Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Формы насилия над детьми: 1. Физическое насилие – действия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Признаки физического насилия над ребенком: раны и синяки, ожоги, укусы, синдром тряски ребенка 2. Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. 3.Психическое насилие - эмоционально неправильное обращение с детьми: обвинение, оскорбление, угрозы в адрес ребенка (брань, крики, внушение чувства страха); принижение его успехов, пренебрежительное, грубое обращение, унижающее его достоинство; отвержение ребенка, подавление всякой воли ребёнка; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка; 4.Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре. Выявление признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанность сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов: следы побоев, истязаний, другого физического воздействия; следы сексуального насилия; запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.); отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними; систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома. Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны: направить информацию в органы внутренних дел и в прокуратуру – для привлечения к установленной законом ответственности лиц, допустивших жестокое обращение; направить информацию в органы опеки и попечительства – для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится; принять меры по оказанию помощи ребенку. Может быть два подхода к проблеме. Первый: родители, осуществляющие жестокое обращение и насилие преступники, к которым необходимо применять меры наказания. Второй: большинство жестоких родителей не преступники, и можно добиться того, что они станут соблюдать права ребенка в семье, если им самим оказать помощь. Первый подход непродуктивен с многих точек зрения. Причины, заставляющие родителей применять жестокое обращение, не излечиваются наказаниями. Кроме того, среди жестоких родителей преступников мало. В последние годы жестоко обращаются с детьми все чаще матери. При этом, лишенные родительских прав в отношении одних своих детей, они сами себя восстанавливают в правах, рожая новых. Более продуктивен подход, когда предполагается, что причина жестокого обращения и насилия может быть устранена в большинстве случаев предоставлением своевременной и приемлемой помощи. В пользу второго подхода говорит тот факт, что в развитых странах большая часть случаев жестокого обращения разрешается добровольным принятием родителями специальных услуг с последующим улучшением ситуации. И только в 10% возникает необходимость рассматривать дело в суде. Организация выявления семей на ранней стадии кризиса требует простраивания алгоритмов взаимодействия между службами социальной защиты населения и первичным звеном помощи в здравоохранении, с образовательными учреждениями (детскими садами и школами). Деятельность по ранней реабилитации семьи и детей гораздо эффективнее, поскольку у рано выявленных семей сохраняется больший потенциал к восстановлению, с одной стороны, и для реабилитации требуются более простые методы, с другой. Различение категорий семей – это проблема качественной диагностики. Ее решение позволит исключить расходы на неоправданные затраты усилий специалистов. Для качественной организации работы по ранней реабилитации семьи необходимо: Иметь ответственного за весь процесс реабилитации (куратор). Иметь план реабилитации, по которому организуется процесс оказания услуг, определяется каждой услуге время и условия оказания, определяется, какой результат ожидается от включения семьи в социальное обслуживание; определяются роль и объем деятельности учреждений других ведомств по помощи семье. Распределить ответственность между семьей и специалистами за действия по восстановлению семьи. Организовать командную работу специалистов из различных учреждений с семьей и ребенком. Обусловить получение услуги от государства собственными усилиями семьи по своему восстановлению. Психологизировать предоставляемые услуги. Определить начало и конец процесса реабилитации.
|