Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития методики обучения физике в России
Обучение физике в различных учебных заведения России ведется уже примерно 300-350 лет. Первыми, кто выдвигал методические идеи, строил систему обучения физике, создавал учебники и пособия по физике, были такие крупнейшие ученые, как М.В.Ломоносов и Э.Х.Ленц. Очень важно и даже знаменательно, что эту традицию продолжали и в последующем крупнейшие российские физики. Можно назвать имена академиков С.И.Вавилова, А.Ф.Иоффе, П.Л.Капицы, Г.С.Лансберга, И.К.Кикоина и др. Зарождением методики обучения физике можно считать выход в свет книги Ф.Н.Шведова «Методика физики» (1894 г.). Это был обобщающий труд, в котором обстоятельно и подробно разбирались основные вопросы методики обучения физике: содержание курса физики того времени, методы его преподавания, а также некоторые другие важные вопросы. Таким образом, 1894 год, конец XIX в., является началом создания новой педагогической науки - «Методика обучения физике». Этому, конечно, предшествовало накопление физического и методического материала, формирование первоначальных идей и методов этой новой науки. Так, М.В.Ломоносов еще в 1746 г. написал «Вольфианскую экспериментальную физику», далее действовали учебники М.Е.Головина (1756-1790 гг.), являвшегося учеником Л. Эйлера, в 1793г. появился учебник П.Гиляровского, в 1797 г. - М.М.Сперанского, в 1808 г. - И.В.Двигубского. Крупным вкладом в методику преподавания физики явилось «Руководство к физике для гимназий» (1839 г.), написанное Э.Х.Ленцем. Двадцать семь изданий выдержал учебник физики К.Д.Краевича (1833-1892 гг.) Необходимо также назвать учебники и различные методические руководства И.И.Паульсона (1871 г.), Ф.Ф.Эвальда (1872 г.), К.Д.Дубровского (1881 г.), Я.И.Ковальского (1885 г.), А.Ф.Мали-нина и К.П.Буренина (1866 г.), Н.А.Любимова (1876 г.) и др. Ограничимся перечислением лишь этих учебников и пособий, так как история развития методики обучения физике не является предметом нашего исследования, нас интересуют основные идеи, мысли, предложения, которые важны и в настоящее время. Другими словами, мы, придерживаясь принципа преемственности, будем обращать основное внимание на то, что важно, необходимо, что не имеет ограниченного срока действия, что надо сохранять и развивать, а не отметать. В истории развития методики обучения физике имеет смысл выделить три основных этапа (периода): -дореволюционный этап (до октября 1917 г.); - советский этап (длившийся 70 лет, с 1917 до 1991 г.); - перестроечный период (с 1991 г. по настоящее время). школьного образования, а о том, как развивалась школа в России во все эти этапы (периоды), вам уже известно из курса педагогики. Поэтому основное внимание сконцентрируем на проблемах методики обучения физике. Дореволюционный этап. Начнем описание со времени выхода книги Ф.Н.Шведова. В этот период накапливался материал, создавались элементы системы обучения физике в средней школе. Отметим очень важные для становления методики обучения физике книги: И.И.Косоногова «Концентрический учебник физики» (1908 г.), А.В.Цингера «Начальная физика» (1910г.), Ф.Н.Индриксона «Курс физики» (1911-1912 гг.), А.И.Бачинского «Физика для средних учебных заведений» (1915-1918 гг.) и В.В.Лермантова «Методика физики и содержание приборов в исправности» (1907 г.) В этих учебниках в определенной мере нашли отражение достижения отечественной методики обучения физике, соответствующие данному периоду времени. Это относится к расположению учебного материала, выражению основных методических идей того времени. Настоящим завершением дореволюционного этапа явилась работа Н.В.Кашина «Методика физики» (1916 г.). Это - обстоятельное руководство по методике обучения физике, включившее все передовое, что возникло к концу этого периода (например, демонстрационный эксперимент, лабораторные работы, оборудование физических кабинетов в средних школах и др.). Эта книга -весьма серьезное пособие, многие содержащиеся в ней рекомендации полезны и сейчас. В этот период проводились различные съезды и конференции, на которых прогрессивные учителя физики и методисты-физики поднимали весьма важные вопросы (структура курса физики, новые методы преподавания, физические демонстрации и лабораторные работы и др.). Однако к тому времени еще не была создана единая система обучения физике, отвечающая передовым педагогическим и методическим идеям. Многие проблемы только ставились, но не были решены. Советский этап в развитии методики обучения физике. Этот весьма большой период следует разделить на две основные части: 1917-1931 гг. и 1931-1991 гг. В первую часть периода (1917-1931 гг.) методисты по физике увлекались различными «комплексами» и проблемами «физикотехники». Происходил процесс перехода от средней школы царского периода к советской школе. Это был период поиска пути, и он сопровождался многими интересными предложениями и проектами. Некоторые из них были ошибочными, но это время не прошло без пользы для средней школы России. Вторая часть периода (1931-1991 гг.) -время создания единой, единообразной школы в России, когда все учащиеся учились по одним и тем же программам курса физики и по одним учебникам, которые назывались стабильными. Процесс обучения был ориентирован на абстрактного среднего ученика; учета способностей, склонностей и интересов учащихся фактически не было. Но этот период был весьма плодотворным в плане возникновения новых педагогических идей. В определенной степени это связано с тем, что методика обучения физике перестала быть наукой одиночек-учителей и ученых, а стала разрабатываться коллективами ученых (возникли кафедры методик в педвузах, НИИ, Академия педагогических наук, различные методические лаборатории). Перечислим основные результаты работ в области методики обучения физике в рассматриваемый период: 1. Написаны первые учебники методики преподавания физики 2. Сложилась система физического образования; курс физики 3. Первые стабильные учебники по физике были созданы 4. Появились новые учебники физики для старших классов (И.К.Кикоина, Г.Я.Мякишева и др.). 5. В течение 1934-1941 гг. был создан под руководством Д.Д.Галанина шеститомный труд по школьному физическому эксперименту. Вопросы учебного оборудования, лабораторных работ и физического практикума были достаточно полно и об стоятельно разобраны коллективом методистов под руковод- ством А. А Покровского. 6. С 1934 г. по настоящее время издается для учителей-физиков 7. Определены содержание курса физики в средней школе, необ- 8. Серьезное развитие получили технические средства обучения 9. Было разрешено создавать школы и классы с углубленным изучением отдельных предметов, в частности с углубленным изу-
10.Разработан учебно-методический комплекс учебного пред- 11.Благодаря работам по программированному обучению в учебный процесс введены элементы электронно-вычислительной техники. 12.Разработаны новые технологии обучения физике на основе Все это создало прочный и научно обоснованный фундамент для дальнейшего совершенствования содержания физического образования в средней школе, обогатило методику обучения физике, сделало ее настоящей наукой (со своим предметом и своими методами исследования), исключило из методики преподавания физики рецептурность. Таким образом, в советский период методика обучения физике получила существенное развитие, несмотря на то что школа оставалась единообразной и в достаточной мере не учитывала способности и склонности учеников. Перестроечный этап в развитии методики обучения физике. За последние годы в жизни и работе средней школы произошли большие изменения. Во-первых, произошла демократизация средней (и высшей) школы России. Во-вторых, исчезла единая средняя школа, возникли различные школы: средние общеобразовательные, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением различных предметов. Школа перестала быть единообразной. В-третьих, что очень важно и принципиально, теперь в школе нет единой программы курса физики (и других курсов) и единого учебника; в распоряжении учителя многообразные программы и учебники. Уровень подготовки школьников определяется стандартом. В частности, утвержденный Министерством образования РФ Федеральный комплект учебников физики включает: для основной школы - 24 учебника, для X и XI классов - 13 учебников, по астрономии - 6 учебников. В-четвертых, учитель может выбрать программу и учебник, но может работать и по своей авторской программе, если он готов к этому. В-пятых, обязательной является основная школа (I-IX классы). Старшие классы (X и XI, а скоро будет и XII класс) являются профилированными. Физика в основной школе изучается в VII-IX классах, причем теперь это не пропедевтический, а завершенный курс физики такого уровня, который соответствует возрасту учащихся. Основными принципами, положенными в основу изучаемых курсов (конечно, кроме основных дидактических принципов), как мы уже говорили, являются принципы гуманизации, гуманитаризации и дифференциации обучения. В итоге физика должна предстать перед учеником не только как основа техники, но и как элемент культуры. Дифференциация обучения физике дает возможность учитывать способности, склонности и интересы учащихся. Ученик перестает быть объектом обучения, а становится субъектом обучения, т.е. обучение становится личностно ориентированным. Учитель должен ориентироваться не на так называемого «среднего ученика», а видеть каждого ученика, рассматривать его как личность. Изменяется роль учителя в школе. Он перестает быть для учащихся основным источником знаний, а превращается в организатора их познавательной деятельности. Можно говорить о том, что меняется парадигма образования. Настал другой, новый период в жизни школы, возникла и новая парадигма образования. Приобретает значимость идея интеграции учебных предметов в школе, что может уменьшить их число и ликвидировать много-предметность в учебном плане школы. Например, интегрируются курсы физики и астрономии, в итоге создается вместо двух один курс - «Физика и астрономия». Завершая общую характеристику перестроечного периода в развитии методики обучения физике, отметим, что и здесь должен соблюдаться принцип преемственности, т.е. все хорошее, про- грессивное, передовое, когда бы оно ни возникло, должно учитываться и развиваться, тем самым обогащая методическую науку и педагогическую практику.
|