Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устная речь. Устная речь всегда существенно опирается на контекст — часто в большей степени, чем письменная
Устная речь всегда существенно опирается на контекст — часто в большей степени, чем письменная. В частности, для устной речи характерны эллиптические конструкции, то есть сокращенные фразы, нередко состоящие из единственного слова — наиболее значимого в ответе, если бы он был составлен по законам речи письменной. «Да» вместо: «Да, Вольдемар, я с удовольствием пойду с тобой в зоопарк посмотреть на зверей и птиц», — типичное сокращение устной речи, и для нее вообще характерно (психологически) существенно большее внимание к модальностям. В них нередко заключен основной смысл происходящего между партнерами, а прямое значение отходит на второй план. Однако не следует сильно эллиптические, особенно однословные ответы считать всегда синтетическими по своей модальности — последняя определяется по смыслу, но не по форме. — Каков был вчера Савватий Тимофеич? — Весел. (кач)
— Каких животных ты любишь наблюдать в зоопарке? — Носорогов. (пред)
— Скажи, как ты меня любишь? — До безумия. (кач) Синтетической во всех трех последних примерах будет субмодальность. О модальности длинной устной реплики можно судить по преобладающим в ней словам, как и в случае письменной речи, например: — Расскажи мне, как тебе жилось все эти годы, хорошо ли плохо ли, бедно или богато, дружил ты или враждовал, пел или горючими слезами заливался? (кач) — Расскажи мне о своих друзьях-приятелях, о врагах, о любимых занятиях, о животных в твоем доме... (пред) Однако нередко в репликах устной речи ставятся сильные маркеры (например, интонационные) на определенных словах, и тогда о модальности трансляции следует судить по ним, например: — Ну, кажется, все почти что высказались... а теперь ваше слово, Аграфена Юрьевна! (син) — Ну, думайте, думайте, думайте... может быть, когда-нибудь и поймете, что нам делать с нашим уникальным длинношеим Жоржиком! (син) — Я не плачу, и не огорчаюсь, и все понимаю... но все равно хочу мороженое! (пред) — И Виринея, и Варвара, и даже Василиса — все проиграли! (кач) Упражнение. Определите триадическую модальность следующих трансляций и пяти трансляций по вашему выбору. Если для этого окажется необходимым контекст, определите его сами. 1. — Ну-с, молодые люди, займемся! 2. — Попробуйте обратиться к Иннокентию Никифоровичу. 3. — Прошу к столу! 4. — Попробую разобраться на досуге сам. 5. — А мы тут толковали, толковали, толковали... толку только нет. 6. — У Фалалея Фаддеича, поди, располагается. 7. — И всё ко мне да ко мне... 8. — А мне ваш Феоктист не указ! 9. — А я позвала в гости подружек: Аду, Иду, Ию, Лауру и Леокадию. 10. — Этого молодые вынести уже не смогли. Упражнение. Произнесите следующие реплики: а) в синтетической, б) в качественной и в) в предметной модальности (возможно, чуть их изменив по форме). То же задание для пяти реплик по вашему выбору. 1. — А на завтрак Констанция любит авокадо кушать. 2. — Эти ботиночки моей любимой девочке Дорочке как раз впору будут! 3. — Ну, на зиму я для тебя расстарался: и шубка, и шарфик, и даже лыжики! 4. — Печальна оказалась участь твоего чародея. 5. — Вертолет завис над ледовой площадкой. 6. — Смысла в твоем вопросе я не усматриваю никакого. 7. — У меня гадюк нет! 8. — Наша фабрика детских игрушек «Карапуз» затоварилась яйцом «Угадайка». 9. — На нашей фабрике так не принято. 10. — Привет тебе, Модест, от моей жены Гликерии. Пример. 1а) — На завтрак Констанция любит авокадо. (син) — А на завтрак Констанция любит авокадо кушать. (син) 1б) — А на завтрак Констанция авокадо кушать любит... ой люуубит! (кач) 1в) — А на завтрак Констанция авокадо любит кушать. (пред) — А авокадо Констанция любит кушать на завтрак. (пред) Рассмотрим некоторые распространенные ситуации устной речи. Обращение. Имя собственное в качестве обращения всегда акцентирует синтетическую модальность: — Вавик! (син) — Уважаемый Вавила Валерьянович! (син) Другие обращения, например, по тому или иному качеству партнера, используемому как имя, также имеют синтетическую модальность, например: — Красавица! (син) — Синеглазая! (син) — Господин пристав! (син) Личный отзыв в прямом или косвенном виде также имеет синтетическую модальность: «Кто это сделал?» — «Я!», или «Он!», или «Они», — во всех случаях ответ имеет синтетическую модальность. Управление и подчинение. Повелительные устные фразы часто тяготеют к эллипсисам — так же, как и ответы на них — и здесь часто возникает своего рода «конкуренция» между фоновой синтетической модальностью, свойственной коротким репликам (особенно односложным) и непосредственно в них выраженной модальностью. Если последняя акцентирована, то она чаще всего оказывается доминирующей в трансляции: — Иди сюда, Валериан! (син) — Иди сюда, Валериан! (син) — Валериан, иди же наконец сюда! (кач) — Иди сюда, Валериан! (пред) — Присмотри за черепахой! (син) — За черепахой присмотри! (пред) — За черепахой — присмотри! (кач) Ответные реплики в последнем примере могут иметь разные модальности: — Угу. (син) — Да. (син) — Хорошо. (син) — Хорошо, я присмотрю за черепахой. (син) — Ни за что! (син) — Только не это! (син) — Только не за черепахой! (пред) — Только не я! (син) — (с нажимом) Присмотрю! (кач) — Чтобы я, Варфоломей! — да за какой-то черепахой не посмотрел?! (син) — Обязательно! (син) — Обязательно присмотрю. (син) — Присмотрю, непременно присмотрю. (кач) — За черепахой — да. (пред) Вопросы и ответы. Короткий внятный вопрос, предполагающий определенный ответ, обычно имеет синтетическую модальность: — Кто это сделал? (син) — Зачем тебе омар? (син) — Куда? (син) — Как пройти до Манежа? (син) — Какого цвета? (син) Однако сильная акцентуация какого-то одного слова даже в коротком вопросе придает ему соответствующую этому слову модальность, например: — (указывая пальцем на пятно на скатерти) Кто это сделал? (пред) — Зачем тебе омар? (пред) — Ты хочешь зеленое мороженое!? (кач) Риторические и развернутые вопросы могут иметь любую модальность, в зависимости от стилистических акцентуаций — так же, как и в письменном тексте: — Сколько раз я могу тебе, дубине стоеросовой, объяснять, что я — тоже человек, и, следовательно, имею право на свое отношение к жизни? (пред) — А теперь мне хотелось бы услышать от тебя: где ты жил, с кем общался, в каких кругах был принят, а в каких — отвергнут, и стоило ли искать приключений так далеко от родимого дома? (кач) Короткий ответ, не акцентирующий специально того или иного слова в реплике, обычно имеет синтетическую модальность: — Как отдыхали, Таисия Мардарьевна? — Спасибо, хорошо. (син) Модальность ответа, состоящего из единственного слова, несущего существенное для партнеров содержание, обычно определяется модальностью этого слова: — А какая пасть была у крокодила? — Внушительная! (кач)
— Где ты был, Онисим? — В зоопарке! (пред) Однако иногда, когда единственное слово ответной реплики почти не несет специфической качественной или предметной нагрузки, ответ может быть воспринят в синтетической модальности, на которую намекает его краткость: — Как ты думаешь, Никодим, стоит нам завтра сходить в зоопарк? — Хорошо бы... (син)
— Так ты будешь суп из шампиньонов или гурьевскую кашу, Корнелий? — Суп. (син) В частности, короткие ответы, состоящие из одного слова «да» или «нет», имеют синтетическую модальность: — Тебе хорошо со мной, Любава? — Да. (син)
— Ты будешь смотреть на бегемотов? — Нет. (син) Повествование, описание. Длинные реплики, представляющие собой монологи-описания того или иного рода, обычно имеют модальность, определяющуюся акцентированными в них словами (если таковые имеются) или синтетическую — последняя характерна для речи без акцентировки, монотонной, но содержательной (например, научной, информирующей и т. д.). «Художественная» же, то есть выразительная речь обычно имеет яркие стилистические и языковые акцентировки, легко преодолевающие слабую синтетическую модальность, свойственную любой осмысленной речи. Длинная речь, в которой партнер (а то и сам протагонист) путается и теряет ее смысл, воспринимается по модальностям слов, которые произвели на человека наибольшее впечатление — но никогда не по принципу «большинства». Это означает, что в отсутствие акцентуации и смысла текст воспринимается по тому одному-двум словам, которые как-то были отмечены воспринимающим — а остальные слова он (подсознательно) просто-напросто игнорирует. Примеры: — Я шел к тебе, бежал, спешил, вино покупал, еле донес... какой я преданный оказался, а? (кач) — Феномен святости во всех религиозных культурах неразрывно связан с уединением, отречением от мира, аскетизмом физическим и социальным. Лишь самые высокие святые и мировые Учители рисковали выйти на всеобщее обозрение, не боясь растерять наработанных в долгих уединенных практиках связей с Творцом Мира. (син) — Не пей вина... лучше ешь виноград прямо с лозы. Не вари варенье — лучше ешь яблоки — прямо с дерева. Не смотри на платье человека — гляди ему прямо в душу! (пред) Эмоции. При выражении эмоций могут быть использованы любые триадические модальности. При этом отсутствие качественных и предметных маркеров обычно подразумевает синтетическую модальность, например: — Ах! (син) — Ой-ой-ой! (син) Также синтетической будет эмоциональная фраза, выраженная коротко и ясно, афористично, но без специального акцента на каком-либо слове: — (с завистью) Ну тебе везет! (син) — Да пропади ты пропадом! (син) — (гневно) Сгинь с глаз моих! (син) — Изыди, чертово отродье! (син) — (пылко) Любовь моя! (син) Если в эмоциональной фразе основной акцент стоит на имени, качестве или неименованном объекте, то ее модальность будет, соответственно, синтетической, качественной или предметной: — (грозно) Евдокия! (син) — (нежно) Здравствуй, мой милый! Мой сладкий! (кач) — (презрительно) Какого хрена ты здесь выступаешь?! (пред) — (гневно) Вон отсюда, сморчок! (пред) — (жалостно) Я умираю! (кач) — Ненавижу тебя! (кач) Упражнение. Ответьте эмоционально на следующие заявления протагониста и на пять заявлений по своему выбору: а) в синтетической, б) в качественной и в) в предметной модальности. 1. — Ты не прав, Кузьма! 2. — Трудно в эту твою историю поверить, Изабелла. 3. — Я так рада тебя видеть, Ксенофонт! 4. — До свидания, Ульяна. 5. — Прочь с дороги, куриные ноги! Упражнение. Выразите словами и жестами качественную, синтетическую и предметную модальности в следующих ситуациях и пяти эмоционально напряженных ситуациях по вашему выбору. 1. Угроза. 2. Радость. 3. Удивление. 4. Смирение. 5. Восхищение.
|