![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и принципы построения организационных структур
Под структурами управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления (ОСУ) определяется как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этой точки зрения структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в её состав органами управления и работающими в них людьми. На управленческую структуру влияют следующие факторы: 1) масштабы и структура организации; 2) особенности специализации производства; 3) технологии; 4) затраты на управление; 5) наличие людей, имеющих необходимую квалификацию и навыки; 6) неформальные связи; 7) характер деятельности организации; 8) территориальное размещение подразделений. При создании системы управления необходимо соблюдать норму управляемости, т.е. число работников, которыми может эффективно управлять руководитель (высший руководитель - 3-5 чел.; руководитель среднего звена – 10-12 чел.; руководитель низшего звена – 25-30 чел.). Ключевыми понятиями системы управления являются: элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники, так и службы или органы аппарата управления. Отношения между элементами системы управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные – это отношения подчинения, которые возникают при иерархичности построения системы управления. Системы управления организацией характеризуются линейными и функциональными связями. Линейные – это отношения по принятию и реализации управленческих решений и движению информации между так называемыми линейными руководителями. Линейные руководители – это лица, полностью отвечающие за деятельность организации или её структурных подразделений. Функциональные связи соотносятся с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используются такие понятия как линейные, функциональные и штабные полномочия. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения подчинёнными. Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. К структуре управления предъявляются множество требований, которые базируются на следующих принципах: 1) ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчинённой производству и его потребностям; 2) следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающие творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию; 3) формирование структуры управления необходимо связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальной и горизонтальной связей между ними; 4) между функциями и обязанностями, а также полномочиями и ответственностью, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом; 5) ОСУ призвана быть адекватной социально-культурной среде организации; 6) изменение организационных форм, в которых функционирует предприятие; 7) уровень развития на предприятии информационных технологий.
|