Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование и его способы






Прогнозирование – это система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и её окружения.

Выделяют следующие виды прогнозов:

1. по функциональному назначению: а) прогноз будущего состояния организации при различных вариантах внешних воздействий; б) прогноз путей достижения целей; в) прогноз проблемных ситуаций, которые могут возникнуть; г) прогноз последствий принимаемых решений;

2. по содержанию: а) научно-технические; б) экономические; в) политические; г) социальные и прочие прогнозы;

3. по периоду прогнозирования: а) оперативные; б) краткосрочные; в) среднесрочные; г) долгосрочные;

4. по степени надёжности: вероятность наступления прогноза;

5. по форме представления результатов: а) качественные; б) количественные (чем выше срок прогноза, тем в большей степени отражается на качественных характеристиках);

6. по степени охвата объекта: а) локальные; б) комплексные.

Прогнозирование представляет: 1) анализ экономических, социальных, технологических и других процессов, происходящих в организации и её окружении, связей между ними, оценку сложившейся ситуации и выявление узловых проблем; 2) формирование видение будущего и определение трудностей и практических задач, которые необходимо решить; 3) обоснование и анализ различных вариантов изменения потенциала возможных стратегий.

Этапы разработки прогноза:

· определение потребностей в прогнозе, его целей;

· уточнение характеристик объекта прогнозирования;

· установление и анализ активных факторов прогнозного фона;

· формирование информационной базы;

· выбор моделей и методов прогнозирования;

· формулировка и оценка вариантов;

· разработка рекомендаций по принятию решений.

 

Методы планирования

Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько это возможно, в данных условиях найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией.

Методы планирования: а) бюджетные; б) балансовые; в) нормативные; г) графические; д) математические.

Бюджетный метод основывается на составлении отчётных и плановых бюджетов: (основной (общий) бюджет отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибылей и убытков; оперативные бюджеты: производства, продаж, рабочей силы, материальных запасов, готовой продукции, расходов, поступления прибыли и т.д.).

Балансовый метод планирования основывается на взаимной увязке двух бюджетов: ресурсов, которыми будет располагать организация и потребностей в них.

Нормативный метод – его основой являются нормы и нормативы. В основе лежат нормы выработки, обслуживания, времени и численности.

Графический метод - наиболее распространен метод сетевого планирования. Исходным моментом разработки сетевого графика является определение продолжительности действий (работ), связанных с достижением поставленной цели. Работы связывают между собой события, представляющие собой итог какой-либо деятельности.

События могут быть исходными, промежуточными и завершающими.

 
 
 

 


 

1 2

1 3

 

1 4

 

 

1- исходное событие, 9 – завершающее событие.

Пример сетевого графика

 

События изображаются кружочками, работы – стрелками. Над стрелкой пишется продолжительность работы, под стрелкой - затраты. Если для перехода от одного события к другому затрат времени и труда не требуется, связь изображается пунктирной линией.

Самый длинный по продолжительности путь от начального события до завершающего называется критическим.

С помощью сетевого графика контролируется фактическое выполнение работ, выявляются и анализируются изменения в процессе их осуществления, корректируются сроки выполнения и перераспределяются ресурсы.

Математические методы сводятся к оптимизации расчётов на основе различного рода моделей (статистических, линейно-программных и других).

 

Основные типы планов

В зависимости от срока действия планы бывают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, а по преследуемым целям – стратегические, тактические и оперативные.

Долгосрочные и среднесрочные планы объединяются в категорию перспективные. Они решают такие проблемы как выбор сфер деятельности, направлений диверсификации новых поколений продукции и услуг, путей сохранения или улучшения позиций на рынке, максимизации прибыли, расширения экспорта и другие.

Долгосрочные планы обычно разрабатываются в виде набора целей, целевых комплексных программ, стратегических планов.

Задачи, обозначенные в долгосрочных планах, конкретизируются по срокам, ресурсам, исполнителям в среднесрочных планах.

Одной из разновидностей перспективных планов являются стратегические планы.

Целевые комплексные программы (ЦКП) разрабатываются для решения новых перспективных проблем. ЦКП представляют собой совокупность взаимосвязанных организационных, финансовых, технических, социальных и иных мероприятий, централизовано обеспечиваемых ресурсами.

В зависимости от масштабов и сложности, программа может включать в себя несколько подпрограмм.

Программа содержит:

- описание решаемой проблемы и причин её появления, уже предпринятые шаги по её решению;

- постановку целей и подцелей;

- совокупность конкретных мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям.

Ожидаемые результаты выполнения программ характеризуются с помощью системы количественных и качественных показателей (прибыли, снижения затрат и др.).

Бизнес-план

Бизнес-план обычно составляется на 3-5 лет. Цель его состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность организации в соответствии с потребностями покупателей и возможностями получить ресурсы, определить конкретные виды деятельности, рынки сбыта.

По сравнению с другими видами планов, бизнес-план обладает двумя специфическими особенностями:

· для доказательства выгодности того или иного проекта, он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заинтересованным лицам преимущества, которые они могут получить приняв участие в его реализации;

· бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Для внутреннего пользования – главный и наиболее полный, а на его основе разрабатываются варианты с учётом различных видов пользователей.

Бизнес-план содержит определённый набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ составляется.

Во введении (резюме) раскрывается роль избранного вида деятельности в настоящий момент, тенденции и перспективы его развития, проводятся ориентированные сроки работы в данном направлении, рассчитывается ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений, приводятся гарантии их сохранности.

В основных разделах бизнес-плана может содержаться следующая информация: о целях предпринимательской деятельности, о потенциале организации, о персонале, о будущей производственной деятельности и необходимых её условиях, о продукте или услуге, о стратегии и плане маркетинга, о себестоимости, цене, прибыльности производства, о рисках и способах их страхования, о финансовой стратегии организации.

 

Особенности текущих планов.

Текущее планирование представлено краткосрочными или оперативными планами (до 1 года). В них предусматриваются действия, необходимые для достижения стратегических целей в рамках данного срока, и ответственные за это лица.

Краткосрочные планы составляют обычно в форме бюджетов и смет, увязывающих основные направления деятельности организации и её подразделений.

Главный (сводный) годовой бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы организации в целом.

В операционном бюджете (плане) хозяйственная деятельность отражается через систему технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.

Финансовый бюджет отражает количественные оценки поступлений и расходов ресурсов, содержащихся в операционном бюджете и трансформированных в денежные показатели.

На основе операционных и финансовых бюджетов формируется окончательная производственная программа. Она разрабатывается на срок до 1 года и определяет номенклатуру, объём, сроки выпуска продукции, величину незавершенного производства, загрузку оборудования.

Предприятие на основе годовой производственной программы осуществляет процесс оперативного планирования своей деятельности. Его объектами являются материальные потоки: продуктовый (склад - заказ -производство - сбыт) и стоимостной (элементы затрат - себестоимость-выручка - прибыль).

Оперативное планирование имеет узкую направленность и высокую степень детализации. Его цель состоит в создании условий слаженной работы всех цехов, участков, служб по своевременному выпуску запланированной продукции.

Для этого осуществляются следующие действия:

- составление месячных и внутрисменных заданий, календарных планов выпуска продукции, маршрутные карты;

- контроль над их выполнения;

- расчёт рациональной загрузки оборудования.

В рамках оперативного планирования разрабатываются следующие виды плановых заданий:

· задание на квартал с разбивкой по месяцам для каждого подразделения;

· календарный план на квартал;

· индивидуальное задание для каждого рабочего места.

 

Контрольные вопросы

1. На какие вопросы отвечает планирование?

2. Что представляет собой процесс планирования?

3. Объясните основные принципы планирования.

4. Какова цель прогнозирования?

5. Как классифицируются планы?

6. Какова цель разработки бизнес-плана?

7. Какова роль и назначение текущих планов?

 

 

7.Стратегическое планирование.

Сущность и функции стратегического планирования

Процесс стратегического планирования


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал