![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. Система физического образования в общеобразовательных учреждениях
Варианты систем физического образования В связи с тем, что образовательное учреждение имеет право работать по собственному учебному плану и выбирать учебную программу, в настоящее время сложилось несколько систем физического образования. Основные из них представлены в таблице 9. Таблица 9
Анализируя системы физического образования, следует иметь в виду, что знания по физике учащиеся получают в начальной школе при изучении интегрированного курса «Окружающий мир» (I-IV классы) или курсов «Окружающий мир» (1-Й классы) и «Природоведение» ( III — IV классы), в основной школе при изучении интегрированного курса «Естествознание», в основной и старшей школе при изучении основного курса физики, а также при изучении факультативных курсов и курсов по выбору. Кроме того, определенные знания по физике даются школьникам в курсе технологии. До принятия Закона РФ «Об образовании» основной курс физики изучался в VI-VII классах и в VIII-X классах. Курс физики VI-VII классов назывался курсом физики первой ступени и носил пропедевтический (подготовительный) характер, курс физики VIII-X классов назывался курсом физики второй ступени и носил систематический характер. Эту систему физического образования обозначают: 2 + 3. При существовавшем в то время обязательном десятилетнем образовании Данная система позволяла познакомить учащихся со всеми разделами физики, сформировать у них представления как о классической, так и о современной физике. В дальнейшем при переходе к одиннадцатилетней школе и обязательному девятилетнему образованию физика стала изучаться в VII-XI классах, и некоторое время система 2 + 3 продолжала оставаться достаточно распространенной. Однако учащиеся, для которых образование завершалось в IX классе, изучали достаточно простые физические явления в VII—VIII классах и механику в IX классе. Соответственно они не рассматривали вопросы электродинамики и квантовой физики. В связи с этим в настоящее время основной является система физического образования 3 + 2; в этом случае первым этапом изучения физики является курс VII-IX классов (курс физики основной школы), а вторым этапом -курс X-XI классов (курс физики средней школы). Курс физики основной школы носит завершенный характер, он включает наряду с классической физикой некоторые вопросы современной физики. До VII класса знания по физике учащиеся получают в начальной школе в курсах «Окружающий мир» и «Природоведение», в V-VI (или в V) классах в курсе «Естествознание». Другим достаточно распространенным вариантом является вариант 2 + 2. В таком случае физика изучается 4 года: VIII-IX классы - курс основной школы и X-XI - курс средней школы - и ее изучению предшествует трехгодичный курс естествознания (V-VII классы). Рассмотренные три варианта систем физического образования являются наиболее часто встречающимися в практике и в наибольшей степени обеспеченными учебными программами и учебниками. Помимо них существуют школы, в которых физика изучается начиная с V класса. В этом случае возможны следующие варианты: 5 + 2 (V-IX классы - курс физики основной школы) и 4 + 3. В последнем случае профильное обучение начинается с IX класса. Последний представленный в таблице вариант предполагает начало профильного изучения физики с VIII класса. Этот вариант, как правило, используется в школах с углубленным изучением физики, ему предшествует изучение физики либо только в VII, либо в VI-VII, либо в V-VII классах. В соответствии с базисным учебным планом двенадцатилетней школы в начальной школе должен изучаться курс «Окружающий мир» (I-IV классы), в V-VI классах - монопредметные курсы географии и биологии, а с VII по XIIклассы наряду с ними курсы физики и химии. Как уже говорилось выше, школа и учитель могут выбрать любой вариант физического образования. При этом необходимо, чтобы получаемые учащимися знания соответствовали Государственному образовательному стандарту и учебный процесс был обеспечен учебно-методической литературой. Следует иметь в виду, что соответствие знаний учащихся стандарту устанавливается по окончании начальной, основной и старшей школы, следовательно, неважно, по какой системе или по какой программе работает учитель, важно, чтобы к моменту окончания IX и XI классов учащиеся получили подготовку, соответствующую требованиям стандарта.
|