Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части
1. Проверка законности нормативных актов может осуществляться в двух формах —прямого и косвенного судебного контроля. В судебной практике чаще используется косвенный контроль (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК). При таком контроле проверка соответствия определенного нормативного правового акта1 закону или иному акту, обладающему большей юридической силой, осуществляется в ходе рассмотрения спора о праве, возникшего между заинтересованными лицами. При этом одна из спорящих сторон в обоснование своей правовой позиции, как правило, ссылается на неправомерность применения кем-либо из субъектов правового общения нормативного акта, противоречащего Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам либо закону. Разрешив коллизию между нормативными актами, обладающими разной юридической силой, суд разрешает спор по существу. В то же время в мотивировочной части решения он ограничивается лишь приведением причин, по которым тот или иной акт применению к конкретному случаю не подлежит. В резолютивной же части судебного решения формулируемся только ответ суда на заявленные исковые требования, но не указывается на признание судом соответствующего нормативного акта недействительным и об утрате им юридической силы. В принципе такого рода контроль может осуществляться при рассмотрении судом гражданских дел любых категорий (исковых, возникающих из публичных правоотношений и особого производства)2, а также уголовных дел. 1 В дальнейшем сокращенно — нормативного акта. 2 Например, рассматривая дело об установлении удочерения X. супругами В-ми, судебно-надзорная инстанция указала следующее. Супруги В-ны воспитывают усыновленного Е., родившегося 8 сентября 1997 г., и установили удочерение в отношении X., родившейся 25 июля 1997 г. В целях сохранения тайны удочерения они просили изменить дату ее рождения с 25 июля 1997г. на 8 сентября 1997г., чтобы дети могли считаться двойней. Согласно п. 1 ст. 135 СК для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя могут быть изменены дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца, а также место его рождения. Однако в абз. 2 этого же пункта указано, что изменение даты рождения Усыновленного ребенка допускается только при усыновлении ребенка в возрасте До одного года. Раздел II. Производство в суде первой инстанции На особенности косвенного судебного контроля было обращено внимание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»1. Под прямым судебным контролем (ст. 13 ГК, гл. 24 ГПК) понимается ситуация, когда предметом судебного разбирательства является исключи- В связи с тем, что на момент вынесения решения X. исполнилось три года, в изменении даты ее рождения судом было отказано. Между тем норма, сформулированная в абз. 2 п. 1 ст. 135 СК, противоречит Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 23, ч. 1 и 2 ст. 38 и ч. 3 ст. 55), Конвенции о правах ребенка и Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которыми гарантирована неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, а также государственная защита материнства, детства и семьи. При разрешении спора суд не учел, что предусмотренное ст. 135 СК положение является ограничением гражданских прав. Решение суда об отказе в изменении даты рождения ребенка не позволяет сохранить семейную тайну супругов В-ных, так как разница в возрасте усыновленных детей составляет 45 дней, и подлежит в этой части отмене как противоречащее Конституции РФ, которая не была применена судом как акт прямого действия (ВВС РФ. 2003. №4. С. 14; см. также: ВВС РФ. 2001. №2. С. 20-21, 23-24). ' Так, в пп. 2, 4—7 данного постановления Пленума разъяснено, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, с точки зрения соответствия их Конституции и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. При рассмотрении дела суд не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для РФ международным договором, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора РФ. Внимание судов обращено также на то, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты учреждений, предприятий, организаций и т. д.). При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд одновременно вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить. Важно подчеркнуть, что при разрешении правовых споров в случае обнаружения коллизии между нормативными актами, регулирующими спорное правоотношение, суд обязан осуществлять косвенный контроль за законностью нормативных правовых актов даже при отсутствии соответствующей инициативы заинтересованного лица. По крайней мере на такого рода необходимость указано в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений 321 тельно проверка соответствия определенного нормативного акта нормативным актам, обладающим большей юридической силой'. Речь может идти о несоответствии такого акта Конституции РФ, международному договору, федеральному закону и т. д. В последнее время дела о признании недействующими нормативных актов полностью или в части занимают довольно большое место в судебной практике судов общей юрисдикции всех уровней — от районных судов до Верховного Суда РФ. Так, только в первом полугодии 2002 г. судами общей юрисдикции всех уровней было рассмотрено свыше 4300 дел о гщи; -знании нормативных актов недействующими. В том числе Верховным Судом РФ по первой инстанции было рассмотрено 111 дел о признании правовых актов незаконными2. В качестве примеров, когда суды проверяли законность нормативных актов, нарушающих весьма важные права и свободы большого числа граждан, а также юридических лиц, можно привести следующие чрезвычайной важности дела. Соответственно Верховным Судом РФ, а также судами субъектов РФ были признаны полностью или частично незаконными и недействительными (недействующими) следующие нормативные акты: — постановление Правительства РФ «О некоторых мерах реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленных Законом РФ «О статусе военнослужащих», и части не предоставления перечисленным категориям граждан права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно по территории стран СНГ; - постановление Правительства РФ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»; — примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР; — Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан; — Разъяснение Министерства труда и социального развития РФ «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности граждан, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы (с установлением инвалидности)»; — постановление Московской городской Думы «О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве»; — Инструкция о принятии на учет для обеспечения жилой площадью реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, возвращающихся в Санкт-Петербург на постоянное проживание; 1 Прямой и косвенный судебный контроль В. М. Жуйков именует соответственно непосредственным и опосредованным оспариванием нормативных актов (см.: Жуйков В. М. Проблемы гражданского процессуального права. М., 2001. С. 115-117). 2 См.: Судебная статистика за первое полугодие 2002г. // РЮ. 2003. № 1. 11 -1588 Раздел II Производство в суде первой инстанции - Закон Республики Татарстан «О внешнеторговой деятельности в Республике Татарстан»1. И число подобных примеров можно было бы продолжить. Рассматриваемой категории дел законодатель дает двойное наименование В ст. 24, а также ст. 251—253 гл. 24 ГПК они именуются делами об оспаривании нормативных правовых актов В то же время сама гл. 24 носит название «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов». В сложившейся ситуации указанные термины следует признать синонимами. 2. В отдельных случаях возникают сложности с разграничением индивидуальных и нормативных актов2. Понятие нормативного правового акта сформулировано в п 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Пленум разъяснил, что под нормативным актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. В отличие от этого, ненормативный правовой акт носит индивидуальный характер. Он устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности конкретных лиц. 3. Круг субъектов, обладающих правом на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, перечислен в ч. 1 и 2 ст. 251 ГПК. Прежде всего, это — гражданин или организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, местного самоуправления либо должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами. Как подчеркивается в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г., дела об оспаривании нормативных правовых актов подведомственны судам общей юрисдикции независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт. В соответствии с ч 5 ст 251 ГПК и п. 11 и 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. в заявлении об оспаривании нормативного акта должно быть указано, какие субъективные права и свободы гражданина или организации нарушаются этим актом или его частью С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части имеет право обратиться и прокурор, однако исключительно в пределах своей компетенции. Например, прокурор района не вправе оспорить в судебном порядке нормативный акт, принятый Законодательным собранием субъекта РФ Прокурор области не 1 См ВВС РФ 2002 № 1 С 18, №4 С 3, № 10 С 4 № 11 С 5. 2002 №3 С 7, 12, 2003 № 1 С 10-11, и др 2 См, например ВВС РФ 1999 № 3 С 7-9, 2002 № 9 С. 4-5 Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений 323 может оспорить в судебном порядке нормативный акт, принятый органом государственной власти соседнего субъекта РФ, и т. п. В случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст 46 ГПК), по делам этой категории в суд могут обращаться субъекты, действующие в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На практике подобные обращения являются не так уж редкими1 В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, перечисленные в указанной норме, также могут обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону Однако они могут возбуждать такого рода дела только в те#* случаях, если считают, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом нарушена их компетенция. Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г., под нарушением компетенции перечисленных в ч. 2 ст 251 ГПК лиц следует понимать регулирование оспариваемым нормативным правовым актом тех отношений, которые в соответствии с законом должны регламентироваться нормативными правовыми актами, издаваемыми этими лицами. Поэтому в заявлении названных субъектов должно быть указано, в чем конкретно состоит нарушение их компетенции оспариваемым нормативным правовым актом. В то же время приведенное выше ограничение не распространяется на органы местного самоуправления и глав муниципальных образований. Для такого вывода имеются следующие основания. В ст. 133 Конституции РФ среди гарантий местного самоуправления называются право на судебную защиту и запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. Поэтому органы местного самоуправления и главы муниципальных образований вправе обращаться в суды с заявлениями об оспаривании нормативных актов не только по основаниям нарушения их компетенции, но также в связи с нарушением оспариваемым нормативным актом других прав местного самоуправления2. 4. Большая часть дел об оспаривании нормативных актов полностью или в части подведомственна судам общей юрисдикции. В то же время проверку соответствия Конституции федеральным законам осуществляет Конституционный Суд РФ. Кроме того, в 14 субъектах РФ созданы конституционные (уставные) суды. А в соответствии с ч. 3 ст. 191 АПК РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, дела об оспаривании нормативных актов рассматриваются арбитражными судами. Следует подчеркнуть, что, проанализировав действующее российское законодательство, Пленум ВАС РФ нашел только три случая, когда в силу прямого указания закона дела об оспаривании нормативных актов отнесены к компетенции арбитражных судов3. Однако не исключено, что со временем число таких случаев будет расти. 1 См пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г, а также подтверждающие данный вывод конкретные дела из судебной практики ВВС РФ 2002 №1 С. 11-12, №2 С 1-3, №5 С 9-11 2 См например ВВС РФ 2002 № 9 С 4-5 3 См пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // РГ 2003 15 янв И- Раздел II. Производство в суде первой инстанции Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений При разграничении компетенции отдельных ветвей судебной власти по проверке законности нормативных правовых актов необходимо также иметь в виду постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. № 13-П1. Указанным постановлением признана не соответствующей Конституции РФ содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части 1 статьи 26, частях 1, 2 и 4 статьи 251, частях 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ норма, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов РФ, в той мере, в какой она допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ. Указанным постановлением Конституционный Суд признал, что дела об оспаривании конституций и уставов субъектов РФ судам общей юрисдикции неподведомственны и могут разрешаться исключительно Конституционным Судом РФ. Следует подчеркнуть, что в судебном порядке может быть обжалован не любой нормативный акт. Так, по конкретному делу Верховный Суд РФ указал, что нормативные акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не могут. Соответственно такие акты не могут выступать в качестве предмета непосредственного судебного обжалования2. По другому делу Верховный Суд признал правильным отказ судьи в принятии заявления, в котором содержалось требование обязать законодательный орган субъекта РФ принять закон, устанавливающий порядок и сроки официального опубликования решений избирательной комиссии субъекта РФ. Верховный Суд резонно обратил внимание на то, что требование обязать законодательный орган субъекта РФ изменить, дополнить или принять какой-либо закон неподведомственно судам общей юрисдикции3. Не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК) заявление о признании недействительными постановления Пленума Верховного Суда РФ либо его отдельных пунктов4. То же самое касается постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ5. С выводами судов по указанным делам нельзя не согласиться, поскольку Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ не наделены правом принятия нормативных актов. В соответствии с п. 5 ст. 19 и п. 5 ст. 23 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» Пленумы названных высших судебных органов лишь дают разъяснения по вопросам судебной практики. 1 По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21, и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // СЗ РФ. 2003. №30. Ст. 3101. 2 ВВС РФ. 2001. № 1. С. 15-16. 3 ВВС РФ. 2002. № 1. С. 12. 4 ВВС РФ. 2001. № 1. С. 17. 5 См.: КонсультантПлюс: Судебная практика. 5. Глава 24 ГПК, посвященная производству по делам о признании недействующими нормативных актов, весьма невелика по объему и состоит всего из трех статей (251— 253). Это стало возможным потому, что при рассмотрении данной категории дел применяется основная масса общих правил искового производства (ч. 1 ст. 246). В частности, здесь применимы такие институты, как процессуальное соучастие, соединение и разъединение заявленных требований и многие др.1 6. Закон не устанавливает каких-либо сроков, в пределах которых можно обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим. Если соответствующий акт не признан утратившим сияу, то сроков для его оспаривания в суде быть не может, поскольку отношения, возникающие в связи с изданием нормативною акта, носят длящийся характер. 7. Подсудность дел об оспаривании нормативных актов установлена ст. 24, 26 и 27 ГПК. Дела об оспаривании нормативных актов, не отнесенные к подсудности судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ (ст. 26 и 27), рассматриваются районными судами. Что же касается территориальной подсудности, то заявление подается в районный (областной) суд по месту нахождения органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, принявших соответствующий нормативный правовой акт2. 8. Заявление об оспаривании нормативного акта должно соответствовать общим требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК. Кроме того, в нем дополнительно должны содержаться данные о наименовании органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный акт о его наименовании и дате принятия. В заявлении должно быть также указано, какие права и свободы гражданина, организации, местного самоуправления или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его соответствующей частью. В соответствии с ч. 6 ст. 251 ГПК к заявлению об оспаривании нормативного акта должна быть приобщена копия оспариваемого акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт. Названную норму вряд ли можно применять буквально. Не исключены случаи, когда в силу объективных причин текстом оспариваемого нормативною акта гражданин или организация не располагают. В подобных случаях заявителю достаточно указать известные ему сведения об оспариваемом нормативном правовом акте (название, номер, дату принятия, а также, насколько это известно заявителю, содержание акта). В такой ситуации суд по ходатайству заявителя может истребовать нормативный правовой акт от органа или должностного лица, которые его вынесли (ч. 1 ст. 35, ст. 57, п. 2 ч. 1 ст. 149 и ст. 249 ГПК). Как правило, к заявлению в суд невозможно приложить лишь часть акта (статью, параграф, пункт, абзац и т. д.). Правда, можно сделать надлежащим образом заверенную выписку из такого акта. Самое же главное заключается в том, что для установления действительного смысла оспариваемой правовой нормы суд всегда должен иметь возможность ознако- 1 См., например: ВВС РФ. 2002. № 5. С. 6-9; № 10. С. 3-4, и др. 2 См., например: ВВС РФ. 2003. № 2. С. 7. Раздел II. Производство в суде первой инстанции миться с нормативным правовым актом в целом. Поэтому вряд ли разумно с самых разных точек зрения, располагая «полной» копией нормативного правового акта, прикладывать к заявлению в суд только его соответствующую часть. Важно подчеркнуть, что в соответствии с ч. 7 ст. 251 ГПК подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого акта. Такие дела должны рассматриваться в сокращенный, месячный срок (ч. 2 ст. 252 ГПК), включая подготовку дела к судебному разбирательству и составление мотивированного решения. 9. Существенная процессуальная особенность рассмотрения этих дел заключается в том, что, по общему правилу, здесь не требуется установления конкретных обстоятельств дела, собирания и исследования в этих целях судебных доказательств и т. п. Задача суда сводится лишь к проверке соответствия закону нормативного акта. Поэтому рассмотрение дела по существу сводится, главным образом, к заслушиванию соображений лиц, участвующих в деле, и их представителей, по поводу законности оспариваемого акта. Предмет доказывания по данной категории дел определяется путем анализа ч. 1 ст. 249, ч. 1 и 2 ст. 253, а также ч. 3 ст. 246 в системе с другими нормами российскою права. Суд должен установить обстоятельства, послужившие основанием для принятия нормативного акта. Самое же главное, безотносительно к основаниям и доводам заявленных требований, суд в полной мере должен проверить, соответствует ли оспариваемый акт закону или иному нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой. Суд должен также выяснить, издан ли оспоренный нормативный акт в пределах полномочий органа или должностного лица1 и соответствует ли закону содержание, форма, порядок принятия н опубликования оспариваемого акта. Следует иметь в виду, что основные требования, предъявляемые к содержанию, форме, порядку принятия и опубликования нормативных актов, сформулированы в Указе Президента РФ от 23 мая 1996г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями н дополнениями)2, а также в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 (с изменениями и дополнениями)3. Одновременно необходимо подчеркнуть следующее. В предмет доказывания не входит и судом не проверяется, были ли на самом деле нарушены права и свободы заявителя вынесением незаконного, по его мнению, нормативного акта. Данное обстоятельство является лишь процессуальным условием, при наличии которого имеется принципиальная возможность возбуждения такого рода дела в судах конкретым заявителем (ч. 1 ст. 247 ГПК). 1 См.. например: ВВС РФ. 2002. № 10. С. 3-4; № 22. С. 1-2, и др. 2 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967. 3 СЗ РФ. 1997. №33. Ст. 3895; №50. Ст. 5689; 1998. №47. Ст. 5771; 1999. № 8. Ст. 1026. Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений Основания заявления об оспаривании нормативного акта делятся на два вида: обстоятельства — юридические факты и правовые доводы. К первым относятся факты регистрации нормативного акта и опубликования его для всеобщего сведения либо их отсутствие. Что же касается правовых доводов, то к ним относятся противоречие нормативного акта нормативному акту, обладающему большей юридической силой, или (и) превышение органом, принявшим нормативный акт, своих полномочий1. 10. По делам о признании недействующими нормативных актов как и по исковым делам, возможен полный или частичный отказ лица, обратившегося в суд, от заявленного требования. На практике это обычно именуется «уточнение требований»2. В отдельных случаях возможно признание заявленного требования властными структурами, принявшими оспариваемый нормативный акт. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 252 ГПК названные волеизъявления не порождают тех процессуальных последствий, которые влекут за собой сходные волеизъявления сторон в исковом производстве (отказ от иска, признание иска). В случае отказа заявителя от своего требования суд не может прекратить производство по делу. Хотя в суд обращается конкретный заявитель, имеющий в исходе дела субъективную заинтересованность, объективно он действует также в интересах неопределенного круга лиц и даже государства и общества в целом, которые не менее его о заинтересованы в признании незаконного нормативного акта недействующим. Поэтому, отказавшись от требований субъективного характера, заявитель не имеет возможности влиять на прекращение производства, которое после этого продолжается по существу в интересах неопределенного круга лиц, а также государства и общества в целом В то же время было бы неправильным считать, что отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание заявленного требования властной структурой, принявшей оспариваемый нормативный акт, вовсе не имеет никакого юридического значения. Отказывая в удовлетворении требования о признании нормативного акта недействующим суд, вне сомнения, наряду с обстоятельствами, свидетельствующими о законности оспоренного акта, сошлется также на отказ заявителя от своего требования. И, напротив, удовлетворяя требование заявителя о признании незаконного акта недействующим, суд укажет и на признание этого требования со стороны конкретной нормотворческой структуры. 11. Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и их представителей но поводу законности или незаконности правового акта, суд, исходя из обстоятельств дела, применяет одно из двух имеющихся у него полномочий. Установив, что заявление обоснованно, суд выносит решение об его удовлетворении и признании нормативного акта, нарушающего права и свободы заявителя, незаконным. Если же суд придет к вывод\, что нормативный акт был принят в соответствии с законом и в пределах полномочий органа, его издавшего, он выносит решение об отказе в удовлетворении заявления (ч. 1 и 2 ст. 250 ГПК). На основании ст. 13 ГПК орган, зарегистрировавший нормативный правовой акт, признанный судом недействующим, обязан аннулировать запись о его регистрации. 1 См.: Носенко М. С. Указ. соч. С. 5—6. 2 См., например: ВВС РФ. 2002. №5. С. 9-11; №10. С. 2-3. Раздел II. Производство в суде первой инстанции Практика показывает, что лишь в сравнительно редких случаях предметом судебного рассмотрения является проверка законности всего нормативного правового акта в целом1. Значительно чаще суд признает недействующими в силу противоречия закону соответствующие части нормативных правовых актов. В частности, речь может идти как об определенных законченных нормативных единицах — статьях, пунктах, подпунктах и т. д.2 Чаще же всего на практике проверяется законность лишь отдельных фрагментов нормативного правового акта, которые обозначаются выражением «в части слов»3. Важно также подчеркнуть следующее. ГПК предписывает признавать положения нормативных актов, которые не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не действующими, а не недействительными. Данное положение основано на постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П. КС РФ разъяснил, что признание закона недействительным по существу означало бы его отмену самим судом общей юрисдикции с лишением такого закона юридической силы с момента издания. По мнению КС РФ, это противоречило бы принципу разделения властей. И напротив, признание закона недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу находится в пределах компетенции суда общей юрисдикции. Вместе с тем такой подход к разграничению компетенции в области нормоконтроля между Конституционным Судом РФ и другими судами не отрицает правомочия судов общей юрисдикции подтверждать недействительность законов субъекта РФ, содержащих такие же положения, какие уже были признаны неконституционными КС РФ, т. е. основывать свое решение на соответствующем решении КС РФ, что вытекает из ч. 2 ст. 87 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»4. В ст. 253 ГПК прямо не указано, обязаны ли властные структуры, которые приняли нормативный акт, признанный судом незаконным, привести его в соответствие с действующим законодательством. Однако вывод о наличии у соответствующего субъекта такого рода обязанности вытекает из систематического и логического толкования законодательства. В частности, на основании ч. 3 ст. 254 ГПК нормативный акт или его части, признанные судом недействующими, в соответствующей части утрачивают силу. Это последствие распространяется и на другие нормативные правовые акты, которые основаны на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводят его содержание. А в ч. 4 ст. 253 подчеркивается, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующем не может быть преодолено повторным принятием такого акта. 1 См., например: ВВС РФ. 2002. № 3. С. 12. 2 См., например: ВВС РФ. 2002. №2. С. 1-3, 5-7; 2002. № 11. С. 1-3. 3 См., например: ВВС РФ. 2002. № 10. С. 1-2, 4-5; 2002. №5. С. 9-11. 4 «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1774. I I Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений 329 На основании ч. 3 ФЗ РФ 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в ред. ФЗ от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ) представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим федеральному закону или другому нормативному правовому акту, обладающему большей силой, обязаны не позднее трехмесячного срока со дня вступления в законную силу решения суда отменить данный нормативный правовой акт или его соответствующие части. За нарушение этой обязанности предусмотрели^ весьма жесткие правовые санкции вплоть до роспуска представительного органа местного самоуправления и отрешения от должности главы муниципального образования1. А ч. 5 ст. 195 АПК РФ устанавливает обязанность органа или лица, которые приняли нормативный правовой акт, признанный арбитражным судом недействующим, привести его в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу. Нормативные акты, принятые органами местного самоуправления и главами муниципальных образований, по своей правовой природе в принципе не отличаются от нормативных актов, принятых иными субъектами нормотворческого процесса. Соответственно правовая сущность решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции кардинальных различий не имеет. Поэтому из приведенных правовых норм со всей очевидностью следует следующий вывод. Обязанность привести в соответствие с законом или иным нормативным актом, имеющими большую юридическую силу, имеется у всех субъектов нормотворческого процесса, безотносительно к тому, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) принятый ими нормативный акт признан незаконным и недействующим. Таким образом, решения судов по делам об оспаривании нормативных актов в пределах компетенции этих органов могут вносить определенные коррективы в содержание источников права, порой довольно существенные. В связи с этим роль судов в нормотворческом процессе можно охарактеризовать в качестве «негативного законодателя». 12. В соответствии со ст. 250 ГПК вступившее в законную силу решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта не имеет субъективных пределов действия и распространяется на всех субъектов российского права. В связи с этим сведения о состоявшемся решении и его содержании в кратчайший срок должны стать широкоизвестными. Текст решения суда или сообщение о нем после вступления решения в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, а в случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, — в соответствующем другом печатном издании (ч. 3 ст. 253 ГПК). Исходя из конкретных обстоятельств дела, может возникнуть необходимость в публикации решения суда и в иных изданиях, о чем указывается в резолютивной части решения. Решения суда о признании нормативных актов, противоречащими закону либо об отказе в этом, как и любое другое решение, могут быть обжалованы в кассационном порядке. 1 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 2002. № 12. Ст. 1093. Раздел II. Производство в суде первой инстанции Производство по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих 1. С заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, т. е. ненормативных правовых актов, вправе обратиться заинтересованное лицо. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК этим лицом может быть гражданин или организация, считающие, что решениями и действиями (бездействием) вышеперечисленных субъектов нарушены их права и свободы. Однако в дальнейшем в ст. 254, а также в ст. 255-258 ГПК в качестве субъекта права обжалования называется только гражданин. В то же время систематическое и логическое толкование ст. 254-258 в их связи с положениями ст. 46 Конституции РФ приводит к однозначному выводу о том, что нормы гл. 25, касающиеся гражданина, в полной мере распространяются и на организации при условии, что данное дело подведомственно судам общей юрисдикции. 2. В ч. 1 ст. 254 ГПК (как и в ч. 2 ст. 46 Конституции) идет речь о возможности судебного оспаривания решений и действий лишь органов государственной власти, но не органов государственного управления. Между тем необходимость в оспаривании ненормативных актов органов государственной власти встречается сравнительно редко. В качестве одного из случаев такого рода можно указать на решение Верховного Суда РФ от 25 марта 1997г., которым ненормативный акт органа государственной власти - постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ, приостановившем аккредитацию при Государственной Думе ряда корреспондентов телекомпании «ОРТ» — был признан незаконным и недействующим1. И напротив, анализ судебной практики показывает, что объектами судебного обжалования, как правило, являются ненормативные акты органов государственного управления. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об оспаривании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» допускалось обжалование в суд неправомерных действий не только государственных органов и органов местного самоуправления, но и учреждений, предприятий и их объединений, если такими действиями были нарушены права и свободы гражданина. Ныне возможность оспаривания таких действий не исключается, однако дело должно рассматриваться не в качестве возникшего из публичных правоотношений, а обычного искового. При сравнении формулировок Конституции и ГПК обращает на себя внимание следующее. Если в ч. 2 ст. 46 Конституции говорится об обжаловании, то в гл. 25 ГПК - об оспаривании действий перечисленных там субъектов. Кроме того, Конституция предусматривает возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) общественных объединений, а в ГПК об этом речи не идет. Напротив, Кодекс допускает возможность оспаривания действий (бездействия) не только должностного 1 См.: КонсультантПлюс: Судебная практика. Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений 331 лица, но и государственного или муниципального служащего, а в Конституции об этих субъектах прямого упоминания нет. Вместе с тем приведенные «разночтения» не носят сколько-нибудь принципиального характера. Термины «обжалование» и «оспаривание» являются словами-синонимами. Действующее гражданское процессуальное законодательство в принципе не запрещает возбуждения спора о праве в отношении любых субъектов, в том числе и общественных объединений. В то же время общественные объединения лишь в сравнительно редких случаях в силу прямого nft^ ручения государства наделяются властными полномочиями в той или иной" сфере. Например, одним из своеобразных общественных объединений в РФ является судейское сообщество. В частности, по поручению государства органы судейского сообщества в лице квалификационных коллегий судей субъектов РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ налагают на судей дисциплинарные взыскания, а также прекращают их полномочия. В подобных случаях решения, принятые органами общественного объединения, могут быть оспорены в суде в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений1. Во всех же остальных случаях спор гражданина или организации с общественным объединением может быть разрешен в рамках искового производства. И напротив, по действующему законодательству властными полномочиями в ряде случаев наделены государственные или муниципальные служащие, которые в силу их правового статуса не могут быть отнесены к категории должностных лиц. Однако действия указанных субъектов на основании ч. 1 ст. 254 также могут быть оспорены в суде. В рамках производства по одному делу можно одновременно обжаловать в суд действия нескольких государственных органов, должностных лиц или государственных служащих, а также действия органа местного самоуправления и муниципального служащего (служащих). 3. В соответствии с нормами гл. 25 ГПК могут быть оспорены решения, действия (бездействие) лишь индивидуального характера, т. е. ненормативные правовые акты, поскольку процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов регулируются гл. 24 ГПК. Под ненормативными правовыми актами следует понимать любые юридически значимые действия как оформленные документально, так и никак не оформленные и носящие чисто фактический характер. Ненормативный правовой акт характеризуют два момента. Такой акт содержит в себе определенные властные веления - распоряжения, предписания и т. д. Эти веления влекут юридические последствия для прямо указанных в них субъектов. Значение ненормативного правового акта имеет и противозаконное бездействие властной структуры. В подобных случаях, ссылаясь на соответствующее нормативное правовое предписание, заявитель указывает, что властный орган должен был совершить определенное действие, вынести решение, однако не сделал этого. В результате были нарушены права 1 См.: ст. 17, 19 и 26 ФЗ от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 1022. Раздел II. Производство в суде первой инстанции и свободы гражданина или организации. Другими словами, термин «ненормативный правовой акт» является обобщенным понятием, под которое подпадают любые порождающие правовые последствия решения и действия (бездействие) государственных или муниципальных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Большая часть такого рода актов оформляется документально. Являясь по своей сущности решениями, на практике они облекаются в различные правовые или фактические формы - собственно решения, постановления, приказа, распоряжения, письма, в котором гражданину или организации предлагается совершить определенные действия. Ненормативным правовым актом будет и резолюция должностного лица на заявлении гражданина или организации при условии, что она порождает соответствующие правовые последствия (например, резолюция должностного лица органов внутренних дел об отказе в регистрации гражданина на соответствующей жилой площади). 4. В ст. 255 ГПК содержится нормативное толкование понятия нарушения прав и свобод гражданина. Из нее следует, что под нарушением понимаются не только нарушения прав и свобод гражданина в собственном, узком смысле этого слова. К нарушениям прав и свобод гражданина ст. 255 ГПК относит также создание препятствий к осуществлению прав и свобод, а равно незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или незаконное привлечение к юридической ответственности. Для того чтобы иметь возможность возбудить производство по делу, заинтересованному лицу достаточно указать, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает его права и свободы, создаст препятствия для осуществления прав и свобод либо незаконно возлагает на него какие-либо обязанности. В качестве примера незаконного возложения на гражданина обязанности по обстоятельствам конкретного дела суд может признать возложенную на лицо вопреки закону обязанность уплачивать налоги. А примером создания препятствий для осуществления гражданином его прав и свобод можно указать на создание соответствующими органами государственного управления и должностными лицами препятствий в свободном выезде из РФ либо в свободном въезде в РФ (ч. 1 ст. 27 Конституции, абз. 2 ч. 2 ст. 254). Мнение заинтересованного лица о существовании названных в ст. 255 ГПК обстоятельств носит характер предположения. При рассмотрении дела суд может установить, что высказанные гражданином или организацией предположения о нарушении их прав и свобод соответствуют действительности, в связи с чем заявленное требование подлежит удовлетворению. Не исключен и другой вариант, когда наличие названных в ст. 255 ГПК обстоятельств в результате рассмотрения дела судом отвергается. Соответственно отклоняется и требование заявителя. Разница в правовом интересе, заставляющем в соответствующих случаях перечисленных и иных субъектов обращаться в суд, заключается в следующем. В большинстве случаев указанные лица полагают, что действиями (решениями) государственных органов или должностных лиц, государственных служащих нарушены их субъективные права или свободы. В то же время в отдельных случаях может идти речь о нарушении тем или иным органом или должностным лицом пределов своей родовой или территориальной компетенции, ущемлении прерогатив или компетенции иного субъекта права, который вынужден в связи с этим обращаться в суд. Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений 333 Что же касается круга прав и свобод гражданина, подлежащих судебной защите, то здесь прежде всего нужно исходить из такого основополагающего законодательного акта, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая была принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Ныне практически все положения Декларации вошли в действующую Конституцию РФ. В частности, в ст. 17 Конституции провозглашено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. А в ее ст. 18 подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина являются.,,»,, непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Перечень прав и свобод, закрепленных Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и интересов других людей в демократическом обществе. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В соответствующих случаях могут быть обжалованы в суд действия государственных или иных органов и должностных лиц, ущемляющие государственные, административные, финансовые, гражданские, брачно-се-мейные, трудовые и иные субъективные права граждан. Имеются в виду ситуации, когда субъективные права граждан могут быть реализованы не иначе как путем принятия административного акта, вынесенного соответствующим компетентным государственным или муниципальным органом, либо должностным лицом, государственным или муниципальным служащим. Рассматривая жалобу на действия государственного органа или должностного лица, суд исследует сложный комплекс административных и иных взаимосвязанных и взаимообусловленных правоотношений. Кроме того, возможно обращение в суд в связи с нарушением прав, предусмотренных общепризнанными международными нормами, относящимися к правам человека (ст. 32 Конституции РФ). Соответственно в законе не может быть предусмотрено каких-либо исключений из судебной компетенции: заявления об оспаривании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, не могут быть отнесены к исключительному ведению несудебных органов и т. п. С положениями ст. 46 Конституции РФ и ст. 255 ГПК как бы перекликаются, развивая и конкретизируя их, и некоторые нормы ряда иных законодательных актов. Имеются в виду, например, соответствующие положения Законов РФ «О гражданстве», «Об основах градостроительства», «О психиатрический помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»1 и многих других законов РФ, а также действующих в пределах, не противоречащих республиканскому законодательству, законов бывшего СССР, в которых содержатся прямые указания о возможности оспаривания тех или иных неправомерных действий в суд. В частности, в силу прямого 1 См.: СЗ РФ. 2002. №22. Ст. 2031; ВВС РФ. 1992. №32. Ст 1877- №33 Ст. 1913. Раздел II. Производство в суде первой инстанции Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых огношений указания закона в суде можно оспорить отказ в государственной регистрации предприятия, устава религиозного общества или религиозной организации, а также решение о прекращении деятельности перечисленных субъектов, обжаловать действия государственных налоговых инспекций и многое другое. Однако отсутствие прямого указания в законе на возможность судебного оспаривания того или иного акта не свидетельствует о том, что по поводу соответствующего акта нельзя подать заявление в суд. Каких-либо ограничений судебной компетенции по проверке законности и обоснованности действий государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в настоящее время практически не существует. Судебная практика рассмотрения жалоб на неправомерные действия государственных органов и должностных лиц в последние годы достаточно богата. Предметом судебного обжалования по конкретным делам, например, являлись следующие действия и решения: - об оспаривании действий Управления пенсионного фонда, отказавшего в назначении пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью; — по заявлению муниципального совета муниципального образования «город Ломоносов» о признании недействительным распоряжения губернатора Санкт-Петербурга «О возвращении исторических названий проездов в г. Лом'оносове»; -об оспаривании распоряжения Правительства РФ от 15 октября 1998 г. № 1483-р о приеме на переработку ограниченного количества отработанного ядерного топлива из Венгерской Республики; - по заявлению военнослужащих, которые после реорганизации части, в которой они проходили службу, были переведены на воинские должности с меньшими месячными окладами без сохранения окладов по ранее занимаемым должностям; - об оспаривании действий начальника учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы управления социальной защиты населения субъекта РФ, отказавшего в освидетельствовании гражданина для установления инвалидности в связи с имеющимся заболеванием1. В то же время оспорить бездействие должностного лица в судебном порядке можно лишь в том случае, если соответствующая властная структура обязана вынести соответствующий ненормативный правовой акт и в связи с ее бездействием нарушаются субъективные права или свободы гражданина. В тех же случаях, когда у органа государственной власти или должностного лица правовая обязанность отсутствует, нет возможности вести речь и о нарушении субъективного права заявителя. X. обратился в Верховный Суд РФ с требованием обязать Президента РФ назначить его судьей федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа. Рассматривая данное дело, Президиум Верховного суда РФ указал следующее. Сформулированное заявителем требование предполагает наличие у него субъективного права быть назначенным судьей и соответствующую этому праву обязанность 1 См.: ВВС РФ. 2001. № 12. С. 17-18; 2002. №9. С. 4-5; 2003. № 1.С. 13-14; №3. С. 19-20; №5. С. 10-11, и др.; см. также: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (Научно-практический) / Под ред. М. С. Шака-рян. М., 2001. С. 530-533. должностного лица произвести такое назначение. Между тем действующим законодательством такого правомочия гражданину не предоставлено. Законом предусмотрено лишь право гражданина РФ, отвечающего требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи, обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность и соответствующая обязанность квалификационной коллегии рассмотреть такое заявление. Возможное нарушение такого права гражданина может быть предметом судебного обжалования. Равным образом законом не предусмотрено и обязанности Президента РФ назначить гражданина на должность судьи. В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Президент РФ назначает судей федеральных арбитражных судов округов с соблюдением установленного порядка. Следовательно, заявленное требование не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства1. Таким образом, в суде в порядке гл. 25 ГПК можно обжаловать любые ненормативные правовые акты, принятые органами государственной власти, государственного управления, местного самоуправления, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими в силу утверждения заявителя о том, что указанные правовые акты не соответствуют закону и нарушают права и свободы гражданина или организации. Так ли это на самом деле, решит суд после рассмотрения дела по существу. 5. Процессуальные особенности рассмотрения данной категории дел заключаются в следующем. Закон устанавливает определенные особенности подсудности как родовой, так и территориальной. В зависимости от характера нарушений прав и свобод граждан дела по таким жалобам могут быть подсудны районному (городскому) суду, военному суду, суду субъекта РФ либо Верховному Суду РФ (ст. 24-27, ч. 2 ст. 254 ГПК). Большинство жалоб на нарушение прав и свобод граждан подсудны районным (городским) судам. Вместе с тем жалобы военнослужащих на действия органов военного управления и воинских должностных лиц подсудны военным судам. Если же гражданин утратил статус военнослужащего, то по своему усмотрению он вправе обжаловать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц в суд общей юрисдикции или военный суд. В соответствии со ст. 27 ГПК Верховный Суд РФ, в частности, рассматривает по первой инстанции дела: - об оспаривании ненормативных актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ; — об оспариваний постановлений о прекращении полномочий судей; - о приостановлении деятельности или (и) ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ. А на основании ст. 26 ГПК судам субъектов РФ подсудны дела: — об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; — о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, 1 См.: КонсультантПлюс: Судебная практика. Раздел II. Производство в суде первой инстанции Глава 17. Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ. Частью 2 ст. 254 ГПК по делам об оспаривании ненормативных правовых актов установлена альтернативная территориальная подсудность. По своему усмотрению заявитель может обратиться в суд по своему месту жительства или месту нахождения (для организаций). Исключение составляют лишь дела об оспаривании отказа в разрешении на выезд из РФ в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну. Такие заявления рассматриваются судами субъектов РФ по месту принятия решения об отказе в удовлетворении просьбы о выезде (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГПК). В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК заинтересованное лицо вправе подать заявление об оспаривании ненормативного правового акта непосредственно в суд. Однако оно не лишено возможности обратиться с такого рода заявлением и к вышестоящему в порядке подчиненности органу или к вышестоящему должностному лицу. Таким образом, подача заявления в порядке подчиненности не является обязательным условием возбуждения дела в суде. Жизнь показывает, что в отдельных, сравнительно редких случаях такого рода обращение ведет к удовлетворению заявления заинтересованного лица и к устранению нарушений его прав и свобод. В большинстве же случаев это приводит лишь к затяжке разрешения вопроса по существу. На основании п. «б» ст. 2 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. «О государственной пошлине» заявление подданной категории дел должно быть оплачено пошлиной в размере 15% МРОТ. По аналогии с положениями, сформулированными в ч. 6 ст. 251 ГПК и ч. 2 ст. 199 АПК, к заявлению в суд целесообразно приложить текст оспариваемого ненормативного правового акта, если он имеет какое-либо документарное закрепление. В случаях, когда в силу тех или иных объективных причин такого акта у заявителя нет, ему достаточно указать известные ему сведения об оспариваемом ненормативном правовом акте (название, номер, дату принятия, а также, насколько это известно заявителю, содержание документа). В такой ситуации на основании ст. 249 ГПК суд истребует соответствующий акт от органа или должностного лица, которые его вынесли. В гл. 25 ГПК не содержится норм, посвященных процессуальным особенностям подготовки этих дел к судебному разбирательству. Следовательно, здесь в полной мере должны применяться общие правила искового производства (ст. 147—153 ГПК). В частности, по ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого решения (ч. 4 ст. 254 ГПК). По своей юридической природе эта мера весьма близка к обеспечению иска. Поскольку в нормах гл. 25 ГПК не предусмотрено иного, указанное процессуальное действие должно совершаться в порядке, предусмотренном гл. 13 Кодекса для обеспечения иска. Эти срочные временные I I меры могут быть приняты судом, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение решения. В некоторых случаях приостановление исполнения оспариваемого решения по существу является просто необходимым. Так, в порядке подготовки к судебному разбирательству дела по заявлению мэра г. Ставрополя, оспаривавшего законность приказа начальника УВД Ставропольского края о ликвидации городского отдела внутренних дел, судом было вынесено определение о приостановлении действия этого приказа и начальнику краевого УВД было запрещено совершать какие-либо действия по реализации данного акта1. Установленный ч. 1 ст. 256 ГПК трехмесячный срок для обрашения с заявлением в суд является излишне жестким. Нет оснований сомневаться в том, он определен таким образом с единственной целью - по возможности ограничить поток заявлений в суды об оспаривании неправомерных действий государственных и муниципальных органов и должностных лиц. Между тем российскому менталитету не свойственна оперативность в реализации гражданами и организациями права на судебную защиту. Кроме того, не такими уж редкими бывают ситуации, когда негативные правовые последствия подлежащего судебному обжалованию акта становятся очевидными лишь спустя относительно длительное время со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их права или свободы. Вряд ли существование подобного сжатого срока соответствует общему смыслу демократического института судебного контроля за законностью в управлении, а также содержанию ст. 46 Конституции РФ. В будущем законодательстве установленный ч. 1 ст. 256 срок следовало бы сделать более разумным в плане продолжительности. Таким сроком могли бы стать шесть месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их права. Названный в ч. 1 ст. 256 ГПК срок носит не процессуальный, а материально-правовой характер. Его пропуск не является основанием для отказа в принятии заявления. Однако со ссылкой на пропуск заявителем без уважительных причин трехмесячного срока суд может отказать в удовлетворении заявления. Причины пропуска срока должны быть выяснены в предварительном судебном заседании или судебном заседании. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 27 апреля 1993 г. уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. Интересное разъяснение по вопросу о правовых последствиях пропуска сроков для обращения в суд содержатся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих». Там записано следующее: «Жалобы военнослужащих на неправомерные действия воинских должностных лиц и органов военного управления, содержащие требования о защите нарушенного права, должны приниматься судом к рассмотрению независимо от истечения указанных сроков. Истечение срока на обращение в суд, о котором заявлено лицом, действия (бездействие) которого обжалуются, является основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении жалобы, если отсутствуют уважительные причины про- 1 См Щелкунова Ж. Судились мэр с генералом.. // РГ. 1998. 6 февр. I Раздел II. Производство в суде первой инстанции пуска этого срока»1. Другими словами, если органом или лицом, действия (бездействие) которого оспариваются, не было заявлено о пропуске срока, предусмотренного ст. 256 ГПК, то оснований для отклонения жалобы по мотиву пропуска срока на обжалование не имеется. И с такой постановкой вопроса нельзя не согласиться. Статья 257 ГПК называется «Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего». Однако эта статья весьма лаконична, в ней сформулированы лишь некоторые процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов. Следовательно, поскольку не предусмотрено иного, во всем остальном при рассмотрении этих дел должны применяться общие правила искового производства (ч. 1 ст. 246 ГПК)2. В виде исключения из общих правил искового производства дела об оспаривании ненормативных правовых актов должны быть рассмотрены более оперативно по сравнению с исковыми делами. Часть 1 ст. 257 ГПК устанавливает, что срок рассмотрения дела не должен превышать десяти дней со дня поступления соответствующего заявления в суд. По смыслу закона в этот срок должен быть включен срок на подготовку дела к судебному разбирательству, а также принятие и изготовление решения по делу в полном объеме. Вряд ли столь жестко сформулированный срок на самом деле соответствует процессуальным особенностям этих дел и является сколько-нибудь реальным. Суд должен известить о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и их представителей не является препятствием для рассмотрения дела. Однако на основании ч. 4 ст. 246 ГПК суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица. Предмет доказывания по данной категории дел обладает определенной спецификой. Прежде всего, суд должен проверить, соответствует ли оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту. Проверяется наличие у органа или лица, которые приняли оспариваемый ненормативный правовой акт, полномочий на издание акта или совершение соответствующего действия, выясняются обстоятельства, послужившие основанием для их принятия или совершения, а также устанавливается, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) пр
|