Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы отбора содержания курса физики и его структурирования
Проблема содержания учебного предмета, его соотношения с содержанием соответствующей науки является до сих пор дискуссионной. Тем не менее в дидактике сложилось определенное представление о его дидактической модели. На схеме 6 приведена модель учебного предмета «физика», которая включает два блока: содержательный и процессуальный. Схема 6
В содержательный блок входят основные предметные знания, в данном случае физические, такие, как факты, понятия, законы, теории, физическая картина мира. В него входят также и вспомогательные внепредметные знания. Иногда вспомогательные знания включают в процессуальный блок, полагая, что они выполняют функции средства усвоения научных знаний, обеспечивающего развитие и воспитание учащихся на базе этих знаний. Однако, учитывая, что в цели обучения физике входит формирование у учащихся методологических, мировоззренческих, исто-рико-научных, оценочных знаний, формирование у них межпредметных знаний и общих способов деятельности на межпредметной основе, эти знания становятся содержанием курса физики и поэтому их целесообразно включить в содержательный блок. В процессуальный блок входят способы теоретической и практической деятельности или, иными словами, умения применять знания к решению разного рода учебных задач. К этому же блоку относятся формы организации процесса формирования у учащихся знаний и умений. Эти формы (урок, лекция, семинар, практикум и др.) в большей степени относятся к учебному предмету, а не к учебному курсу. В программах по физике указаны эти формы в виде лабораторных работ и практикума, а иногда и в виде семинарских занятий. Положения, отражающие взаимосвязь между наукой и учебным предметом, сформулированы Л.Я.Зориной [42]. Эти положения могут быть применены к физике: - физическая наука как система знания отражается во всех эле- - все элементы физики-науки, в которых фиксируется научное - основные структурные элементы физической науки (факты, по- -дидактические единицы определяют процесс обучения (методы, формы и средства); предметное и внутрипредметное содержание; способ организации материала, логику его представления (структуру); - физическая наука влияет на формирование личности В содержании учебного предмета наука отражается не только как система знаний, но и как деятельность. В частности, наука-физика как деятельность включается в содержание учебного предмета в качестве его элемента через систему методологических знаний (знания о процессе и методах познания); через поисковую деятельность учащихся, соответствующую этапам и логике научной деятельности (наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, экспериментальная проверка гипотезы, теоретическое обоснование, выводы); через приемы обучения, соответствующие методам науки (например, использование наблюдения или теории для получения нового знания); через определенную организацию познавательной деятельности учащихся, которая соответствует переходу от явления к его сущности и от сущности к явлению. Таким образом, физика-наука является источником содержания'' физики -учебного предмета. Другими источниками формирования содержания учебного предмета являются знания о процессе обучения (о методах, формах и средствах обучения) и знания о закономерностях процесса усвоения. При отборе содержания курса физики учитывают определенные факторы1. 1 Источники содержания образования - те объекты, содержание которых в том или 2 Факторы - те обстоятельства, которые влияют на конструирование содержания Основным фактором, действующим при конструировании содержания курса физики, являются цели обучения (см. гл. 1). На отбор содержания влияют также такие факторы, как познавательные возможности учащихся, их способности и интересы. Для достижения целей образования при отборе содержания руководствуются определенными принципами и критериями1 (см. схему 7). Схема 7
Существуют общие принципы конструирования содержания образования, которые распространяются и на содержание физического образования. К ним относятся: принцип соответствия общего среднего образования во всех элементах и на всех уровнях его конструирования потребностям общественного развития; принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Принципы - положения, указывающие общие направления деятельности по формированию содержания образования. Критерии реализуют процедуру конструирования, отбор учебного материала, его последовательность.
Помимо названных существуют дидактические и частно-методические принципы конструирования курса физики (отбора содержания и его структурирования). К дидактическим принципам относятся принципы: - направленности обучения на комплексное решение задач об-разования, воспитания и развития; - научности; - систематичности и последовательности; - системности; - межпредметных связей; - связи теории с практикой, обучения с жизнью; - политехнизма и профессиональной направленности; - наглядности; - доступности; - индивидуализации и дифференциации; - мотивации и создания положительного отношения к учению. Содержание указанных выше дидактических принципов раскрыто в учебниках педагогики, поэтому остановимся только на некоторых и рассмотрим соответствующие им критерии отбора содержания курса физики и его структурирования. Так, критериями научности являются: соответствие содержания курса физики современному уровню развития физической науки, отражение в содержании общих методов научного познания, соответствие логики изложения материала закономерностям научного познания. Принцип системности знаний предполагает формирование в сознании учащихся структурных связей, адекватных связям между знаниями внутри научной теории, в отличие от принципа систематичности, который предполагает установление логических связей между элементами знаний. Для того чтобы знания учащихся были системными, необходимо в содержание курса физики включать специальные методологические знания, состоящие из трех групп: общенаучные термины, знания о структуре знаний (о теории, законе, понятии, научном факте, эксперименте, прикладном знании), знания о методах познания (эмпирического познания - наблюдение, эксперимент и теоретического познания - идеализация, моделирование, аналогия, мысленный эксперимент). Принцип профессиональной направленности обучения был разработан в профтехпедагогике, и в ней он является ведущим. Этот принцип значим при конструировании курса физики для школ и классов различных профилей, особенно технического. Принцип профессиональной направленности в его достаточно узком пони- мании предполагает осуществление взаимосвязи содержания общеобразовательных предметов с содержанием общетехнических и профессионально-технических дисциплин. Эта связь может осуществляться в рамках варьируемого компонента содержания учебного предмета, в том числе физики. Реализацией этого принципа может служить введение в курс физики профессионально значимого материала на основе анализа содержания общетехнических и специальных дисциплин при условии сохранения логической целостности курса физики и введение в содержание курса физики профессионально значимых умений или видов деятельности. Понимание принципа наглядности претерпевает в настоящее время определенные изменения. Его эволюция связана, с одной стороны, с исследованиями психологов, которые утверждают, что наглядность в традиционном смысле является исходным моментом обучения преимущественно в младших классах, в старших же классах чаще используется исторический, а также теоретический (дедуктивный) подход. С другой стороны, изменяется понимание наглядности в методологии науки. В современной физике, в частности, изучаются объекты и явления, недоступные непосредственному наблюдению, для передачи информации о них создают знаковые системы, специально ориентированные на передачу информации в зрительно-наглядной форме. К таким средствам наглядности относятся диаграммы Фейнмана, использующиеся для описания микропроцессов. Средствами наглядности являются также мысленный эксперимент и моделирование, играющие важную роль в теоретическом познании. В обучении они играют такую же роль, что и в научном познании. Соответственно деятельность, связанная с моделированием и мысленным экспериментированием, должна входить в содержание курса физики. Принципы дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся и дифференциация и индивидуализация как пути реализации этих принципов рассмотрены в 15.1. К частно-методическим принципам конструирования курса физики относят принципы ступенчатого построения курса, генерализации и цикличности. Принцип ступенчатого построения курса физики предполагает, что он состоит из нескольких ступеней. Их может быть две, как в отечественной школе, или больше. В связи с обсуждением данного вопроса следует отметить, что возможны три системы расположения материала в курсе физики: линейная, концентрическая и ступенчатая. Линейная система предполагает, что каждая тема или раздел изучается в курсе только один раз. Курс в этом случае начинается с механики и завершается вопросами современной физики. Попытка построить такой курс была предпринята Н.М.Шахмаевым, однако ее нельзя признать удачной и последовательно реализо- ванной, поскольку некоторые темы так или иначе повторяются. Его программа в сокращенном виде приведена ниже. VII класс. Введение в курс физики. Первоначальные сведения о свете. VIII класс. Электромагнитные явления. Электрические заряды. Электрическое поле. Электрический ток. Электрическая цепь. Магнитное поле. Явле-ние электромагнитной индукции. Полупроводники. Полупроводниковые IX класс. Механика. X класс. Основы молекулярной физики и термодинамики. Электромагнитные явления. XI класс. Колебания и волны. Основы квантовой физики. Как видно из приведенной программы, курс не является в полном смысле линейным, поскольку электромагнитные, тепловые явления, строение вещества в нем изучаются дважды. Подобная попытка построить линейный курс физики была предпринята в школе Болгарии. Программа курса приведена ниже. VI класс. Физические и химические явления. Тело и вещество. Движение и силы. Изменения тел и вещества. Превращение вещества. Физика и химия - VII класс. Механика. VIII класс. Молекулярная физика и термодинамика. IX класс. Электричество и магнетизм. Колебания и волны. X класс. Основы классической механики. Основные положения СТО. Как видно, и в этом курсе материал по механике изучается трижды (в VI, VII, X классах), дважды изучается строение вещества (VI, VIII классы). Очевидно, создать линейный курс физики для школы принципиально невозможно, что вытекает из особенностей физической науки и связано с познавательными возможностями учащихся. Учащиеся основной школы не владеют математическим аппаратом, необходимым для изучения на требуемом уровне, например, механики. Преимущественно конкретно-образное мышление учащихся этого возраста не позволяет формировать у них теоретические обобщения. Второй системой расположения материала в курсе является концентрическая. В соответствии с ней все темы и разделы курса физики изучаются дважды на разных уровнях. В этом случае происходит дублирование материала, что нельзя признать целесообразным из-за малого числа часов, отведенных на изучение физики. Третья система - ступенчатое расположение материала. В этом случае некоторые темы курса изучаются только один раз либо в основной, либо в старшей школе (например, гидро- и аэростатика изучается только в основной школе, а свойства полупроводников -только в средней школе), другие темы изучаются дважды (например, молекулярная физика и термодинамика, законы постоянного тока и др.). Ступенчатое построение курса оказывается наиболее эффективным, поскольку позволяет учесть познавательные возможности учащихся и избежать излишнего дублирования учебного материала. Именно в устранении дублирования заключается одно из направлений совершенствования ступенчатой структуры курса физики. В некоторых странах принято спиральное построение курса физики как один из вариантов ступенчатого. В этом случае к одному и тому же разделу физики возвращаются несколько раз, повторяя изученное ранее, постепенно углубляя и расширяя знания учащихся. Такое построение характерно для курса физики Германии. В нем, например, вопросы механики изучаются в VI классе (движение тел, сила и ее воздействие на тело, масса тел), в VII классе (сила и ее графическое представление, работа, энергия, мощность), в VIII классе (основы кинематики, основы динамики, энергия, закон сохранения энергии, движение по окружности, гравитационное поле, всемирное тяготение), в X классе (механические колебания и волны), в XI классе (работа, энергия, закон сохранения энергии, удар, импульс, закон сохранения импульса), в XII классе (кинематика и динамика прямолинейного движения, кинематика и динамика вращательного движения). Принцип генерализации относится к отбору содержания школьного курса физики и его структурированию и предполагает выделение одной или нескольких стержневых идей и объединение вокруг них учебного материала. Такими идеями могут быть принципы, понятия, законы, теории. Реализация принципа генерализации позволяет в определенной степени снять противоречие между необходимостью повышения научного уровня курса физики, отражения в нем вопросов современной физики и сокращением времени на его изучение. Определенная группировка материала так или иначе всегда осуществлялась в курсе физики, его содержание определенным образом структурировалось. Так, обычно материал курса располагался в соответствии с усложнением форм движения материи (изучались последовательно механика, молекулярная физика, электромагнетизм, оптика, строение атома и атомного ядра). Принцип генерализации реализуется и при построении курса физики в зарубежных странах. Так, в курсе физики школ Венгрии выделены два основных понятия: взаимодействие и энергия, вокруг которых группируется учебный материал. С понятием взаимодействия учащиеся впервые знакомятся в курсе «Изучение окружающей среды» (III класс). Уже на данном уровне оно обобщается и распространяется на биологические и геологические явления. Курс физики основной школы строится таким образом, чтобы при рассмотрении явлений различной физической природы привести учащихся к пониманию того, что их причина - взаимодействие. В курсе физики гимназий данное понятие входит в названия тем и разделов: «Механическое и тепловое взаимодействие», «Взаимодействие электрического заряда и поля» и т.п. Стержневой идеей американского «Вводного курса физики» является идея строения вещества, в соответствии с которой курс начинается с изучения количественных характеристик свойств вещества (объем, масса, плотность, тепловое расширение, агрегатные превращения, растворимость). Далее вводятся понятия о простых и сложных веществах, рассматриваются |способы их получения. Затем изучается явление радиоактивного распада 1 как проявление дискретного строения вещества. Вводятся понятия об атомах и молекулах, их характеристики. Тепловые свойства вещества объясняются на основе молекулярно-кинетической теории. Завершается курс изучением строения атома и объяснением явления проводимости с точки зрения электронных представлений. Стержневой идеей хорошо известного в нашей стране курса физики PSSC (Physics Science Study Committee) является концепция вещества и поля как двух видов материи. Курс строится по принципу единого рассмотрения сна-I чала феноменологии, а затем внутреннего механизма явлений. В соответствии с этой идеей курс состоит из четырех частей. В первой I учащиеся знакомятся с движением точки (частицы), у них формируются некоторые понятия, которые затем используются для изучения и объяснения физических явлений. К таким понятиям относятся время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, температура, молекула, атом. Во второй части рассматривается корпускулярная модель света как естественный переход от первой части, где речь шла о частицах, а затем волновая модель света. В третьей части возвращаются к изучению движения частиц, однако, в отличие от первой части, движение изучается с динамической точки зрения и вскрываются причины изменения состояния тел. Объектами изучения являются тепловая и механическая формы движения материи. В четвертой части изучается электромагнитная форма движения материи. Происходит углубление знаний как о частицах (электрон, протон, нейтрон), так и о волнах (электромагнитные волны). Завершается курс рассмотрением идеи корпускулярно-волнового дуализма свойств материи. Подобное структурирование учебного материала позволяет, по мнению авторов курса, представить учащимся физику «как непрерывно развивающийся процесс, с помощью которого человек стремится показать природу физического мира». В отечественной школе в качестве элемента знаний, вокруг которого осуществляется группировка учебного материала, выбрана физическая теория, что определяется значением теории в науке как основной и ведущей формы знания. При этом важно, что теория позволяет не только объяснять процессы и явления, но и предсказывать их ход, устанавливать новые закономерности. Поэтому группировка материала вокруг физических теорий дает возможность передать учащимся определенную сумму знаний и сформировать у них умение использовать эти знания для объяснения и предсказания явлений. Кроме того, поскольку физические теории входят в физическую картину мира, подобная группировка материала способствует формированию у учащихся целостного представления о физической картине мира и тем самым научного мировоззрения. С другой стороны, теория содержит в себе современные формы мышления (отражает их), в «снятом», «свернутом виде воплощающие элементы цикла познания» [28, с. 22]. Структура физической картины мира и физических теорий будет раскрыта ниже. Принцип цикличности связан с реализацией принципа генерализации в курсе физики отечественной школы. Группировка материала вокруг физических теорий позволяет формировать у учащихся теоретический способ мышления, что является одной из задач обучения физике. В основе теоретического мышления лежит теоретическое или содержательное обобщение, процесс формирования которого представляет собой путь познания в физической науке. Последовательность развертывания теоретического обобщения, или этапы познания, в физической науке следующие: I этап - накопление и анализ фактов и их связей; II этап - абстрагирование и формулировка обобщений с использованием той или иной модельной формы; III этап - получение и обсуждение конкретных выводов и следствий (выводное знание); IV этап - применение полученных знаний к конкретным физическим объектам и явлениям. Названные этапы теоретического обобщения соответствуют этапам цикла учебного познания: I этап - изучение и анализ специально отобранных фактов, наблюдения и эксперименты, подводящие учащихся к новому понятию, закону; II этап - переход от конкретного к абстрактному; формулиро-вание понятия, закона, уравнения, принципа; III этап - получение выводов; IV этап - переход от абстрактного к конкретному: применение Таким образом, в учебном и научном познании выделяются следующие этапы: I - факты; II - модель; III - следствия; IV - эксперимент [33]. Особенно последовательно принцип цикличности может быть реализован при группировке материала вокруг физических теорий, поскольку структурные элементы физической теории соответствуют этапам познания в физической науке и в обучении. Обобщения на уровне физической теории, развертываясь в соответствии с этапами цикла познания, отличаются от обобщений на уровне понятия и закона объемом: вокруг теории группируется материал целого раздела. Таким образом, рассмотренные принципы конструирования курса физики средней школы соответствуют целям обучения, обу- словлены характером и спецификой физики-науки, закономерностями учебно-познавательной деятельности учащихся. На основе данных принципов могут быть разработаны учебные программы по физике, которые служат формой фиксации содержания образования на уровне учебного предмета. К программам предъявляется ряд требований, среди которых наиболее существенными представляются полнота, конкретность и процессу-альность отражения содержания образования. Под полнотой понимается включение в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания; под конкретностью - такое представление всех элементов с их признаками, характеристиками и связями, которое показывает путь реализации заданного содержания в реальном учебном процессе, что делает программы инструментальными [42]. Процессуалъностъ программы означает такое ее построение, при котором «она показывает содержание образования в единстве с процессом обучения: последовательность расположения всех его элементов, деятельностную сторону их усвоения, последовательные этапы к достижению конечных целей обучения, раскрывает в известной степени методы, организационные формы и средства обучения» [42, с. 278]. Любая учебная программа по физике должна содержать (большинство из них содержит) объяснительную записку, в которой зафиксированы цели обучения, особенности программы, некоторые методические рекомендации к курсу; перечень тем и элементов содержания курса, расположенных в определенной логической последовательности, которые должны быть изучены; перечень обязательных демонстраций, лабораторных работ и работ физического практикума; требования к знаниям и умениям учащихся, нормы оценок; перечни учебной литературы и типового оборудования. В настоящее время разработано несколько вариантов программ по физике как для основной, так и для средней школы, включая программы для классов физико-математического профиля, которые рекомендованы к использованию Министерством образования. Они содержатся в сборниках программ, которые выходят с периодичностью в 2 года - по четным годам. Содержание программ отвечает требованиям обязательного минимума, однако представлено оно в разной логической последовательности. При этом важно, чтобы логическая структура курса соответствовала целям обучения и существующей парадигме, т.е. содержанию и логике науки на данном этапе ее развития. Программы, рекомендованные к использованию при обучении физике, соответствуют требованиям к подготовке учащихся на разных этапах обучения, но отличаются логической структурой. Содержание курса физики основной школы Документом, определяющим содержание физического образования, являются требования к обязательному минимуму этого содержания. Курс физики основной школы в соответствии с разными системами физического образования может изучаться в течение либо трех, либо двух лет. Во втором случае пропедевтические знания по физике учащиеся получают в курсе естествознания. В любом случае курс физики основной школы - это курс, в котором изучаются физические явления (механические, тепловые, электрические, электромагнитные, световые) и физические законы; учебный материал группируется вокруг физических явлений, которые располагаются в курсе в порядке усложнения форм движения материи. Физические теории также находят свое место в курсе физики основной школы, но используются в основном не в виде теоретических схем, а для объяснения или предсказания явлений и законов. Это соответствует познавательным возможностям учащихся данного возраста, уровню их абстрактного мышления, подготовке по математике. Единственная теоретическая схема, которая изучается в основной школе, как правило, в IX классе, - классическая механика. Некоторые принципы, на которых строится курс физики основной школы, сформулированы применительно к программе курса «Физика и астрономия» [36], однако они могут рассматриваться в качестве некоторых общих требований. В соответствии с ними: - курс физики основной школы должен быть по возможности -в курс физики должны органично войти элементы астрономии, что позволит удовлетворить интерес учащихся данного возраста и позволит включить в круг изучаемых явлений, наряду с происходящими в земных условиях, явления, происходящие в космосе; -должна быть обеспечена преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, изучаемым перед курсом физики, а также взаимосвязь с параллельно изучаемыми предметами; -в курс должны войти проблемы экологии, отношения человека с природой и техникой; - в курсе целесообразно реализовать уровневую дифференциацию, т.е. в программу и в учебник наряду с обязательным минимумом должны войти сведения, адресованные учащимся, интересующимся физикой и желающим ее изучать на повышенном уровне. Поскольку существует целый ряд программ по физике для основной школы и анализировать их все нет возможности, проведем здесь анализ некоторых из них. Наиболее распространенной программой является программа, разработанная коллективом авторов из Российской академии образования. В соответствии с ней курс физики начинается с введения, задача которого - познакомить учащихся с предметом физики и методами исследования в физике. Уделяется внимание циклу познания в физической науке, физическим приборам, правилам измерений, точности и погрешности измерений. Далее в курсе изучаются элементы молекулярно-кинетической теории (тема «Первоначальные сведения о строении вещества»). То, что курс физики начинается именно сданной темы, обусловлено следующими причинами: - необходимостью усиления роли теории в обучении физике; -возможностью показать с первых шагов изучения физики, что физическую науку составляют не только знания о фактах и законах, но и знания, которые позволяют объяснить те или иные явления и закономерности, а в дальнейшем и предсказывать их; -возможностью заинтересовать учащихся и создать мотивацию учения путем демонстрации достаточно эффектных опытов и выполнения несложных домашних опытов. Знания, полученные в VII классе при изучении молекулярной физики, используются в дальнейшем при рассмотрении гидро- и аэростатики в конце VII класса и тепловых явлений в VIII классе. Второй темой курса VII класса является тема «Движение и взаимодействие», в которой учащиеся знакомятся с видами движения, взаимодействием тел и с видами сил в механике. При изучении механического движения используется, как правило, естественный способ его описания, хотя и говорится учащимся, что скорость, сила - величины векторные, имеющие определенное направление. Понятие ускорения, хотя и не является обязательным на этом этапе изучения физики, может быть введено так же, как и понятие равноускоренного движения и уравнения движения. То же относится и к законам Ньютона. Их изучение в системе и в точных формулировках здесь не предусмотрено, однако в соответствии с некоторыми программами законы Ньютона обсуждаются. Как уже говорилось, в теме «Гидро- и аэростатика» изучаемые явления и законы объясняются на основе знаний молекулярно-кинетической теории строения вещества. При этом теория используется для предсказания законов, например закона Паскаля, для объяснения явлений, например существования атмосферного давления и его изменения с высотой. В VIII классе изучаются тепловые явления, в число которых входят явления теплопередачи и агрегатные превращения, а также электрические (электризация тел и постоянный ток) и электромагнитные явления (магнитное поле тока). Завершается курс VIII класса темой «Световые явления», в которой учащиеся знакомятся с геометрической оптикой. Курс физики IX класса начинается с механики, которая представлена как пример фундаментальной физической теории и в ко- торую входят кинематика, динамика, законы сохранения и колебания и волны. Здесь предусмотрено изучение основания классической механики: ее эмпирического базиса, моделей, уравнений движения; ядра теории в виде постулатов и принципов, законов Ньютона, закона всемирного тяготения и законов сохранения энергии и импульса; следствий теории в виде прямой и обратной задач механики и целого ряда прикладных вопросов. В IX же классе учащиеся изучают явление электромагнитной индукции, у них формируются представления об электромагнитном поле и электромагнитных волнах и их свойствах, а также о волновых свойствах света. Курс завершается изучением физики атома и атомного ядра, радиоактивности и радиоактивных превращений, атомной энергетики. Структура курса представлена на схеме 8. Рассмотрим программу интегрированного курса «Физика и астрономия» для основной школы (авторы: Ю.И.Дик, А.А.Пин-кий). Этот курс должен решать следующие задачи: - знакомить учащихся с основами физической науки, сформировать у учащихся основные понятия, представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе; - формировать у учащихся основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней; -знакомить с основными применениями физических законов в практической деятельности и в решении экологических проблем; - знакомить с методами естественнонаучного исследования; - формировать умение выдвигать гипотезы, пользоваться методами аналогии и идеализации, индукции и дедукции; - обеспечить основу для изучения других естественнонаучных Курс имеет структуру, приведенную на схеме 9. В соответствии с этой программой механика изучается два раза: в VII классе - на уровне основных понятий и явлений и в IX классе в теме «Элементы небесной механики» - на уровне теории. По сравнению с предыдущей программой в VII классе расширено введение и не изучаются элементы молекулярно-кинетической теории строения вещества; в VIII классе изучаются явление электромагнитной индукции, свойства полупроводников и полупроводниковые приборы, что оправдано широким применением полупроводниковой техники в настоящее время. Световые явления изучаются не в VIII классе, а в IX - после темы «Колебания и волны», в которой наряду с механическими рассматриваются электромагнитные колебания и волны. Это дает возможность изучить в данной теме не только геометрическую, но и волновую оптику. После темы «Элементы небесной механики» изучаются вопросы строения атома и атомного ядра и ядерная энергетика. Вопросы астрономии изучаются как внутри физических тем («Элементы небесной механики»), так и в виде специальных тем («Физические процессы в Солнечной системе» - VIII класс, «Строение и развитие Вселенной» - IX класс). Еще одним примером программы основного курса физики является программа, в которой предусмотрена уровневая дифференциация (авторы: Н. Е.Важеевская, Р.Д.Минькова, Н.С.Пурышева). Она реализована как в содержании учебного материала, так и в перечне лабораторных работ. Выделены два уровня обучения и усвоения материала: обычный - обязательный для всех учащихся -и повышенный - для учащихся, интересующихся физикой и имеющих определенные способности. В качестве материала повышенного уровня даются вопросы истории физики (шкалы Фаренгейта и Реомюра), некоторые прикладные вопросы (применение вогнутых зеркал, волоконная оптика и др.), материал, требующий хорошей математической подготовки учащихся (вывод формулы линзы, закон преломления и др.). В отличие от других курсов в этом существенное внимание уделяется формированию у учащихся знаний о методах и логике естественнонаучного познания и экспериментальных умений, в том числе исследовательских. Структура курса приведена на схеме 10. Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нем дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие в микро-, макро- и мегамире и физические свойства тел и веществ). Рассматриваются методы изучения физических явлений - экспериментальный и теоретический, структурные элементы физического знания (понятие, закон, теория). Уже при изучении введения учащиеся выполняют лабораторные работы по измерению ряда физических величин и учатся записывать результаты измерений с учетом погрешности. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества. К таким явлениям относятся механические, звуковые и световые. Изучению явлений, объяснить которые можно на основе знаний о строении вещества, предшествует тема «Первоначальные сведения о строении вещества». В ней рассматриваются основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, которые используются при объяснении гидро- и аэростатики, механических свойств твердых тел, а также тепловых явлений и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. При изучении электрических явлений рассматривается строение атома; полученные знания используются для объяснения электрических явлений. Таким образом, в VII и VIII классах учащиеся знакомятся с наиболее распространенными и доступными их пониманию физическими явлениями (механическими, тепловыми, электрическими и световыми) и учатся объяснять их, применяя знания о строении вещества. В IX классе изучаются более сложные физические явления и более сложные законы. Начинается курс с механики, где рассматриваются основы классической механики. В этой теме учащиеся знакомятся с фундаментальной физической теорией. Затем следует тема «Механические колебания и волны», включение которой делает изучение механической формы движения материи завершенным. Далее изучаются электромагнитные явления, которые вместе с механическими колебаниями и волнами являются основой формирования у учащихся знаний об электромагнитных колебаниях и волнах. Задача темы «Элементы квантовой физики» - сформировать у учащихся некоторые представления о современной физике, строении атома и атомного ядра. Завершается курс физики темой «Вселенная», в которой рассматриваются строение и масштабы Вселенной и более подробно изучаются строение Солнечной системы и характеристики тел, входящих в ее состав. По каждому классу программой предусмотрены дополнительные темы, которые изучаются при условии усвоения учащимися основного материала. Учитель может выбрать одну тему из перечня или рассмотреть избранные вопросы из разных тем. В качестве дополнительных предложены темы прикладного и практического характера, а также связанные с проявлением изученных законов и наблюдением изученных явлений в быту, природе и технике. Как пример рассмотрим одну из программ, в соответствии с которой физика изучается в VIII-IX классах (авторы: И.И.Нур-минский, Н.К. Гладышева). Курс, по мнению авторов, характеризуется следующими основными чертами: - он носит завершенный характер, в частности предусматривает формирование у учащихся некоторых квантовых представлений; - он универсален - доступен всем учащимся и обеспечивает не - он способствует формированию у учащихся научного миро- воззрения и мышления; создает условия для осознанного выбора ими профиля дальнейшего обучения, поскольку требования к знаниям и умениям учащихся на выходе из основной школы систематизированы в соответствии со структурой фундаментальных физических теорий, что позволяет сформировать у учащихся представления о целостной «архитектуре» изучаемых физических теорий; - он имеет общекультурную направленность и включает элементы знаний, отражающие методы научного познания в физике, обеспечивает понимание диалектики научного познания природы, понимание взаимосвязей научной теории и человеческой практики. Таким образом, авторы программы предлагают уже в основной школе изучать материал курса на уровне научных теорий, т.е. на уровне более глубоких обобщений, чем это принято в настоящее время в основной школе, полагая, что это не должно увеличивать учебную нагрузку учащихся и вполне им доступно. Программа имеет структуру, приведенную на схеме 11. В соответствии с программой в VIIIклассе изучается классическая механика, а в IX классе - молекулярная физика, электродинамика и некоторые вопросы квантовой физики. Авторы предполагают, что в VIII классе на изучение физики должно быть отведено 2 часа, а в IX классе - 3. Помимо рассмотренных существует еще ряд программ, опубликованных в соответствующих сборниках. Учитель может выбрать любую из них, при этом он должен руководствоваться образовательным стандартом и принципами, описанными в 4.1. Содержание курса физики средней (полной) школы В соответствии с Законом РФ «Об образовании» старшие классы (X-XI) средней школы являются профильными. В настоящее время существует достаточно много различных профилей обучения: физический, математический, физико-математический, физико-технический, исторический, гуманитарный, экономический и т.д. В то же время для эффективной организации учебного процесса и обеспечения его учебно-методической литературой целесообразно ограничить число профилей и в качестве основных выделить пять: физико-математический, биолого-химический, технический, гуманитарный и основной. В классах основного профиля обучаются дети, не имеющие ярко выраженных способностей и интереса к изучению определенной группы предметов. В некоторых случаях число профилей ограничивают тремя и выделяют гуманитарный, основной и физико-математический, полагая при этом, что учащиеся классов гуманитарного профиля должны усваивать материал на уровне, заданном стандартом (минимальный уровень требований), и в этих классах на изучение физики отводится по 2 часа в неделю в каждом году обучения, учащиеся классов основного профиля (биолого-химических, технических и пр.) должны усваивать материал на более высоком уровне, определенном программой для общеобразовательной школы, и на изучение физики в этих классах отводится по 4 часа в неделю, и на еще более высоком уровне должны усваивать курс учащиеся классов физико-математического профиля. Этот уровень задается специальной программой для классов физико-математического профиля. На изучение физики в этих классах отводится не менее 5 часов в неделю. Рассмотрим программу для общеобразовательной школы, разработанную Институтом общеобразовательной школы РАО. Материал курса группируется вокруг фундаментальных физических теорий, в соответствии с которыми названы разделы курса: классическая механика (повторительно-обобщающий раздел), молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика. Такая группировка материала позволяет решить целый комплекс педагогических задач: во-первых, способствует формированию системы научных знаний, представлений о ФКМ, системы методологических знаний, научного мировоззрения, теоретического мышления; во-вторых, дает возможность определить место эксперимента, в том числе фундаментального, место политехнического и профессионально направленного материала в курсе физики. Следует отметить, что наиболее полно структурные элементы теории на школьном уровне находят отражение в разделе «Механика», что связано с возможностью и доступностью для понимания учащихся ее основных законов и принципов, выраженных в математической форме. Что касается молекулярной физики, то законы представлены лишь для идеального газа. Уравнения Максвелла, составляющие ядро электродинамики, не могут быть даны в школе в их математической форме, однако они формируются в курсе на качественном уровне (потенциальный характер электростатического поля и вихревой характер магнитного, закон электромагнитной индукции, существование вихревого магнитного поля вокруг проводника с током при изменении электрического поля). Практически не представлено в курсе ядро квантовой механики, кроме возможного упоминания о соотношении неопределенностей Гейзенберга, что не является обязательным. Однако в разделе «Квантовая физика» представлены экспериментальный базис квантовой механики, некоторые ее теоретические основы в виде уравнения Эйнштейна для фотоэффекта и постулатов Бора, а также ряд следствий. Структура программы представлена на схеме 12. Структура курса, как видно из приведенной схемы, отличается от той, что была принята в предшествующей программе. В частности, отсутствует раздел «Колебания и волны», представляющий собой так называемый волновой концентр, в котором изучаются совместно колебания и волны различной физической природы1. В соответствии с данной программой механические колебания и 1 Колебательно-волновой концентр существует в ряде программ, например в программе Н.М.Шахмаева и Д.Ш.Шодиева, Г.Я.Мякишева и А.З.Синякова и др.
волны изучаются в механике, электромагнитные колебания и волны - в электродинамике. Отсутствует в виде самостоятельного раздела оптика. Геометрическая оптика изучается, главным образом, в основной школе в самостоятельной теме, световые волны изучаются в разделе «Электродинамика» (тема «Электромагнитные колебания и волны») как электромагнитные волны определенного диапазона длин волн, а квантовые свойства света - в разделе «Квантовая физика». Геометрическая оптика рассматривается как предельный случай волновой. В курсе наряду с классической физикой представлены элементы современной физики. Раздел «Электродинамика» завершается изучением основ специальной теории относительности и формированием у учащихся релятивистских представлений. В разделе «Квантовая физика» изучаются квантовые постулаты Бора, и у учащихся формируются некоторые квантовые и статистические представления. В содержании курса отражены все элементы физических теорий: эмпирический базис, модели, система величин, система эмпирически полученных законов, основные законы, постулаты и принципы, следствия, границы применимости физических законов и теорий, соотношение между теориями различной степени общности. В содержании представлен материал политехнического характера, позволяющий познакомить учащихся с основными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами технологических процессов, работы приборов, технических устройств. Помимо включения материала политехнического характера непосредственно в содержание изучаемых тем, программой предусмотрено проведение обобщающих уроков «Механика и механизация производства», «Основные законы электродинамики и их технические применения», «Физика и научно-технический прогресс». Программа отражает экспериментальный характер физики-науки: в ней предусмотрено большое число демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума. Рассмотрим одну из программ для классов физико-математического профиля 1.В структурном отношении она близка к программам Е.И.Бутикова, А.А.Быкова, А.С.Кондратьева, а также С.В.Громова. Содержание и структура курса определялись исходя из целей обучения физике учащихся классов этого профиля, с учетом содержания физики-науки на современном этапе ее развития, специфики учебно-познавательной деятельности учащихся классов этого профиля. В содержании курса представлены все элементы физической картины мира: исходные философские идеи (представления о материи, движении, пространстве, времени, взаимодействии), физические теории и связи между ними. Курс строится таким образом, что с самого начала его изучения у учащихся формируются представления о современной физической картине мира, в частности, уже во введении к курсу учащимся даются представления о релятивистских, квантовых, статистических теориях, о месте классических теорий в современной ФКМ, о границах их применимости. Материал группируется вокруг фундаментальных физических теорий, однако в программе принята отличная от традиционной последовательность их изучения, в соответствии с которой изучаются сначала динамические теории (механика и электродинамика), а затем статистические (молекулярная и квантовая физика). При такой группировке материала сложные статистические теории изучаются учащимися более старшего возраста (чем это должно иметь место в соответствии с традиционной программой), имеющими необходимую подготовку по математике (тема «Элементы теории вероятностей и математическая статистика» изучается в курсе математики XI класса). Кроме того, при такой структуре курса появляется возможность более последовательно реализовать идею формирования у учащихся статистических представлений, показав, что вероятностный характер поведения присущ как большой совокупности объектов, так и отдельно взятой «квантовой» частице. Другой стержневой идеей, вокруг которой группируется учебный материал, является идея структурных уровней материи. В связи с этим сначала рассматриваются явления макромира, затем микромира, а затем мегамира, что делает логичной и оправданной интеграцию физики с астрономией. Общая структура курса приведена на схеме 13. 1 См.: Пурышева Н.С. Содержание и структура курса физики для классов физико-математического профиля // Физика: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». - 1993.-№23-25. Схема 13
В содержании курса физики отражены связи между физическими теориями, что способствует формированию у учащихся представлений о единстве природы и наших знаний о ней. Связи между теориями рассматриваются во введении к каждому разделу, а также на обобщающих занятиях после изучения каждого раздела и всего курса в целом. Кроме того, они устанавливаются по ходу изучения материала, в частности при обсуждении границ применимости законов и теорий. Этому также способствует принятое структурирование учебного материала. Так, в программе отсутствует тема «Специальная теория относительности». Кинематика и динамика теории относительности изучаются при обсуждении границ применимости классической механики, что, кроме того, логично в рамках принятой за основу при построении курса физики классификации физических теорий; соотношение между массой и энергией рассматривается при изучении ядерной физики, а проблемы, связанные со скоростью света, обсуждаются в электродинамике. Обобщение знаний учащихся по специальной теории относительности проводится на заключительном занятии по теме «Современные представления о пространстве и времени». Связь между молекулярно-кинетической теорией и термодинамикой, выражаемая принципом дополнительности, отчетливо проявляется при такой структуре, когда сначала изучаются понятия и идеи молекулярной физики, затем понятия и законы термодинамики, а затем те и другие применяются к рассмотрению строения и свойств макроскопических систем. В этом случае тема «Молекулярная физика» имеет структуру, представленную на схеме 14. Схема 14 Установлению связей между статистическими и динамическими теориями способствует выделение раздела «Строение и свойства вещества». При этом учащиеся должны понимать, что статистические закономерности микропроцессов в макросистемах обусловлены большой совокупностью частиц и хаотическим характером их движения, а статистические законы, свойственные поведению микрочастицы, отражают ее квантовую природу. В этом разделе появляется возможность говорить о примате статистических законов и теорий и о сложившемся в современной науке вероятностном стиле мышления. Принцип симметрии проходит через весь курс, начиная с введения при рассмотрении таких вопросов, как пространство и время, и кончая заключительными занятиями, на которых устанавливается связь законов сохранения с симметрией пространства и времени и электромагнитного взаимодействия. В содержание курса включены методологические знания: знания о таких структурных элементах знаний, как понятие, закон, гипотеза, формируются по ходу изучения учебного материала, знания о структуре физических теорий - в конце изучения каждого раздела, знания о структуре ФКМ - в конце курса физики в обобщающем разделе. В курсе отражены такие методы теоретического познания, как моделирование, идеализация, дедуктивное выведение следствий. В частности, в теме «Строение и свойства вещества в разных агрегатных состояниях» изучаются модели идеального газа, реального газа, идеального кристалла, реального кристалла, жидкого состояния. При этом у учащихся формируются представления о том, что модель описывает явления действительности с определенной степенью точности, с некоторым приближением и имеет границы применимости. Чем в большей степени при построении модели учитываются свойства реального объекта, признаки явления, тем точнее эта модель и тем точнее наши знания. Знания о процессе познания представлены в программе путем включения в нее историко-научного и историко-биографического материала. Например, при изучении строения атома показывается, что уточнение представлений о строении атома (от модели Томсона до квантовых представлений) происходило в процессе накопления и обобщения экспериментальных фактов. Виды деятельности включены в программу через систему лабораторных работ, кроме того, они формируются в процессе решения учащимися различного рода физических задач. Целый ряд видов деятельности входит в содержание курса опосредованно. Например, при изучении теоретического материала учащиеся овладевают такими видами деятельности, как построение индуктивного или дедуктивного вывода, моделирование, мысленное экспериментирование, применение знаний к объяснению явлений и т.д. Прикладной материал (политехнический, экологический) изучается в связи с рассмотрением теоретических вопросов в соответствующих темах курса. В разделе «Электродинамика», кроме того, выделена специальная тема «Основные применения законов электродинамики», включающая такие подтемы, как «Получение, передача и использование электроэнергии», «Радиоволны», «Физические основы ЭВМ». В конце каждого раздела так же, как и в конце всего курса, предусмотрены обобщающие занятия политехнического характера. Каждый раздел курса так же, как и курс в целом, начинается с введения, отражающего круг вопросов, которые предстоит изучать учащимся, ориентирующего их в основных идеях, с которыми они будут знакомиться, и тем самым создающего мотивацию изучения физики. Во введении, как правило, рассматриваются методологические и мировоззренческие вопросы, а также вопросы развития и становления тех областей физического знания, о которых пойдет речь в данной теме. Завершается изучение каждого раздела и курса в целом обобщающими занятиями, направленными на систематизацию знаний учащихся о физических теориях и о ФКМ, а также знаний политехнического характера. При этом политехнический материал группируется вокруг основных направлений научно-технического прогресса и непосредственно связан с изучаемыми теориями. Рассмотрим одну из программ для классов гуманитарного профиля (авторы: Б.М.Яворский, А.И.Иванов, С.А.Тихомирова). Авторы следующим образом определили цели обучения физике учащихся классов гуманитарного профиля: - изучение основных физических явлений, идей, формирование - воспитание интереса к миру физических явлений в природе и -развитие познавательных способностей учащихся; - формирование современного научного мировоззрения; - подготовка учащихся к жизни и к работе в народном хозяй Рассматриваемый курс структурно не отличается от курса физики для общеобразовательной школы. Основными его чертами являются: - исторический подход к изучению учебного материала; - индуктивный путь изучения ряда законов (например, газовых - снижение уровня математизации курса, исключение сложных - исключение сложного для понимания учащихся материала - уменьшение доли прикладного, политехнического материала; - исключение физического практикума и уменьшение числа - привлечение текстов из художественной литературы Многие соображения, положенные авторами в основу разработки данной программы, представляются спорными, тем не менее программа рекомендована к использованию и подкреплена соответствующим учебником. Связь содержания курса физики с содержанием других учебных предметов Общие вопросы. Одной из важнейших задач обучения физике является формирование у учащихся представлений о современной физической картине мира, которая является частью научной картины мира. Формирование представлений о современной научной картине мира возможно лишь на межпредметной основе, так как каждый предмет вносит вклад в решение этой проблемы. Методологической основой межпредметных связей учебных дисциплин является положение о единстве материального мира и взаимосвязи природы, общества и мышления. В силу единства материального мира все стороны действительности связаны между собой. Ф.Энгельс писал в «Диалектике природы»: «Первое, что нам бросается в глаза при рассмотрении движущейся материи, -это взаимная связь отдельных движений, отдельных тел между собой, их обусловленность друг другом». Таким образом, различные науки о природе и обществе связаны между собой. Отражением этих межнаучных связей является связь между учебными дисциплинами. Современный этап развития науки характеризуется двусторонним процессом интеграции и дифференциации наук. С одной стороны, каждая наука развивается в направлении все более глубокого проникновения в сущность познаваемых ею закономерностей природы. С другой стороны, науки развиваются как единый комплекс, взаимно обогащаясь как научными идеями, так и методами познания, что приводит к возникновению пограничных наук: биофизики, биохимии, физической химии, геофизики и др. Это определяет значение межпредметных связей учебных дисциплин. Психологической основой межпредметных связей является процесс образования ассоциаций. Психолог Ю.А.Самарин отмечает, что формирование научных знаний происходит на основе четырех уровней их систематизации: I уровень - простые ассоциации: факты и явления связывают безотносительно к системе данных явлений; II уровень - ограниченно-системные ассоциации: устанавливаются связи между фактами и явлениями в пределах темы; III уровень - внутрисистемные ассоциации: связь устанавливается в пределах учебного предмета; IV уровень - межсистемные ассоциации: устанавливаются связи между знаниями, принадлежащими к различным наукам. Эти ассоциации и позволяют производить систематизацию знаний на самом высоком уровне при условии реализации межпредметных связей. Дидактическая роль межпредметных связей проявляется в том, что их установление позволяет обеспечить систематичность и последовательность знаний. В дидактике не существует единого мнения по вопросу о том, к какой категории относится понятие межпредметных связей. Одни исследователи рассматривают межпредметные связи как самостоятельный дидактический принцип, другие - как составляющую принципа системности знаний, третьи - как одно из направлений реализации принципа систематичности. Часто в литературе межпредметные связи понимают как условие и средство повышения научного уровня знаний учащихся, повышения роли обучения в формировании их научного мировоззрения, в развитии их мышления, творческих способностей, оптимизации процесса усвоения знаний и в конечном итоге - как условие и средство совершенствования всего учебного процесса. Из вышесказанного следует значимость межпредметных связей в учебном процессе, которая проявляется в том, что их реализация позволяет: - повышать научный уровень знаний благодаря всестороннему - обеспечивать систематичность и системность знаний, что ведет к их осознанности, прочности и обобщенности; - формировать мировоззрение учащихся благодаря раскрытию - формировать более глубокие политехнические знания, поскольку в настоящее время целый ряд технологических процессов - осуществлять экологическое образование учащихся, поскольку решить эту задачу невозможно без привлечения в процессе обучения физике знаний по химии и биологии; - осуществлять гуманитаризацию обучения физике; - формировать общеучебные умения; -развивать мышление и творческие способности учащихся, поскольку установление межсистемных ассоциаций в процессе реализации межпредметных связей ведет к изменениям в мыслительной деятельности учащихся: мышление становится более гибким, подвижным, обобщенным. Межпредметные связи классифицируют по разным основаниям; главным образом, их делят на группы по временному и информационному признакам. Соответственно выделяют хронологические и содержательные межпредметные связи. По временному признаку различают предшествующие, сопутствующие и перспективные связи. Предшествующие связи - это связи курса физики с материалом, изучавшимся в других предметах раньше. Например, в процессе изучения гидро- и аэростатики в курсе физики устанавливаются связи с материалом, изученным раньше в курсах природоведения и географии (сообщающиеся сосуды, шлюзы, воздухоплавание, атмосфера, атмосферное давление и др.). Сопутствующие связи - это связи между понятиями, законами, теориями, одновременно изучаемыми в разных учебных предметах. Например, сопутствующими являются связи курсов физики и химии при формировании понятий об атоме и его характеристиках, связи курсов физики и математики при изучении понятия гармонического колебания (в рамках единого концентра). Названные вопросы изучаются в разных учебных дисциплинах параллельно. Перспективные связи - это такие связи, при которых материал курса физики является базой для изучения других предметов, например обществоведения: понятия материи, пространства, времени, движения, взаимодействия рассматриваются в курсе физики, а затем обобщаются в курсе обществоведения. Классифицируя межпредметные связи по информационному признаку, исходят из содержания учебного материала. В этом случае выделяют фактические связи (связи на уровне фактов). Например, факт дробления вещества изучают в физике и химии, движение планет - в физике и астрономии. Следующую группу составляют понятийные связи (связи на уровне понятий). Например, общими для физики и химии являются понятия атома, молекулы, иона и др., для физики и математики -вектора, производной, интеграла и др., для физики и обществоведения - материи, движения, пространства, времени и др. Еще одна группа - теоретические связи (связи на уровне законов и теорий). Примерами могут служить молекулярно-кинети-ческая теория строения вещества в физике и химии, классическая механика и законы движения тел в физике и астрономии и т.д. В последние годы большое внимание уделяется межпредметным связям на уровне межнаучных обобщений или обобщений на уровне общенаучных методологических принципов, таких, как принцип соответствия, дополнительности, причинности, симметрии. Реализация межпредметных связей именно на этом уровне способствует выработке у учащихся представлений о единстве материального мира и научного знания о нем, позволяет использо- вать современную научную методологию для решения различных проблем. Связи физики и других учебных дисциплин. Рассмотрим конкретные примеры межпредметных связей физики с другими предметами. Связь курсов физики и обществоведения. Основой межпредметных связей этих дисциплин является то, что физика представляет собой естественнонаучную базу для философских обобщений. Соответственно на основе знаний по физике и другим предметам делаются обобщения при изучении обществоведения. Поэтому межпредметные связи физики и обществоведения являются для курса физики перспективными. Связи между этими предметами в силу специфики философии устанавливаются на уровне общенаучных понятий (материя, движение и др.), категорий диалектики (непрерывность и дискретность, необходимость и случайность и др.), законов (переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), принципов, теорий (теория познания). Межпредметные связи физики и обществоведения могут быть реализованы при использовании конкретного физического материала для иллюстрации и обоснования основных положений философии. Соответствующая подготовка к этому должна вестись на протяжении всего обучения физике. С первых же уроков по физике у учащихся начинает формироваться представление о материи и ее видах; это понятие углубляется к концу обучения и обобщается в курсе обществоведения. Подобным же образом обобщается и понятие о движении как форме существования материи, о пространстве и времени. В курсе физики изучаются явления (парообразование и конденсация, плавление и кристаллизация и др.), свойства объектов (свойства электромагнитных волн различных диапазонов), которые наглядно иллюстрируют проявление законов диалектики. При изучении физических законов, методов познания в
|