Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование у учащихся мотивов учения и познавательных интересов






Формирование у учащихся мотивов учения тесно связано с за­дачей развития мышления и является предпосылкой ее решения.

Мышление так же, как учебно-познавательная деятельность в целом и любая другая деятельность, вызывается потребностями, которые превращаются в мотивы, стимулирующие эту деятель­ность.

Мотив (побудительная причина, довод в пользу чего-либо, повод к какому-либо действию) рассматривают как интегральное свойство личности (сплав интеллектуальных, волевых и эмоциональных ка­честв), как причину, побуждающую учебную деятельность разно­го содержания и характера, как исходный момент учебной дея­тельности.

Мотивы можно разделить на две большие группы: социальные (широкие, узкие, социального сотрудничества) и познавательные (общие, предметные, самообразовательные) (см. табл. 8).

Социальные мотивы - побуждения, связанные с различными взаимодействиями учащихся с другими субъектами как в данный момент, так и в будущем.

Познавательные мотивы - побуждения, связанные с содержа­нием и процессом учебной деятельности.

Одним из наиболее действенных познавательных мотивов яв­ляется познавательный интерес.

«Сущность познавательного интереса заключается в стремле­нии школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко и основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом


Таблица 8

 

Социальные мотивы Познавательные мотивы
Широкие- стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу (мотивы социальной необходимости, ответственно­сти, подготовки к профессии) Узкие- стремление занять опре­деленное место среди других (мотивы благополучия, социаль­ного одобрения, престижа) Социального сотрудничества-стремление сотрудничать с учи­телем, учащимися и др. Общие- интерес к методам позна­ния, к приемам самостоятельной работы, к рациональной организа­ции учебного труда и т.п. Предметные- ориентируют уча­щихся на овладение новыми зна­ниями по тому или иному предмету Самообразовательные - направлен­ность на самостоятельное совершен­ствование знаний и саморегуляцию в учебной деятельности

своего интереса»1. Познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, а на более высоком уров­не он становится свойством личности, т.е. переходит в эмоцио­нально-познавательную направленность личности.

Интересы имеют индивидуальный характер. Учащиеся разли­чаются как по качеству интересов, так и по их характеру (по сте­пени выраженности, устойчивости, глубины и т.п.).

В процессе развития познавательного интереса можно выде­лить три основных этапа. Первым этапом является возникнове­ние любопытства, являющегося естественной физиологической реакцией на все новое. На втором этапе при создании опреде­ленных условий любопытство может переходить в любознатель­ность. По своему психологическому содержанию любознатель­ность близка к интересу. Отличается она от интереса неустойчи­востью, слабой направленностью, диффузностью. Однако про­буждение любознательности является одним из наиболее значи­мых результатов педагогического воздействия, способствующе­го формированию устойчивого интереса, который появляется на третьем этапе.

Таким образом, существует два вида интереса, связанные меж­ду собой: эпизодический, или ситуативный, и стойкий, переходя­щий при благоприятных условиях в личностную направленность обучаемого. Эпизодический интерес, как правило, обусловливает­ся методами преподавания нового материала, а также и его со­держанием. В отличие от эпизодического интереса устойчивый интерес, ставший направленностью личности, существенным об­разом не зависит от методов преподавания материала, а целиком определяется его содержанием.

Познавательный интерес развивается наиболее эффективно в том случае, если он проходит последовательно выделенные этапы:

1 Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971. - С. 24.


любопытство - любознательность - эпизодический интерес - ус­тойчивый познавательный интерес - направленность личности.

На всех этапах своего развития познавательный интерес харак­теризуется тремя чертами:

1) положительным эмоциональным отношением к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем,
что мы называем радостью познания;

3) наличием мотива, непосредственно идущего от самой дея­тельности, другими словами, это означает, что деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься независимо от других мотивов (долга, необходимости и пр.), которые могут по­мочь возникновению интереса, но сами по себе в отдельности не определяют его сущности.

Интерес, возникающий к предмету познавательной деятель­ности (под предметом познавательной деятельности в данном случае понимается как объект изучения, так и сама деятель­ность, связанная с его изучением), может быть поддержан раз­личными путями. Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно:

- создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации;

- накопление минимума знаний и некоторого опыта, дающего возможность начать соответствующую деятельность.

Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким обра­зом, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получе­нии новой информации.

Само содержание школьного курса физики является одним из источников формирования познавательных интересов. Этому способствуют такие особенности учебного предмета физики, как логическая стройность и красота физических теорий, возмож­ность экспериментальной проверки основных теоретических по­ложений, парадоксальность физических знаний, красота и лако­ничность физического «языка», возможность прогнозирования физических явлений и опытов.

К особенностям учебного предмета «физика» можно отнести и его социально-практическую значимость; элементы новизны при получении новых знаний путем логического анализа изученных явлений и законов; жизненную значимость содержания учебного материала; возможность применения полученных знаний на прак­тике и при изучении других предметов; неожиданность (для уча­щихся) многих выводов из изученных закономерностей, результа­тов решения задач, данных, полученных при выполнении лабора­торных работ; возникновение эстетических переживаний при де­монстрации физических опытов и явлений.

Занимательность при изучении физического материала может быть реализована через создание особых ситуаций, подбор со-


держания изучаемого материала и форм его изложения. Я.И.Пе-рельман (автор «Занимательной физики») выделил следующие приемы, способствующие формированию познавательного ин­тереса:

1) иллюстрация положений науки событиями современности;

2) привлечение примеров из техники;

3) использование художественной литературы, легенд, сказаний;

4) рассмотрение различных фантастических ситуаций;

5) использование софизмов и парадоксов;

6) анализ бытующих предрассудков;

7) неожиданные сопоставления;

8) рассмотрение примеров, взятых из повседневной жизни;

9) анализ математических «фокусов», использование подвиж­ных и настольных игр;

 

10)обсуждение примеров использования физических законо­мерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино;

11)экскурсы в историю науки.

Формирование мотивов учения и развитие познавательных ин­тересов способствуют решению других задач обучения физике -формированию глубоких и прочных знаний, мировоззрения, раз­витию мышления.


Раздел II

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

КУРСА ФИЗИКИ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал