![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое образование учащихся в процессе обучения физике
Экология (от греческих слов ойкос - дом и логос - учение) - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды. Основным понятием экологии является экосистема. Термин «экосистема» предложил эколог А.Тенсли в 1935 г., охарактеризо- вав это понятие следующим образом: экосистема - это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды. Экосистемами являются, например, муравейник, участок леса, территория фермы, кабина космического корабля, географический ландшафт или даже весь земной шар. Возникновение экологических проблем обусловлено социально-экологическими факторами, и решение их должно реали-зовываться не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностных взглядов по отношению к окружающей среде. Фактически речь идет о формировании нового менталитета развития общества, когда общественно-экологическое сознание является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося полной гармонией человека и окружающей среды. Экологическое образование официально принято как одно из приоритетных направлений природоохранной политики. Юридически данная позиция закреплена Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды», Указом Президента Российской Федерации от 04.02.94 № 236 «О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Важнейшим показателем развития уровня цивилизации является специфическое (человеческое) отношение к природе, когда биосфера не просто «среда» физического существования человека, а основа социально-экономического и социально-культурного развития общества. Экология в последние десятилетия из науки, объектом которой являлись взаимоотношения организмов с условиями среды, трансформировалась в науку, исследующую взаимоотношения человека и человеческого общества с окружающей средой. Это резко изменило роль экологии и ее значение для человечества, поставило перед ней принципиально новые задачи, возложило на нее ответственность за прогрессивное развитие человеческого общества в условиях вполне реальной угрозы глобально-экономического и экологического кризиса. Экологические проблемы относятся к общепланетным, глобальным проблемам современности. Но решение глобальных проблем может происходить лишь с учетом достижений современной науки. Причем в силу двойственного «социоприродного» характера этих проблем решение их возможно только на основе синтеза знаний и закономерностей в области общественных, естественных и технических наук. Таким образом, современная экология выступает как научная дисциплина нового типа, т.е. комплексная дисциплина. На основе этого условно можно выделить три взаимодополняющие области экологических исследований: социальная экология, глобальная экология и экология человека. Экологическое образование, сложившееся в настоящий момент времени в нашей стране, - это прежде всего общее и специальное образование, которое соответствует по содержанию и форме каждому этапу непрерывного обучения, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая профильными высшими учебными заведениями. Экологическое образование предусматривает также широкую пропаганду через средства массовой информации и деятельность внешкольных учебных заведений научных знаний об охране природной среды и воспитание бережного отношения к ней. Таким образом, существует как бы «формальное» и «неформальное» экологическое образование. «Формальное» экологическое образование включает в себя четыре основных уровня: - первый уровень предусматривает пропаганду знаний в области отношений между человеком и природой в рамках дошкольного - второй уровень связывается со школьным образованием и учитывает проблемы охраны природы и рационального природопользования (как правило, обсуждается на специальных уроках физики, химии, биологии, географии и т.д.); - третий уровень - это уровень экологического образования, который достигается в средних специальных учебных заведениях, где - четвертый уровень предполагает природоохранное просвещение всех специалистов, повышающих свою квалификацию. Для того чтобы понять, какие из экологических проблем могут затрагиваться на уроках физики, необходимо кратко остановиться на терминологии и основных закономерностях данной науки. К великим экологам прошлого можно отнести К. Линнея, который создал удобную для практического использования классификацию видов растений и животных и смог систематизировать сведения об их условиях жизни. Ж. Б.Ламарк дал впервые определение биосферы как единства «живого» и «неживого» на нашей планете. Т.Мальтус математически описал закономерности роста числа организмов одного вида и дал «грустный» прогноз последствий хозяйственной деятельности человека без ограничения численности населения. Ч.Дарвин, опираясь на идеи Мальтуса, создал учение о естественном отборе, который исключает перенаселение в природе за счет отмирания более слабых особей. Он объяснил отличие естественного отбора в природе, когда преимущество получает самый приспособленный организм, от искусственного отбора, который проводит человек при выведении сортов растений и пород животных. К основным экологическим «законам» можно отнести положения, сформулированные в начале 70-х годов американским экологом Б.Коммонером. Эти положения стали называть «законами», хотя больше они похожи на поговорки с экологическим содержанием. Вот эти законы: 1. Все связано со всем. Это закон об экосистемах и биосфере. 2. Все надо куда-то девать. Закон о том, что любая деятельность человека на планете неизбежно приводит к образованию производственных отходов, которые необходимо каким-то образом уничтожать. 3. За все надо платить. Это всеобщий закон рационального природопользования. 4. Природа знает лучше. Это самый важный закон. Не следует забывать, что сам человек является биологическим видом, т.е. он сам является частью природы, а не ее властелином. В настоящее время структуру экологии можно представить в виде двенадцати взаимосвязанных направлений, входящих в состав одной науки, которая называется общей экологией. 1. Биосферная экология изучает глобальные изменения на на шей планете в результате деятельности человека. 2. Лесная экология изучает способы использования ресурсов лесов. 3. Экология тундр изучает влияние на экосистемы добычи нефти и газа. 4. Экология морей изучает влияние хозяйственной деятельности 5. Сельскохозяйственная экология изучает способы получения сельскохозяйственных продуктов без истощения почв и лугов. 6. Промышленная экология изучает влияние выбросов промышленных предприятий и возможности уменьшения этого влияния за 7. Городская экология изучает возможности улучшения среды обитания человека в городе. 8. Медицинская экология изучает болезни человека, связанные с 9. Математическая экология модулирует экологические процессы, которые могут произойти при изменении тех или иных экологических условий.
10. Химическая экология разрабатывает методы определения веществ-загрязнителей, попадающих в окружающую среду. 11. Экономическая экология разрабатывает экономические механизмы рационального использования природных ресурсов и оценки их стоимости. 12. Юридическая экология разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Роль школьного курса физики в осуществлении решения проблем экологического образования велика. Вопросы экологии естественным образом могут входить в содержание курса физики, поскольку физика как наука с ее закономерностями лежит в основе теоретической базы большинства отраслей современной техники и имеет широкое и разнообразное применение в человеческой деятельности. Особо следует отметить роль физики в создании приборов и устройств, позволяющих осуществлять экологический мониторинг не только в рамках отдельного региона, но и в рамках всей Земли. Школьная физика имеет свою логику изложения. Традиционно в ней рассматриваются вопросы механики, молекулярной физики, электродинамики, оптики, атомной и ядерной физики, в которые естественным образом могут войти вопросы экологического содержания. В рамках биосферной экологии можно ознакомить учащихся с вопросами загрязнения и самоочищения атмосферы; с методами понижения концентрации вредных веществ в атмосфере методом рассеивания; с парниковым эффектом, связанным с глобальным потеплением атмосферы Земли в результате повышения в ней содержания углекислого газа; с поведением озонового слоя Земли, который защищает от жесткого ультрафиолета биологические объекты на Земле; с физическими методами контроля за состоянием атмосферы; с методами глобального контроля за процессами, происходящими в биосфере Земли, с орбитальных космических станций и спутников. В рамках промышленной экологии могут быть рассмотрены вопросы очистки газопылевых выбросов и их рассеяния через высокие трубы; вопросы энергетики предприятий и их влияния на экологию; аспекты выработки электроэнергии на тепловых, гидро- и атомных электростанциях; вопросы поиска альтернативных экологически чистых способов получения электроэнергии. Также в школьном курсе могут быть затронуты вопросы городской и сельскохозяйственной экологии, которые являются актуальными для данного региона. Вопросы химической, юридической и экономической экологии могут найти свою реализацию через решение задач по физике, в содержание которых включены вышеперечисленные аспекты. Пути реализации экологического обучения на уроках физики таковы: - объяснение учителем физических закономерностей, лежащих -демонстрация приборов и комплектов, позволяющих осуществлять экологический мониторинг в месте проживания; - проведение занятий на природе с целью показа результатов -демонстрация фрагментов фильмов, показывающих влияние человеческой деятельности на экосистему; - организация самостоятельной деятельности учащихся по экологическому мониторингу и вовлечение их через телекоммуникационные сети в реализацию различных международных проектов экологического содержания. Одной из важных форм внеклассной работы по физике с экологическим содержанием может быть создание школьной экологической лаборатории, в процесс организации которой могут быть вовлечены практически все учителя-предметники. Опыт создания таких экологических центров существует как в нашей стране, так и за рубежом. Важной задачей экологического образования на уроках физики является развитие мышления учащихся в области разумного природопользования и охраны окружающей среды. Кроме сообщения научно-практических знаний в данной области обучения необходимо уделить внимание формированию экологического мировоззрения у учащихся, которое будет способствовать в дальнейшем решению экологических проблем.
|