Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерархия законов коммуникации и антропоразвивающее влияние ее основных закономерностей






 

………………………………………………………

Знание о соотношении иерархий законов социокультурной коммуникации и основных функций человека одушевленного необходимо для видения пути упорядочивания работы ума и разума при подготовке к социальному общению и, прежде всего, в режиме автокоммуникации. Это должно предшествовать коммуникативным действиям, осуществляемым посредством внешней стороны социума индивидуума.

…………………………………………………

Схематичное изображение данной иерархии раскрывает элементарное устройство индивидуального функционально-коммуникативного социума (см. в Приложении 1 рис. 1, 2, 5, 7). Кроме того, здесь раскрывается принцип автокоммуникации и влияния проецирования иерархических взаимоотношений основных слагаемых индивидуума на коммуникативные процессы в социуме индивидуумов. Данному исследованию способствовало системное применение первоначального смыслового содержания ключевых слов и словосочетаний, имеющих прямое отношения к основным человеческим функциям, главная из которых – определение цели жизни человека (см. в Приложении 1 рис. 1, 2, 4).

Все это даёт возможность обратиться к следующим теоретическим положениям, обоснование которых позволит представить в целом взаимосвязь иерархии законов коммуникации с ее основными закономерностями и раскрыть особенности их антропоразвивающего влияния на коммуникативные способности индивидуума:

1. Законы коммуникативной деятельности, требуют от индивидуума их исполнения в определенном порядке – сначала надо исполнить закон подобия, затем воздаяния, равноправия, о пророчестве и чести (закон добровольности). Данный порядок – это закономерность коммуникации, которая не допускает понижения требований к основным функциям, а только способствует их повышению. Таким образом, непрерывно повышающиеся требования закономерностей в исполнении законов мотивируют регулярное развитие основных функций человека одушевленного.

2. Вышестоящий закон может быть исполнен при условии последовательного исполнения каждого закона из числа нижестоящих законов. Данная закономерность обеспечивает поэтапное, например, возрастное развитие сначала личности, а затем индивидуальности.

3. Достижение наивысшего положительного результата коммуникации в конкретном деле возможно только при последовательном исполнении коммуникантами всех пяти законов. Данная закономерность в процессе коммуникативной деятельности способствует полноценному и гармоничному развитию индивидуума в любом правильном деле.

4. Нарушение хотя бы одного закона придает коммуникации отрицательный характер, и она не может быть разумной, то есть превзойти уровень ума. Данная закономерность способствует развитию в сознании целесообразно и рационально мыслящего человека любви, основанной на целеустремленности, способности доводить начатое дело до полноценного результата за счет исполнения в конкретном деле всех законов.

Обозначим каждый из пяти законов социокультурной коммуникации, имеющих прямые взаимосвязи с соответствующими основными коммуникативными функциями, или сферами коммуникативной деятельности человека (см. в Приложении 1 рис. 1) – следующими буквами:

П – закон подобия, проявляющий себя посредством символики, отраженной сферой чувственного существования;

В – закон воздаяния, проявляющий себя посредством событий, отражающихся в сознании, в частности, в представлениях форм существования;

Р – закон равноправия, который находит свое отражение в результатах деятельности ума по применению права на выбор форм существования или в последствиях утраты данного права;

Пр – закон о пророчестве, выражаемый результатами обмена полезной информацией между людьми на уровне ТМ (текущего мышления, см. в Приложении 1 рис. 1 и 3);

Ч – закон чести, выражаемый результатами стремления коммуникантов к единомыслию и добровольному согласию между собой на уровне понимания ЦКС.

 

Для обоснования первого положения представляется логичным применить метод доказательства, суть которого заключается в рассмотрении возможности существования практики, опровергающей предлагаемую теорию. Поэтому следует рассмотреть возможности исполнения законов социокультурной коммуникации в последовательностях, отличающихся от предлагаемой последовательности (П В Р Пр Ч) в качестве единственно верной, то есть ориентированной на положительный результат.

………………………………………

Например, выходец из Европы не владеет китайским языком. Если он, кроме того, не имея представления о существовании таких столовых приборов как специальные палочки, будет наблюдать жесты гостеприимного китайца, объясняющего, что вместе с едой на стол подадут палочки, то очень скоро коммуниканты поймут, что им не удается общение на эту тему. Если китаец будет в полной мере наглядно демонстрировать европейцу методы использования палочек для принятия пищи, то это уже весьма подходящие условия для исполнения закона подобия. Устройство рук-манипуляторов коммуникантов подобно друг другу, лицевая часть головы и ротовая полость, с точки зрения удобства приема пищи тоже подобны.

Европейцу остается лишь вполне естественным методом подражания, проявляющим себя уже в раннем детстве, научиться манипуляциям с пищей посредством палочек. Причем результат достижим лишь, когда действия европейца относительно палочек будут подобны ловким движениям пальцев руки китайца.

От способности европейца обучаться методом подражания будет зависеть степень исполнения им закона подобия и, одновременно, подготовки к исполнению закона воздаяния. Закон подобия требует от европейца исполнения манипуляций подобных умелому китайцу, а закон воздаяния требует приложения ума и труда к решению данной проблемы. Но сначала надо с интересом воспринять формы манипуляции палочками, убедиться в том, что это эффективно, затем принять решение о начале подражания с целью научиться принимать пищу подобно китайцу.

………………………………………………

Предположим, что европеец заранее изучал китайский язык и, тем самым, готовился к общению с китайцами на их языке, но про те самые палочки у него прежде никакой информации не было. Китаец, распознав в речах гостя из Европы нечто подобное китайскому языку, решил, не жестикулируя, в устной форме донести до сознания европейца, что настало время обеда, и принятие пищи будет осуществляться с помощью палочек. Если за счет наглядного примера в сочетании с устными пояснениями не удалось в разумные сроки научить европейца работе с палочками, то закон подобия будет исполнен, когда европеец достанет из своего вещевого мешка вилку, ложку. Затем он продолжит принятие пищи в привычном для него автокоммуникативном режиме, проявляемым ловкими манипуляциями, формы которых адекватны формам известных ему столовых приборов и пищи.

В этой ситуации закон воздаяния требует признания европейцем и китайцем, что обучение не состоялось. При выполнении этого требования состоится подготовка к соблюдению закона равноправия: европеец имеет право выбирать более подходящее средство для принятия пищи, а китайцу не следует навязывать применение палочек и, тем самым, лишать гостя права делать свой выбор.

Нарушение китайцем права европейца на выбор столовых инструментов или отказ европейца от своего выбора приведет коммуникантов к неловкой ситуации из-за неумелой попытки применить палочки. Передача европейцем китайцу своего права на выбор опять же приведет к неловкой ситуации, которая может нарушить правильный ход общения за обеденным столом, ведь китаец вряд ли правильно оценит возможности ложки и вилки и может снова навязывать палочки.

………………………………………

Предположим, что европеец и китаец в полной мере могут общаться на одном языке, манеры поведения во многом подобны, так как уровень воспитания каждого из них достаточно высокий. Ввиду готовности коммуникантов применять обоюдно приемлемые формы общения, выражающие сущность предстоящей коммуникации, можно считать, что закон подобия соблюдается. Согласно первой комбинации (П Р) после исполнения закона подобия коммуникантам предстоит воспользоваться правом на выбор относительно, например, принятия или непринятия предлагаемой сторонами темы общения или другого человека как собеседника.

Однако без предметной оценки собственного достоинства и достоинства собеседника сделать выбор относительно смыслового содержания предлагаемой темы и форм его проявления, а также представить себя и другого человека в качестве равноценных собеседников – не предоставляется успешным. Необходимы действия во исполнение закона воздаяния с целью определения адекватности подготовки коммуникантов к общению по конкретной теме, а также определения из числа собеседников «большего», от которого «меньшие» получат помощь в деле освоения обсуждаемого предмета и корректировки, например, прежних представлений. ………….

Может быть, после готовности к общению на распознаваемом коммуникантами языке есть возможность до начала исполнения закона воздаяния исполнить закон чести.

Однако суть закона чести заключается в том, что для полноценного завершения положительной коммуникации необходимо взаимное подтверждение коммуникантами одинакового понимания друг друга и добровольного согласия достигать общую цель. Для исполнения закона чести не достаточно обладать только лишь одним и тем же языком, так как требуются еще соответствующие и знания, и опыт, и умение доносить полезную информацию до собеседника, с которым сложились давние отношения.

Далее рассмотрим состоятельность версии начала коммуникативных действий с исполнения закона о пророчестве сразу после исполнения закона подобия. ….. Закон о пророчестве можно назвать законом сохранения условий для самостоятельного развития умения мыслить – такова его сущность. Он проявляет себя ограничением восприятия полезной информации, передаваемой прямым текстом между людьми, которые, как правило, общаются уже не менее трех дней без соблюдения субординации (лат. приведение в порядок), требующей от коммуникантов достаточно ответственного общения, то есть самостоятельного мышления и развития умения мыслить.

