![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пропедевтика физических знаний в курсах естествознания
Преобразования в системе общего образования, происходящие в стране в настоящее время, вызывают необходимость серьезных изменений в подготовке учащихся к изучению систематических курсов средней школы. В частности, необходима серьезная модернизация пропедевтики физики как в начальной школе, так и в V-VI классах основной школы, осуществляемая сегодня в рамках различных вариантов курса «Естествознание». Формирование в школе первоначальных представлений о природных явлениях и процессах, об объектах, участвующих в них, начинаясь с первых классов, вступает в определяющую фазу именно к V-VI классам, когда учащимися уже накоплен достаточный жизненный опыт, когда у них сформированы определенные навыки наблюдений, развит достаточный математический аппарат, когда в силу своих возрастных возможностей они уже способны строить достаточно сложные причинно-следственные связи и даже моделировать объекты и несложные явления. Как подчеркивают ряд отечественных психологов - Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др., именно в этом - младшем подростковом -возрасте наступает сенситивный период для перехода в учебной деятельности на качественно новый уровень. Важность и уникальность младшего подросткового возраста для достаточно полного формирования первоначальных естественнонаучных представлений, для развития интереса к изучению природы отмечают и зарубежные исследователи. Необходимость включения достаточно серьезного физического материала в пропедевтические курсы сегодня диктуется несколькими причинами. Одна из этих причин - традиционная. Жизненный опыт учащихся (в частности, физические знания, полученные вне школы), как правило, опережает содержание учебных программ. А отсутствие учета собственного опыта учащихся при формировании содержания обучения, как отмечают многие авторы (см., например, работу А.В.Усовой [46]), может привести не только к утрате интереса к изучаемому материалу, но и к тому, что у учащихся сформируются ложные донаучные представления, которые станут серьезной помехой при формировании соответствующих физических понятий. Другая причина обусловлена реструктуризацией общеобразовательной школы. Поскольку, оканчивая основную школу, все учащиеся должны получить образование в рамках Государственного стандарта, то фактическая нагрузка на систематические курсы основной школы увеличивается: часть материала из программ старшей школы переходит в программы основной. Чтобы не перегрузить эти программы, необходимо по возможности некоторые вопросы вынести на более младшие классы. Что касается физики - это именно V и VI классы. Основные трудности в обучении физическому материалу младших подростков возникают при формировании у них научных понятий, несмотря на то, что понятия формируются до уровня научных представлений. Причем существуют трудности, как общие для всех понятий, так и специфические для отдельных групп. К общим трудностям относятся, прежде всего, те, что возникают у учащихся при формировании понятий об объектах и явлениях, которые невозможно представить образно. Подобные трудности возникают, например, при работе практически над всеми понятиями, связанными со строением вещества. Тот факт, что понятия формируются до уровня научных представлений, затрудняет учащимся возможность выделения существенных признаков, отделения их от несущественных. Например, как показывают исследования, у большинства учащихся понятие «температура» ассоциативно связано в первую очередь с термометром. Трудности в изучении физического материала в V-VI классах в значительной мере могут быть преодолены при условии учета общих закономерностей процесса усвоения понятий учащимися, учета возрастных и индивидуальных особенностей младших подростков и на этой основе совершенствования методики формирования и развития понятий. История изучения физического материала младшими подростками в нашей стране насчитывает более двух веков. Изучался физический материал, как правило, в рамках интегрированных естественнонаучных курсов. Вопрос об определении содержания физического материала, включаемого в тот или иной курс, о методах его преподавания решался в зависимости от целей и задач конкретного курса, а также и от общих естественнонаучных представлений соответствующего периода времени. К середине 80-х годов наибольшее распространение в нашей стране имел пропедевтический курс «Природоведение - 4 (5)». Курс этот включает некоторую долю физического материала (тепловые явления, световые явления и др.), однако является чисто описательным, содержит малое число лабораторных опытов и не может претендовать на более или менее приемлемое решение многих задач, стоящих перед ним: развитие логического мышления, формирование представлений о методологии естествознания, а также первоначальных экспериментальных навыков и т.д. По этой причине становится очевидной необходимость замены этого курса новыми естественнонаучными курсами, призванными обеспечить пропедевтику систематических естественнонаучных курсов, в первую очередь физики. Об этом, в частности, идет речь в опубликованной в 1988 г. «Концепции курса «Естествознание»1. В концепции также отмечается, что место новых курсов в учебном плане и возрастные возможности учащихся ограничивают глубину и полноту формируемых знаний и практических умений, которые не будут завершенными, однако станут основой естественнонаучного миропонимания и создадут базу для дальнейшего обучения в рамках систематических естественнонаучных курсов в основной школе. Руководствуясь данной концепцией, три коллектива авторов из АПН СССР разработали свои варианты программы курса «Естествознание», каждый из которых включает довольно обширный физический материал: тепловые, световые и другие физические явления, вопросы строения вещества, понятия энергии и работы и др. Причем ряд физических вопросов рассматривается в самостоятельных разделах программ, а другие включены, например, в биологические или географические разделы. Каждая из программ предусматривает большое число лабораторных экспериментов, наблюдений, а по третьему варианту каждый учебный год завершается полевым практикумом. Примерно в это же время в нескольких школах Москвы в рамках экспериментального учебного плана «Экология и диалектика», разработанного коллективом авторов под руководством Л.В.Тарасова, началось изучение в V-VI классах курса «Окружающий мир», который также дает учащимся, наряду с другими, начальные знания по физике. С 1988 г. началась экспериментальная проверка интегрированного естественнонаучного курса «Физика. Химия. 5-6», разработанного А.Е.Гуревичем, Д.А.Исаевым и Л.С.Понтак2. Реализация этого курса в практике общеобразовательной школы по сравнению с курсами «Естествознание» и «Окружающий мир» проще,
2 См.: Гурееич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика и химия: Учебник для 5-6 кл. общеобразовательных учебных заведений. - М., 1997. поскольку преподавать этот курс может учитель физики практически без специальной переподготовки, а только используя методические и дидактические материалы. В рамках курса «Физика. Химия» рассматривается обширный физический материал: вопросы строения вещества, тепловые, световые, электромагнитные явления и т.д. Учащиеся знакомятся с различными физическими явлениями как в рамках специальных разделов программы, так и при изучении материала о литосфере, мантии и ядре земного шара, гидросфере, атмосфере и т.д. Благодаря множеству демонстраций физических явлений на примерах из биологии, географии, астрономии, авторы стремятся достичь интеграции естественнонаучных представлений учащихся. Перечисленные выше новые курсы на сегодняшний день получили наибольшее распространение в школах Российской Федерации. Характерной их особенностью является то, что значительное время на уроках и в домашних заданиях в любом из этих курсов отводится для опытов учащихся, для наблюдений за явлениями природы. Наряду с курсами, программы которых опубликованы, для которых изданы учебники, методические и дидактические материалы, в некоторых школах пропедевтика физики в V-VI классах осуществляется в рамках программ, самостоятельно разработанных учителями. Как показывает анализ этих программ, они ни по содержанию, ни по объему принципиально не отличаются от официально утвержденных и рекомендованных. Опыт практического применения новых курсов в V-VI классах убедительно свидетельствует в пользу включения физического материала в такие курсы. Учебный материал доступен учащимся. Учащиеся, как правило, с большим интересом изучают физические явления, выполняют опыты и наблюдения, практические работы. Кроме того, биологические, географические и другие естественнонаучные понятия формируются у учащихся гораздо полнее и глубже именно при условии рассмотрения широкого круга физических вопросов в рамках того же интегрированного курса.
|