Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политехническое обучение и профессиональная ориентация
Политехническое обучение учащихся в процессе изучения физики. Прогресс любого государства, в том числе и России, во многом определяется научной и трудовой подготовкой подрастающего поколения, способного обеспечить развитие науки, промышленности, сельского хозяйства. Все школьники, оканчивающие школу, должны иметь необходимые теоретические и прикладные знания, общие и практические умения, иметь представление об основах современного производства, уметь ориентироваться в окружающем (во многом сегодня технократическом) мире. Иначе говоря, процесс школьного образования должен строиться с учетом реализации принципа политехнизма в современных условиях. Важная роль в этом принадлежит школьному курсу физики. Идея политехнического образования впервые была выдвинута в конце прошлого столетия. Школа, всегда выполняющая социальный заказ общества, должна была в условиях Западной Европы учитывать начавшуюся урбанизацию общества, быстрый рост промышленного производства. Необходимо было готовить подрастающее поколение к участию в производственной деятельности. Научное обоснование идея политехнического образования получила в трудах К.Маркса, называвшего политехническим такое образование, которое «знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»1. Большую роль в становлении политехнической школы в нашей стране сыграла Н.К.Крупская. Именно ей принадлежит общепринятое сегодня понимание сути политехнического образования и политехнического принципа. «Политехнизм не является каким-то особым предметом преподавания, он должен пронизывать собой все дисциплины, отражаться на подборе материала и в физике, и в химии, и в природоведении, и в обществоведении. Необходима взаимная увязка этих дисциплин и связь их с практической деятельностью, особенно связь их с обучением труду»2. В этом высказывании Н.К.Крупской определены пути осуществления политехнического обучения: через отдельные учебные предметы и через обучение труду. В российской школе политехническое образование школьников осуществляется, прежде всего, в двух названных направлениях, а также частично через систему внеклассных и внеурочных занятий по технике и технологии. Принципиальные положения о политехническом образовании остаются незыблемыми и сегодня. Вместе с тем в силу социальных изменений, происходящих в обществе, изменяются задачи, которые оно ставит перед школьным образованием, а следовательно, меняются и содержание образования (в том числе и политехнического), и методы преподавания политехнического материала. Огромное влияние на политехническое образование оказывает развертывающаяся во всем мире научно-техническая революция (НТР), которая заключается в повышении технического уровня производства за счет развития и совершенствования орудий труда, технологических процессов, процессов управления на основе достижений науки, и прежде всего физики. Научно-техническая революция определяет важные изменения в производительных силах. Современные производства все более нуждаются в работниках с широким политехническим кругозором, основы которого закладываются в школе. К основным задачам политехнического обучения на современном этапе относятся: - ознакомление учащихся с главными направлениями научно- - ознакомление учащихся с физическими основами функционирования ряда технических устройств. Кроме этих главных задач политехнического обучения можно назвать и ряд других: развитие творческих технических способно- 1 Маркс К. Инструкция делегатам Всемирного Центрального Совета // Маркс К., 2 Крупская Н. К. О политехнизме // Пед. соч. - М., 1959. - Т. 4. - С. 195. стей учащихся (что особенно актуально в условиях дифференцированного обучения), мотивация и активизация их познавательной деятельности, развитие творческого мышления школьников, формирование их мировоззрения и пр. В содержании политехнического материала, которое должно быть включено в контекст учебного материала, изучаемого на уроках физики, можно выделить такие компоненты: 1. Взаимосвязь физики и техники. 2. Основные направления научно-технического прогресса. 3. Основные отрасли современного производства. 4. Конкретные технические объекты и технологические процессы. 5. Социально-экономические знания. 6. Экологические знания. Реализация принципа политехнизма предполагает понимание учащимися двусторонней связи между физикой и техникой. С одной стороны, физика служит фундаментом техники, но с другой -техника стимулирует научные исследования, осуществляет индустриализацию физической науки, дает новые технические средства для физических исследований и экспериментов. Так, теоретическое изучение цикла Карно послужило основой для развития теплотехники, изучение деления ядер урана - ядерной энергетики, а создание специальной теории относительности - для конструирования лазера и ускорителей. В то же время создание мощных ускорителей позволило физике элементарных частиц сделать ряд принципиально новых открытий. С помощью ЭВМ выполняются теоретические расчеты, которые раньше были невозможны из-за их огромной трудоемкости. Взаимосвязь физики и техники иллюстрируется и на примерах из истории физики и техники. Изобретение микроскопа позволило открыть броуновское движение, получение высокого вакуума в конце прошлого столетия способствовало исследованию газового разряда и рентгеновского излучения и т.д. Физика - одна из наук, определивших начало и развитие научно-технической революции. Рост производства и производительных сил во многом зависит от прогресса физической науки; физика становится непосредственной производительной силой общества. Достижения и открытия физики оказывают воздействие на все отрасли материального производства, в том числе и на такие базовые производства, как машиностроение, энергетика, электроника, электротехника. Именно эти производства, опирающиеся на физику как на научную основу, в первую очередь обеспечивают научно-технический прогресс. В связи с этим политехническое образование, смысл которого в формировании общего политехнического кругозора учащихся, требует ознакомления их с научными основами наиболее важных направлений научно-технического прогресса (механизации, автоматизации, энергетики, электрифи- кации, приборостроения, создания новых материалов), с основными отраслями современного производства. Прикладной характер политехнического материала, безусловно, предполагает изучение отдельных технических объектов и процессов. При этом особое внимание должно быть уделено выяснению физических принципов действия различных механизмов. Зная основные принципы работы установки, учащиеся смогут найти их применение и в других устройствах, объяснить работу других технических объектов. Например, уяснив принцип работы электромагнита, учащиеся могут объяснить работу электромагнитного реле, электроизмерительных приборов, телефона, телеграфа и пр. Социально-экономический и экологический компоненты появились в содержании политехнического образования сравнительно недавно, однако роль их неуклонно возрастает. Без разъяснения учащимся технико-экономических проблем, социального значения современных научных достижений невозможно создать у них целостной картины современного производства. Роль и значение тех или иных производств в общем балансе хозяйства государства, приоритеты, определяемые стратегией его развития, должны быть знакомы выпускнику полной средней школы. Учащиеся, например, должны понимать, что энергетика является важнейшей отраслью техники и в целом определяет темпы промышленного и сельскохозяйственного производства. В то же время расположение источников энергоресурсов предполагает комплексный подход (экономический, экологический, инженерный и пр.) к проектированию и строительству энергосооружений. Экологическое образование подрастающего поколения - одна из актуальных проблем, стоящих перед школой сегодня. Бурное развитие техники, интенсивное использование природных богатств выдвигают проблемы взаимоотношения общества и природы, человека и окружающей среды. Экологическая грамотность школьников - это составная часть политехнического образования, так как применение достижений науки должно строиться без нарушения равновесия в природе. В самом деле, обсуждение проблем электрификации невозможно без анализа экологических последствий, связанных с сооружением тепловых, гидро- и особенно атомных электростанций. Формирование политехнических умений - важная задача политехнического обучения на уроках физики. Среди этих умений можно назвать следующие: 1) пользоваться измерительными приборами и выполнять измерения; 2) пользоваться таблицами; 3) читать и строить графики; 4) чертить схемы и собирать электрические цепи по этим схемам; 5) оценивать погрешности измерений. Очевидно, что эти умения, названные политехническими, являются неотъемлемой частью «физических» умений, без которых невозможно обучение физике. Это говорит о том, что связь физического образования и политехнического чрезвычайно глубока. Прикладной производственно-технический материал традиционно в течение многих лет рассматривался с двух точек зрения: как иллюстрация технических применений физических законов и как объект изучения (например, устройство и принцип действия физических приборов, технических устройств - телефона, радио, трансформатора и т.д.). Однако в условиях НТР нельзя задачи политехнического образования в курсе физики сводить только к ознакомлению школьников с техническими объектами и с применением законов физики в технике. Необходимость формирования политехнического кругозора учащихся (прежде всего в старших классах) предполагает ознакомление их с научными основами наиболее важных направлений научно-технического прогресса. Логика и структура курса физики средней школы, в котором учебный материал группируется вокруг разделов, соответствующих основным формам движения материи (механической, тепловой, электромагнитной и квантово-полевой), определяют и место включения информации о НТП - на обобщающем, завершающем этапе изучения того или иного раздела. Рассказ о механизации как одном из направлений научно-технического прогресса завершает изучение механики; информация о создании материалов с заданными свойствами может быть включена в содержание курса физики средней школы только после изучения молекулярно-кинетической теории и термодинамики, а рассмотрение проблем электрификации - после изучения электродинамики и т.д. Возможна, однако, и определенная пропедевтика информации на вводных занятиях перед изучением физического материала. В последние десятилетия принципиально изменилось отношение к характеру прикладного политехнического материала. Принцип генерализации учебного материала, заключающийся в обобщении широкого круга физических явлений (фактов, понятий, законов) на основе теорий, определил и содержание, и методику изучения политехнического материала. Исходя из структуры физической теории (основание, ядро, следствия) и логики процесса познания (факты —> гипотезы —> следствия —> эксперимент) определяется место прикладного материала в курсе физики. Он составляет фактологическую основу или проверку теоретического материала, находится в основании или следствиях физической теории. Например, изучение фотоэффекта как физической теории начинается с рассмотрения фундаментальных опытов Герца -Столетова и заканчивается опытами Лебедева и практическим применением теоретических знаний - изучением фотоэлементов, фотореле, фотографии и пр. Молекулярно-кинетическая теория газов основывается на многочисленных наблюдениях (опытных фактах), которые позволили постулировать основные положения МКТ, и завершается фундаментальным опытом Штерна. При этом важно объяснить школьникам, что фундаментальные эксперименты приводят не только к созданию новых теорий, но и к возникновению многих важных отраслей техники. Так, опыты Герца - Столетова стали исходными для развития квантовой оптики и основой для зарождения фотоэлектронной техники. Таким образом, реализация принципа политехнизма предполагает понимание учащимися роли опыта в процессе познания и места прикладного материала в структуре знания. Выделение основных направлений научно-технического прогресса позволяет провести систематизацию учебного политехнического материала вокруг стержневых идей НТП, что также соответствует методическому принципу генерализации материала. Это означает, что изучение технических объектов должно проводиться на протяжении всей темы (раздела, курса) с тем, чтобы в результате создать у учащихся целостную картину определенной отрасли техники или направления технического прогресса. Кроме того, сопоставление содержания школьного курса физики и направлений научно-технического прогресса позволяет выбрать оптимальное содержание прикладного материала, что способствует разгрузке учащихся за счет изъятия «случайного» материала. Формирование политехнических знаний и умений учащихся на уроках физики происходит постепенно в течение всего процесса обучения. Поэтому важно, чтобы существовала определенная система, в которой были бы взаимосвязаны разделы курса физики, направления технического прогресса и отдельные вопросы прикладной физики и техники (виды производств, типы машин и материалов, технические объекты и процессы). Подобная система с примерным прикладным материалом, традиционно изучающимся в средней школе, представлена в таблице 7. Таблица 7
Продолжение табл.
Продолжение табл.
В практике работы школы сложились следующие формы и методы реализации политехнического обучения в процессе преподавания физики: объяснение учителем практических приложений физических законов и явлений; демонстрация принципов действия машин и технических установок; демонстрация кино-, теле- и видеофильмов с физико-техническим содержанием; решение задач с технико-производственными данными; лабораторные и фронтальные практические работы, содержанием которых является изучение технических объектов, приборов и пр.; проведение экскурсий на производство; организация самостоятельных наблюдений, конструирования, технических разработок (в классе и дома); приобщение учащихся к работе в физико-технических кружках; организация внеклассного чтения популярной научно-технической литературы и выставок такой литературы в школе; факультативные курсы прикладной физики. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике. Одной из основных задач обучения и воспитания в школе является подготовка подрастающего поколения к активному участию в трудовой деятельности. Поэтому наряду с вооружением учащихся глубокими и прочными знаниями, воспитанием и развитием их общеобразовательная школа должна также осуществлять профориентационную подготовку школьников. В самом общем определении профориентация - это специально организованная работа по подготовке учащихся к выбору профессии и оказание им помощи в этом выборе. Для выбора будущей профессии школьники должны иметь общее представление о народном хозяйстве нашей страны, об основных перспективах его развития. Выпускники средних школ должны также иметь представление о технике и технологии, применяемой в той или иной области производства, об определенных специальностях и профессиях, об условиях работы и возможностях, которые предоставляет данная профессия в области рационализации и изобретательства, и целый ряд других специальных сведений. Поэтому профессиональная ориентация школьников должна осуществляться планомерно и целенаправленно на всех уроках и во всех классах, во время учебного процесса и во внеурочное время. Структура профориентационной работы школы очень разнообразна и во многом дискуссионна. К наиболее существенным компонентам профориентации относятся следующие: 1) ознакомление учащихся с отраслями народного хозяйства и с основными массовыми профессиями, 2) организация целенаправленной деятельности школьников по подготовке к сознательному выбору профессии, 3) консультирование учащихся по вопросам выбора профессии и трудоустройства. Очевидно, что первые две задачи профессиональной ориентации учащихся должны учитываться при обучении школьников основам наук, в том числе и физике; третья же требует специально организованной внеурочной работы. Ни одна учебная программа по физике ни в одной школе не содержит прямой задачи дать учащимся систематическое представление о конкретных профессиях, и такую задачу ставить нецелесообразно. Однако политехнический характер процесса обучения физике создает определенные возможности для профориентационной информации. Одним из принципов отбора профориентационного материала является учет потребности общества в кадрах. Необходимо привлекать внимание учащихся прежде всего к тем профессиям, в которых хозяйство региона, города или деревни испытывает наибольшую потребность. Например, в районах нефтяной и газовой промышленности в программе работ по профориентации ведущее место будет занимать ознакомление учащихся с профессиями, связанными с разведкой, бурением, добычей, переработкой нефти и газа; в Кузбассе - центре угледобычи - с профессиями горняков, а в городе Иваново, где традиционно развивается текстильное производство, - с массовыми профессиями текстильной промышленности. Очевидно, что в сельских школах профориентационный материал будет касаться прежде всего сельскохозяйственных профессий и профессий, связанных с обслуживанием современной машинной техники. Поэтому при отборе политехнического материала и конкретных примеров прикладного характера следует учитывать специфику производственного окружения школы. Например, рассматривая понятие плотности вещества и иллюстрируя плотность твердых, жидких и газообразных веществ, учитель физики в сельской школе может показать связь плотности грунта с его составом (а следовательно, и с плодородием той или иной почвы), может рассказать о роли плотности в определении состава органических веществ ряда сельскохозяйственных куль- тур, проведя, например, фронтальный эксперимент по определению содержания крахмала в клубне картофеля и т.д. В школах же, расположенных в районах нефте- и угледобычи, введение этого понятия можно сопроводить интересным рассказом о залежах нефти и газа и о расположении их в недрах земли и пр. Другим важным принципом отбора профориентационного материала является учет интересов и намерений самих учащихся. Правильный выбор профессии - процесс длительный, связанный с развитием интересов, склонностей, формированием профнамере-ний. Изучение физики открывает большие возможности в формировании интересов учащихся - интересов, прежде всего связанных с физикой и техникой. Особая роль в этом отношении принадлежит развитию способностей школьников к техническому творчеству. Это не только важная педагогическая задача, имеющая социальную значимость, но и необходимое условие развития техники, технологии производства. При организации профориентационной работы возможно привлечение дополнительного материала, выходящего за рамки определенного учебной программой содержания школьного образования. С этой целью учитель физики должен предварительно познакомиться с производственным окружением школы и тщательно проанализировать типовые программы профессионального обучения по профилирующим в школе профессиям. Основной критерий отбора материала - наличие типичных для современного производства трудовых процессов и профессий, информация о которых была бы органически увязана с материалом школьной программы. Далее учитель физики составляет тематический план, определяет содержание, объем и формы подачи профориентационного материала в соответствии с изучаемым физическим материалом.
|