Информация – это смысловое содержание формы: целеполагающий смысл (зачем делать) обсуждаемого дела и смысл целесообразной задачи (что делать), которую предстоит решить для достижения цели. Для полноценного восприятия информации сознанием ей надо придать адекватную форму. Причем сознание сначала воспринимает умом форму, затем происходит умозрительный выбор метода раскрытия смыслового содержания и его передачи разуму. Разум, приняв раскрытую умом информацию, определяет, что делать для ее развития в прежней или новой форме.

Исполнение закона о пророчестве (Пр) знаменуется развитием информации собственным разумом, но этому предшествует выбор формы раскрытия и передачи разуму пока неизвестного ему смыслового содержания. Однако, прежде чем, в конкретном деле выбирать формы, в частности подачи информации надо уметь это делать правильно и, тем самым, заработать себе право на выбор, то есть в конкретном деле надо уметь прилагать свой ум по-доброму. Для этого надо стать адекватным требованиям закона воздаяния (В), а перед этим, как было установлено ранее, должен быть исполнен закон подобия (П).

……. из 120 теоретически возможных вариантов последовательностей расстановок пяти законов социокультурной коммуникации исключению подлежат все несостоятельные в жизни версии. Тогда останется единственно верный вариант последовательности применения законов коммуникации: П → В → Р → Пр → Ч.

………………………………..

Теория иерархии принципиальных закономерностей феномена социокультурной (солциальной) коммуникации должна раскрыть взаимосвязь законов коммуникации с позиций рассмотрения двух ее начал (основ): мысленного=бытийного начала и идейного=событийного начала. Сложение, соответственно, творческого начала и созидательного дает жизненному миру первоэлемент жизни: мысль + форма = слово (мыслеформа, или оформленная мысль) = дух = жизнь [23].

Законы коммуникации не творят и не создают жизненный мир, а лишь обеспечивают внутреннюю существенную и устойчивую взаимосвязь коммуникативных явлений, обусловливающую их упорядоченное изменение как творческого, так и созидательного характера. Исходя из этого, следует преобразовать установленную последовательность работы законов в закономерную вертикаль их властных взаимоотношений.

К творческому=бытийному началу социокультурной (социальной) коммуникации следует отнести исполнение закона чести как цели коммуникативного процесса. Она (цель) выражена достижением полного взаимопонимания и добровольного согласия коммуникантов, при котором можно считать, что положительная социальная коммуникация состоялась. К созидательному началу коммуникации следует отнести исполнение закона подобия. Он занимает низшую ступень иерархии, но она имеет фундаментальное значение как неизбежное начало коммуникативного процесса. Без создания этой опорно-фундаментальной ступени не может быть начато осуществление коммуникации.

Определившись с низшей и высшей ступенями иерархической лестницы коммуникативной деятельности можно обосновать принципиальное значение нижестоящего закона для вышестоящего закона и наоборот. Для уточнения особенностей влияния закономерностей коммуникации на развитие человека следует рассмотреть законы как ступени иерархической лестницы попарно: П В, В Р, Р Пр, Пр Ч.

От степени исполнения закона подобия (П) зависят действия закона воздаяния (В), которые проявляются в форме событий, адекватных подготовке коммуникантов. Закон воздаяния с более высокой позиции может способствовать коррекции действий в рамках закона подобия.

От результатов действия закона воздаяния (В), в основе которого заложены результаты исполнения закона подобия (П), зависит действие закона равноправия (Р), выражаемого степенью сохранения права на выбор форм осуществления коммуникации. Закон равноправия (Р) может способствовать коррекции действий сначала в рамках закона воздаяния (В), а затем закона подобия (П).

От степени правильности применения умом каждого из коммуникантов закона равноправия (Р), выраженной выбором форм воплощения и реализации задачи коммуникации, зависит возможность беспрепятственного обмена информацией между коммуникантами. То есть качество выбора форм подачи информации есть ближайший принцип (основа) ментального общения на уровне разума, от которого требуется исполнение закона о пророчестве (Пр).

Развитие и коррекция информации влияет на качество очередного выбора форм (Р), что, в свою очередь, оказывает коррекционное влияние на действия закона воздаяния (В), а через него выставляются новые закономерные требования к коммуникантам в рамках действия закона подобия (П).

Исполнение закона о пророчестве (Пр) – это последний шаг подготовки коммуникантов к исполнению закона чести (Ч) и положительному завершению коммуникации, начатой по конкретному поводу. Закон чести (Ч) требует от коммуникантов достаточного понимания сущности и форм коммуникации, выраженного языком, не вызывающим разночтения. Кроме того, закон чести требует от коммуникантов выражения полного взаимного и добровольного согласия с результатами конкретных действий в рамках коммуникативных действий.

Данные рассуждения можно дополнить словами древнегреческого мудреца, государственного деятеля Хилона Спартанского (596–528 до н. э.): «Не тот умен, кто подчиняется закону, а тот, кто по собственной воле выполняет все его требования» [69].

Степень добровольности согласия определяется степенью последовательного исполнения коммуникантами всех пяти законов социокультурной коммуникации, которые действуют по мере роста индивидуального спроса, зависящего от уровня развития каждого из участников общения. Действия нижестоящих законов, а также индивидуальные нормы их исполнения по ходу исполнения требований закона чести закономерно подвергаются коррекционному влиянию в сторону возрастания норм.

Результаты исследования подводят нас к ответу на теоретический вопрос о пяти законах, который относится к разряду сущих: зачем нужны законы социокультурной коммуникации? Данные законы нужны для предотвращения беспорядочности в общении между людьми, иначе социальная жизнь претерпит разобщенность, а затем превратится в сплошные «бои без правил».

Ограничение и прекращение беспорядков происходит под влиянием закономерностей в режиме планомерного обнаружения ошибок, выстраивания им закономерных препятствий на событийном уровне, мотивирующих в последующем их исправление. Так происходит в просвещенном социуме, в котором явное большинство членов социума стремятся, исполняя законы коммуникации, развивать свое умение мыслить. В противном случае ужесточаются действия закона воздаяния. Люди лишаются права на выбор (болезни, безработица, войны, тюрьмы). Нет пророков в своем отечестве, происходит подавление воли людей власть имущими представителями «сильных мира сего» (имеется в виду материальный мир). Эти явления в своей совокупности представляют собой режим нелюбви к себе и друг к другу, а в итоге жизнь переключается в режим вырождения.

Возникает еще один теоретический вопрос, касающийся пяти законов: зачем нужна иерархия принципиальных (основных) закономерностей коммуникации? Очевидно, что любые элементы, регулирующие социальную жизнь, сами должны быть иерархически упорядочены, иначе ими невозможно пользоваться.

Исходя из ранее полученных результатов исследования, можно говорить о том, что теория иерархии принципиальных закономерностей феномена коммуникации должна раскрыть взаимосвязь соответствующих законов с позиций рассмотрения двух начал коммуникации: мысленного=бытийного начала и идейного=событийного начала. Становится очевидным, что теория иерархии (священное + власть) может указать священный (законопослушный) путь между двумя началами, прерывание которого происходит ввиду нарушения какого-либо из пяти законов. А это, в свою очередь, приводит к необходимости вновь подвергать коррекции нормы исполнения законов на всех уровнях вертикали власти. Такова мотивация, так называемого, Сизифова труда, который, как оказалось, в противоположность общепринятому мнению не только необходим, но и полезен тем, что только так происходит развитие умения мыслить.

Апостол Павел обращался к Римлянам со словами о любви: «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13: 10). Действия в социуме, организованные согласно определенному закону, придают коммуникативному процессу доброе состояние и резонируют с аналогичными настроениями других социумов, как в творческом, так и в созидательном режиме взаимодействия. Действия, организованные с нарушениями законов, резонируют друг с другом в разрушительном режиме противодействия.

Древним пророкам это было известно, о чем свидетельствует, например, ветхозаветная Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (39: 30–31): «Пути Его (Бога) для святых прямы, а для беззаконных они – преткновения. От начала для добрых создано доброе, как для грешников – злое».

Человеку свойственно любить и быть любимым. Любовь не существует без взаимности, и она с возрастанием плоти человеческой законопослушными трудами восходит с самых низких чувственно-эмоциональных уровней развития человека до самого высокого – душевного уровня. В итоге Любовь становится святой, то есть основанной на последовательном (начиная снизу и так до самого верхнего закона) исполнении законов человеческой жизнедеятельности.

Так как закономерность жизни направлена на обеспечение условий для последовательно восхождения сознания человека по ступеням своего развития, то и состояние любви обретается закономерно. Поэтому любовь как индикатор развития коммуникативных способностей человека бывает разных уровней:

· Любовь земная – чувственная (младенческая), эмоциональная (детская), умная (подростковая);

· Любовь небесная – разумная (взрослая) и душевная (зрелая);

· Любовь святая = Любовь земная + Любовь небесная.

Видимо этот смысл был вложен великим русским поэтом А. С. Пушкиным в небольшую строку поэмы «Евгений Онегин»: «Любви все возрасты покорны». Из этих же слов можно сделать вывод: если уровень развития ума отстанет от развития плоти, то освоение пяти законов социокультурной коммуникации в полной мере и, в итоге, человеческая любовь – невозможны. А это значит, что понятие о любви у человекоподобного существа с человеческой душою, пусть даже умного, но без разума останется лишь на уровне стяжателя плотских утех.

При таком положении дел говорить о позитивных результатах коммуникации не приходится. Теоретик анархизма Михаил Александрович Бакунин (1814–1876) весьма точно и лаконично заметил: «За нами наша животность, впереди – наша человечность».

Любовь – это совокупность совершенств любящих индивидуумов. При зарождении любви между людьми разного уровня развития исполнение законов коммуникации сближает их, если «бо'льший» показывает «меньшему» сначала пример любви уровня «меньшего». Демонстрация более высокого уровня любви должна быть интересной (важной) для «меньшего» и убеждать его в необходимости развиваться. В противном случае не получится совокупить совершенства земной любви и небесной, ибо «меньший» станет, условно говоря, спущенным якорем корабля «бо'льшего».

Тогда «крылатый корабль любви» превратится в обычную тихоходную «баржу», способную лишь к горизонтальным перевозкам материальных ценностей между двумя пунктами с названиями «рождение» и «смерть». Это еще одна особенность закономерностей коммуникации, которая может быть рассмотрена как своеобразная антропоразвивающая функция, обеспечивающая условия для развития, как социума индивидуума, так и социума индивидуумов.

Итак, достигнуть полноценные результаты организации и осуществления коммуникации возможно только при последовательном (начиная с низу) исполнении коммуникантами всех пяти законов (см. в Приложении 1 рис. 1), что обеспечивает достижение положительного коммуникативного всеединства.

Вышестоящий закон может быть исполнен только при условии последовательного исполнения всех нижестоящих законов. Нарушение хотя бы одного закона придает коммуникации отрицательный характер. Тогда для окончательного восхождения на «гору» достижения взаимопонимания и добровольных отношений Сизифу (сознанию) придется вновь опускаться на уровень закона подобия для последующего развития ума.

Это необходимо для очередного достижения более высоких результатов исполнения законов коммуникации применительно к общению по поводу решения конкретных социальных проблем.

Основные закономерности коммуникации при осознанном учете особенностей их соблюдения создают условия, способствующие гармоничному развитию человека.

В зависимости от соотношения должного (например, для детей, подростков и т. д.) и фактического уровня развития функционально-коммуникативного социума индивидуума антропоразвивающие функции закономерностей коммуникации проявляют себя по-разному. Они способствуют в конкретном деле прекращению или недопущению деградации сознания коммуникантов, а затем развитию сознания до уровня человека рационально и, одновременно, целесообразно мыслящего, способного общаться, последовательно соблюдая все законы.

Закономерности коммуникации регулируют сам процесс и оказывают антропоразвивающее влияние следующим образом:

- закономерность коммуникативных процессов, заключающаяся в том, что сначала надо исполнить закон подобия, затем воздаяния, равноправия, о пророчестве и чести (закон добровольности), способствует упорядоченному развитию логики и самоконтроля;

- закономерность, выраженная тем, что вышестоящий закон может быть исполнен при условии последовательного исполнения каждого закона из числа нижестоящих законов, обеспечивает последовательное развитие человека от начала становления личности в раннем детстве до обретения ума и разума, а, в итоге, индивидуальности;

- закономерность, определяющая достижение наивысшего положительного результата коммуникации в конкретном деле при условии последовательного исполнения коммуникантами всех пяти законов, способствует стремлению социума индивидуума и социума индивидуумов к полноценному и гармоничному развитию в любой сфере социально значимой деятельности;

- при отрицательном характере коммуникации (при нарушении хотя бы одного закона) влияние соответствующих закономерностей способствует развитию сознания в деле различения добра и зла, а также способности доводить начатое дело до полноценного результата за счет упорядоченного исполнения в конкретном деле всех законов коммуникации.

Чтобы подвести своеобразный итог данной части исследования, касающейся особенностей основных закономерностей коммуникации, выраженных антропоразвивающими функции, проведем философско-антропологический анализ катания Сизифом камня в гору.

Сизиф, камень, гора – это три символа человеческой жизнедеятельности, которая пронизана единой целью, записанной в его душе. Сизиф – это человек, который был строителем и царем Коринфа, обладал мудростью, небезуспешно соперничал с богами Олимпа. В русских сказках, Библии, Коране камень олицетворяет неписаные законы, которым должна быть подчинена человеческая жизнедеятельность [34]. Гора символизирует трудное восхождение человеческого сознания на очередную ступень развития умения мыслить и, одновременно, необходимость возвращения на исходные позиции, если сознание допустило нарушение конкретного закона.

Всю условную гору от подножия до вершины можно разделить на пять уровней, символизирующих конкретные законы социокультурной коммуникации. Закатывание камня в гору начинается у ее подножия, символизирующего закон подобия, а заканчивается завершением очередного дела, символизирующего закон чести.

Завершение одного дела – это условие выхода к подножию следующей горы развивающих дел. Рассмотрим труд Сизифа как символ, присущий автокоммуникации, социуму индивидуумов и даже в целом человечеству, чья жизнь не столь безуспешна по сравнению с историей финальной части адского труда Сизифова, символизирующего бесконечное повторение однотипных ошибок сознания.

Общение – это дело, без которого утрачивается статус индивидуума во внешнем социуме, а затем утрачивается индивидуальность и с ней человечность. Правильная коммуникативная деятельность представляет собой непрерывные действия по преодолению пяти уровней исполнения законов. Когда коммуниканты ошиблись, их общение вынуждено «скатываться» до уровня закона подобия. Далее им необходимо уточнить и доработать систему кодирования–декодирования приема–передачи информации и начать общение уже иного качества, требующего достижения очередного совершенства.

Можно предположить, что уточненная и доработанная коммуникативная символика принимается участниками общения одинаково правильно. При дальнейшем общении вступивший в силу закон воздаяния подтверждает или опровергает достаточность качественных и количественных признаков исполнения закона подобия. А затем закон воздаяния требует адекватности достоинства компетенции коммуникантов обсуждать заявленную тему.

Если коммуниканты оказались недостойными общения на конкретную тему, то им надо повысить квалификацию, что неизбежно требует опять же коррекции, уточнения и доработки системы кодирования–декодирования приема–передачи информации. Доработав, они снова восходят на уровень закона воздаяния. Преодолели – теперь начинается проверка на исполнение закона равноправия, предусматривающего еще и требования к исполнению обязанностей. Не исполнили обязанности в полной мере – лишились или не приобрели права на выбор. Теперь надо разбираться в нарушении сути и\или формы закона равноправия. Разобрались, однако, повысились требования к исполнению нижестоящих законов. И так далее.

Трудились коммуниканты, ошибались, исправлялись, совершенствовались и в итоге честь (понимание) имеют в конкретном деле. А что дальше? Дальше – новые дела, старые и/или новые ошибки, новый опыт их распознавания, исправления, новые цели-вершины, более совершенные решения прежних задач, а затем – разработка новых средств их воплощения и реализации.

По мере увеличения уровня восхождения растут требования к уровню развития коммуникантов, возрастает тяжесть последствий ошибок, а для непрерывно развивающих умение мыслить, кроме того, обретается «и опыт, сын ошибок трудных, и гений парадоксов друг».

Многолетняя практика наблюдения за теми, кто вполне осознанно и планомерно осваивает (независимо от возраста) законы социокультурной коммуникации в режиме автокоммуникации и в процессе общения в социуме индивидуумов показала следующее:

- повышается эффективность их жизнедеятельности;

- улучшается защищенность от воздействия негативных человеческих факторов, особенно усиливаемых СМИ и общественным мнением;

- снижается вероятность попадания в конфликтные ситуации, возрастает предсказуемость результатов общения в многосложной социокультурной (социальной) среде;

- расширяется круг здоровых интересов.

Для полноты исследования философско-антропологических аспектов закономерностей коммуникации выраженных через особенности влияния на развитие человека их необходимо рассматривать с учетом процессов, происходящих в коммуникативном пространстве глобального пространства. Ведь оно, за редким исключением, когда речь ведется о гениях (например, А.С. Пушкин) или об, условно говоря, исчадиях ада (например, «норвежский стрелок 2011 года»), оказывает одностороннее воздействие на отдельно взятого индивидуума и микро-социум индивидуумов, коим представлена отдельно взятая семья.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал