Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития методики обучения физике в России






Обучение физике в различных учебных заведения России ве­дется уже примерно 300-350 лет. Первыми, кто выдвигал мето­дические идеи, строил систему обучения физике, создавал учеб­ники и пособия по физике, были такие крупнейшие ученые, как М.В.Ломоносов и Э.Х.Ленц. Очень важно и даже знаменательно, что эту традицию продолжали и в последующем крупнейшие рос­сийские физики. Можно назвать имена академиков С.И.Вавилова, А.Ф.Иоффе, П.Л.Капицы, Г.С.Лансберга, И.К.Кикоина и др.

Зарождением методики обучения физике можно считать выход в свет книги Ф.Н.Шведова «Методика физики» (1894 г.). Это был обобщающий труд, в котором обстоятельно и подробно разбира­лись основные вопросы методики обучения физике: содержание курса физики того времени, методы его преподавания, а также некоторые другие важные вопросы. Таким образом, 1894 год, ко­нец XIX в., является началом создания новой педагогической нау­ки - «Методика обучения физике».


Этому, конечно, предшествовало накопление физического и методического материала, формирование первоначальных идей и методов этой новой науки. Так, М.В.Ломоносов еще в 1746 г. на­писал «Вольфианскую экспериментальную физику», далее дейст­вовали учебники М.Е.Головина (1756-1790 гг.), являвшегося уче­ником Л. Эйлера, в 1793г. появился учебник П.Гиляровского, в 1797 г. - М.М.Сперанского, в 1808 г. - И.В.Двигубского. Круп­ным вкладом в методику преподавания физики явилось «Руководство к физике для гимназий» (1839 г.), написанное Э.Х.Ленцем. Двадцать семь изданий выдержал учебник физики К.Д.Краевича (1833-1892 гг.)

Необходимо также назвать учебники и различные методиче­ские руководства И.И.Паульсона (1871 г.), Ф.Ф.Эвальда (1872 г.), К.Д.Дубровского (1881 г.), Я.И.Ковальского (1885 г.), А.Ф.Мали-нина и К.П.Буренина (1866 г.), Н.А.Любимова (1876 г.) и др.

Ограничимся перечислением лишь этих учебников и пособий, так как история развития методики обучения физике не является предметом нашего исследования, нас интересуют основные идеи, мысли, предложения, которые важны и в настоящее время. Дру­гими словами, мы, придерживаясь принципа преемственности, будем обращать основное внимание на то, что важно, необходи­мо, что не имеет ограниченного срока действия, что надо сохра­нять и развивать, а не отметать.

В истории развития методики обучения физике имеет смысл выделить три основных этапа (периода):

-дореволюционный этап (до октября 1917 г.);

- советский этап (длившийся 70 лет, с 1917 до 1991 г.);

- перестроечный период (с 1991 г. по настоящее время).
Физику как учебный предмет нельзя «вырвать» из всей системы

школьного образования, а о том, как развивалась школа в России во все эти этапы (периоды), вам уже известно из курса педагогики. Поэтому основное внимание сконцентрируем на проблемах мето­дики обучения физике.

Дореволюционный этап. Начнем описание со времени выхода книги Ф.Н.Шведова. В этот период накапливался материал, созда­вались элементы системы обучения физике в средней школе. Отме­тим очень важные для становления методики обучения физике кни­ги: И.И.Косоногова «Концентрический учебник физики» (1908 г.), А.В.Цингера «Начальная физика» (1910г.), Ф.Н.Индриксона «Курс физики» (1911-1912 гг.), А.И.Бачинского «Физика для сред­них учебных заведений» (1915-1918 гг.) и В.В.Лермантова «Мето­дика физики и содержание приборов в исправности» (1907 г.)

В этих учебниках в определенной мере нашли отражение до­стижения отечественной методики обучения физике, соответст­вующие данному периоду времени. Это относится к расположе­нию учебного материала, выражению основных методических идей того времени.


Настоящим завершением дореволюционного этапа явилась ра­бота Н.В.Кашина «Методика физики» (1916 г.). Это - обстоя­тельное руководство по методике обучения физике, включившее все передовое, что возникло к концу этого периода (например, демонстрационный эксперимент, лабораторные работы, оборудо­вание физических кабинетов в средних школах и др.). Эта книга -весьма серьезное пособие, многие содержащиеся в ней рекоменда­ции полезны и сейчас.

В этот период проводились различные съезды и конференции, на которых прогрессивные учителя физики и методисты-физики поднимали весьма важные вопросы (структура курса физики, но­вые методы преподавания, физические демонстрации и лабора­торные работы и др.).

Однако к тому времени еще не была создана единая система обучения физике, отвечающая передовым педагогическим и мето­дическим идеям. Многие проблемы только ставились, но не были решены.

Советский этап в развитии методики обучения физике. Этот весьма большой период следует разделить на две основные части: 1917-1931 гг. и 1931-1991 гг. В первую часть периода (1917-1931 гг.) методисты по физике увлекались различными «комплек­сами» и проблемами «физикотехники».

Происходил процесс перехода от средней школы царского пе­риода к советской школе. Это был период поиска пути, и он со­провождался многими интересными предложениями и проектами. Некоторые из них были ошибочными, но это время не прошло без пользы для средней школы России.

Вторая часть периода (1931-1991 гг.) -время создания единой, единообразной школы в России, когда все учащиеся учились по одним и тем же программам курса физики и по одним учебникам, которые назывались стабильными. Процесс обучения был ориен­тирован на абстрактного среднего ученика; учета способностей, склонностей и интересов учащихся фактически не было.

