Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Триадически-диадические модальности






Синтетически-янская модальность часто звучит в коротких приказах и вопросах:

— Ты куда? (син - ян)

— Сходи покорми удава. (син - ян)

Другие примеры:

— (с нажимом) Пойми, наконец, Анисья, что я, Маркиан, тебе друг — друг Маркиан. (син - ян)

— (глядя в глаза, наклонившись вперед) И вообще, имей в виду: месяц солнцу — не соперник. (син - ян)

Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна синтетически-янская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в синтетически-янскую модальность.

1. — Каюсь, каюсь.

2. — Мне нужен галстук в полоску.

3. — Почему это мне никто не позвонил, интересно?

4. — В нашем зоопарке зверей диковинных — много!

5. — Уймись, Тигран!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в синтетически-янской модальности.

1. — Будет лучше, если ты помолчишь, Стефания.

2. — Ну неужели?!

3. — Как ты могла, Феврония?!

4. — А причем тут я?

5. — Не хвались, идучи на рать, Мечислав.

Упражнение. Сформулируйте в синтетически-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно.

1. Приветствие в доме неожиданно зашедшего племянника.

2. Знакомство на реке с мускулистым богато снаряженным незнакомцем.

3. Представление себя скромное в новом рабочем коллективе.

4. Приглашение неофициальное публичное конкретное возлюбленной в театр.

5. Предъявление претензий к домашнему псу за неаккуратность при еде.

 

Синтетически-иньская модальность звучит в метафоре, иллюстрирующей состояние человека:

— Я чувствую себя гусем, которого выпотрошили и начинили антоновскими яблоками. (син - инь)

— Я жду свою голубицу в нашем гнездышке. (син - инь)

Другой пример использования этой модальности — акцентуация имени собственного в риторическом вопросе или ином обращении, не предполагающем ответа:

— Когда ты повзрослеешь и станешь человеком, Савватий? (син - инь)

— Ах, Виринея, Виринея... (син - инь)

Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна синтетически-иньская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в синтетически-иньскую модальность.

1. — Заходите, Увар Ильич!

2. — Прошу вас не перечить мне, Мелания Христофоровна!

3. — Ну же, Кириак!

4. — Ой ли, Фемистокл?

5. — Почему у вас такие круглые коленки, Феона?

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в синтетически-иньской модальности.

1. — Мне хочется спать — увы, ни на что большее я сейчас не способен.

2. — Не желаю чистить зубы сегодня!

3. — Почему ты меня не слушаешь, мама?

4. — Сначала папа договорит по телефону, а потом уже ты можешь звонить своей ненаглядной Настьке!

5. — Нет особого смысла в моей жизни — а ты что скажешь?

Упражнение. Сформулируйте в синтетически-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно.

1. Объявление форс-мажора родителям.

2. Объявление о прекращении финансирования старшему сыну.

3. Отказ от выгодного предложения родителей.

4. Сомнение в эффективности плана развития фирмы, предложенного начальником.

5. Согласие с предложение подчиненного реорганизовать отдел фирмы.

 

Качественно-янская модальность звучит, например, в обращениях и управляющих трансляциях, в которых акцентированы свойства или действия:

— (глядя в глаза) Витольд! Любимый и ненаглядный! (кач - ян)

— Остановись! (кач - ян)

— И прошу как отец: веди себя прилично! (кач - ян)

Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна качественно-янская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в качественно-янскую модальность.

1. — Совсем как-то мне невмоготу...

2. — Отойди от стрелы, а то крюком по голове!

3. — У шофера такая работа.

4. — Где моя юность? Неужели-таки не вернется никогда?

5. — Это, Харитонушко, детство.

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в качественно-янской модальности.

1. — Почему это я должен сейчас ложиться спать?

2. — Уйди, Флориан, не путайся под ногами!

3. — А что значит «жили-были»?

4. — Мой долг — это мой долг.

5. — Плати, дорогой Тимур, плати по счетам — в жизни еще пригодится.

Упражнение. Сформулируйте в качественно-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно.

1. Соболезнование по случаю утраты водительских прав неопытному водителю.

2. Обвинение обдуманное малое существенное пятилетней племянницы.

3. Извинение существенное серьезное лживое публичное перед подчиненным.

4. Требование неслучайное обычное обдуманное к бабушке.

5. Просьба косвенная наедине терпящая на равных к сотруднику.

 

Качественно-иньская модальность характерна для описаний состояния:

— Мне было так трудно тогда, и хлопотно, и безнадежно-хмуро... (кач - инь)

— Я тогда жил как придется, никуда не стремился, довольствовался пошлыми пустыми обыкновениями, — словом, опускался нравственно и физически. (кач - инь)

Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна качественно-иньская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в качественно-иньскую модальность.

1. — Арбузика желаешь, Созон?

2. — Чего тебе принести — яблок или лучше лимонов, Эсфирь?

3. — А теперь я жду твоего ответа, Якуб.

4. — Дорожка-то по жизни одна твоя, не больше, Флавиан.

5. — Не ходи поперек моей дороги, Августа — поостерегись маленько!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в качественно-иньской модальности.

1. — Это ты хорошо сказал, Терентий!

2. — А наша экономика еще не то выдержит.

3. — Сразу скажу: не воин я, купец скорее.

4. — Ну-ка, выкладывай, дорогой Протас, что у тебя за душой?

5. — Зачем твоя мать тебя добру учила — не понимаю.

Упражнение. Сформулируйте в качественно-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно.

1. Просьба косвенная публичная важная к знаменитости.

2. Указание частное эмоциональное подчиненному не высовываться раньше времени.

