![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование глубоких и прочных знаний
Одной из основных целей школьного образования, в том числе физического, является передача подрастающему поколению социального опыта, который включает четыре элемента: знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знаниями в навыках и умениях личности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, ставшей объектом или средством деятельности [42]. Из этого следует, что в задачи обучения физике входит формирование у учащихся глубоких и прочных знаний. В объяснительной записке к программе по физике для общеобразовательной школы эта задача называется среди других и формулируется как необходимость овладения школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии. Таким образом, к элементам физических знаний, которые должны быть усвоены, в школе относятся факты, понятия, законы, теории, физическая картина мира, методы физической науки, применения физических законов в технике. Эти элементы знаний могут быть усвоены на разных уровнях. Возможны, как уже указывалось, разные их классификации. Наиболее удобной для практических целей является система уровней усвоения, основанная на таксономии Блума и применительно к физике четко представленная Карпинчиком. В соответствии с ней выделяют: I уровень - запоминание знаний; II уровень - понимание знаний; III уровень - применение знаний в знакомой ситуации; IV уровень - применение знаний в новой ситуации. Знания III уровня представляют собой умения выполнять деятельность по образцу, знания IV уровня - умения выполнять творческую деятельность. Таким образом, введение понятия уровня усвоения знаний позволяет рассматривать в неразрывной связи собственно знания элементов физических знаний и умения их применять в разных ситуациях: для решения задач, объяснения природных явлений, принципов работы машин, основ технологических процессов. Рассмотрим, например, формирование у учащихся такого элемента знаний, как второй закон Ньютона. Усвоение этого закона на I уровне предполагает, что учащийся может узнать формулу второго закона Ньютона среди других, воспроизвести ее, воспроизвести формулировку закона, описать опыт, с помощью которого можно подтвердить этот закон, назвать границы применимости закона. Усвоение закона на II уровне предполагает, что учащийся может объяснить его смысл, объяснить отраженные в законе причинно-следственные связи, определить место и значение закона в системе законов Ньютона. Усвоение закона на III уровне предполагает, что учащиеся могут решать тренировочные задачи на применение формулы второго закона Ньютона по известному алгоритму; экспериментально устанавливать зависимость ускорения тела от его массы и от действующей на него силы, работая по предложенной учителем инструкции; применять закон к объяснению явлений, наблюдаемых в жизни (движение при действии силы тяготения, силы трения и пр.). Усвоение закона на IV уровне предполагает, что учащийся может решать нестандартные задачи, самостоятельно планировать и осуществлять эксперимент по изучению закона. Следует отметить, что, во-первых, IV уровень усвоения является индивидуальным, усвоение знаний всеми учащимися на этом уровне невозможно и не требуется и, во-вторых, перевод знаний с I уровня на более высокие осуществляется постепенно. В частности, сразу после объяснения нового материала он усваивается на I уровне, затем приходит понимание, потом формируются умения. В курсе физики по каждой теме выделены основные, обязательные для усвоения элементы знаний и элементы знаний, являющиеся второстепенными, которые учитель вводит и объясняет, но может спрашивать не у всех учащихся. Именно усвоения основного материала следует добиваться от учащихся, не загружая их память множеством частных фактов. В объяснительной записке к программе по физике для общеобразовательной школы говорится о том, что к основному для всего курса материалу относятся законы сохранения (энергии, импульса, электрического заряда); для курса физики основной школы -молекулярно-кинетические и электронные представления, понятия массы, плотности, силы, энергии, законы Паскаля и Ома; для механики - идеи относительности движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона; для молекулярной физики - основные положения молекулярно-кинетической теории, основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа, первый закон термодинамики; для электродинамики - учение об электромагнитном поле, электронная теория, законы Кулона и Ампера, явление электромагнитной индукции; для квантовой физики - квантовые свойства света, квантовые постулаты Бора, закон взаимосвязи массы и энергии. В основной материал входят и важнейшие следствия законов и теорий, их практическое применение. В программе по физике также определен по каждому классу круг основных вопросов, знание которых необходимо учащимся. К ним относятся: - физические идеи, опытные факты, понятия, законы, которые учащиеся должны уметь применять для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств и т.д.; - приборы и устройства, которыми учащиеся должны уметь пользоваться; физические величины, значение которых они должны уметь определять опытным путем, и др.; - основные типы задач, формулы, которые учащиеся должны уметь применять при решении вычислительных и графических задач; физические процессы, технические устройства, которые могут являться объектом рассмотрения в качественных задачах. Осознанному и прочному усвоению учащимися знаний способствует применение учителем определенных технологий обучения. Оно достигается благодаря глубокому научному изложению основ физики с применением необходимых средств обучения, в том числе современных компьютерных, активных методов обучения и таких форм организации учебной деятельности учащихся, которые предполагают сочетание их групповой или коллективной работы с индивидуальной самостоятельной поисковой деятельностью с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
|