Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устная речь. Устная речь всегда существенно опирается на контекст — часто в большей степени, чем письменная






Устная речь всегда существенно опирается на контекст — часто в большей степени, чем письменная. В частности, для устной речи характерны эллиптические конструкции, то есть сокращенные фразы, нередко состоящие из единственного слова — наиболее значимого в ответе, если бы он был составлен по законам речи письменной. «Да» вместо: «Да, Вольдемар, я с удовольствием пойду с тобой в зоопарк посмотреть на зверей и птиц», — типичное сокращение устной речи, и для нее вообще характерно (психологически) существенно большее внимание к модальностям. В них нередко заключен основной смысл происходящего между партнерами, а прямое значение отходит на второй план. Однако не следует сильно эллиптические, особенно однословные ответы считать всегда синтетическими по своей модальности — последняя определяется по смыслу, но не по форме.

— Каков был вчера Савватий Тимофеич?

— Весел. (кач)

 

— Каких животных ты любишь наблюдать в зоопарке?

— Носорогов. (пред)

 

— Скажи, как ты меня любишь?

— До безумия. (кач)

Синтетической во всех трех последних примерах будет субмодальность.

О модальности длинной устной реплики можно судить по преобладающим в ней словам, как и в случае письменной речи, например:

— Расскажи мне, как тебе жилось все эти годы, хорошо ли плохо ли, бедно или богато, дружил ты или враждовал, пел или горючими слезами заливался? (кач)

— Расскажи мне о своих друзьях-приятелях, о врагах, о любимых занятиях, о животных в твоем доме... (пред)

Однако нередко в репликах устной речи ставятся сильные маркеры (например, интонационные) на определенных словах, и тогда о модальности трансляции следует судить по ним, например:

— Ну, кажется, все почти что высказались... а теперь ваше слово, Аграфена Юрьевна! (син)

— Ну, думайте, думайте, думайте... может быть, когда-нибудь и поймете, что нам делать с нашим уникальным длинношеим Жоржиком! (син)

— Я не плачу, и не огорчаюсь, и все понимаю... но все равно хочу мороженое! (пред)

— И Виринея, и Варвара, и даже Василиса — все проиграли! (кач)

Упражнение. Определите триадическую модальность следующих трансляций и пяти трансляций по вашему выбору. Если для этого окажется необходимым контекст, определите его сами.

1. — Ну-с, молодые люди, займемся!

2. — Попробуйте обратиться к Иннокентию Никифоровичу.

3. — Прошу к столу!

4. — Попробую разобраться на досуге сам.

5. — А мы тут толковали, толковали, толковали... толку только нет.

6. — У Фалалея Фаддеича, поди, располагается.

7. — И всё ко мне да ко мне...

8. — А мне ваш Феоктист не указ!

9. — А я позвала в гости подружек: Аду, Иду, Ию, Лауру и Леокадию.

10. — Этого молодые вынести уже не смогли.

Упражнение. Произнесите следующие реплики: а) в синтетической, б) в качественной и в) в предметной модальности (возможно, чуть их изменив по форме). То же задание для пяти реплик по вашему выбору.

1. — А на завтрак Констанция любит авокадо кушать.

2. — Эти ботиночки моей любимой девочке Дорочке как раз впору будут!

3. — Ну, на зиму я для тебя расстарался: и шубка, и шарфик, и даже лыжики!

4. — Печальна оказалась участь твоего чародея.

5. — Вертолет завис над ледовой площадкой.

6. — Смысла в твоем вопросе я не усматриваю никакого.

7. — У меня гадюк нет!

8. — Наша фабрика детских игрушек «Карапуз» затоварилась яйцом «Угадайка».

9. — На нашей фабрике так не принято.

10. — Привет тебе, Модест, от моей жены Гликерии.

Пример.

1а) — На завтрак Констанция любит авокадо. (син)

— А на завтрак Констанция любит авокадо кушать. (син)

1б) — А на завтрак Констанция авокадо кушать любит... ой люуубит! (кач)

1в) — А на завтрак Констанция авокадо любит кушать. (пред)

— А авокадо Констанция любит кушать на завтрак. (пред)

Рассмотрим некоторые распространенные ситуации устной речи.

Обращение. Имя собственное в качестве обращения всегда акцентирует синтетическую модальность:

— Вавик! (син)

— Уважаемый Вавила Валерьянович! (син)

Другие обращения, например, по тому или иному качеству партнера, используемому как имя, также имеют синтетическую модальность, например:

— Красавица! (син)

— Синеглазая! (син)

— Господин пристав! (син)

Личный отзыв в прямом или косвенном виде также имеет синтетическую модальность: «Кто это сделал?» — «Я!», или «Он!», или «Они», — во всех случаях ответ имеет синтетическую модальность.

Управление и подчинение. Повелительные устные фразы часто тяготеют к эллипсисам — так же, как и ответы на них — и здесь часто возникает своего рода «конкуренция» между фоновой синтетической модальностью, свойственной коротким репликам (особенно односложным) и непосредственно в них выраженной модальностью. Если последняя акцентирована, то она чаще всего оказывается доминирующей в трансляции:

— Иди сюда, Валериан! (син)

— Иди сюда, Валериан! (син)

— Валериан, иди же наконец сюда! (кач)

— Иди сюда, Валериан! (пред)

— Присмотри за черепахой! (син)

— За черепахой присмотри! (пред)

— За черепахой — присмотри! (кач)

Ответные реплики в последнем примере могут иметь разные модальности:

— Угу. (син)

— Да. (син)

— Хорошо. (син)

— Хорошо, я присмотрю за черепахой. (син)

— Ни за что! (син)

— Только не это! (син)

— Только не за черепахой! (пред)

— Только не я! (син)

— (с нажимом) Присмотрю! (кач)

— Чтобы я, Варфоломей! — да за какой-то черепахой не посмотрел?! (син)

— Обязательно! (син)

— Обязательно присмотрю. (син)

— Присмотрю, непременно присмотрю. (кач)

За черепахой — да. (пред)

Вопросы и ответы. Короткий внятный вопрос, предполагающий определенный ответ, обычно имеет синтетическую модальность:

— Кто это сделал? (син)

— Зачем тебе омар? (син)

— Куда? (син)

— Как пройти до Манежа? (син)

— Какого цвета? (син)

Однако сильная акцентуация какого-то одного слова даже в коротком вопросе придает ему соответствующую этому слову модальность, например:

— (указывая пальцем на пятно на скатерти) Кто это сделал? (пред)

— Зачем тебе омар? (пред)

— Ты хочешь зеленое мороженое!? (кач)

Риторические и развернутые вопросы могут иметь любую модальность, в зависимости от стилистических акцентуаций — так же, как и в письменном тексте:

— Сколько раз я могу тебе, дубине стоеросовой, объяснять, что я — тоже человек, и, следовательно, имею право на свое отношение к жизни? (пред)

— А теперь мне хотелось бы услышать от тебя: где ты жил, с кем общался, в каких кругах был принят, а в каких — отвергнут, и стоило ли искать приключений так далеко от родимого дома? (кач)

Короткий ответ, не акцентирующий специально того или иного слова в реплике, обычно имеет синтетическую модальность:

— Как отдыхали, Таисия Мардарьевна?

— Спасибо, хорошо. (син)

Модальность ответа, состоящего из единственного слова, несущего существенное для партнеров содержание, обычно определяется модальностью этого слова:

— А какая пасть была у крокодила?

— Внушительная! (кач)

 

— Где ты был, Онисим?

— В зоопарке! (пред)

Однако иногда, когда единственное слово ответной реплики почти не несет специфической качественной или предметной нагрузки, ответ может быть воспринят в синтетической модальности, на которую намекает его краткость:

— Как ты думаешь, Никодим, стоит нам завтра сходить в зоопарк?

— Хорошо бы... (син)

 

— Так ты будешь суп из шампиньонов или гурьевскую кашу, Корнелий?

— Суп. (син)

В частности, короткие ответы, состоящие из одного слова «да» или «нет», имеют синтетическую модальность:

— Тебе хорошо со мной, Любава?

— Да. (син)

 

— Ты будешь смотреть на бегемотов?

— Нет. (син)

Повествование, описание. Длинные реплики, представляющие собой монологи-описания того или иного рода, обычно имеют модальность, определяющуюся акцентированными в них словами (если таковые имеются) или синтетическую — последняя характерна для речи без акцентировки, монотонной, но содержательной (например, научной, информирующей и т. д.). «Художественная» же, то есть выразительная речь обычно имеет яркие стилистические и языковые акцентировки, легко преодолевающие слабую синтетическую модальность, свойственную любой осмысленной речи. Длинная речь, в которой партнер (а то и сам протагонист) путается и теряет ее смысл, воспринимается по модальностям слов, которые произвели на человека наибольшее впечатление — но никогда не по принципу «большинства». Это означает, что в отсутствие акцентуации и смысла текст воспринимается по тому одному-двум словам, которые как-то были отмечены воспринимающим — а остальные слова он (подсознательно) просто-напросто игнорирует. Примеры:

— Я шел к тебе, бежал, спешил, вино покупал, еле донес... какой я преданный оказался, а? (кач)

— Феномен святости во всех религиозных культурах неразрывно связан с уединением, отречением от мира, аскетизмом физическим и социальным. Лишь самые высокие святые и мировые Учители рисковали выйти на всеобщее обозрение, не боясь растерять наработанных в долгих уединенных практиках связей с Творцом Мира. (син)

— Не пей вина... лучше ешь виноград прямо с лозы. Не вари варенье — лучше ешь яблоки — прямо с дерева. Не смотри на платье человека — гляди ему прямо в душу! (пред)

Эмоции. При выражении эмоций могут быть использованы любые триадические модальности. При этом отсутствие качественных и предметных маркеров обычно подразумевает синтетическую модальность, например:

— Ах! (син)

— Ой-ой-ой! (син)

Также синтетической будет эмоциональная фраза, выраженная коротко и ясно, афористично, но без специального акцента на каком-либо слове:

— (с завистью) Ну тебе везет! (син)

— Да пропади ты пропадом! (син)

— (гневно) Сгинь с глаз моих! (син)

— Изыди, чертово отродье! (син)

— (пылко) Любовь моя! (син)

Если в эмоциональной фразе основной акцент стоит на имени, качестве или неименованном объекте, то ее модальность будет, соответственно, синтетической, качественной или предметной:

— (грозно) Евдокия! (син)

— (нежно) Здравствуй, мой милый! Мой сладкий! (кач)

— (презрительно) Какого хрена ты здесь выступаешь?! (пред)

— (гневно) Вон отсюда, сморчок! (пред)

— (жалостно) Я умираю! (кач)

Ненавижу тебя! (кач)

Упражнение. Ответьте эмоционально на следующие заявления протагониста и на пять заявлений по своему выбору: а) в синтетической, б) в качественной и в) в предметной модальности.

1. — Ты не прав, Кузьма!

2. — Трудно в эту твою историю поверить, Изабелла.

3. — Я так рада тебя видеть, Ксенофонт!

4. — До свидания, Ульяна.

5. — Прочь с дороги, куриные ноги!

Упражнение. Выразите словами и жестами качественную, синтетическую и предметную модальности в следующих ситуациях и пяти эмоционально напряженных ситуациях по вашему выбору.

1. Угроза.

2. Радость.

3. Удивление.

4. Смирение.

5. Восхищение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал