Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальное собрание






Национальное собрание избирается на 5 лет прямым все­общим тайным голосованием. Голосуют граждане Франции, имеющие избирательные права и достигшие 18-летнего воз­раста. Кандидату в депутаты должно быть не менее 23 лет. Запрещается выставлять свои кандидатуры лицам, выполня­ющим властные функции в данном департаменте. Каждый кандидат может выставить свою кандидатуру только в одном избирательном округе. Кандидаты вносят денежный залог, ко­торый возвращается лишь тем из них, кто получил не менее 5% голосов участников голосования.

Всего избирается 577 депутатов по мажоритарной систе­ме. Одновременно избираются депутат и его заместитель, ко­торый «замещает» выбывшего депутата (кроме тех случаев, когда депутат уходит в отставку). В первом туре для избра­ния нужно получить абсолютное большинство голосов, при­знанных действительными; при этом число поданных за кан­дидата голосов должно составлять не менее четверти всех избирателей. В округах, где никто не избран в первом туре, проводится второй тур. Здесь, чтобы быть избранным, доста­точно получить относительное большинство голосов. Обыч­но в первом туре партии, выдвигающие своих кандидатов, выступают самостоятельно, чтобы оценить свое влияние на избирателей. Во втором же туре образуются избирательные блоки. Так, например, в период существования в 70-е годы так называемого Союза левых сил, во втором туре социалис­ты, коммунисты и левые радикалы определяли единого левого кандидата и призывали всех своих сторонников голосовать за него.

О проведении выборов сообщается за 60 дней до истече­ния полномочий Национального собрания; избирательная кампания официально начинается за 20 дней и прекращает­ся за двое суток до дня выборов. Публикация результатов предвыборных опросов запрещается за неделю до выборов.

Строго регламентировано предоставление эфирного време­ни на национальном телевидении и радиовещании партиям, участвующим в выборах, так же как и расклейка предвыбор­ных плакатов.

Избирательные участки в крупных городах открыты до 20 часов, в остальных городах и в сельской местности — до 18. Уже в 20 часов становятся известны первые предварительные результаты. В конце дня министерство внутренних дел офи­циально объявляет предварительные результаты выборов, ко­торые по существу являются окончательными (исход выборов на заморских территориях из-за различия во времени стано­вится известен только на следующий День, но в силу мало­численности их населения не влияет на окончательный ре­зультат).

Мандат депутата несовместим с некоторыми государствен­ными невыборными и выборными должностями и с некото­рыми видами частной предпринимательской деятельности. Государственный чиновник, избранный депутатом, считается откомандированным на период действия своего мандата.

Депутат пользуется правом неприкосновенности за выска­занные им убеждения или голосование при исполнении де­путатских обязанностей. За преступления или правонаруше­ния он не может подвергаться аресту и мерам, связанным с лишением или ограничением свободы, без разрешения бюро Национального собрания. Такого разрешения не требуется в случае совершения им уголовно наказуемого преступления или задержания на месте преступления или окончательного осуж­дения.

Депутат получает жалование, равное средней величине меж­ду наименьшим и наибольшим окладом государственных служащих, отнесенных к категории «вне служебных классов», и доплату («служебное вознаграждение»), размер которой, как правило, равен четвертой части жалования, но меняется в за­висимости от участия депутата в работе Национального со­брания. Иногородним депутатам оплачиваются жилищные расходы, предоставляются льготы при оплате почтовых, те­леграфных и транспортных расходов. Депутаты получают до­тации на зарплату их сотрудникам.

От вторника до пятницы депутаты работают в Националь­ном собрании, а с субботы до понедельника — в своих де­партаментах.

Регламент Национального собрания устанавливается им самим.

Национальное собрание избирает бюро из 22 депутатов во главе с председателем Национального собрания. В нем представ­лены все политические течения и партии пропорционально числу полученных ими мандатов. Бюро собирается несколь­ко раз в год. Председатель избирается на весь срок работы Национального собрания данного созыва, до следующих вы­боров.

Национальное собрание имеет свой аппарат, набираемый по конкурсу. Депутаты нанимают своих помощников лично.

В соответствии со своими политическими воззрениями де­путаты могут образовывать фракции численностью не менее 20 человек. При своем оформлении фракция представляет в канцелярию председателя Национального собрания полити­ческую декларацию, подписанную всеми ее членами. Эта декларация вместе со списком членов фракции и с указани­ем фамилии избранного ими председателя публикуется в «Официальном вестнике». Один и тот же депутат может быть членом только одной фракции. Для организации своей внут­ренней работы фракция может создавать свой секретариат. Фракции выделяют представителей в бюро и депутатские ко­миссии. Председатель фракции участвует в решении вопросов повестки дня и организации прений. Запрещается образова­ние фракций, защищающих частные, местные или профес­сиональные интересы.

Национальное собрание образует на первой сессии каж­дого созыва шесть постоянных комиссий. 1) по делам культу­ры, семьи и социальным проблемам, 2) по иностранным де­лам, 3) по делам национальной обороны и вооруженных сил, 4) финансов, общих проблем экономики и плана, 5) консти­туционных законов, законодательства и общего управления республикой, 6) производства и обмена. Кроме этого, по ре­шению Национального собрания могут создаваться специаль­ные комиссии для рассмотрения законопроектов и законода­тельных предложений, а также комиссии по расследованию и контролю.

Национальное собрание собирается согласно закону на одну очередную сессию, которая открывается в первый рабо­чий день октября и заканчивается в последний рабочий день июня. Общее количество дней, в течение которых Националь­ное собрание может заседать во время очередной сессии, не должно превышать 120. Премьер-министр по получении кон­сультации председателя собрания или большинство его чле­нов могут принять решение о дополнительных днях заседа­ний. Одно заседание в неделю посвящается вопросам депутатов и ответам правительства. Одно заседание в месяц резервируется для определения повестки дня. Предваритель­но повестка дня и продолжительность дискуссии обсуждают­ся совещанием председателей постоянных комиссий и фрак­ций.

По просьбе премьер-министра или большинства депута­тов президент республики созывает внеочередную сессию, посвященную заранее определенной повестке дня. Кроме того, Национальное собрание собирается по праву: на вто­рой день после своего избрания; на период применения пре­зидентом республики статьи 16 конституции (о чрезвычай­ных полномочиях); для заслушивания послания президента республики.

Заседания Национального собрания открытые (публичные). Полный отчет о прениях публикуется в «Официальном вест­нике». Первые десять человек, явившиеся ко входу в Бурбонский дворец, могут присутствовать на дебатах. Остальных пускают в том случае, если они предварительно подали заявки. По просьбе премьер-министра или одной десятой части чле­нов Национального собрания оно может принять решение провести закрытое заседание («заседать в качестве секретно­го комитета»).

Без предварительной записи никто из депутатов выступать не может. Члены правительства имеют право присутствовать на заседаниях Национального собрания и получать слово в любое время.

Депутаты голосуют либо поднятием руки, либо вставани­ем, либо открытым поименным голосованием, либо откры­тым голосованием через электронную систему, либо тайным голосованием бюллетенями. Обычно голосуют поднятием руки. Тайное голосование проводится во всех случаях персо­нальных назначений. Голосование считается действительным независимо от числа присутствующих депутатов, если пред­седатель какой-либо фракции не потребовал до начала голо­сования проверить кворум. Депутат имеет право в исключи­тельных случаях делегировать свое право голосовать другому депутату, уведомив об этом председателя до начала голосова­ния.

К депутатам, нарушающим порядок, могут быть приняты дисциплинарные меры — от призыва председателем к поряд­ку до временного удаления из Национального собрания.

Функция Национального собрания, как и сената, — при­нятие законов. Конституция особой статьей (ст.34) опреде­ляет конкретно круг вопросов, подлежащих регулированию законодательным путем. Парламент может разрешить прави­тельству в течение определенного срока издавать так называ­емые ордонансы по вопросам, относящимся к сфере законо­дательства. Они должны быть по окончании установленного срока утверждены парламентом. Законы, принимаемые пар­ламентом, делятся на обычные (или простые), органические (касающиеся порядка деятельности органов, указанных в кон­ституции) и конституционные (изменяющие конституцию).

Законодательной инициативой обладают премьер-министр и члены парламента. Премьер-министр вносит на рассмотрение законопроекты, члены парламента — законодательные предложения. Законопроект предварительно проверяется Го­сударственным советом, затем обсуждается в Совете министров и вносится в одну из палат (финансовые законопроекты обя­зательно вносятся сначала в Национальное собрание).

Законопроекты и законодательные предложения направля­ются в одну из постоянных комиссий или в специальную ко­миссию, создаваемую для их рассмотрения. После принятия одной из палат законопроект (законодательное предложение) направляется в другую палату. Закон должен быть одобрен в идентичной форме обеими палатами парламента. Поэтому в случае расхождений между ними начинается процедура со­гласования — при необходимости с помощью смешанной паритетной комиссии. Если эта процедура затягивается, пра­вительство имеет право потребовать от Национального собра­ния принять окончательное решение и утвердить закон без согласия сената. На принятие финансового законопроекта конституция отводит самое большее семьдесят дней. Если в течение этого срока закон не принят, правительство может ввести его положения в действие путем издания ордонанса. Принятый закон передается президенту республики для его промульгации через 15 дней после получения. Президент мо­жет потребовать повторного рассмотрения закона или передать его Конституционному совету для проверки его конституци­онности. Органические законы направляются в Конституци­онный совет перед промульгацией в обязательном порядке. После промульгации законы публикуются в «Официальном вестнике».

Парламент и правительство контролируют исполнение фи­нансовых законов при содействии Счетной палаты.

Парламенту принадлежит исключительное право объявле­ния войны. Совет министров может вводить осадное поло­жение, но только парламент имеет право разрешить продлить его на срок более двенадцати дней.

Как уже говорилось, президент может распустить Нацио­нальное собрание и назначить новые выборы. Но между вы­борами должно пройти не менее года.

Сенат

Вторая палата французского парламента — сенат, состоя­щий из 321 сенатора. Он избирается сроком на 9 лет по де­партаментам выборной коллегией в составе депутатов Наци­онального собрания, региональных советников, генеральных советников, делегатов муниципальных советов и обновляется на треть каждые три года. Общее число выборщиков состав­ляет примерно 145 тысяч человек. Сенат считается представи­телем местных административно-территориальных подразделе­ний (территориальных коллективов) Франции и французов, постоянно проживающих за пределами страны.

В департаментах, где избирается менее 5 сенаторов, голо­сование проходит в два тура по мажоритарной системе; там, где избираются 5 сенаторов и более — по пропорциональной. Одновременно с сенаторами избираются их заместители.

Положения конституции о несовместимости мандата с дру­гими функциями, о парламентской неприкосновенности, о жаловании и т. п. распространяются как на депутатов Наци­онального собрания, так и на сенаторов.

В сенате, как и в Национальном собрании, существуют бюро, фракции, постоянные и другие комиссии, проводятся со­вещания председателей постоянных комиссий и фракций. Председатель сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты, т. е. каждые 3 года.

Сенаторы пользуются правом законодательной инициати­вы. Хотя правительство предпочитает обычно передавать за­конопроекты в Национальное собрание, закон допускает вне­сение их (за исключением финансовых) первоначально в сенат. Процедура обсуждения законопроектов и законода­тельных предложений та же, что и в Национальном собра­нии. Чтобы быть принятым, закон требует одобрения обеих палат.

В отличие от Национального собрания, сенат не имеет права и возможности «свергнуть» правительство посредством вотума недоверия или отказа в одобрении правительствен­ной программы. Однако премьер-министр имеет право про­сить сенат одобрить декларацию об общей политике прави­тельства.

Сенат не может быть распущен президентом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал