Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 2
Педагогика (2 вопрос) ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ПРАКТИКА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (КАТЕГОРИИ) ПЕДАГОГИКИ. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. «Педагогика» - слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение» или искусство воспитания Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). На протяжении столетий «Педагогика» развивалась как практика обучения и воспитания детей. Педагогическая практика - это непосредственная деятельность учителей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объектам педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, так и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и формы развития педагогики Педагогическая наука - это наука о законах образования и воспитания детей и взрослых. Объект педагогики - процессы развития воспитания и становления человека. Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания и образования. Основные задачи педагогики: - выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, проявляющихся во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием; - изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности; - разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами; - прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее; - внедрение в практику образования результатов педагогических исследований. Категории: воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание). воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования: определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира, поведения (как проявление отношений и мировоззрения) и мировоззрения; Виды воспитания:: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие. Функции педагогической науки: - объяснительная (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития); - преобразующая (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания); - прогностическая (обоснованное предвидение развития педагогической реальности). Система педагогических наук: - Общая педагогика, исследующая основные закономерности воспитания. - История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. - Сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий. - Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах.Различают преддошкольную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику). - Специальная педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. СП (дефектология) распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих - тифлопедагогика, умственно отсталых - олигофренопедагогика, детей и взрослых с расстройством речи - логопедия. Связь с другими науками: тесная связь с такими как философия, психология, медицина, биология, социология и политология, т.к. все они являются частями одного целого научного понимания о мире и человеке. С философией: общие закономерности человеческого бытия и мышления, являются основой для создания педагогических теорий. с психологией и физиологией:. методы педагогического воздействия должны в первую очередь опираться на законы и механизмы деятельности и развития личности. С медициной: дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики и учитывать медицинские показания ученика и в соответствии с ними при необходимости корректировать педагогический процесс. С историей: История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности, будучи кладезем жизнеописаний исторических личностей, событий, опыта предков разных социальных групп и народов. С социологией: планирование состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика, выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии на адекватную в данное время и в данной социальной группе личность, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс. С политологией: имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности в существующей и прогнозируемой государственной политической обстановке.
|