![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-личностный подход к заданию целей обучения физике
Социально-личностный подход к заданию целей обучения исходит из того, что одной из основных задач образования в настоящее время является задача развития личности ребенка, который является центральным объектом учебно-воспитательного процесса. Социальные цели при этом определяются тем, что общество стремится к формированию у детей таких интеллектуальных, моральных, социальных и профессиональных качеств, которые позволят им служить обществу, и в то же время таких качеств, которые в наибольшей степени соответствуют их способностям, интересам и которые могли бы пригодится им в жизни. В связи с этим цели обучения любому предмету, в том числе и физике, включают два аспекта - социальный и личностный. Социальный аспект отражает требования общества к образованию, личностный аспект - потребности обучаемого. Реализация социально-личностного подхода к заданию целей обучения требует анализа структуры личности. Разработанная модель структуры личности включает в себя статическую модель: опыт личности, механизмы психики, типологические свойства личности и динамику личности1. Исходя из этого и учитывая, что основная цель общего образования - всестороннее развитие личности, выделяют четыре группы социально-личностных целей общего образования: усвоение личностью опыта предшествующих поколений; развитие функциональных механизмов психики; формирование обобщенных типологических свойств личности; развитие положительных индивидуальных свойств личности -способностей, интересов, склонностей. Выделенные группы целей представляют собой их классификацию и в рамках этих групп могут быть конкретизированы применительно к обучению физике. В таблице 5 приведены цели обучения физике в средних общеобразовательных учреждениях. Таблица 5
Продолжение табл.
Цели обучения физике связаны между собой. Так, цель развития мышления учащихся достигается при формировании у них умений применять знания к решению задач, при формировании у них мировоззрения и т.п. Цели обучения физике учащихся классов разных профилей имеют свою специфику, которая определяется прежде всего будущими профессиональными намерениями учащихся. Например, учащиеся классов физико-математического профиля по оконча-\ нии школы будут поступать, главным образом, в вузы физико-математического направления и дальнейшую свою деятельность будут связывать с физикой. Поэтому их следует знакомить со специфическими физическими методами познания (размерностей, симметрии и др.), с применением аппарата высшей математики (дифференциального и интегрального исчисления) к решению физических задач; формировать у них исследовательские экспериментальные умения. Учащиеся классов технического профиля после окончания школы поступают, как правило, в технические вузы. Поэтому в задачи обучения физике этих учащихся входит формирование у них представлений о том, что физика является основой техники и технологии, что знание основ физики необходимо для успешной профессиональной деятельности. Одной из задач является также формирование у учащихся конструкторских умений. Учащиеся классов биолого-химического профиля свою будущую профессиональную деятельность связывают обычно с работой в области биологии, химии, медицины. Соответственно, при изучении физики у них должны быть созданы представления о том, что физические, химические и биологические явления связаны между собой, что физические методы используются при исследовании химических и биологических процессов, что законы физики лежат в основе биологических и химических явлений, у них должны быть сформированы исследовательские экспериментальные умения. Учащиеся классов гуманитарного профиля, как правило, в дальнейшем физику изучать не будут; их профессиональная деятельность с физикой не будет связана. Поэтому в задачи обучения физике этих учащихся входит формирование у них знаний и умений на уровне, соответствующем базовому, отраженному в требованиях к минимальному содержанию образования, однако основными задачами следует считать формирование у этих учащихся представлений о том, что физика является элементом общечеловеческой культуры, представлений о связи развития физики с развитием общества, техники и других наук, раскрытие гуманитарного потенциала физической науки. Специфика целей обучения физике учащихся классов разных профилей проявляется и в том, что указанные в таблице 5 общие цели приобретают разную значимость. Так, для учащихся классов технического профиля цель формирования знаний о научных основах техники является более значимой, чем для учащихся классов биолого-химического профиля. Такая задача, как формирование экспериментальных умений, для учащихся гуманитарных классов ставится и решается иначе, чем для учащихся физико-математических или технических классов, поскольку другим является и состав умений. Заданные подобным образом цели обучения носят описательный характер и являются достаточно общими, они не позволяют ответить, например, на вопрос, какие конкретные знания должны быть сформированы у учащихся и на каком уровне. В частности, если ставится цель сформировать у учащихся понятие импульса тела, то возникает вопрос, каким должен быть уровень сформированное™ этого понятия: должны ли учащиеся только знать его определение, либо должны уметь применять его к решению простейших тренировочных задач, или к решению комбинированных задач, или к решению творческих задач. Ответить на этот вопрос можно, если цели задать в виде конечного результата обучения. Цели обучения в виде его конечных результатов формулируются в некоторых учебных программах; в них выделены понятия, законы и формулы, а также практические применения изученного, которые учащиеся должны знать, и практические умения (решать задачи и пользоваться приборами), которые должны быть у них сформированы. Более детально цели обучения физике, выраженные в виде требований к подготовке учащихся, сформулированы во «Временных требованиях к содержанию основного общего образования по физике» и в «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования». В этих документах указывается, что именно учащиеся должны распознавать (называть) (например, источники электростатического н магнитного полей, способы их обнаружения и др.), какие примеры они должны приводить (изменения скорости тела под действием силы, деформации тел при взаимодействии и др.), какие величины они должны уметь измерять (температуру, массу, силу и др.), какие модели и процессы они должны уметь описывать (планетарную модель строения атома, изменения и преобразования энергии при анализе свободного падения и др.), что определять (знак заряда, значения величин по таблицам, состав атомного ядра по заданному массовому числу и заряду и др.), какие величины вычислять (равнодействующую силу, импульс тела и др.), что объяснять, как представлять результаты измерений и т.д. Стремление задать цели обучения в виде конечных результатов привели к разработке их различных таксономии, представляющих перечень целей и их определенную иерархию.
|