Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Триадические модальности






Синтетическая модальность предполагает рассмотрение объекта в целом. Его обозначением может быть его имя (но не марка товара!) или иная ссылка, такая как местоимение (он, она) или иное указание — например, родовое или метафорическое:

— Это ОН! (син)

— Ну, и где теперь твой (скептически) Мисаил? Твой Герой-Любовник? (син)

Качественная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим то или иное качество объекта, его свойство или особенность — как единого целого.

— Маловат твой цветочек... маловат! (кач)

— Питаешься, Гермоген?... Ну что ж, питайся, питайся на здоровье! (кач)

Предметная модальность свойственна трансляциям, рассматривающим части или элементы объекта, фрагменты единой общей картины.

— Мам, у меня пися болит! (пред)

— Многие города в России хотя и не так широко известны в мире, как Москва и Петербург, все же представляют большой интерес для туриста — таковы Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Муром, Ярославль и многие другие. (пред)

________

В синтетической модальности — по идее — пишутся предложения письменной речи, в соответствии с известным школьным определением: «предложение есть законченная мысль». Для того, чтобы понять реплику собеседника, нужно совершить синтезирующее усилие, соединив его слова (а часто также интонацию, гримасы и т. п.) в единый смысл; иногда это удается, иногда — нет, и тогда мы говорим: «Простите, я вас не понял».

Полное предложение содержит как минимум три элемента: подлежащее, сказуемое и дополнение, например: «Анфиса ест сыр». Эти элементы сами по себе чаще всего имеют следующие модальности: (именованное) подлежащее — синтетическую, сказуемое — качественную, дополнение — предметную. Это означает, что если в речи человека звучит предложение, в котором акцентировано подлежащее, являющееся именем, то это предложение получает синтетическую окраску, если сказуемое — то качественную, а если дополнение — то предметную. Особенно отчетливо этот эффект проявляется, когда (что характерно для устной речи) партнеры обмениваются эллиптическими, то есть неполными репликами, например:

— Кто это к нам пришел?

— Анфиса. (син)

 

— Чем, интересно мне знать, Анфиса занимается?

— Ест. (кач)

 

— А что ест Анфиса?

— Сыр. (пред)

Однако и полное предложение может иметь любую из триадических модальностей: синтетическую, качественную или предметную, если одно из его слов синтаксически, или интонационно, или с помощью жестикуляции (мимики) подчеркнуто и выделено как наиболее значимое — до такой степени, что общий смысл предложения как бы оттесняется и становится вторичным. Если это акцентированное слово — подлежащее, то предложение (обычно) получает синтетическую модальность, если сказуемое или определение — то качественную, если дополнение — то предметную, например:

— А сегодня ко мне заходил... (с придыханием) представляешь... КИРИЛЛ! (син)

— Ко мне сегодня заходил Кирилл — такой... (со значением) элегантный! (кач)

— А сегодня Кирилл пошел... ни за что не догадаешься... на фирму! (пред)

Если предложение представляет собой афоризм, кратко выраженные важную мысль или образ, существенно превосходящие по своей значимости (для данного человека) составляющие ее слова, то его модальность — синтетическая; так, например, часто воспринимаются пословицы:

Бог поберег вдоль и поперек. (син)

Бог даст и в окошко подаст. (син)

Удается и червяку на веку. (син)

Где гроза, тут и вёдро. (син)

Не велика беда, коли влезет в ворота. (син)

Успеешь охнуть, как придется издохнуть. (син)

В синтетической модальности обычно воспринимаются простые (нераспространенные) предложения из трех-четырех слов, содержащие подлежащее, сказуемое, дополнение и, возможно, одно определение — в отсутствие ситуативных, интонационных и других акцентуаций, например:

Рысь сидела в засаде. (син)

Молодой олень шел на водопой. (син)

Не дошел бедняга до воды немного. (син)

Если в предложении много слов, обозначающих качества и действия — глаголов, прилагательных, причастий, деепричастий, и именно в них заключен его основной смысл, то это предложение обычно имеет качественную модальность:

— Я к тебе стремился издалека: бежал, плыл, пробирался, карабкался — словом, добирался всячески. (кач)

— Передо мной распростиралось море: светло-синее, бирюзовое, зеленовато-коричневое, слегка волнующееся, но в целом спокойное и явно чего-то ожидавшее. (кач)

Если в предложении много слов, обозначающих неименованные объекты материального мира, и на них стоит его основной смысловой акцент, то оно приобретает предметную модальность:

— Ешьте, пожалуйста, все, что на столе стоит: форшмачок с лучком, огурчики, помидорки, рассольник. (пред)

Я люблю звезды, людей, животных, растения и, конечно, минералы. (пред)

Его квартиру населяли многочисленные животные: черепаха, две собаки, три кошки, четыре канарейки и небольшая игуана. (пред).

Упражнение. Модифицируйте следующие предложения и трансляции (возможно, их сократив или чуть дополнив и изменив порядок слов) и поставьте логическое ударение так, чтобы они приобрели: а) синтетическую, б) качественную и в) предметную модальность.

1. — Классный животик ты себе вырастил, Никодим Самсонович!

2. В воздухе пахло солнечной, свежей, нежданной весной.

3. В саваннах и пустынях Африки обитает множество самых диковинных животных.

4. — Вам, Поликарп, я могу пока предложить небольшую, но ответственную и перспективную должность руководителя нашего аквариума.

5. Самолет летел низко над бурным морем.

6. Шустрик рылся в обширной грязной мусорной куче

7. Семена мудрости восходят не торопясь.

8. Гора Арарат превосходит окрестные горы не только по высоте.

9. Проблема выживания человечества как вида оттеняет и обостряет проблему личной безопасности.

10. Виринея пристально смотрела на возникшую перед ней мужскую фигуру.

Пример.

1а) — (упираясь взглядом в живот Никодима) Ну Никодим Самсоныч! (син)

1б) — Ну ты, Никодим? Самсоныч, себе животик вырастил! Ну вырастил! (кач)

1в) — Ну, Никодим Самсоныч, у тебя и живооотик! (пред)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал