![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование научного мировоззрения
В школьном возрасте интенсивно происходит процесс становления личного мировоззрения учащихся. Человек определяет свое место в мире, и решает он эту задачу по-разному в зависимости от множества причин: характера и содержания внешних воздействий на его личность, а также собственно личностных особенностей восприятия и осмысления окружающего мира. По-видимому, существуют объективные причины того, что каждый человек в большей или меньшей степени склонен к научному, религиозному или мистическому мировоззрению. Социологические исследования показывают, что в действительности в мировоззрении отдельного человека чаще всего присутствуют и сложным образом соединяются элементы и научного, и религиозного, и мистического миропонимании. Причем в ряде случаев сложно установить даже, есть ли преобладание одного из них. В процессе обучения и при взаимодействии с миром в целом каждый человек должен сам для себя решить проблему выбора той или иной мировоззренческой концепции, что не исключает возможности в дальнейшем ее изменить. Роль учителя состоит в том, чтобы оказать учащемуся помощь в выборе мировоззренческой концепции. Следует иметь в виду, что непроизвольно, интуитивно учитель проявляет в своей работе личное мировоззрение и при определенных условиях у учащихся может формироваться мировоззрение, во многом сходное с мировоззрением учителя. Однако возникает вопрос: должен ли учитель сознательно и целенаправленно оказывать специальное воздействие на процесс становления личного мировоззрения учащихся и имеет ли он вообще на это право? Может быть, попытка повлиять на мировоззрение ученика - это ограничение свободы его личности? На поставленные вопросы можно ответить следующим образом. В соответствии с современным пониманием свободы совести учитель, как и любой другой человек, имеет право не только разделять ту или иную мировоззренческую концепцию, но и передавать свое понимание мира и отношение к нему окружающим его людям (разумеется, если его мировоззрение не является опасным для человека или природы). Более того, если учитель физики проводит работу по формированию мировоззрения учащихся, то, как будет показано далее, это оказывает существенное влияние на процесс собственно овладения учащимися физическими знаниями, и, кроме того, без специального внимания со стороны учителя к формированию мировоззрения учащихся для многих из них может остаться нерешенным вопрос о необходимости изучения курса физики вообще. Так, изначально не ясно, нужно ли изучать физику учащимся гуманитарного класса, училища художественного направления или спортивной школы. Ведь в отличие, например, от учащихся классов биолого-химического или технического профиля, гуманитариям, художникам (в широком смысле слова) и спортсменам не удастся показать непосредственную связь физики с их будущей профессией и таким образом обосновать необходимость ее изучения. Только если учащиеся почувствуют, что изучение физических явлений и законов помогает им в понимании окружающего мира, возникнет мотив ее изучения. Важными характеристиками мировоззрения, формируемого при обучении основам наук, и в частности физике, выступают научность и гуманистичность мировоззрения. Однако в основе научного мировоззрения как противоположности религиозного и мистического мировоззрений могут лежать разные системы философских взглядов. Учитель физики может иметь то или иное мировоззрение, но с большой вероятностью в основе его мировоззрения лежит диа-лектико-материалистический подход к пониманию природы. Это связано с тем, что диалектико-материалистическая философская концепция как достаточно распространенное философское направление оказывается вполне приемлемым для многих естествоиспытателей. В рамках этой концепции «обсуждаются» такие принципиальные философские категории, как материя и движение, взаимодействие, причина и следствие и др. Физика как фундаментальная наука о природе оперирует этими понятиями, и ее изучение способствует их усвоению. Все это и определяет правомерность рассмотрения диалектико-материалистического подхода к формированию мировоззрения на уроках физики. Мировоззрение является важнейшим компонентом структуры личности. Оно включает систему обобщенных взглядов о мире, о месте человека в нем, а также систему взглядов, убеждений, идеалов, принципов, соответствующих определенному миропониманию. Специфика мировоззрения может быть установлена, если рассмотреть объект и форму отражения мира, которые характерны для мировоззрения как одной из форм личного сознания. Поэтому подчеркнем, что предмет или объект отражения для мировоззрения - это практически весь мир - и материальный, и духовный. Можно выделить такие аспекты мировоззрения, как естественнонаучный, социальный, гуманитарный и гносеологический, в соответствии с такими аспектами действительности, как природа, общество, человек и процесс познания. Отражение всех этих аспектов действительности происходит в форме обобщенных знаний (знаний, имеющих философский характер) и, как уже упоминалось, в форме взглядов, убеждений и пр., играющих определяющую роль в поведении, в деятельности человека. Именно мировоззренческие установки личности определяют иерархию мотивов личности, помогают сделать выбор в конкретных жизненных ситуациях в соответствии со своими убеждениями. Можно считать, что в первом приближении основной вклад изучения курса физики в формирование мировоззрения состоит в создании у учащихся определенных системных философски осмысленных знаний о природе и процессе ее познания человеком, т.е. в формировании фундамента естественнонаучного и частично гносеологического аспектов мировоззрения. Однако представляется важным и интересным не только влияние изучения физики на становление мировоззрения. Существует и влияние складывающихся философских знаний на формирование знаний собственно физических. Это связано с тем, что в случае, когда каждое вновь приобретаемое конкретное научное знание включается в систему знаний и осмысливается с обобщенных философских позиций, это знание усваивается личностью более глубоко, осознанно и мотивированно. Основные направления или компоненты формирования мировоззрения при обучении физике можно выделить в соответствии с тем, что уже было сказано о мировоззрении в целом. Первым компонентом можно считать формирование фундамента мировоззрения - системы обобщенных, имеющих философское звучание, знаний о природе и ее познании человеком. Если избран диалектико-материалистический подход к формированию мировоззрения учащихся, то в фундамент мировоззрения включаются три группы философских обобщений, касающихся материальности, диалектичности и познаваемости мира. К первой группе относятся идеи материи и движения, их взаимосвязи, неуничтожимости и несотворимости, пространственно-временного существования; идеи взаимодействия, материального единства мира и пр. Ко второй группе относятся идеи всеобщей связи явлений, существования определенных законов диалектики, которым подчиняется движение материи и пр. В третью группу входят категория истины во всех ее аспектах, закономерности процесса познания и т.п. Для того чтобы в дальнейшем говорить о конкретной работе учителя физики по формированию мировоззрения учащихся, надо определить, что означают слова «знания, осмысленные с философских позиций». Речь идет о том, что конкретное научное знание может быть неразрывно связано с важнейшими философскими идеями. Например, если ученик знает формулировки первого и второго законов Ньютона, то это физические знания. Если же ученик понимает, что первый закон Ньютона связан с идеей неуничтожимости и несотворимости движения, а второй закон Ньютона отражает причинно-следственные связи явлений, то такие знания уже имеют философское, мировоззренческое содержание. Если знания «окрашиваются» чувствами, появляется личное отношение к знаниям, то можно назвать это взглядами личности. Если же человек уверен в истинности своих взглядов, стремится и умеет отстаивать свою точку зрения, то можно говорить и об убеждениях по определенным вопросам. Конечно, такое толкование взглядов и убеждений - сложных психологических образований является достаточно упрощенным, однако можно это толкование считать допустимым для решения практической задачи -выявления структуры деятельности учителя физики по формированию мировоззрения учащихся. Итак, вторым компонентом этой деятельности будем считать формирование взглядов и убеждений, соответствующих диалектико-материалистическому пониманию природы и процесса ее познания.
![]() В условии задачи содержится минимальное, но все же вполне ощутимое «препятствие» для ученика: на вопрос нельзя ответить, не зная начальной скорости. Помимо обобщенных знаний, взглядов и убеждений, им соответствующих, у учащихся должен быть сформирован определенный стиль мышления. Если поставлена задача формирования диалектико-материалистического миропонимания, то ему соответствует диалектический стиль мышления. Поэтому в качестве третьего компонента формирования мировоззрения можно выбрать развитие диалектического мышления учащихся. Такое мышление отличается рядом характерных черт. Ядром диалектического мышления выступает умение мыслить противоречиями. Следовательно, на уроках физики надо стремиться научить учащихся «видеть» единство и борьбу противоположностей в физических явлениях и использовать это «видение» в процессе познания.
|