Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология педагогического исследования
Проблематика педагогических исследований появляется в связи с возникновением противоречий между имеющимися теоретическими знаниями и практическим опытом и невозможностью их применения к решению новых педагогических задач, изучению новых педагогических явлений. Исследовательская деятельность в области методики обучения физике стимулируется также и развитием педагогической психологии, информационных средств, что влечет за собой необходимость и возможность разработки новых технологий обучения физике. Педагогическое исследование так же, как и любое другое, выполняется с определенной целью, в процессе его проведения решаются определенные конкретные задачи и используются те или иные методы, или, иными словами, педагогическое исследование осуществляется в соответствии с определенной методологией. Под методологией вообще понимают учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Понятие методологии относится прежде всего к научному познанию; соответственно методология науки - это учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения поставленных задач, а также формирует представления о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Выделяют несколько уровней методологии: - философская методология содержит совокупность общих - общенаучная методология включает совокупность принци- - конкретно-научная методология содержит совокупность ме- - методология конкретного исследования включает набор При проведении конкретного исследования используются как общие, так общенаучные и конкретно-научные принципы и методы познания. К методологическому аппарату педагогического исследования относятся следующие категории: тема исследования; актуальность исследования, которая определяется противоречием между, например, современными задачами, стоящими перед физическим образованием, и сложившейся практикой обучения физике, не позволяющей решить эти задачи, и отсутствием теоретической базы, необходимой для их решения; при обосновании актуальности исследования проводится анализ сложившейся прак- тики обучения, состояния проблемы в науке, результатов собственных педагогических исследований (экспериментальных); проблема исследования, которая следует из выделенного противоречия и формулируется чаще всего в виде вопроса, на который ищется ответ в ходе исследования (Что надо получить? На какие вопросы ответить?); цель исследования, которая показывает, что должно быть достигнуто в ходе исследования, т.е. тот научный результат, который должен быть получен; объект исследования -та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело; при его определении обычно следует дать ответ на вопрос, что рассматривается; предмет исследования - та сторона, тот аспект объекта, который исследуется; один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Например, если объектом исследования является процесс обучения учащихся решению задач, то предметом может быть обучение решению качественных задач или экспериментальных или развитие мышления в процессе обучения решению задач и т.п.; гипотеза исследования - научное предположение, которое следует доказать в ходе исследования; гипотеза формулируется в окончательном виде не сразу, обычно сначала выдвигаются рабочие гипотезы, которые сменяют друг друга и после подтверждения переходят из рабочих в актуальные; задачи исследования, которые определяются целью и гипотезой исследования, они выступают как частные самостоятельные цели по отношению к общей; методы исследования; научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования - те конкретные результаты, которые получены при проведении исследования, и их значение для педагогической теории и педагогической практики. Все методологические характеристики исследования связаны между собой и дополняют друг друга. Рассмотрим методы педагогического исследования. Все они делятся на две группы: теоретические и экспериментальные. К теоретическим методам относятся: анализ литературы, моделирование педагогических ситуаций, конструирование содержания физического образования и технологий обучения, обработка результатов педагогического эксперимента и их анализ. К экспериментальным методам относятся анкетирование и интервьюирование, наблюдение за учебным процессом, опытное преподавание, тестирование, экспертная оценка. Анкетирование и интервьюирование - это две формы опроса участников эксперимента. В анкету включают как вопросы открытого типа (ответ должен сформулировать анкетируемый), так и закрытого (дается набор ответов, из которого следует выбрать один или несколько). Вопросы, которые задаются при интервьюировании, как правило, носят открытый характер. Можно выделить две группы вопросов: вопросы о фактах (номер школы, стаж работы и т.п.) и вопросы о мнениях, мотивах, действиях (например, какие виды самостоятельной работы организуются на уроках физики, какие формы итоговой проверки знаний учащихся по физике являются предпочтительными и т.п.). При проведении наблюдения за учебным процессом экспериментатор составляет программу наблюдений. При этом четко выделяется объект наблюдения, цель наблюдения, фиксируются необходимые данные. Наблюдение часто сопровождается хронометражем. Например, ставится цель установить, какие приемы активизации познавательной деятельности учащихся использует учитель на уроке физики. Соответственно цель наблюдения - выявление этих приемов; объектом наблюдения является познавательная деятельность учащихся. В процессе наблюдения фиксируются приемы активизации познавательной деятельности учащихся, этапы урока, на которых они используются, степень активности учащихся (самостоятельность, характер ответов и задаваемых учащимися вопросов и т.п.), а также время, которое занимает осуществление того или иного приема. При тестировании составляется проверочная работа, которая включает вопросы как открытого, так и закрытого типа. Показателями качества тестов являются валидность, надежность и дифференцирующая сила заданий. Для тестов успешности, которые в основном используются в педагогическом эксперименте, наиболее существенной характеристикой является содержательная валидность, которая отражает степень соответствия содержания контрольных заданий проверяемому материалу с учетом целей изучения этого материала. Иными словами, предложенное учащимся задание проверяет то, что необходимо проверить. Содержательная валидность теста обеспечивается применением такой методики его составления, при которой четко выделяются элементы знаний, подлежащие проверке; требуемый уровень их усвоения и задания формулируются таким образом, что их выполнение требует применения выделенных элементов знаний соответствующего уровня. Кроме этого, содержательную валидность можно установить путем экспертной оценки. При этом эксперту предлагается набор заданий теста и анкета, содержащая вопросы, позволяющие установить соответствие заданий целям проверки. Надежность теста является показателем точности измерения, т.е. соответствия результатов проверки действительным знаниям. Существуют несколько методов определения надежности теста. Наиболее точным, по мнению американских педагогов, является метод эквивалентных форм. Он может быть реализован в нескольких вариантах. Один из них заключается в том, что учащим- ся предлагают два или несколько эквивалентных вариантов заданий. Тесты могут считаться надежными, если результаты выполнения этих вариантов хорошо коррелируют. Можно установить надежность теста по степени корреляции результатов выполнения двух эквивалентных вариантов одной и той же группой учащихся. Еще одним методом определения надежности является метод подразделенного теста. Устанавливается соответствие результатов выполнения заданий, отмеченных четными и нечетными номерами. Дифференцирующая сила заданий предполагает определение их «веса», значимости. В соответствии с «весом» каждому заданию приписываются определенные баллы. Дифференцирующая сила заданий устанавливается с помощью экспертов. Педагогический эксперимент, как правило, состоит из четырех этапов: констатирующий, поисковый, обучающий (формирующий) и контрольный. В таблице 1 приведены названия этапов педагогического эксперимента, цели каждого этапа, результаты и методы проведения. Констатирующий эксперимент проводится обычно в экспериментальных классах, он носит константный характер, при котором не требуется сравнение полученных данных с какими-то другими, и предполагает довольно большой охват испытуемых. Поисковый эксперимент также является константным. В нем участвуют небольшие группы учащихся, иногда он проводится как лабораторный. На обучающем и контрольном этапах проводится чаще всего сравнительный эксперимент. В этом случае выбираются экспериментальные классы, обучение в которых проводится по разработанной в ходе исследования методике, и контрольные классы, которые обучаются по традиционной методике. Выбор экспериментальной и контрольной групп осуществляется по результатам либо предшествующего обучения, либо специального теста или контрольной работы. При этом успеваемость учащихся экспериментального класса в начале исследования должна быть не выше, чем контрольных классов. Таблица 1
Продолжение табл.
Сравнение экспериментальной и традиционной методик обучения проводится по определенным критериям, которые зависят от проверяемого у обучаемых свойства и с помощью которых это свойство достаточно четко описывается и выявляется. В педагогических исследованиях часто выявляется эффективность той или иной вновь разработанной методики обучения. Критериями эффективности служат объем знаний, усвоенных учащимися, системность знаний, их осмысленность, действенность и прочность. Под объемом знаний понимают сумму фактов, правил, понятий, законов, которые должны быть усвоены учащимися. Чтобы оценить объем усвоенных знаний, составляют эталон, представляющий собой совокупность элементов знаний, и считают, сколько элементов знаний усвоил тот или иной ученик. В этом случае коэффициентом усвоения является отношение числа элементов знаний, усвоенных учеником, к числу элементов знаний, входящих в эталон. Показателем системности знаний является понимание учащимися внутренней логики материала, умение располагать его в определенной последовательности, соотносить одни факты с другими. Выявить наличие системности знаний позволяют задания по выводу формул, получению следствий, по решению логических задач. Показателем осмысленности знаний является правильность и убедительность суждений, умение ответить на видоизмененные вопросы, применить знания к решению задач. Установить уровень осмысленности знаний можно, включив в проверочные работы соответствующие задачи. О действенности знаний позволяет судить умение учащихся переносить знания и виды деятельности на другие области, применять их в разнообразной деятельности. Прочность знаний можно оценить по объему знаний спустя несколько месяцев после изучения того или иного вопроса. При проведении педагогического эксперимента выполняются определенные измерения. Под измерением понимают соотнесение свойств объектов или явлений с числами, осуществляемое по определенным правилам. Таблица 2
В результате измерений получают систему величин или чисел, представляющую собой некоторую совокупность. При измерениях в педагогическом эксперименте выбирают определенное правило приписывания числовых значений тем или иным сторонам педагогических явлений. Каждое правило создает определенную шкалу измерений. Существуют четыре вида измерений и соответственно четыре шкалы (табл. 2). При характеристике совокупности используют две группы показателей. Первая группа характеризует совокупность в целом, типичное для нее, ее центральную тенденцию; вторая группа характеризует свойства членов совокупности, степень отклонения ее членов от центральной тенденции. Каждой шкале присущи свои показатели центральной тенденции и степени отклонения от нее членов совокупности. Эта же таблица содержит формулы, по которым вычисляются соответствующие показатели, и описание границ и области применения той или иной шкалы. Педагогическое исследование включает в себя несколько этапов. Его логика принципиально не отличается от логики любого другого исследования. Начинается педагогическое исследование с изучения состояния проблемы исследования в теории и практике. При этом осуществляется анализ научной и учебной литературы, проводится констатирующий эксперимент. Итогом этого этапа является выявление сложившегося противоречия и тем самым обоснование актуальности исследования и формулировка проблемы (схема 3). На следующем этапе анализ литературы и поисковый эксперимент приводят к формулировке гипотезы, которая в дальнейшем получает теоретическую разработку и проверяется в обучающем эксперименте. Таким образом, при проведении педагогического исследования теоретический и экспериментальный методы используются совместно на всех этапах. Схема 3
|