Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Актуальные проблемы теории и методики обучения физике
При определении актуальности той или иной проблемы всегда исходят из существующих противоречий между задачами, стоящими перед обучением, и уровнем и степенью разработанности этой проблемы в теории и в практике обучения, между возможностями, которые открывают те или иные методы, средства и формы обучения, и их внедрением в учебный процесс. Поэтому мы будем выделять такие противоречия и на их основе формулировать актуальные проблемы, которые стоят перед школой вообще и теорией и методикой обучения физике в средней школе в частности. Как уже отмечалось, средняя школа в современной России строится на основе таких принципов, как демократизация, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация обучения учащихся в средней школе. Отражением этих принципов является создание учебных заведений разного типа, разных учебных программ и разных учебников. Соответственно возникает противоречие между существовавшим до недавнего времени единым уровнем среднего физического образования, единообразием учебных программ и пособий и провозглашенной возможностью выбора учебным заведением и учащимися программ и учебников. Это противоречие обусловливает проблемы определения содержания физического образования в учебных заведениях разного типа, в классах разных профилей (с учетом их специфики и соответствия требованиям стандарта), определения содержания интегрированных курсов и курсов физики для углубленного изучения. Изменение концепции среднего образования в России, в частности отражение идеи личностно ориентированного образования, приводит к изменению иерархии целей обучения и расстановки приоритетов. Соответственно возникает противоречие между новыми образовательными задачами и сложившимся содержанием и традиционными технологиями обучения. Поэтому возникает проблема определения содержания физического образования и создания технологий обучения физике, соответствующих новой концепции образования и новым образовательным задачам. В последние годы изменилась структура школьного физического образования. До недавнего времени существовала единая десятилетняя школа и десятилетнее образование было обязательным. При этом физика изучалась пять лет (VI-VII классы -I ступень, VIII-X классы - II ступень) всеми учащимися. В настоящее время школа стала одиннадцатилетней при обязательном девятилетнем образовании, и физика изучается в VI-IX классах основной школы (обязательный курс) и в X-XI классах старшей школы (необязательный профильный курс). В ближайшее время школа станет двенадцатилетней при обязательном десятилетнем образовании. Это приведет к тому, что курс физики VI-IX классов (а впоследствии VI-X классов) должен стать завершенным, т.е. он будет включать сведения из всех разделов физики. Таким образом, существует противоречие между новой структурой среднего образования, в том числе физического, и содержанием физического образования в основной и старшей школе, сложившимся в рамках старой структуры школьного образования. Отсюда следует задача разработать содержание курса физики основной школы (VII-IX классы, в дальнейшем VII-X классы) и старшей школы (X-XI классы, в дальнейшем XI-XII классы). Внедрение в практику личностно ориентированного обучения, при котором учитель ориентируется не на «среднего» ученика, а на каждого конкретного ученика, являющегося для него личностью с его способностями, чертами, склонностями и интересами, требует разработки новых методов, средств и организационных форм обучения..Налицо противоречие между новыми целями обучения и традиционными технологиями обучения физике, откуда вытекает проблема создания новых технологий обучения физике, позволяющих реализовать идею личностно ориентированного образования. В настоящее время неуклонно идет процесс информатизации общества, всей жизни в России, что приведет в самое ближайшее время к массовой информатизации образования. Пока этот процесс идет довольно медленно, но уже заметно, как растут его темпы. Наши школьники в процессе обучения физике должны использовать ЭВМ не только как средство для вычислений, но и как средство обучения и контроля подготовки. Уже сейчас широко используются в школе моделирующие, контролирующие и обучающие компьютерные программы. Компьютер все шире будет входить в учебный процесс по всем предметам, в том числе и по физике. Создание технологий обучения физике с использованием компьютера - одна из актуальных проблем теории и методики обучения физике. Отмеченные выше актуальные направления исследований в области теории и методики обучения физике являются достаточно общими и далеко, не исчерпывающими.
Раздел I ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУЧРЕЖДЕНИЯХ
|