![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психотехнология выявления и согласования интересов
Цель любых переговоров - удовлетворение интересов сторон. Шансы в переговорах возрастают, если удается сообщить другой стороне о своих интересах. Каждая из сторон может и не догадываться об истинной причине, заставившей другую сесть за стол переговоров. Для того чтобы стороны принимали во внимание интересы друг друга, необходимо конкретизировать, в чем они состоят, так как общие фразы только размывают информацию. Поскольку все склонны преследовать прежде всего свои интересы, важно продемонстрировать партнерам, что их интересы понимаются и уважаются. Достаточно часто не ощущается разница между спором и переговорами, и когда спорщиков спрашивают, почему они спорят, они называют причину, а не цель или ожидаемый результат спора. Это одно из наиболее распространенных препятствий к прогрессу в переговорах. Переговоры становятся эффективным инструментом только тогда, когда их используют для решения вопросов, связанных с тем, что хотелось бы видеть в будущем, а не для обсуждения того, что было в прошлом. Для создания «работающего» соглашения приходится иметь дело с множественностью интересов. С кем бы ни велись переговоры, и на каком бы это не происходило уровне, у каждого участника есть группа сторонников, интересы которой он должен учитывать. Понять интересы партнера значит разобраться во множестве разных интересов, которые ему приходится принимать во внимание. Всем, кто собирается сесть за стол переговоров, следует помнить, что они будут иметь дело не с абстрактными представителями другой стороны, а с конкретными людьми, у которых могут быть определенные эмоции, страхи, свои культурные ценности и т. д. Поэтому всегда полезно обращать внимание на поведение партнеров по переговорам, учитывать, как это может отразиться на процессе переговоров. Довольно редко удается встретить стороны, которые стремились бы к сотрудничеству с партнерами в решении спорного вопроса. т1ашс участники спора настроены враждебно к другой стороне и готовы скорее сражаться, чем совместно искать решение проблемы. Прислушаться и проанализировать даже неприемлемые для вас заявления значит сделать шаг к выявлению интересов другой стороны. Ведь возможности выбирать «удобных» партнеров для переговоров у вас не будет. Уделять серьезное внимание эмоциям оппонентов, их восприятию проблем и коммуникативным особенностям следует еще и потому, что эмоции оказывают большее влияние, чем слова. Неприязнь и раздражение одной стороны порождают аналогичную реакцию другой. Ясно, что достижение соглашения в таких условиях весьма проблематично. Но существует несколько рекомендаций, которые могут ослабить влияние эмоций на переговорный процесс: • Прежде всего следует попытаться понять причины, вызывающие определенные эмоции у обеих сторон. Можно записывать свои ощущения. • Полезно также анализировать, вызваны ли эти эмоции опытом работы с данным партнером или обстановкой, в которой проходят переговоры. Возможно, на участников оказывают влияние личные проблемы. • Вместо того чтобы решать реальные задачи, многие болезненно воспринимают определенные прошлые события. Если переговоры скатываются на обсуждение былых обид, стороны отклоняются от сути спорного вопроса. Иногда полезно дать своему партнеру возможность «выпустить пар». Лучше разрядить накопившиеся негативные эмоции сразу, чем выплескивать их по ходу обсуждения вопросов, затрагивающих сущность переговоров. В момент «выпускания пара» нужно спокойно слушать партнера, не отвечая на его нападки, и только время от времени просить его продолжать, пока он полностью не выскажется. Хорошим примером минимизации воздействия эмоций на переговорный процесс является решение, принятое в 1950 г. в США Комитетом по отношениям с персоналом в сталелитейной промышленности, в который входили представители управления и рабочих и который был призван решать возникающие конфликтные ситуации до того, как они превращались в крупные проблемы. Члены Комитета установили правило, согласно которому ни один из них не мог выплескивать негативные эмоции в то время, как это делал другой. Подобная практика обеспечила более мягкий процесс «выпускания пара» и предотвратила возможность лавинообразного нарастания перебранки. В ситуации эмоциональной напряженности хорошо использовать символические жесты: высказывание сочувствия или соболезнований (там, где это уместно), дарение подарков детям или внукам партнера и т. д. Символическим жестам придавали большое значение в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке. Например, визит президента Египта А. Садата в Иерусалим в 1977 г. радикальным образом изменил эмоции общественности, как в Израиле, так и в его собственной стране. Символические жесты - это то, что дешево обходится, но дорого стоит. Разница в восприятии различных аспектов обсуждаемого вопроса может стать причиной возникновения несогласия по проблеме в целом. В известном смысле конфликт определяется не объективной реальностью, а особенностями восприятия сторон. Факты не всегда обусловливают объективность ситуации, поскольку могут пониматься по-разному. Взгляд на вещи зависит от угла зрения, и люди склонны видеть то, что они хотят видеть. Из всего объема поступающей информации люди выбирают те факты, которые подтверждают их убеждения, и игнорируют те, которые ставят их убеждения под сомнение. Каждая сторона на переговорах склонна замечать только преимущества собственного восприятия информации и недостатки восприятия партнеров. Чрезвычайно полезное качество, которое помогает выявлению интересов другой стороны, - способность видеть ситуацию так, как ее видит другая сторона. Обладая этим умением, можно научиться управлять конфликтом в процессе переговоров. Недостаточно просто знать, что у партнеров иной взгляд на вещи. Необходимо понять, в чем заключается сила их точки зрения. Было бы уместно на время воздержаться от суждений в отношении того, как понимает спорный вопрос другая сторона, и попытаться стать на позицию партнера. Разница в восприятии предмета вовсе не означает, что объективная реальность в отношении него меняется. Контраст восприятия сторон несет в себе как потенциальный конфликт, так и возможность его разрешения. Именно разница в восприятии ценности различных вещей является основой заключения соглашения. Разумеется, понимать точку зрения другой стороны вовсе не означает соглашаться с ней. Однако такое понимание помогает пересмотреть собственное восприятие проблемы, продемонстрировать внимание к чужим интересам. Это потребует определенного эмоционального напряжения, зато позволит сузить зону конфликта. В процессе выявления интересов другой стороны следует быть очень осторожным с выдвижением обвинений против нее. В этом случае партнер может подсознательно перейти в оборону и вместо того, чтобы выслушивать здравые аргументы, будет думать об ответном ударе. Наконец, еще один важный вопрос - это сам процесс коммуникации, без которого невозможно выявление интересов в процессе переговоров. Можно выделить четыре основные проблемы коммуникации. Первая проблема: стороны не разговаривают друг с другом так, чтобы их поняли. Довольно часты ситуации, когда стороны разуверились в возможности решения вопроса с данными партнерами и не стремятся к активному общению. Вместо этого они пытаются произвести впечатление на третьи стороны или на собственных сторонников, т. е. работают на публику. Вторая проблема: стороны слушают друг друга пассивно, т. е. без должного внимания. Это может происходить в силу различных причин, например, в силу продумывания ответа на поставленный вопрос, общения со своими сторонниками и т. п. Это позволяет выяснить его точку зрения на спорный вопрос, понять эмоциональный настрой. Следует дать партнеру убедиться в том, что его не только слушают, но и понимают. Не следует скупиться на внимание. Ошибочно полагать, что проявление внимания к партнеру и признание его точки зрения ставят нас в невыгодное положение. Понимать - не значит соглашаться. Третья проблема: стороны неправильно интерпретируют принятое сообщение. Эта проблема чаще всего возникает из-за большой разницы в отношении к культурным ценностям или в силу лингвистических особенностей сторон. Четвертая проблема: стороны не используют обратную связь, то есть не умеют анализировать ответную реакцию на предложение, утверждение, вопрос. Иногда эта реакция им просто неинтересна. А ведь это сигнал о том, правильно ли вас поняли, и, больше того, последуют ли за этим те действия, которых вы ожидаете от другой стороны. Важным элементом техники выявления интересов является использование независимых стандартов в отношении спорных вопросов. Это особенно актуально, когда основные интересы сторон вступают в конфликт. Независимые стандарты, задача которых состоит в обеспечении справедливости принимаемых решений, способствуют неприятию давления, какие бы формы оно ни принимало (подкуп, угроза, манипулирование доверием и т. д.). Объективные стандарты могут основываться на таких критериях, как существующий прецедент, рыночная стоимость, научное обоснование (например, в конфликтах по вопросу загрязнения окружающей среды научное обоснование, представленное какой-либо организацией, может подвергаться сомнению или вступать в противоречие с другим научным обоснованием), профессиональные стандарты, моральные стандарты, традиции и т. д. Часто при дистрибутивных спорах используются различные схемы, которые призваны обеспечить справедливость решения. Примером такой схемы является принцип «одна сторона делит, другая - выбирает». Так, если необходимо справедливо разделить яблоко между двумя людьми, следует предложить одному из них разрезать это яблоко, но при этом другой будет иметь право первым выбрать свою долю. В данном случае справедливость решения вне сомнения.
|