Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центральная государственная служба






Систему центральной государственной службы формально возглавляет премьер-министр, подписывающий все распоря­жения, регламентирующие работу служащих. Обычно он передает свои полномочия члену правительства (министру или государственному секретарю по вопросам государственной службы). В настоящее время во Франции существует специ­альное Министерство государственной службы, государствен­ной реформы и децентрализации, в состав которого входит Ге­неральная дирекция администрации и государственной службы. Ее задачи таковы: контролировать соблюдение Общего уста­ва (статута) государственной службы, собирать статистические данные, управлять соответствующим имуществом, руководить работой по реорганизации административных учреждений. Полномочия Генеральной дирекции распространяются на всех государственных служащих. Она участвует и в руководстве учебными заведениями по подготовке и переподготовке кад­ров для государственной службы.

Премьер-министр председательствует в Высшем совете цен­тральной государственной службы. Совет состоит из 19 пред­ставителей администрации государственных учреждений и 19 представителей персонала, делегированных профсоюзами. Члены совета и их заместители назначаются декретом Совета Министров на 3 года. Совет принимает участие в решении общих вопросов, касающихся государственной службы, в раз­работке рекомендаций, предварительном рассмотрении зако­нопроектов.

В системе центральной государственной службы сущест­вует также ряд консультативных органов: 1) Паритетные административные комиссии для каждого корпуса (штата)1 служащих, состоящие из равного числа представителей ад­министрации и персонала; они занимаются вопросами про­движения по службе и дисциплины. 2) Паритетные тех­нические комитеты, занимающиеся организационными и уставными вопросами государственной службы. 3) Комите­ты гигиены и безопасности, создаваемые в каждом учреждении (большинство мест в них принадлежит представителям персонала).

1Здесь и ниже в скобках указаны варианты перевода соответ­ствующих французских слов, встречающиеся в литературе на рус­ском языке.

В организации государственной службы Франции сочета­ются система найма («открытая государственная служба») и система карьеры («закрытая государственная служба»). В со­ответствии с этим государственные служащие делятся на две большие группы:

1) Служащие, не являющиеся чиновниками, работающие в государственных учреждениях по найму. Сюда относятся те, кто работает на условиях почасовой оплаты и по контракту, стажеры.

2) Служащие-чиновники, постоянно работающие в систе­ме государственной службы и составляющие ее костяк.

Чиновником является лицо, назначенное на постоянную должность, включенное в определенный корпус (штат) гос­служащих и получившее определенный ранг (разряд) в иерар­хии административных органов, служб, учреждений государ­ства или местных коллективов.

Корпус объединяет чиновников, выполняющих одинако­вую работу (учителя, канцелярские служащие, инспекторы казначейства, гражданские администраторы и др.). Всего в системе центральной государственной службы насчитывается около 1000 таких корпусов. Войдя в корпус, чиновник может оставаться в нем всю свою профессиональную жизнь. Осо­бые правила регулируют перемещения-служащего из одного корпуса в другой.

Внутри корпуса чиновники распределяются по четырем категориям (классам): А, В, С, D. Категория А объединяет чи­новников, исполняющих функции по разработке концепций и руководству; они должны иметь высшее образование. На чиновников, принадлежащих к категории В, возлагаются за­дачи выполнения управленческих концепций, для них обяза­тельно среднее образование. Чиновники категорий С и D осу­ществляют чисто технические и вспомогательные функции (категория D будет постепенно упраздняться).

Каждому чиновнику присваивается ранг. Ранг — это зва­ние, дающее обладателю право занимать определенные должности. Каждый корпус состоит из многих рангов, которые, в свою очередь, делятся на ступени. Хотя ранги и должности в принципе зависят друг от друга, полного совпадения меж­ду ними может и не быть. Повышение в ранге не обязатель­но влечет за собой повышение в должности (так же, как в армии, где повышение в воинском звании и в должности не совпадает). Карьера чиновника обычно проходит внутри кор­пуса путем повышения в ступени и ранге (и, конечно, во мно­гих случаях в должности). Получение ранга определяется результатами конкурсных экзаменов и прохождением повыше­ния квалификации. Повышение в ранге зависит от выслуги лет и аттестации. Аттестация является также условием повы­шения в должности. Для перевода в более высокую катего­рию необходимо либо решение руководства, либо прохожде­ние конкурса. Конкурс обычно необходим и при переходе в другой корпус.

Согласно конституции, все французские граждане неза­висимо от пола, расы, религиозных и политических убежде­ний имеют право поступать на государственную службу. Этот принцип равенства неуклонно подтверждался судебными ре­шениями в ряде конкретных случаев. Исключения могут иметь место лишь в случаях, когда, например, некоторые функции требуют труда только мужчин или женщин, или когда данное лицо лишено гражданских прав, не выполни­ло своих обязанностей перед государством, проистекающих из законов о прохождении военной службы, или по состоя­нию здоровья не может исполнять должностные обязанно­сти. Для некоторых должностей существуют также возраст­ные ограничения и особые требования к образовательному уровню. Иностранные граждане принимаются только на вне­штатные должности.

При приеме на государственную службу практикуется на­бор по конкурсу, организуемый в одном из двух возможных вариантов: а) сдача экзаменов и прохождение тестов; б) со­поставление послужных списков кандидатов на должность. При создании нового корпуса, назначении на высшие долж­ности (префекты, послы и др.) и на некоторые низшие должности конкурс не проводится. Существует различие между «внешним конкурсом» (для кандидатов извне, имеющих выс­шее образование) и «внутренним» — для лиц, уже нахо­дящихся на государственной службе, но претендующих на другую должность. (Особый случай представляют собой кон­курсные экзамены в Национальную школу администрации, региональные институты администрации и ряд специали­зированных административных школ.) При проведении кон­курсных экзаменов обеспечивается своевременное и полное информирование о должностях, выносимых на конкурс, ко­личестве экзаменов, составе жюри, списках кандидатов, до­пущенных к прохождению конкурса (списки утверждаются министром или лицом, отвечающим за набор в данный кор­пус госслужащих). Решение жюри окончательно и может быть отменено только судом в случае, если будет доказано проявле­ние пристрастности. Лица, прошедшие конкурс, как правило, работают в течение года стажерами. Назначение на должность производят премьер-министр, министры, префекты, руководи­тели местных служб министерства.

Каждый чиновник получает жалование в соответствии с тарифной сеткой. Соотношение между самыми низкими и са­мыми высокими окладами составляет 1: 5. Кроме жалования, выплачиваются надбавки (например, на жилье, на членов семьи и др.). Чиновник имеет право на ежегодный 5-недель-ный оплачиваемый отпуск, отпуск по болезни, для женщин — на отпуска по родам и уходу за ребенком. Карьера чиновни­ка завершается автоматически переходом на пенсию по до­стижении возрастного предела (для большинства пенсионный возраст составляет 60 лет, но работать разрешается до 65). Чиновник может оставить госслужбу и по собственному же­ланию, подав в отставку. Государство имеет право в качестве дисциплинарного взыскания уволить чиновника, а если речь идет о серьезном проступке, то лишить его пенсии.

Пенсии выплачиваются частью за счет отчислений из ок­лада работающего чиновника (7%), частью за счет государ­ства. Размер пенсии зависит от величины последнего оклада и количества ежегодных выплат. Пенсия не должна превышать 75% размера последнего общего оклада или максималь­ного общего оклада.

Общий устав государственной службы формулирует права и обязанности чиновников. К правам относятся: свобода убеж­дений и совести; свобода выражения мнений (только для чи­новников, выступающих кандидатами на выборные должно­сти или исполняющих представительские функции); право на забастовку (но не политическую); право на профсоюзную де­ятельность; право на участие в обсуждении решений, касаю­щихся госслужащих; право на отпуск; право на постоянную профессиональную переподготовку; право на гигиену и безо­пасность труда. Что касается обязанностей, то они делятся на две группы: 1) служебные обязанности, которые чиновник обя­зан добросовестно выполнять, и 2) так называемые обязан­ности по статусу: проявлять сдержанность, лояльность, соблю­дать достоинство, беспристрастность, умеренность.

За проступки и правонарушения чиновники могут быть привлечены к ответственности. Ответственность может быть уголовной (в случаях коррупции и злоупотребления служеб­ным положением в корыстных целях); финансовой — если чиновник наносит материальный ущерб учреждению, в ко­тором работает; дисциплинарной. В последнем случае дело разбирают паритетные административные комиссии, которые представляют рекомендации вышестоящему органу. Если тот выносит дисциплинарное взыскание, его следует обосновать.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал