Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документы, регламентирующие учебный процесс в средних общеобразовательных учреждениях
Учебно-воспитательный процесс в средних общеобразовательных учреждениях регламентируется Законом Российской Федерации «Об образовании», Государственными образовательными стандартами и базисным учебным планом. В Законе «Об образовании» отражена идея демократизации системы образования в Российской Федерации и сформулированы принципы государственной политики в области образования. К ним относятся: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свобода развития личности, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся. Свою реализацию приведенные выше принципы получают, во-первых, на уровне образовательного учреждения в целом, что проявляется в возможности выбора им своего статуса, во-вторых, на уровне конкретного учебного процесса, что проявляется в предоставлении учителю права выбора учебной программы и учебника, и, в-третьих, на уровне ученика, который может выбрать собственную «траекторию» обучения. Идея демократизации системы образования получает свое отражение в принципах гуманизации, гуманитаризации и дифференциации процесса обучения. Гуманизация обучения предполагает усиление внимания к личности ребенка, который становится центральным субъектом всего учебно-воспитательного процесса. Гуманитаризация обучения предполагает усиление внимания к гуманитарным аспектам наук, которые изучаются в соответствующих им учебных предметах (мировоззренческим, методологическим, историко-биографическим, экологическим). Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы. В настоящее время общее среднее образование можно получить в образовательных учреждениях разных типов: в школе, в гимназии, в лицее, в колледже, в частной школе. Гимназия - среднее общеобразовательное учреждение, работающее в составе V-XI классов (I-IV классы - прогимназия), ориентированное на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к умственному труду, и призванное дать своим выпускникам универсальное образование. Лицей ~ профессионально ориентированное общеобразовательное учреждение, работающее в составе VIII-XI или X-XI классов. Лицеи, как правило, создаются при высших учебных заведениях технического профиля. Их задача - дать учащимся общее образование и помочь им реализовать свои склонности и способности в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. Технические лицеи часто создаются на базе бывших средних профессионально-технических училищ. Колледж - профессионально ориентированное образовательное учреждение, которое наряду с общеобразовательной подготовкой осуществляет профессиональную подготовку, традиционно дававшуюся в средних технических учебных заведениях. Существуют педагогические, медицинские, технические и другие колледжи. Работают в составе X-XI классов, плюс 3 года дополнительного обучения. Возможно обучение в колледже в течение трех лет на базе общеобразовательной подготовки. Частные школы создаются по инициативе общественных, религиозных организаций, различных ассоциаций и фондов, предприятий и частных лиц. Частная школа обязана иметь свой устав и лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную соответствующим департаментом образования. В течение трех лет после получения лицензии выпускники частной школы проходят аттестацию в государственных образовательных учреждениях. Через три года при условии соответствия подготовки учащихся государственным требованиям школа получает аккредитацию и право выдачи свидетельств об образовании. Законом «Об образовании» утверждается следующая структура школы: I-IV (III) - начальная школа, V-IX - основная школа, X-XI - общеобразовательная (полная) средняя школа. В рамках этой структуры обязательным является девятилетнее образование, а старшая школа становится профильной. Возможность получения образования в учебных заведениях разного типа, в том числе в таких, которым дано право определять собственную образовательную стратегию и использовать различные учебные программы и пособия, требует разработки образовательных стандартов, которые задавали бы требования к общеобразовательной подготовке учащихся. Необходимость разработки Государственных образовательных стандартов и внедрения их в практику работы также зафиксирована в Законе «Об образовании». Вторым документом, регламентирующим работу средних общеобразовательных учреждений, является базисный учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образовательные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим продолжение образования. Таблица 3
Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Инвариантная часть базисного учебного плана представлена следующими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физическая культура», «Технология». Эта часть определяет минимальное число часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам. В каждой образовательной области инвариантной части учебного плана, кроме образовательной области «Математика» и предметов физики и химии, может быть выделено 10-15% времени на региональный компонент содержания образования. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий. Образовательную область «Естествознание» составляют физика, химия, биология, экология, естествознание как интегрированный курс. В ней не выделена астрономия, поскольку она, как правило, интегрируется с физикой, хотя может преподаваться и как самостоятельный предмет. В соответствии с дополнениями к базисному учебному плану на изучение физики отводится не менее двух часов в неделю с VII по XI классы. В таблице 3 приведен базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования № 322 от 09.02.98. В настоящее время разрабатывается проект перехода российской школы на двенадцатилетнее среднее образование (I-IV классы - начальная школа, V-X классы - основная школа, XI-XII классы - полная средняя школа) при обязательном десятилетнем образовании. В рамках этого проекта сформирован базисный учебный план для общеобразовательных учреждений 12-летней школы. Этот план для основной 10-летней школы и для старших классов приведен в таблице 4. Третьим документом, регламентирующим учебный процесс, являются Государственные образовательные стандарты, которые определяют требования к уровню обязательной подготовки учащихся. Разработанный в настоящее время проект стандарта физического образования включает следующие взаимосвязанные элементы, представленные по ступеням обучения: - ядро содержания и уровень его предъявления - основные физические теории, включающие научные факты, понятия, теоретические модели, законы, составляющие тот минимальный объем информации, который должен содержаться в любом варианте Таблица 4
школьных программ, учебников и учебных пособий и который должен быть изложен и разъяснен учителями на уроках; -требования к уровню подготовки учащихся - минимальный объем учебного материала, который должен быть усвоен учащимися на данной ступени обучения (уровень обязательной подготовки по содержанию меньше уровня предъявляемого учебного материала учителем и учебником); - систему измерителей (заданий) и правил их использования, позволяющих осуществить контроль достижения школьниками требуемого уровня подготовки. Ядро содержания, требования к уровню подготовки и измерители группируются в соответствии с пятью содержательно-методическими линиями: физика и методы научного познания, движение и силы, вещество, поле, энергия. Рассмотрим в качестве примера один из фрагментов государственного стандарта физического образования в основной школе. Ядро содержания и уровень его предъявления Обучение в основной школе обеспечивает учащимся возможность: - изучить следующие физические понятия и величины: относительность Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся, оканчивающие основную школу, должны: - приводить конкретные примеры, показывающие, что скорость движения - измерять массу тела, силу тяжести, упругости, трения скольжения; - определять по графику зависимости скорости движения от времени ско- - приводить примеры изменения скорости тела под действием силы и др. Требование: измерять массу тела. Задание: измерьте массу деревянного бруска. Результат запишите с учетом погрешности измерения. Помимо проекта стандарта физического образования разработан так называемый обязательный минимум содержания образования, который служит основой для создания вариативных программ и учебников, важным ориентиром для родителей и учащихся, при этом обязательный минимум, составляющий ядро образования, не позволяет снять или сократить отдельные важные образовательные дисциплины и перенести их в сферу дополнительных услуг. В настоящее время утверждены «Обязательный минимум содержания начального общего образования» (Приказ Министра общего и профессионального образования №1235 от 19.05.98), «Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования» (приказ Министра общего и профессионального образования № 1236 от 19.05.98), «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования» (приказ Министра образования № 56 от 30.06.99). Требования к знаниям учащихся представлены по образовательным областям, а внутри них - по образовательным компонентам. Характер представления «требований» отличается от того, что включает в себя образовательный стандарт. Требования приведены в виде перечня явлений, понятий и законов, которые должны быть изучены учащимися. Ниже в качестве примера приведен фрагмент требований. Атомная и ядерная физика Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Опыты по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Помимо Федерального стандарта существуют региональные стандарты; уровень требований, которые они предъявляют к подготовке учащихся, не может быть ниже предусмотренного Федеральным стандартом. Например, существует проект Московского образовательного стандарта, региональный компонент которого разработан применительно к потребностям и условиям Москвы и который сочетает в себе федеральный и собственно московский компоненты. Основным элементом Московского образовательного стандарта является «обязательный минимум содержания образования», представляющий собой перечень элементов содержания образования, принадлежащих образовательным и предметным областям. Элементы знаний внутри предметной области структурированы в соответствии с логикой базовой отрасли знания. Так, элементы знаний внутри предметной области «физика» структурированы в логике фундаментальных физических теорий. Образовательные стандарты не являются программой по предмету. Они так же, как базисный учебный план, применяются не для непосредственного обучения по ним, а для составления учебных программ, число которых может быть достаточно велико.
|