Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Триадически-диалектические модальности
Синтетически-творительная модальность весьма энергична и высоко ценима большинством коммуникаторов. Она свойственна, например, неожиданному свежему образу: — Что ты тут лежишь, Феврония, как навозная куча? (син - твор) Другой вариант возникновения этой модальности — акцентирование нового имени или неожиданно появившегося лица: — Ты представляешь, кого я увидел на нудистском пляже — Авксентия! (син - твор) — (при встрече, с изумлением) Герасим, ты?! (син - твор) Еще примеры: Емельян возрождается. (син - твор) Наш класс оживился. (син - твор) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна синтетически-творительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в синтетически-творительную модальность. 1. — Ты что, действительно меня покидаешь, Прокофий? 2. — Да кто это тут взялся учить меня жить?! 3. — Сомнительно, Савелий. 4. — Прямо с утра за работу примемся. 5. — А ты сдюжишь, Сидор? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в синтетически-творительной модальности. 1. — Ты зачем мне яму роешь, Софоний? 2. — Тяжело, Климентий? 3. — Девушке твоего социального положения не к лицу яркие румяна, Агния! 4. — Шустрик, если будешь попусту гавкать на кошек, я тебя запру дома на весь день. 5. — Игнат, сколько лет вашей яблоне? Упражнение. Сформулируйте в синтетически-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Приветствие на официальном приеме друга-генерала. 2. Знакомство на пляже с молодой женщиной с ребенком. 3. Представление себя в кулуарах конференции по охране китов от вымирания. 4. Приглашение официальное отдаленное по времени делового партнера на пикник, организуемый фирмой. 5. Предъявление претензий старшей подруге, уведшей кавалера.
Синтетически-осуществительная модальность довольно распространена — это короткие фразы, поддерживающие или фиксирующие имеющийся порядок вещей: — Воскресенье: я иду в зоопарк. (син - осущ) — Игнатий весь день возился во дворе. (син - осущ) Акцент на имени человека или иного объекта в обычной обстановке тоже как правило вызывает к жизни модальность син - осущ: — А вместо меня здесь как обычно побудет Симеон. (син - осущ) — Перед нами — Москва! (син - осущ) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна синтетически-осуществительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в синтетически-осуществительную модальность. 1. — (при встрече, радостно) Ксенофонт! 2. — Ну, а мы потихоньку, полегоньку сворачиваемся. 3. — Вечереет, однако, холодает, туман скоро опустится. 4. — А мы ему такую встречу организуем — не обрадуется вражина! 5. — Держись, Сысой! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в синтетически-осуществительной модальности. 1. — Какова ваша доля в акциях фирмы, Наркис? 2. — Мартирий, вы меня огорчили своей поверхностностью. 3. — Ванная направо, Руфь. 4. — Ты дашь мне наконец мой ботинок?! 5. — Сиди, Себастьян, думай.
1. Объявление форс-мажора на яхте. 2. Сочувствие другу, от которого недавно ушла возлюбленная. 3. Прощание надолго с любимой бабушкой. 4. Обвинение большое серьезное выношенное приватное семилетнему племяннику. 5. Извинение среднее несерьезное лживое по форме перед куклой.
Синтетически-растворительная модальность характерна для метафор, описывающих разрушающийся объект: — Ну ты, Антиох, прямо как Помпея после извержения Везувия! (син - раст) — Германия лежала в руинах. (син - раст) Емельян умирал. (син - раст) Другой вариант возникновения этой модальности — образы, отдаленные от реальности: философские, стоящие вне данной ситуации: — Мечты моей юности не были услышаны в канонаде эпохи. (син - раст) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна синтетически-растворительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в синтетически-растворительную модальность. 1. — Вот это новость! 2. — (внезапно) Стоп! 3. — Пора, мне кажется, начинать бороться с недобросовестным расходованием основных фондов нашего завода. 4. — А Феврония-то беременна! 5. — Конец мне пришел. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в синтетически-растворительной модальности. 1. — И где вы предполагаете жить, друзья? 2. — Если уж ты тонешь, то хоть на помощь кого зови, Ревекка! 3. — Трудные годы тебя ждут, Таисия! 4. — Ты хотя бы голову в мою сторону поверни, Илларион! 5. — Верю тебе, Марьяна! Упражнение. Сформулируйте в синтетически-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Требование актуальное серьезное необычное к невесте. 2. Просьба еле уловимая наедине срочная к кукле. 3. Обида косвенная публичная существенная старая на друга детства. 4. Угроза прямая большая по делу на отдаленное будущее деловому партнеру. 5. Поддержка приватная последовательная советом ученика.
Качественно-творительная модальность свойственная трансляциям, делающим упор на новые, неожиданные свойства или действия объекта: — А Вероника-то пришла — представь только (значительно) вся в белом. (кач - твор) — Ну и как ты выступил? — Потрясающе и сногсшибательно! (кач - твор) — И чем ты на своей новой фирме занимаешься, интересно узнать? — А вот и не угадаешь: рисую, ваяю и совсем ни с кем не интригую, только дружу. (кач - твор) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна качественно-творительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в качественно-творительную модальность. 1. — Какой-то ты сегодня снулый, Болеслав. 2. — Это даже не сюрприз — это больше. 3. — А вот мороженого мне не надо — худею. 4. — По правую сторону дороги — лес, а в нем водятся волки. 5. — Не надо мне мешать, отойди, Марьюшка. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в качественно-творительной модальности. 1. — Где моя заветная тетрадь? 2. — Кто съел мое яблоко?! 3. — Зачем кролику длинные уши? 4. — Послушание, Пелагея, только послушание! 5. — Прошу: помоги мне сегодня — а завтра я тебе помогу. Упражнение. Сформулируйте в качественно-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Поддержка целенаправленная принципиальная существенная друга, разводящегося с женой. 2. Комплимент поверхностный на обществе стареющему дядюшке. 3. Обещание приватное маловероятное по исполнению искреннее любимой. 4. Задание малолетнему сыну продуманное не очень приятное срочное. 5. Возложение вины за провал немалой недавней на старшую сестру.
Качественно-осуществительная модальность естественно возникает при описании рутинных свойств или действий объекта: — А я зубрю все, зубрю день и ночь. (кач - осущ) — Что, весело? (кач - осущ) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна качественно-осуществительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в качественно-осуществительную модальность. 1. — Не хочу больше каши! 2. — Панкратик, можно теперь тебя спросить? 3. — Неужели выиграл?! 4. — Туман, туман у вас в голове, Рубен. 5. — Флавий, вы закончили свою диссертацию? Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в качественно-осуществительной модальности. 1. — Ты когда-нибудь бываешь веселым, Феофан? 2. — А со мной будут еще Павлин, Паисий и Мисаил — хорошо? 3. — Мурзик, не ходи за мной по пятам! 4. — Прилично, прилично одет, и такой воспитанный — я уж и не знаю, что думать, Тимофей! 5. — (вкрадчиво) А может, до загса прогуляемся? Упражнение. Сформулируйте в качественно-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Поддержка деловая друга, поссорившегося с начальством. 2. Комплимент серьезный подготовленный приватный домашнему животному. 3. Обещание трудноисполнимое верное ученику. 4. Приказ подчиненному трудноисполнимый строгий. 5. Поручение маме от взрослой дочери на время ее отсутствия.
Качественно-растворительная модальность свойственна трансляциям, изображающим исчезающее или разрушающееся свойство (или действие) объекта: — Мои щеки увядают. (кач - раст) — Что делаешь, Савватий? — Пропадаю... (кач - раст) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна качественно-растворительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в качественно-растворительную модальность. 1. — Далмат и Дементий, завтракать! 2. — А мне, Поликсена, пожалуйста, больше супу не предлагайте — никогда. 3. — (меняя тему) А меня заинтересовала жизнь животных в Антарктиде. 4. — С философской точки зрения, человек — явление не только природы, но и духа. 5. — Отчего же не буду? Буду обязательно. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в качественно-растворительной модальности. 1. — Где Луиза? 2. — Прошу прощения, Рената. 3. — Зачем же меня так обижать, Серафима? 4. — Не думаю, что в Африке ты приживешься надолго, Фелицата. 5. — Не будем о прошлом. Упражнение. Сформулируйте в качественно-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Задание ученику младшего класса на каникулы. 2. Возложение вины небольшой на себя за опоздание к обеду. 3. Возложение ответственности полной на брата за убежавшее молоко. 4. Предложение неофициальное серьезное приватное большому начальнику. 5. Донос письменный анонимный несерьезный кукле на маму.
Предметно-творительная модальность характерна для трансляций, описывающих возникновение или обновление неименованных предметов: — Вот тебе сюрприз: сережки! (пред - твор) — Ну, что еще прикажешь тебе принести? — Хочу миногу! (пред - твор) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна предметно-творительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в предметно-творительную модальность. 1. — Прощай, Москва! 2. — Еду, Сюзанна, еду! 3. — Где мои любимые шоколадные шарики? 4. — А можно мне тоже попробовать? 5. — Уж в чем-чем, а в тюле я понимаю! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в предметно-творительной модальности. 1. — Зачем тебе жираф? 2. — Почему птицы на лапах, а не на колесах? 3. — Почему снег белый или серый или голубой, а не фиолетовый? 4. — Зачем папа вечером уходит? 5. — Неужели пять уроков — это мало?! Упражнение. Сформулируйте в предметно-творительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Приветствие на работе секретаря. 2. Знакомство с красивым моложавым брюнетом на тусовке. 3. Представление себя неофициальное на танцах. 4. Приглашение неофициальное близкое по времени бабушки к столу. 5. Предъявление претензий серьезных долговременных в поезде домашнему псу.
Предметно-осуществительная модальность возникает в трансляциях, акцентирующих предметный план в нормальных условиях его существования: — Зубы чисти, зубы! (пред - твор) — А я диван свой пролеживаю... (пред - осущ) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна предметно-осуществительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в предметно-осуществительную модальность. 1. — И снова ты здесь, Серафима? 2. — Не буду — и точка. 3. — Эх! 4. — За тобой — хоть на самый край света, Эмма! 5. — Благословясь, трогаемся! Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в предметно-осуществительной модальности. 1. — Не хочу с тобой дружить больше. 2. — Ну и ну — не ожидал! 3. — Чао, Гедимин! 4. — Во мне еще есть толк — по крайней мере, он возможен, если я постараюсь. 5. — Обидно, впрочем. Упражнение. Сформулируйте в предметно-осуществительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Объявление форс-мажора приватное близкому другу. 2. Объявление о начале нового интимного сюжета маме. 3. Сочувствие мужу по случаю небольшой, но неприятной невосполнимой утраты. 4. Прощание неофициальное на вечеринке с любимым ненадолго. 5. Признание приватное вины небольшой искупимой перед куклой.
Предметно-растворительная модальность характерна для трансляций, описывающих исчезающие и ли разрушающиеся предметы: — Стакан разбился. (пред - раст) — Давай больше о твоих женах ни слова, а? (пред - раст) Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна предметно-растворительная модальность. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в предметно-растворительную модальность. 1. — Какая прелесть ваши ножки, Корнелия! 2. — Прошу вас продолжать, Аристарх. 3. — И снова у тебя запой, Антиох? 4. — Стыдись, Авенир! 5. — Не думаю, что это большая новость для вас, Ревекка. Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в предметно-растворительной модальности. 1. — Зачем таракану шесть ног? 2. — Почему ты до сих пор не спишь, Тарасик? 3. — Фотина, ты уже замужем? 4. — Трое детей — это предел разумной семьи, я считаю. 5. — Не торопи события, Кира. Упражнение. Сформулируйте в предметно-растворительной модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно. 1. Предложение услуги небольшой искреннее публичное прохожему на улице. 2. Предложение помощи большой новому знакомому приватное лживое. 3. Призыв страстный приватный к домашнему животному. 4. Отказ решительный приватный от нескромного предложения старшей по возрасту женщины. 5. Принятие разумного предложения старшего родственника. Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору во все триадически-диалектические модальности. 1. — Не буду — хоть умри! 2. — Ай! 3. — Договорились. 4. — Мне смешна ваша критика. 5. — Ты не посмеешь, Африкан! Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять обращений по своему выбору во всех триадически-диалектических модальностях. 1. — Ты меня сопроводишь, Нинель? 2. — Где же я вас видел? 3. — Некрасиво получается, Флорентина. 4. — Ну, это вы зря, Варсонофий. 5. — Согласен с вами полностью, Антип! Упражнение. Придумайте по три сценки на следующие темы и пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей: а) протагонист — син - твор, партнер — кач - осущ; б) протагонист — кач - пред, партнер — пред - твор; в) протагонист — пред - раст, партнер — кач - твор. 1. Ерофей, влюбленный в Сусанну, знакомится с ее мамой Акулиной Мануиловной (протагонист). Сусанна молчит, а ее мама пытается выяснить, какие у Ерофея жизненные планы. 2. Старый холостяк Викт о р обвиняет свой диван в неудаче своей личной жизни. Диван ставит Виктора на место. 3. Большой начальник Зиновий Каллистратович у своей любовницы Ефросиньи после сытного ужина. Зиновий Каллистратович настроен на эротику, Ефросинья же пытается демонстрировать ему свежий женский журнал, намекая на необходимость для нее различных украшений, модной одежды и т. п. 4. Жены шаха Абдуллы Земфира и Зульфия наедине обсуждают возможность принятия в гарем нового увлечения шаха — прекрасной Гюльчатай. 5. Болонка Дуня в доверительном разговоре рассказывает складскому псу Елизарычу про сложности характера ее хозяйки Изабеллы. Елизарыч, умудренный жизненным опытом, дает советы. Упражнение. Придумайте по три сценки на следующие темы и пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей: а) протагонист — син - осущ, партнер — кач - раст; б) протагонист — кач - раст, партнер — пред - осущ; в) протагонист — пред - твор, партнер — син - осущ. 1. Корова Тома на пастбище вкусно ест, но скучает, сама плохо понимая почему. Пастух Игнатий входит в ее положение и обещает вскорости привести быка Гелиоса. Тому живо интересуют подробности и перспективы. 2. Начальник туристического агентства «Ниагара» Онисифор Онуфриевич критикует сотрудника Протаса за нерадивое отношение к нуждам клиентов и рекламе. Протас оправдывается как может. 3. Молодой воин племени Быстроногих Оленей Зуб Мамонта собирается на охоту. Его жена Цветок Зари дает ему поручения, пожелания и советы, не все из которых реальны и полезны. 4. Старшеклассник Андрон собирается на выпускной вечер. Мама инструктирует его, как надо ухаживать за девочками, Андрон же плохо понимает, зачем это нужно. 5. Старый холостяк Викт о р объявляет своему дивану, что познакомился с негритянкой и собирается пригласить ее в гости. Диван активно возражает, приводит аргументы из прошлого опыта Виктора.
|