Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История возникновения и развития зарубежной социальной педагогики.
Социальная педагогика всегда была составляющей частью педагогики и развивалась вместе с ней. В ее развитии можно выделить ряд периодов. 1-ый начальный, который длился с древнейших времен вплоть до 17-го века, когда воспитание стало рассматриваться как социальное явление. Возникают различные теории воспитания. С развитием общества возникали свои проблемы воспитания и защиты ребенка. Еще в античности были высказаны такие основополагающие социально-педагогические проблемы, как идея воспитания ребенка с раннего возраста, учитывая природу ребенка и окружающую среду. Период Возрождения связан с гуманистической идеей в воспитании ребенка. Именно в это время в Италии появляется одна из первых школа-интернат с названием «Дом радости». 2- период (17 – 19 век) характеризуется развитием ведущих идей и концепций социальной педагогики, ее становление как науки. Видные философы, педагоги, социологи, психологи искали решение социально-педагогических проблем в сотрудничестве с общественностью и государством. Видные педагоги не только высказывали те или иные идеи, но и реализовали их на практике, создавая приюты для детей-сирот и беспризорных, детские сады, школы и другие учреждения для детей с различными проблемами. На протяжении всего 19 века шел длительный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. На ее развитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки, такие как психология, социология, медицина и др. В конце 19 века социальная педагогика выделяется в самостоятельную область педагогической науки. Это событие связано, прежде всего, с именами немецких ученых Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа и др. С начала 20 века начинается 3-й период – развитие социальной педагогики, как самостоятельной науки. Но в разных странах социальная педагогика занимает различные места среди других педагогических наук. Во многих странах термины «социальный педагог» вообще не употребляются. В США в учебных заведениях вместо педагогики студенты изучают курс философии образования, а область помощи людям относят к социальной работе. Т.е. в разных странах в зависимости от их культурных и исторических традиций, уровня развития общества есть свои отличия как в терминологии, так и в сущности понятий. Но есть и общее, что объединяет, а именно, любое общество всегда решало, решает и будет решать проблемы развития, воспитания и образования детей, особенно «проблемных». Наибольший вклад в развитие педагогики внесла Германия. Термин «социальная педагогика» введен в дискуссию о воспитании в 1844 году К. Магером и распространен А. Дистервегом. И с момента возникновения до настоящего времени прослеживается две трактовки: 1) социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания и 2) социальная педагогика как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях. С тех пор социальная педагогика стала на практике «педагогика экстренных случаев», которая должна была выполнять существующие в семье и школе пробелы воспитания. В 60-е годы 20-го столетия социальная педагогика начинает рассматриваться как помощь детям, совершившим преступление, внешкольная работа по месту жительства, воспитательная работа в детских домах, домах малютки, школах-интернатах. Вместе с развитием социальной педагогики, как науки, активно развивается сфера профессиональной деятельности специалиста в области социальной педагогики. Осуществляется подготовка социальных педагогов.
|