы постоянно действующие курсы по переподготовке руководящих парт, и сов. работников. ВПШ оказывает помощь странам социализма в подготовке кадров для парт, и гос. работы. ВПШ окончило ок. 10 тыс. парт, и гос. работников и св. 14, 5 тыс. прошло курсовую переподготовку. В 1970 обучалось 720 слушателей. ВЫСШАЯ ШКОЛА, высшее уч. заведение, осуществляющее на базе среднего (общего или спец.) образования подготовку специалистов высшей квалификации для практич., пед. или науч. деятельности в различных отраслях пром-сти, строительства, транспорта, связи, с. х-ва, здравоохранения, культуры, науки и др. К В. ш. относят университеты, политехнич. и отраслевые (инж., с.-х., экономич., мед., юридич., пед., художеств, и др.) уч. ин-ты, академии, высшие уч-ща, школы, колледжи и др. По определению ЮНЕСКО, В. ш. считается любое уч. заведение, готовящее специалистов на базе полного среднего образования, независимо от объёма знаний и уровня квалификации, к-рые оно даёт обучающимвя. Поэтому в ряде стран к В. ш. относятся не только высшие (типа сов. вузов и зарубежных ун-тов), но и такие уч. заведения, к-рые осуществляют подготовку кадров на уровне сов. техникумов и др. средних спец. учебных заведений. В. А. Юдин. " ВЫСШАЯ ШКОЛА", сов. издательство, выпускающее уч. литературу для высших, ср. спец. и проф.-технич. уч. заведений. Находится в Москве. Осн. в 1939 под назв. " Советская наука"; в 1959 переименовано в " В. ш.". В 1963 объединено с Росс, вузовским издательством (Росвузиздат) и Проф.-технич. издательством (Профтехиздат). Кроме учебников, уч. и наглядных пособий, уч.-методич. лит-ры, издаёт ряд журналов: " Научные доклады высшей школы", " Вестник высшей школы", " Среднее специальное образование ", " Профессионально-техническое образование" и др. В 1970 объём издат. продукции составил 1016 названий (355, 3 млн. печатных листов-оттисков) тиражом 25, 2 млн. экз. В. Г. Панов. ВЫСШАЯ ШКОЛА ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАТОРОВ при ЦК В К П (б), создана в 1936. Подготавливала парт, организаторов для руководящей работы в обкомах, крайкомах, ЦК компартий союзных республик, в горкомах и райкомах ВКП(б). В школу принимались коммунисты, имеющие опыт руководящей организац.-парт. работы от секретаря райкома и выше. Для слушателей был установлен парт, стаж не менее 10 и стаж руководящей парт, работы не менее 5 лет. Уч. план был рассчитан на 1-2 года обучения и включал след. осн. дисциплины: история партии, вопросы ленинизма, парт, строительство, основы политэкономии, всеобщая история, Конституция СССР. Школа работала до 1946 и подготовила неск. тысяч парт, работников. Л. С. Рудь. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, совокупность систематизированных знаний и практич. навыков, позволяющих решать теоретич. и практич. задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая совр. достижения науки, техники и культуры. Под термином " В. о." понимается также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различного типа высших школах, в к-рые принимаются лица, успешно окончившие средние общеобразовательные школы или средние специальные учебные заведения. (Об истории развития высшей школы, её типах, структуре, организации и формах уч. процесса см. в ст. Высшие учебные заведения.) В странах Древнего Востока (Китай, Египет, Вавилон, Ассирия и др.) за много тыс. лет до н. э. возникли школы разных уровней; в школах высшей ступени молодежь изучала произведения философов и поэтов, включая нек-рые сведения о законах природы, небесных светилах, минералах, растениях, животных и др. Философы Др. Греции уделяли много внимания разработке систем образования молодёжи, предусматривая в них и высшую ступень образования. Платон (428-348 до н. э.) в предлагаемой им трёхступенчатой системе образования для аристократич. молодёжи выделял высшую - третью - для незначит. части юношей, проявивших способности к отвлечённому мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении, а в филос.-теоретич. плане (напр., астрономию не для целей мооеплавания, а для размышления о бесконечности Вселенной). Окончившие эту ступень (в возрасте 30 лет) и проявившие исключительное дарование в философии продолжали своё образование до 35 лет и готовились стать правителями гос-ва. Аристотель (384-322 до н. э.) считал, что развитие у каждого человека его природных способностей осуществляется воспитанием (физ., нравств. и умств. в их единстве) в три ступени, из к-рых последняя - школа высшего уровня. В эпоху эллинизма в Александрии (3 в. до н. э.-5 в. н. э.) стали создаваться школы повышенного типа, в к-рых в связи с дифференциацией науки философия, филология, медицина, математика изучались раздельно. Разделение образования на ступени сохранилось до наших дней. По мере развития науки, техники и культуры изменялось их наименование, появились промежуточные ступени, расширялось содержание и непрерывно повышался науч. уровень образования на каждой ступени. Однако представление о В. о. в совр. понимании стало складываться лишь в средние века. В 11-12 вв. появились светские высшие школы, в к-рых обучение и науч. работа органически связывались в единый уч. процесс и в основу обучения были положены не только теоретич. исследования, но и наблюдения, опыт, эксперимент (первая светская мед. школа в Италик - Салерно, 11 в.). В 12-13 вв. в различных странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия) стали возникать университеты, в 1348 в Праге был учреждён первый славянский ун-т. Средневековые ун-ты состояли из богословского, мед., юридич. ф-тов со сроком обучения 5-6 лет. В становлении образования на терр. СССР (в совр. границах) на высшем для своего времени уровне большую роль сыграли груз, колхидская Высшая риторическая школа (4 в.), а также академии, созданные в 11-12 вв. (Гелати, Икалто и др.). Гелатская академия (вблизи Кутаиси) стала центром и светского образования - в ней преподавались арифметика, геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка. Кроме того, в груз, академиях изучались история Грузии и соседних гос-в, медицина, юриспруденция, естествознание, греч. и араб языки. В 1632 открылось первое русско-укр. высшее уч. заведение - Киево-Могилянская академия, в к-рой изучались слав., лат. и греч. языки, " сель свободных искусства (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие. В 1687 в Москве была организована Славяно-греко1атинская академия, к-рую окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Средневековое В. о. было подчинено схоластике и в значит, степени преследовало цель обоснования богословских догм и пропаганды религии. Освобождению В. о. от влияния церкви, от схоластики способствовали крупные науч. открытия эпохи Возрождения (14 в., раннее Возрождение в Италии, -16 в.) в области математики, механики, астрономии (Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц), а также успехи в области медицины. Резкой критике была подвергнута школа схоластики англ, философом Ф. Бэконом. Педагоги и писатели-гуманисты - Витторшго да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень - выступали против монополизации католич. духовенством воспитания и обучения, против схоластич. образования и предложили новые методы обучения, основанные на принципах развития у молодёжи самостоят, мышления, памяти, навыков, осмысленного изучения законов природы. Одновременно продолжалась дифференциация науки. В математике обособились арифметика, алгебра, тригонометрия; в физике - механика, оптика, учение о магнетизме; в биологии - ботаника, зоология и т. п. Исключительно важное значение для распространения знаний имело изобретение книгопечатания (15 в.). В ун-тах и академиях стал совершенствоваться пед. процесс, обобщался опыт и шире внедрялся эксперимент. Выдающиеся науч. успехи эпохи Возрождения сказались в пед. трудах крупнейшего слав, педагога Я. А. Коменского, предложившего стройную преемственную ступенчатую систему образования, в к-рой последней ступенью была академия. В 17 в. начинают создаваться лаборатории, провозглашается принцип свободы науч. исследования и преподавания, позволивший передовым учёным отойти от схоластики, организуются первые гос. науч. академии (во Франции, Англии, Германии), начинают систематически издаваться науч. журналы. В эпоху Просвещения в связи с крупными открытиями в области физики, астрономии, физиологии и в др. отраслях науки начинает усиливаться интерес к изучению естествознания. Развитие техники, горнорудного дела, мореплавания и торговли в кон. 17 и нач. 18 вв., стремление крепнувшего буржуазно-дворянского государства подготовить " служилых людей" создали условия для развития В. о. и в России.В 1725 в Петербурге были основаны Академия наук и при ней Академический университет и гимназия. Выдающуюся роль в становлении отечественного В. о. сыграл М. В. Ломоносов. Он стремился заменить церковно-схоластич. образование светским, основанным на изучении естествознания, математики, выступал за развитие у студентов теоретич. мышления и навыков проводить лабораторные эксперименты, наблюдать за физ.-хим. и природными явлениями. Только в этом случае, - считал Ломоносов, - происходит умственное и нравственное совершенствование человеческой личности. В 1758 Ломоносову было поручено " смотрение" за ун-том Академии наук. Он разработал уч. планы, к-рые предусматривали на 1-м году обучения обязательное посещение студентами всех лекций " для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет"; на 2-м году - только спец. циклы лекций, на 3-м - прикрепление студентов для обучения к отд. профессорам и " упражнения в одной науке". В 1755 был учреждён Московский ун-т, для к-рого Ломоносов разработал организац. структуру, уч. планы и программы. Московский ун-т по своему составу, постановке образования и воспитания явился ярко выраженным рус. высшим уч. заведением, стал колыбелью материалистич. учения, школой подготовки отечеств, учёных. Профессора университета Н. Н. Поповский, А. А. Барсов и др. ученики Ломоносова вели активную борьбу за расцвет отечеств, науки и образования. Переход от мануфактурной стадии капитализма к фабричной системе и последовавший за ним пром. переворот (в результате изобретения и применения паровой машины) во 2-й пол. 18 в. в Англии, а затем и в ряде др. стран обусловил развитие высшего технич. образования. В 1773 в Петербурге было основано Горное уч-ще (ныне Ленинградский горный ин-т), положившее начало инж. образованию в России. В уч-ще изучались арифметика, алгебра, геометрия, маркшейдерское иск-во, минералогия, металлургия, рисование, химия, механика, физика, франц., нем., лат. языки. Перечень дисциплин постепенно расширялся, и в нач. 19 в. в него были включены: палеонтология, горное иск-во, пробирное иск-во, горная статистика, горное право, черчение с моделей, всеобщая и рус. история, география, логика, зоология, ботаника, чистая математика, архитектура и др., что обеспечивало широту профиля специалистов, к-рых готовило уч-ще. Большое влияние на развитие В. о. в России в 18 в. и в 1-й пол. 19 в. оказали рус. просветители Я. П. Ковалевский, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий и др., добивавшиеся расширения и демократизации В. о. Впервые в России философ-материалист А. Н. Радищев выдвинул программу обучения на основе широкого и глубокого изучения гуманитарных, естеств. и матем. наук. Рус. математик Н. И. Лобачевский, ректор Казанского ун-та, считал, что цель науч. знания не в развитии оторванных от жизни понятий, а в изучении реального мира. Он боролся за организацию образования, к-рое давало бы выпускникам университета знания последних достижений отечеств, и зарубежной науки. Развитие пром-сти и рост культурных интересов общества после крестьянской реформы 1861 потребовали не только увеличения численности специалистов, но и повышения качества их подготовки. Деятельность представителей рус. революц. демократич. мысли - В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также таких педагогов, как Т. Н. Грановский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и др., способствовала решению многих научно-методич. проблем В. о. В 70-х гг. 19 в. Россия, как и мн. страны Зап. Европы и Америки, сделала попытку открыть доступ к В. о. женщинам: в Москве, Казани, Петербурге и Киеве были организованы высшие женские курсы. Однако лишь после Великой Окт. социалистической революции женщины получили равные права с мужчинами на образование, в т. ч. и на В. о. На развитие и совершенствование отечеств. В. о. в кон. 19 - нач. 20 вв. большое влияние оказали учёные, создавшие свои науч.-пед. школы, - В. В. Марковников, А. Г. Столетов, И. И. Мечников, Д. К. Чернов, Н. А. Умов, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, И. П. Павлов и др. Учёные Моск. высшего технич. уч-ща А. В. Летников, Н. А. Шапошников, П. К. Худяков, А. П. Сидоров, А. П. Гавриленко, В. И. Гриневецкий и др. создали рус. систему высшего технического образования, осн. на тесной связи глубокого теоретич. обучения с практич. занятиями, проводимыми в производств, мастерских и лабораториях. Эта система получила широкое признание за рубежом как " русские методы обучения" и была отмечена высшими премиями и наградами на междунар. выставках (в Филадельфии - 1876 и в Париже - 1900). Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему пед. образованию, от состояния к-рого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего образования. Н. Е. Жуковский считал необходимым в целях подготовки творческих специалистов привлекать студентов к н.-и. и поисковым работам. В Моск. высшем технич. уч-ще им был организован студенческий науч. кружок по исследованиям проблем воздухоплавания. Подобного типа студенческие кружки создавались крупнейшими учёными и в др. вузах. Революционизирующее влияние на содержание В. о. в России и др. странах оказало учение К. Маркса и Ф. Энгельса. После Великой Окт. социалистич. революции коренным образом изменились цели и задачи В. о. " Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 301). Система В. о. была перестроена в соответствии с подписанным В. И. Лениным (2 сент. 1921) декретом, утвердившим новое Положение о вузах РСФСР. Сов. высшая школа стала давать студентам широкие, фундаментальные общенауч. знания, а также знания совр.достижений науки, техники и культуры для более глубокого изучения спец. дисциплин. В. о. строилось так, чтобы у студентов в период обучения развивались марксистско-ленинское мировоззрение, творческие способности, умение самостоятельно анализировать и обобщать знания, вести наблюдения, экспериментировать. Была усилена практич. подготовка студентов. Ленинская идея об органич. соединении теории с практикой была положена в основу организации уч. процесса в высшей школе. Сов. высшая школа начала готовить специалистов, овладевших теорией и практикой по своему профилю, обладающих организац. навыками, способных сразу по окончании вуза, без дополнит, подготовки, включаться в работу по специальности. В постановлении ЦК РКП(б) от 12 янв. 1925 " О ближайших задачах в деле установления связи вузов с производством" указывалось, что всё построение преподавания и вся жизнь вузов должны связываться с практикой возможно ближе и эта связь должна увеличиваться из года в год. Производств, практика возросла по объёму и стала неотъемлемой частью уч. плана каждого вуза. Цель практики - ввести студента в понимание той среды и тех условий, в к-рых ему придётся работать. Повышение качества подготовки специалистов являлось гл. задачей высшей школы. В постановлении ЦИК СССР от 19 сент. 1932 " Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" были определены пути дальнейшего совершенствования подготовки специалистов, вооружения их глубокими знаниями науч. основ совр. техники, знанием системы сов. х-ва и его планирования. Коммунистич. партия и Сов. правительство много внимания уделили демократизации высшей школы, привлечению нар. масс к образованию. " На первое место, - указывалось в постановлении СНК „О преимущественном приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства" от 2 авг. 1918, - безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии". Обучение стало бесплатным, для обеспечения широкого доступа молодёжи из рабочих и крестьян были созданы рабочие факультеты (рабфаки), к-рые позволяли завершить ср. общее образование и готовили слушателей к обучению в вузах. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от работы на производстве, была создана система вечернего и заочного В. о. Развитие сети вузов во всех союзных республиках, расширение подготовки специалистов в СССР осуществлялось в тесной связи с планами развития всех отраслей нар. х-ва. В 1914/15 уч. г. в России (в совр. границах) обучалось 127, 4 тыс. ч-л. в 105 вузах, в 1970- около 4, 6 млн. студентов в 805 вузах. В результате осуществления ленинской нац. политики все союзные республики по числу студентов вузов на 10 тыс. чел. населения превзошли крупнейшие капиталистич. страны Европы. Уже в первые годы Сов. власти была ликвидирована имевшая место в дореволюц. высшей школе кастовость в подборе науч. работников. В Положении о науч. работниках вузов, утверждённом СНК РСФСР 20 января 1924, указывалось, что науч. работниками вузов могут быть все лица, обладающие достаточной науч. подготовкой, определяемой на основании их работ и отзывов соответствующих учреждений и отд. специалистов. Вместе с тем В. И. Ленин подчёркивал необходимость широкого привлечения к пед. деятельности старой профессуры. В первые же годы Сов. власти были приняты меры по ежегодному расширению подготовки науч. и науч.-пед. кадров и особенно через аспирантуру. На 1 янв. 1970 в вузах было 327, 2 тыс. науч.-пед. работников, в т. ч. 10, 4 тыс. докторов и 95, 3 тыс. канд. наук. Существование в СССР различных форм обучения - дневного, заочного, вечернего - на родном языке (в сов. вузах преподавание осуществляется более чем на 70 яз. народов и народностей СССР), льготы, предоставляемые гос-вом студентам вузов (бесплатное обучение, стипендии, общежития), дополнительные оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день для обучающихся без отрыва от произ-ва, широкая сеть курсов по подготовке в вуз сделали В. о. доступным всем гражданам, имеющим законченное ср. образование. Осн. задачи В. о. в СССР в период строительства коммунизма определены Программой партии, принятой 22-м съездом КПСС (1961), решениями 24-го съезда КПСС (1971), постановлениями ЦК КПСС и Советского пр-ва. Сов. высшая школа призвана готовить всесторонне образованных специалистов, активных строителей коммунистич. общества, обладающих высокой коммунистич. убеждённостью, безгранично преданных социалистич. Родине и пролетарскому интернационализму. Важнейшей задачей сов. высшей школы является коммунистическое воспитание студенчества, каждый вуз создаёт систему уч.-воспитат. мероприятий, обеспечивающую высокий идейно-политич. и науч. уровень подготовки специалистов. Отрасли В. о., типы вузов, профили подготовки высококвалифицированных специалистов формировались в зависимости от развития науки, техники, культуры, пром-сти, потребностей нар. х-ва в кадрах с В. о. В гражданских гос. вузах - ун-тах, экономич., политехнич., инженерных (отраслевых), с.-х., мед., пед., физкультурных ин-тах, вузах иск-ва (см. статьи об отраслевых группах вузов, напр. Авиационные институты, Педагогические институты) - подготовка кадров осуществляется для различных отраслей нар. х-ва, науки и культуры по естеств.-науч., технич. и гуманитарным группам специальностей. Гос. воен. вузы готовят офицеров для различных родов войск по специальностям отд. отраслей военной науки (см. Военное образование, Военно-учебные заведения); высшие партийные школы при ЦК КПСС и Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ готовят руководящих работников партийных, комсомольских и сов. органов; Высшая школа профдвижения при ВЦСПС - квалифицированных профсоюзных работников; вузы Центросоюза СССР - работников торговли и общественного питания (помимо гос. вузов, в СССР существуют высшие духовные учебные заведения). Сроки обучения в вузах, как правило, от 4 до 6 лет. Естественнонауч., технич. и гуманитарные группы специальностей включают след, отрасли образования: геол., горное, энергетич., металлургич., машиностроит. и приборостроит., электромашиностроит., радиоэлектронное, лесоинж., хим.-технологич., строительное и архит., геодезич., технологич., гидрометеорологич., с.-х., транспортное, экономич., юридич., мед., физкультурное, биол., физ., механикоматем., филос., ист., филологич., журналистское, пед., библиотечно-библиографич., искусствоведч., муз., театральное, художественное (об истории развития и содержания различных отраслей В. о. см. спец. статьи, напр. Геологическое образование, Сельскохозяйственное образование и др.). Система В. о. развивается в соответствии с потребностями нар. х-ва страны. Удельный вес среди окончивших вузы в 1970 составил по инж.-технич. и экономич. специальностям 49, 6%, гуманитарным и естеств.-науч. 35, 6%, с.-х. 7, 7%, медицинским 7, 1%. На совр. науч.-технич. прогресс наибольшее влияние оказывают достижения обществ, и естественных наук, особенно математики, механики, физики, химии, биологии. Подготовка кадров по этим отраслям знания осуществляется в университетах. Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления оазвития науки - сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, к-рые нередко являются основой для организации вузов нового профиля. В последние годы возникла необходимость в подготовке специалистов комплексных профилей: инженер-математик, инженер-физик, врач-биохимик, врач-биофизик и т. д. Иногда специалисты комплексных профилей готовятся вузами и соответствующими предприятиями и учреждениями: на первых трёх курсах теоретич. обучение (по общенауч. и общетехнич. наукам) проводится в вузе, а дальнейшая спец. подготовка - на предприятиях и в организациях, где будут работать выпускники. Подготовка специалистов всех профилей осуществляется на науч.-теоретич. уровне, устанавливаемом периодически гос-вом в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для каждой группы специальностей вузов страны. Широта профиля специалистов определяется глубиной изучения фундаментальных отраслей науки (обществ., механико-матем., естеств.) и овладения марксистско-ленинской методологией. Оптимальное соотношение между теоретич. и практич. подготовкой определяется в зависимости от профиля специальностей. Так, обязательная учебная и производств, практика занимает на инж.-технич. специальностях 22%, на естественнонаучных 21-33% (в зависимости от профиля специальности), гуманитарных 15-23%, экономич. 24% общего количества уч. недель, планируемых на теоретич. занятия. Органич. связь теории с практикой достигается также путём чередования по каждой дисциплине лекций с лабораторными, практич. и с семинарскими уч. занятиями. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между этими видами уч. занятий. Так, на специальности " математика" лекциям отводится 42, 3%, лабораторным занятиям 13, 3%, практическим 22, 6%, семинарским 11, 3% общего количества времени, планируемого на уч. занятия; на специальностях машиностроительных - соответственно 31, 6%, 17, 6%, 45, 9% и 4, 9%; " правоведение" - 44, 4%, 9, 3%, 34, 4% и 11, 6%. Для каждой специальности отбирается определённый комплекс дисциплин, изучение к-рых в сочетании с уч. и производств, практикой обеспечивает приобретение совр. науч. знаний и овладение методами науч. и практич. работы. Соотношение между теоретич. и практич. обучением, периоды теоретич. занятий, экзаменационных сессий, уч. и производств, практики, каникул, дипломной работы (проектирования) или гос. экзаменов, а также перечень и последовательность (по семестрам) изучения дисциплин с указанием обязательных занятий и количества самостоят, работ студентов в неделю по каждому предмету определяются основным методич. документом - учебным планом, составляемым для каждой специальности. В уч. плане указываются также специализации с перечнем дисциплин по каждой. Специализации определяют более глубокое изучение к.-л. узкой области данной специальности. Содержание каждой дисциплины (и самостоят, работ студента по ней) определяется учебной программой. Все дисциплины уч. плана делятся на обязательные - общенаучные, общеинженерные (во втузах), специальные; альтернативные (изучаемые по выбору студентов) и факультативные. На всех специальностях, независимо от их профиля, изучаются циклы обществ, наук (история КПСС, политич. экономия, марксистско-ленинская философия и науч. коммунизм). Для каждой группы специальностей отбираются обязательные дисциплины, соответствующие профилю подготовки специалиста. Напр., на инженерных (машиностроит.) специальностях изучается высшая математика, физика, химия, теоретич. механика, теория механизмов и машин, детали машин, металловедение, материаловедение, сопротивление материалов, электротехника, электроника, гидравлика и др. общенауч. и общеинж. дисциплины, а также дисциплины по технологии, конструированию и расчёту машин, оборудования и аппаратов; технич. эстетике; по экономике и организации произ-ва, труда и управления; основам автоматики и автоматизации производств, процессов; применению вычислит, техники к решению инж. и экономич. задач; охране труда и др. По общеинж. и спец. дисциплинам студенты обязаны выполнять курсовые проекты (работы). Серьёзное внимание уделяется гуманитарному образованию (помимо комплекса обществ, наук, преподаются марксистско-ленинская эстетика и этика, атеизм, иностранный язык и т. д.), эстетич. и этич. воспитанию студентов; проводятся обязательные и факультативные занятия по физич. воспитанию и спорту. Дисциплины по выбору позволяют студентам более глубоко изучить интересующие их отрасли знаний, познакомиться с новейшими достижениями науки, техники и культуры. Дисциплины альтернативного характера могут изменяться по усмотрению кафедр и ф-тов, в зависимости от развития отраслей науки и целей подготовки специалистов. Удельный вес каждой группы дисциплин в уч. планах зависит от профиля специальности и от специализации. Напр., на университетской специальности " математика" (срок обучения 5 лет) на изучение обществ, наук отводится 12, 7% уч. времени, общенауч. дисциплин (включая иностранный язык) 60%, специальных 8, 8%, альтернативных 15, 3%, на физич. воспитание и спорт 3, 2%. На инж.-технич. специальностях (" технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты") обществ, и экономич. дисциплины занимают 11, 8% уч. времени, общенаучные 26, 1%, общеинженерные 28%, специальные 24%, альтернативные 2, 5%, иностр. язык 4, 7%, физич. культура и спорт 3, 1%; на мед. специальностях (лечебное дело) - обществ, науки 5, 7%, общенауч. дисциплины 38% и специальные 50%. Эти соотношения могут несколько изменяться в зависимости от развития науки, техники и культуры. На младших курсах, как правило, изучаются общенауч. и общеинж. (во втузах) дисциплины, примерно одинаковые для смежных специальностей. Развитие науки и техники обусловливает непрерывный поток новой научной информации и данных практич. опыта. В связи с этим по каждой дисциплине систематически уточняется науч. материал для изучения (с тщательной его методич. обработкой) с учётом объёма учебного времени и перспектив развития науки и техники. Особую сложность в отборе материала для изучения представляют пограничные, смежные отрасли науки (в связи с разнородностью их характера), на стыке к-рых совершаются крупные науч. открытия. Содержание практич. обучения определяется в зависимости от профиля специальности. Так, на первых курсах инж.-технич. специальностей студенты осваивают в период уч. практики рабочие квалификации, на 3-м - проходят технологическую и на 4-м - спец. производств, практики. В период производств, практики студенты, как правило, занимают рабочие места - от квалифицированного рабочего до техника и инженера - непосредственно на производстве, в лабораториях, конструкторских бюро и т. п. Завершается производств, обучение в период преддипломной практики (на 5-м курсе), в течение к-рой студенты собирают материал и на базе его разрабатывают свой дипломный проект (работу).
|