3. Обида прямая небольшая острая на кошку.

4. Угроза косвенная большая физическая домашнему псу.

5. Поддержка последовательная принципиальная новой куклы.

 

Предметно-янская модальность характерна для конкретных указаний с акцентом на неименованных объектах:

— Загляни в пещеру, и если там не окажется тигра, разведи костер и приготовь ужин. (пред - ян)

— И напиши мне, пожалуйста, письмо. (пред - ян)

Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна предметно-янская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в предметно-янскую модальность.

1. — Ах, какая досада!

2. — (отрицательно качает головой)

3. — Пусть я никто — а ты еще меньше!

4. — Ты на мой годовой доход рот не разевай!

5. — Ну посмотри, посмотри же!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в предметно-янской модальности.

1. — И что, склонил он тебя к любви?

2. — Твоя грудь — твое достояние, Марфа!

3. — Играет ли твой Гаврила в теннис — вот вопрос, и хорошо ли?

4. — Трудно без мамы да без папы в чужом городе?

5. — Ты такой уютный, Герасим!

Упражнение. Сформулируйте в предметно-янской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно.

1. Возложение ответственности за поручение на семилетнего сына.

2. Обвинение отца в насилии над личностью.

3. Предложение официальное пообедать в китайском ресторане.

4. Донос устный клеветнический на младшую сестру маме.

5. Приветствие в парке на прогулке старого знакомого — пса Сильвио.

 

Предметно-иньская модальность часто сопровождает описания, включающие различные объекты:

— Мне хочется чаю с жасмином, булку с маком и блюдечко меду. (пред - инь)

— Дом стоял на берегу реки — в месте, где длинный плес переходил в порог. (пред - инь)

Упражнение. Приведите примеры ситуаций, где естественна предметно-иньская модальность.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору в предметно-иньскую модальность.

1. — Не опоздай на поезд, Харитончик!

2. — Не сиди сиднем, Филимон!

3. — Прошлого не вернуть, Феофания!

4. — Счастливого тебе, Харитина, плавания — веселого, радостного, беззаботного!

5. — (восхищенно) Ну ты даешь, Таисия!

Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору в предметно-иньской модальности.

1. — Где мой любимый бархатный берет?

2. — Зачем, Тигран, тебе ей поклоняться — пусть лучше она за тобой прибежит!

3. — Ну и что твой Савва — так и не появился?

4. — (при встрече, изумленно) Боже, Автоном!

5. — Как хорошо с тобой по руку гулять, Себастьян!

Упражнение. Сформулируйте в предметно-иньской модальности обращения в следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору. Ответьте на эти обращения: а) синтонно и б) антитонно.

1. Знакомство на вечеринке с блондином средних лет интересной наружности.

2. Представление непосредственного начальника своей маме.

3. Приглашение неофициальное близкое по времени любовника к себе на дачу.

4. Предъявление претензий публичных малых на улице сестре.

5. Объявление приватное эмоциональное о прекращении отношений с любовником.

Упражнение. Переведите следующие трансляции и пять трансляций по своему выбору во все триадически-диадические модальности.

1. — Прошу к нашему шалашу!

2. — От судьбы не уйдешь!

3. — Человек ты неплохой, Станислав, но тяжеловат на подъем!

4. — Ох!

5. — Ну, предположим.

Упражнение. Ответьте на следующие вопросы и на пять обращений по своему выбору во всех триадически-диадических модальностях.

1. — Где была твоя жена утром, Велимир?

2. — Не кручинься, Пелагея!

3. — Лучше не надо, Кир!

4. — Какая ты неотразимая сегодня, Милитриса!

5. — Уф, устал я!

Упражнение. Придумайте по две сценки на следующие темы и пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — син - ян, партнер — кач - инь;

б) протагонист — кач - инь, партнер — пред - ян.

1. Девушка Жанна уговаривает своего кавалера Вавилу пойти познакомиться со своей мамой. Вавила считает, что это преждевременно.

2. Большой начальник Зиновий Каллистратович в гостях у своей любовницы Ефросиньи. Она уговаривает его посмотреть последние эротические журналы для мужчин, он же стремится сначала поесть.

3. Старшеклассник Андрон просит у мамы денег на обновление своего компьютера. Мама не понимает, чем плох имеющийся, и предпочитает тратить деньги иными способами.

4. Молодожены Вольдемар и Анастасия на экскурсии в зоопарке обсуждают увиденных животных.

5. Студентка-первокурсница Агния отправляется с группой в пеший поход. Папа дает ей необходимые, по его мнению, инструкции.

Упражнение. Придумайте по две сценки на следующие темы и пять тем по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться следующих модальностей:

а) протагонист — син - инь, партнер — пред - инь;

б) протагонист — кач - ян, партнер — пред - ян.

1. Старый холостяк Викт о р разговаривает, сидя на своем диване, со старой знакомой Кларисой, обсуждая возможный ремонт своей квартиры.

2. Столетний попугай Клавдий смотрит политические новости по телевизору и комментирует их своей хозяйке Аграфене. Аграфена всего пугается, Клавдий ее снисходительно успокаивает.

3. Пастух Игнатий вечером доит корову Тому (протагонист). Молока мало, и Тома объясняет ему, почему так получилось. Игнатий оправдывается.

4. Антрепренер Антоний готовит звезду эстрады Клависсию к выезду на двухдневные гастроли в город Заможай. Клависсия переживает и реагирует эмоционально, хотя понимает, что ехать надо.

5. Мама первоклассника Вили помогает ему с уроками. Виля плохо понимает, что от него требуется, отвлекается и т. п.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал