![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физическое образование в зарубежной школе
В настоящее время во всем мире ведется интенсивная работа по совершенствованию школьного физического образования: уточняются цели обучения физике, принципы отбора содержания учебного материала, модернизируются учебные пособия и другие средства обучения, разрабатываются эффективные формы и методы обучения. Этот процесс обусловлен особенностями происходящей в настоящее время научно-технической революции, которые заключаются в небывало высоких темпах развития науки, в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии науки и техники, в широком внедрении новых информационных технологий во все сферы жизни общества. В соответствии с этим меняются цели обучения физике в школе. Развитие науки влияет на содержание школьного курса физики, а увеличение подлежащей усвоению информации требует определенного структурирования учебного материала, предполагающего усвоение учащимися общих принципов и законов физики и овладение ими теоретическим способом мышления. Анализ систем школьного образования в странах Восточной Европы и места курса физики в учебных планах показывает, что: 1. Обучение в школе во всех странах начинается с 6 лет. 2. Обязательное обучение продолжается 10 лет, при этом в ряде токи для продолжения обучения (гимназия - в Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехии или лицей - в Польше, среднее специальное учебное заведение, среднее профессионально-техническое учебное заведение, профессиональная школа). 3. Довузовское обучение продолжается 12 лет. 4. Физика является общеобразовательным, обязательным для Таблица 16
Система физического образования и содержание курса физики в школах разных стран различны, однако можно выделить общие тенденции их развития. 1. Цели обучения физике близки для школ всех стран Восточной Европы и формулируются следующим образом: - формирование знаний основ физической науки - экспериментальных фактов, понятий, законов, теорий и их практических приложений, формирование физической картины мира; - формирование знаний об основных методах физической науки - теоретическом и экспериментальном; - формирование экспериментальных умений - пользоваться - формирование умений самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять физические явления; - привитие интереса к физической науке, развитие познавательных и творческих способностей учащихся и т.д. Наблюдается общая тенденция изменения целей обучения физике, характерная для школ всех восточноевропейских стран и заключающаяся в постановке новых целей, таких, как формирование знаний о методах научного познания, формирование представлений о ФКМ, формирование мотивов учения, развитие самостоятельности. 2. Совершенствуется ступенчатая структура курса физики: из курса исключается второстепенный материал, дублирование ма- териала. В ряде случаев расширяется содержание тех или иных вопросов, изучаемых в основной школе, с тем чтобы к ним не возвращаться в старшей. С другой стороны, знания по некоторым темам курса физики развиваются как бы по спирали и некоторые вопросы изучаются три или четыре раза. Так, в курсе физики в школах Чехии только в основной школе некоторые понятия механики, например сила, формируются в VI, VII и VIII классах, кроме того, к ним обращаются в I классе гимназии при изучении кинематики и динамики. 3. Во всех курсах физики реализована идея генерализации учебного материала, однако в качестве стержневых выбраны разные понятия. Выше уже говорилось о том, что в школьном курсе физики Венгрии стержневым является понятие взаимодействия. Материал курса физики основной школы группируется вокруг трех законов сохранения: энергии, электрического заряда и импульса. Кроме того, при обучении физике в гимназии большое внимание уделяется изучению общих законов и принципов, которые помогут ученику ориентироваться среди разнообразных явлений. В курсе физики лицеев Польши материал группируется вокруг нескольких фундаментальных научных теорий, таких, как моле-кулярно-кинетическая теория строения вещества, теория строения атомного ядра, идеи о пространстве-времени и инвариантах преобразования системы отсчета, законы сохранения. Ведущей идеей программы восьмилетней школы являются модели строения вещества и его превращения. Интегрирующими понятиями курса физики школ и гимназий Чехии являются строение вещества, электрический заряд, сила, силовые поля, энергия, физические величины и их измерение. 4. Усилено внимание к школьному эксперименту, в том числе к 5. Осуществляется знакомство учащихся с методами познания в В связи с этим в программы включены вопросы или темы, содержание которых предполагает знакомство учащихся с методами познания в физике. Так, курс физики гимназий Венгрии начинается с темы «Методы познания природы», включающей такие вопросы, как наблюдения, опыты, создание моделей. Болгарский курс «Физические и химические явления» (VI класс) знакомит учащихся с методами познания после того, как учащимися получены некоторые знания для того, чтобы можно было строить обсуждение соответствующих вопросов. Полученные учащимися в этих темах знания в дальнейшем широко используются, в частности, при выполнении самостоятельного эксперимента. Усиление роли теории в школьном курсе физики позволяет сделать ее «инструментом» познания. Теория используется не только для объяснения фактов, но и для их предсказания. Учащиеся знакомятся с теоретическими методами познания и обучаются их использованию. Так, в курсе физики для I класса гимназий Венгрии специальный параграф учебника посвящен рассказу о методе моделирования как непременном элементе человеческого познания. В дальнейшем учащихся обучают моделированию: они строят модели газа, жидкости, твердого тела, применяя общие этапы построения модели: 1) накопление опытных фактов, 2) создание модели, 3) предсказание на ее основе новых явлений, 4) проверка правильности предсказаний, 5) применение модели, 6) уточнение или создание новой модели. 6. В курсах физики более последовательно реализуется принцип политехнизма. В этом плане наибольший интерес представляет постановка политехнического образования при обучении физике в школах Венгрии, где эта задача решается не только в курсе физики, но и в курсах «Изучение окружающей среды» (I - V классы школы) и «Техника». Формирование у учащихся политехнических знаний происходит постепенно, начиная с I класса школы при изучении предмета «Изучение окружающей среды». Этот предмет содержит большой объем материала по физике, включая технические устройства. Так, в I классе изучаются строение и свойства вещества в различных агрегатных состояниях и их использование, во II классе - системы отопления и канализации, звуко- и теплоизоляции, освещение, в III классе - источники и потребители энергии и т.д. Реализация принципа политехнизма при обучении физике венгерских школьников осуществляется по разным направлениям. В частности, в учебных программах в разделе «Цели и задачи курса» указано, что изучение физики должно содействовать пониманию учащимися взаимосвязей физики и промышленного производства, научить учащихся пользоваться полученными знаниями и решать простые физические и технические проблемы, способствовать развитию их политехнического кругозора. Принцип политехнизма учтен в разделе «Требования к знаниям учащихся», где выделены знания политехнического характера и подчеркнута важность усвоения учащимися материала, способствующего их политехническому образованию. Политехнический материал в содержании курса сгруппирован вокруг четырех направлений научно-технического прогресса: свойства вещества, техника измерений, основы энергетики, элементы электротехники и электроники. В таблице 17 в качестве примера показано, в каких темах курса физики отражены эти вопросы.
Класс
|