Но этот период был весьма плодотворным в плане возникнове­ния новых педагогических идей. В определенной степени это связа­но с тем, что методика обучения физике перестала быть наукой одиночек-учителей и ученых, а стала разрабатываться коллектива­ми ученых (возникли кафедры методик в педвузах, НИИ, Академия педагогических наук, различные методические лаборатории).

Перечислим основные результаты работ в области методики обучения физике в рассматриваемый период:

1. Написаны первые учебники методики преподавания физики
для студентов в Москве И.И.Соколовым и в Санкт-Петербурге
(Ленинграде) П.А.Знаменским.

2. Сложилась система физического образования; курс физики
менялся, но в итоге он был разбит на две ступени: VI-VII классы -
I ступень, VIII-X классы - II ступень.


3. Первые стабильные учебники по физике были созданы
И.И.Соколовым и А.В.Перышкиным. Первый учебник (И.И.Со­-колова) выдержал 14 изданий - до 1953 г., а учебник А.В.Пе-рышкина существовал до 1973 г.. И сейчас часть школьников VII и
VIII классов учатся по учебнику А.В.Перышкина и Н. А. Родиной.

4. Появились новые учебники физики для старших классов (И.К.Кикоина, Г.Я.Мякишева и др.).

5. В течение 1934-1941 гг. был создан под руководством Д.Д.Галанина шеститомный труд по школьному физическому эксперименту. Вопросы учебного оборудования, лабораторных работ и физического практикума были достаточно полно и об­ стоятельно разобраны коллективом методистов под руковод­- ством А. А Покровского.

6. С 1934 г. по настоящее время издается для учителей-физиков
и методистов-физиков научно-методический и теоретический
журнал «Физика в школе».

7. Определены содержание курса физики в средней школе, необ­-
ходимый уровень научности его элементов, последовательность разделов курса, использование в нем элементов политехнизма и др.

8. Серьезное развитие получили технические средства обучения
и методика их использования при обучении физике.

9. Было разрешено создавать школы и классы с углубленным изучением отдельных предметов, в частности с углубленным изу­-
чением физики, введены в практику работы школ факультативные
занятия.

 

10.Разработан учебно-методический комплекс учебного пред­-
мета «Физика», состоящий из программы, учебника, задачника, дидактических средств, факультативного курса и т. п.

11.Благодаря работам по программированному обучению в учебный процесс введены элементы электронно-вычислительной техники.

12.Разработаны новые технологии обучения физике на основе
современных психолого-педагогических концепций.

Все это создало прочный и научно обоснованный фундамент для дальнейшего совершенствования содержания физического образования в средней школе, обогатило методику обучения фи­зике, сделало ее настоящей наукой (со своим предметом и своими методами исследования), исключило из методики преподавания физики рецептурность. Таким образом, в советский период мето­дика обучения физике получила существенное развитие, несмотря на то что школа оставалась единообразной и в достаточной мере не учитывала способности и склонности учеников.

Перестроечный этап в развитии методики обучения физике. За последние годы в жизни и работе средней школы произошли большие изменения.

Во-первых, произошла демократизация средней (и высшей) школы России.


Во-вторых, исчезла единая средняя школа, возникли различные школы: средние общеобразовательные, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением различных предметов. Школа перестала быть единообразной.

В-третьих, что очень важно и принципиально, теперь в школе нет единой программы курса физики (и других курсов) и единого учебника; в распоряжении учителя многообразные программы и учебники. Уровень подготовки школьников определяется стан­дартом. В частности, утвержденный Министерством образования РФ Федеральный комплект учебников физики включает: для ос­новной школы - 24 учебника, для X и XI классов - 13 учебников, по астрономии - 6 учебников.

В-четвертых, учитель может выбрать программу и учебник, но может работать и по своей авторской программе, если он готов к этому.

В-пятых, обязательной является основная школа (I-IX классы). Старшие классы (X и XI, а скоро будет и XII класс) являются профилированными.

Физика в основной школе изучается в VII-IX классах, причем теперь это не пропедевтический, а завершенный курс физики та­кого уровня, который соответствует возрасту учащихся.

Основными принципами, положенными в основу изучаемых курсов (конечно, кроме основных дидактических принципов), как мы уже говорили, являются принципы гуманизации, гуманитари­зации и дифференциации обучения.

В итоге физика должна предстать перед учеником не только как основа техники, но и как элемент культуры. Дифференциация обучения физике дает возможность учитывать способности, склонности и интересы учащихся.

Ученик перестает быть объектом обучения, а становится субъ­ектом обучения, т.е. обучение становится личностно ориентиро­ванным. Учитель должен ориентироваться не на так называемого «среднего ученика», а видеть каждого ученика, рассматривать его как личность.

Изменяется роль учителя в школе. Он перестает быть для уча­щихся основным источником знаний, а превращается в организа­тора их познавательной деятельности. Можно говорить о том, что меняется парадигма образования. Настал другой, новый пе­риод в жизни школы, возникла и новая парадигма образования.

Приобретает значимость идея интеграции учебных предметов в школе, что может уменьшить их число и ликвидировать много-предметность в учебном плане школы. Например, интегрируются курсы физики и астрономии, в итоге создается вместо двух один курс - «Физика и астрономия».

Завершая общую характеристику перестроечного периода в развитии методики обучения физике, отметим, что и здесь должен соблюдаться принцип преемственности, т.е. все хорошее, про-


грессивное, передовое, когда бы оно ни возникло, должно учиты­ваться и развиваться, тем самым обогащая методическую науку и педагогическую практику.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал