Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология ожидания в переговорном процессе ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В процессе взаимного уточнения точек зрения, интересов и позиций (второй этап переговоров), а также на третьем этапе -этапе обсуждения - используются определенные способы их подачи. Эти способы вытекают из логики соотношения интересов сторон и ожиданий участников переговоров. Наличие как общих, так и различающихся интересов теоретически делает неправомерной трактовку переговоров как игры с нулевой суммой, когда выигрыш одной стороны равен проигрышу другой. Один тип переговоров - с совпадающими и разделяемыми интересами может подменяться другим - с несовместимыми интересами, переходящими в конфликт. Ведь ожидание позитивного или негативного исхода переговоров может создаваться как нашими оппонентами, так и нашими собственными предположениями. Например, из соотношения интересов, ожиданий и особенностей восприятия сторон на каждом из этапов переговоров следуют способы подачи позиций. Выделяют 4 способа подачи позиций. • Открытый - прямое информирование о своей позиции, ее объяснение, аргументация и детализация. В этом случае партнер ожидает, что переговоры пройдут в атмосфере сотрудничества. • Закрытый - ведение дискуссии, в процессе которой важные позиции остаются нераскрытыми, что ведет к срыву переговоров (обманутые ожидания). • Подчеркивание общности взглядов сторон на проблему -облегчает ведение переговоров, когда стороны хотят добиться ожидаемых результатов. • Подчеркивание различий - способ применяется, когда стороны ищут повод для давления или срыва переговоров. Использование определенного способа подачи позиций на конкретном этапе представляет собой тактический шаг, способный вызвать определенные ожидания другой стороны. Но если отвечать на вопрос, какие способы предъявления позиций и когда используются, то это зависит только от логики переговоров и соотношения интересов. Речь, наверное, может идти только об определенном соотношении способов подачи позиций. Например, о позиции можно заявить открыто, но не дать партнеру никакой ключевой или новой информации (закрытый способ). Ожидание, что другая сторона раскроет все карты в начале переговоров или на этапе обсуждения, по меньшей мере, наивно, если только вы не имеете дело с долгосрочным партнером. Стремление многих из нас «знать все» мешает освободить сознание, сосредоточиться, но люди по своей природе переполнены ожиданиями и предположениями. Необходимо научиться распознавать и устранять как позитивные, так и негативные ожидания. И те и другие могут навредить переговорщику. Если ваше предложение заказчик назвал привлекательным, и вы уже мысленно подсчитываете прибыль, далее может последовать вопрос другой стороны о скидках, которые вы можете предложить. Позитивные ожидания после обещания отдать вам крупный заказ не менее опасны, потому что заставляют вас волноваться. Но где гарантия, что после перерыва заказчик не передумает и не распределит свой заказ между несколькими поставщиками, а вас попросит продать ему лишь десятую часть от той большой партии, но по ранее согласованной с вами привлекательной цене? Негативные ожидания тоже опасная ловушка, которую может расставить ваш оппонент еще до начала переговоров. Например, крупный заказчик хочет купить некий станок, обычная цена которого 1, 7 млн долл. Иногда он сотрудничает с другой компанией, которая скупает партии таких станков. Чем больше заказ, тем ниже цена, и при оптовых закупках она снижается до 1, 3 млн долл. Когда он захочет купить по такой цене один станок и попросит поставщика об этом в начале переговоров, поставщик начнет думать, что сделка не состоится или расстроится по поводу большой скидки, которую придется дать заказчику. Вместо этого следует просто заверить заказчика о вашем желании сотрудничать и просто отказаться продавать по неприемлемой для вас цене. Конечно, ожидания - это те же эмоции, и от них невозможно избавиться навсегда. Однако их можно контролировать, и, если вас все же заставили волноваться, сделайте перерыв, успокойте мысли и освободите сознание. И, пожалуйста, постарайтесь не предполагать - предположения еще опаснее ожиданий. Любой, кто имеет большой опыт в бизнесе, может вспомнить случай, когда он не утруждал себя звонком потенциальному клиенту, поставщику или заказчику, предполагая, что эта сделка никогда не состоится, а позже обнаруживал, что она могла бы стать реальностью. Контрольные вопросы 1. В чем отличие понятий «позиции» и «интересы»? 2 Каковы четыре способа подачи позиций? 3. Как применяется теория потребностей в переговорном процессе? 4. Каковы психотехники выявления и согласования интересов? 5. Какова роль дискуссии в выявлении интересов? 6. Как интересы определяют критерии результативности переговоров? 7. Назовите причины, препятствующие выявлению интересов сторон. 8. В чем опасность позитивных и негативных ожиданий в переговорном процессе?
|