Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика обучения физике как одна из педагогических наукСтр 1 из 36Следующая ⇒
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ Под редакцией С.Е.Каменецкого и Н.С.Пурышевой Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов РФ по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов по специальности 032200 - физика
Москва ACADEMA 2000 УДК 53(07)(075.8) ББК74.022.5я73 ТЗЗ
Авторы: С. Е. Каменецкип - Предисловие, Введение (4, 5), гл. 8 (совместно с С. В. Степановым), 16 (совместно сН.С.Пурышевой), 17 (5, 6; 7-совместно с С.В.Степановым); Н.СПурышева- Введение (1-3), гл. 1, 2(1), 3 (1), 4, 11, 13, 14(1, 2, 4, 6), 15(1), 16 : овместно с С. Е. Каменецким), 17 (2); Н.Е.Важеевская- гл. 2(2, 4), 5, 6, 7, 10(1-4), 14 (5), 15 (3); Я. В. Шаронова - гл. 2 (3), 14 (3), 17 (1, 3); О. Ю. Овчинников - гл. 2 (5, 6); С. В. Степанов - гл. 8 (совместно с С. Е. Каменецким), 17 (7 - совместно с С. Е. Каменецким); А. В. Смирнов - гл. 9(1- совместно с С. М. Дуниным), 17 (8); %А.Исаев -3(2), 10(5); Н.Е.Парфентьева- гл.12; Л. А.Прояненкова -гл. 15(4), 17(4); С. М.Дунин - гл. 9(1- совместно с А. В. Смирновым); О. В. Баксанский - гл. 15 (2)
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания физики МПУ, проф. Л. С. Хижнякова; кандидат педагогических наук, директор педагогической гимназии- лаборатории № 1505 (г. Москва) А. Г. Каспржак
Теория и методика обучения физике в школе: Общие во-ТЗЗ просы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е.Каменецкий, Н.СПурышева, Н.Е.Важеевская и др.; Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с. ISBN 5-7695-0327-0 В учебном пособии изложены общие вопросы методики обучения физике в средних общеобразовательных учреждениях. Представлена методическая система обучения физике, включающая цели обучения, содержание физического образования, методы, средства и организационные формы обучения, описаны некоторые технологии обучения физике. Рассмотрению каждого элемента методической системы предпослан теоретический анализ соответствующих частно-методических идей и положений. УДК 53(07)(075.8) ББК74.022.5я73 ISBN 5-7695-0327-0 © Каменецкий С.Е., Пурышева Н.С., Важеевская Н. Е. и др., 2000 © Издательский центр «Академия», 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ Вы приступаете к изучению нового учебного курса «Теория и методика обучения физике». Этот курс состоит из двух частей: первая часть - общие вопросы методики обучения физике и вторая часть - частные вопросы. Вы начинаете с рассмотрения общих вопросов - познакомитесь с принципами, на которых базируется система физического образования в российской школе; с целями обучения физике, с содержанием и структурой курса физики в средней школе, с разнообразными методами, используемыми учителями физики на своих занятиях, со средствами, к которым они прибегают, чтобы успешно обучать школьников. Авторы пособия считают необходимым обратить внимание читателя на следующее. Во-первых, вы учились в средней школе и вам может казаться, что вы все о ней знаете. Но это и так, и не так. Действительно, вы прошли школу, но вы были учениками, а теперь готовитесь стать учителями. Это совсем другое! Чтобы успешно работать в школе, ваших ученических впечатлений явно недостаточно. Преодолейте первое впечатление о том, что вам все знакомо, начните изучать общие вопросы теории и методики обучения физике, без знания которых вы не сможете стать квалифицированными учителями физики в современной школе. Во-вторых, у вас может создаться впечатление, что курс теории и методики обучения физике прост, но это обманчивое впечатление. Оно создается из-за того, что в это же время вы изучаете весьма сложный и интересный курс теоретической физики. Однако вопросы теории и методики обучения физике отнюдь не просты и достаточно интересны. Вы в этом очень скоро убедитесь, когда пойдете на педагогическую практику и начнете преподавать, а для этого надо хорошо знать не только сам предмет (физику), но и то, как обучать ему школьников. Совершенно очевидно, что вы встретитесь со многими проблемами. Для их преодоления вам необходимы широкая эрудиция педагогического и методического характера, умение применять различные технологии обучения. Поэтому не делайте преждевременных выводов, так как они чаще всего оказываются ошибочными. Преподаватели теории и методики обучения физике выпускают вас из педагогического вуза, под их руководством вы пишете, оформляете и защищаете дипломную работу, становитесь действительно Учителями. Слово «учитель» не случайно написано с большой буквы, ибо наша цель сделать из вас таких учителей, ко- торые не только будут блестяще знать свой учебный предмет- физику, но станут настоящими воспитателями своих учеников, будут в каждом из них видеть личность, развивать их способности, учитывать их склонности. За последние годы принципы, лежащие в основе системы образования в российской школе, существенно изменились: она стала работать на демократических началах, исходить из принципов гуманизации, гуманитаризации, обучение стало личностно ориентированным. В предлагаемом учебном пособии по теории и методике обучения физике нашли отражение последние достижения педагогической науки и практики, новые, прогрессивные тенденции в развитии школьного образования. Это учебное пособие - результат коллективного творчества. Оно написано на кафедре теории и методики обучения физике Московского педагогического государственного университета (МПГУ), имеющей серьезные традиции, ею руководили в свое время такие крупнейшие методисты-физики, как И.И.Соколов и А.В.Перышкин. В книгу вошли результаты научных исследований преподавателей кафедры, которые были проверены и внедрены в учебный процесс. Авторы выражают благодарность действительному члену Российской Академии образования проректору Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена В.В.Лаптеву за участие в подготовке проспекта рукописи данной книги. Желаем читателям успеха в овладении данным учебным предметом. Просим с пониманием принимать наши рекомендации. ВВЕДЕНИЕ Методика обучения физике как одна из педагогических наук Методика обучения физике - педагогическая наука, являющаяся приложением принципов дидактики к преподаванию учебного предмета физики. Вопрос о том, что такое методика обучения физике - наука, искусство, набор приемов обучения или технология, - долгое время оставался дискуссионным. Для того чтобы получить на него ответ, ознакомимся с определением понятия «наука». «Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой -выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат...»1. Из этого определения следует, что каждая конкретная наука содержит знания об определенной области действительности и деятельность по добыванию этих знаний, т.е. имеет определенный предмет исследования и методы исследования. Так, предметом физики являются элементарные частицы вещества, различные поля, атомные ядра и атомы и законы их движения, а также те свойства остальных тел природы, которые непосредственно связаны с движением указанных частиц и полей и исчерпываются ими. Что же является предметом исследования методики обучения физике? Заметим, что он не оставался неизменным. Известный русский методист Ф.Н.Шведов, автор первого пособия по методике обучения физике, определял его следующим образом: «Методика физики выясняет логические основы науки, которые могли бы послужить точкой отправления как для выбора материала, так и для порядка его расположения» [52] - и по существу к предмету методики относил научные основы содержания и структуры школьного курса физики. П.А.Знаменский, автор одного из учебников по методике преподавания физики для студентов, более широко понимал предмет методики и включал в него процесс обучения физике. Он писал: «Предметом методики преподавания физики являются теория и практика обучения основам физики», отождествляя при этом понятия «преподавание» и «обучение» [13]. Советский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 863. Еще шире предмет методики обучения физике трактуется известным методистом В.Ф.Юськовичем, который под ним понимал структуру и содержание школьного курса физики и закономерности обучения и воспитания учащихся в процессе преподавания физики. В последние годы особое внимание уделяется не только обучению и воспитанию учащихся, но и их развитию, поэтому под предметом методики обучения физике следует понимать теорию и практику обучения физике, воспитания и развития учащихся в процессе обучения физике. Таким образом, методика обучения физике имеет свой предмет исследования, т.е. определенную область действительности, и методы исследования, с помощью которых осуществляется процесс научно-исследовательской деятельности в области обучения физике. К ним относятся как теоретические, так и экспериментальные методы. Они будут обсуждаться ниже. Следовательно, методика обучения физике - одна из педагогических наук. Как любая отрасль педагогической науки, методика обучения физике является наукой гуманитарной, прикладной (не фундаментальной). В связи с рассмотренным выше существенны два момента. Первым является изменение предмета методики обучения физике с течением времени, что связано как с изменением задач, стоящих перед школьным образованием, в том числе физическим, так и с развитием самой науки - методики обучения физике. Второй момент, на который следует обратить внимание, - это терминология. В литературе употребляются как тождественные понятия «методика преподавания физики» и «методика обучения физике». Предпочтительным и более полно отражающим сущность является понятие «методика обучения физике», поскольку под преподаванием понимается деятельность лишь учителя, в то время как в учебно-воспитательном процессе участвуют учитель и ученик и обучение представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность учителя и познавательную деятельность учащихся в их взаимосвязи, взаимодействии и единстве. За рубежом термин «методика» употребляется сравнительно редко. Там чаще используется понятие «дидактика физики», что по существу означает обучение физике. Задачей методики обучения физике является поиск ответов на три вопроса: зачем учить, чему учить и как учить физике (схема 1). Ответ на первый вопрос предполагает формулировку целей обучения. Как известно, школа выполняет социальный заказ. Это означает, что цели школьного образования, и физического в частности, определяются потребностями общества. Развитие общества приводит к изменению целей образования. В прямой зависимости от целей образования находится его содержание (чему учить). Например, если ставится цель формирования у учащихся научного мировоззрения, то в содержание курса физики должен включаться Схема 1
материал мировоззренческого характера; если ставится цель формирования у учащихся представлений об основных направлениях научно-технического прогресса, то соответствующий материал должен войти в курс физики. Поскольку цели физического образования изменяются с течением времени, то и содержание курса физики также реформируется. На содержание курса физики влияют, кроме того, уровень развития науки - физики, психолого-педагогические особенности учащихся, уровень развития информационной среды, позволяющей учащимся получать неформальное образование. Отвечая на вопрос о том, как учить физике, мы выбираем соответствующие целям обучения методы, средства и организационные формы обучения, которые зависят как от целей обучения, так и от его содержания. Например, если ставится цель формирования у учащихся исследовательских экспериментальных умений, то в содержание курса должны быть включены соответствующие экспериментальные работы, использованы исследовательский метод обучения, определенные средства обучения (приборы, печатные средства) и индивидуальная форма организации учебной деятельности. На методы, средства и формы обучения также оказывает влияние уровень развития психолого-педагогических наук, физической науки и техники. Таким образом, цели, содержание, методы, формы и средства обучения образуют методическую систему, в которой ведущую роль играют цели обучения, определяя стратегию педагогической деятельности. Методы, средства и формы обучения в их взаимосвязи составляют технологию обучения. В настоящее время существует довольно много различных определений понятия «педагогическая технология». Академик Б.Т.Лихачев понимает под педагогической технологией совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Сочетание различных методов, средств и форм обучения для решения тех или иных педагогических задач представляет собой соответствующие педагогические технологии. Так, существуют определенные технологии формирования у учащихся физических понятий, экспериментальных умений, обучения работе с учебником и др. Методика обучения физике тесно связана с другими науками, и прежде всего с физикой, психологией и педагогикой (схема 2). Связи с этими науками проявляются как в содержании курса физики, так и в методах, средствах и формах обучения. Так, развитие физики привело к тому, что в программу курса физики были включены физические основы полупроводников, элементы специальной теории относительности, квантовой физики и др. Схема 2
Развитие педагогической психологии, создание новых психологических концепций и теорий, в частности теории поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), теории развивающего обучения (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин), концепции теоретических обобщений (В.В.Давыдов), привело к разработке основанных на них технологий обучения физике. Методика обучения физике связана также с философией, логикой, с техническими науками. Развитие техники приводит к созданию новых средств обучения, что в свою очередь требует разработки методики их использования в учебном процессе.
|