![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Качества руководителя
Самый общий перечень качеств, присущих хорошему руководителю: это человек экстравертный, любознательный, восприимчивый, ориентирован на результат, решительный, критически настроенный, опытный, терпеливо относящийся к ошибкам, обаятельный, внушающий доверие и энтузиазм, спокойный, готовый выслушать других, добросердечный и внимательный, свободный от предрассудков, смелый, невозмутимый, гибкий, готовый способствовать развитию других. Успешное руководство в бизнесе немыслимо без интеллекта, образования, аналитических способностей. Для успеха в бизнесе важны и другие качества: деловой опыт – это опыт, приобретенный человеком, который пережил или изучил целый ряд деловых ситуаций; творческий подход – это способность человека группировать имеющиеся у него элементы знаний в новые, новаторские комбинации; напористость – это способность пройти путь от задуманного к сделанному, не увязая в мелочах анализа; кругозор – это способность к стратегическому менеджменту, то есть способность видеть перспективу перемен. Структуру качеств руководителя можно представить в виде следующих групп качеств: нравственные, социально-психологические, организаторские, интеллектуально-волевые, педагогические качества, профессиональную компетентность. 1. Нравственные качества: - ответственность – добросовестное и честное отношение к делу; - дисциплинированность – внутренняя потребность действовать в соответствии с правилами, установленными в обществе; - человечность – чуткое и внимательное отношение к людям, их нуждам; - требовательность – строгий контроль за соблюдением дисциплины, непримиримость к халатности в работе, показухе; - справедливость – умение давать объективную оценку работе подчиненных; - скромность – простота и доступность в общении с окружающими и т.п. 2. Профессиональная компетентность – это способность принимать решения и проводить их в жизнь на основе наиболее полного владения передовыми знаниями, формами и методами работы. Компетентность предполагает наличие необходимых знаний, умений и навыков, их квалифицированное применение при решении задач. 3. Социально-психологические качества: - чувство коллективизма – вера в силу и возможности коллектива, коллективного мнения при принятии и реализации решений; - общительность (коммуникабельность) – умение вступать в контакт с людьми, устанавливать отношения с членами коллектива; - культура общения – умение кратко, ясно и четко выразить свои мысли, умение слушать собеседника и уважать его мнение; - самообладание – умение сохранять спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях и т.п. 4. Интеллектуально-волевые качества: - умение видеть назревшие проблемы, четко их формулировать, своевременно принимать меры по их решению; - чувство нового – умение видеть перспективу развития коллектива, рассматривать и внедрять передовое, активно участвовать в нововведениях, содействовать новаторству подчиненных; - творческий подход к делу; - инициатива и решительность – способность пойти на риск, самостоятельно, оперативно и правильно принимать решения, умение взять на себя ответственность за действия коллектива; - напористость – способность доводить все до конца, устранять преграды, требовать того же от членов коллектива и др. 5. Организаторские качества: - деловитость – стремление опираться на точное знание фактов, действительного положения дел, умение оперативно и четко проводить деловые собрания, совещания, беседы, инструктаж; - предприимчивость – проявление инициативы в области изыскания внутренних резервов повышения качества работы; - целеустремленность – умение сконцентрировать все силы и ресурсы коллектива на достижении поставленных целей, не распыляясь на мелочи; - оперативность – своевременность в оценке меняющихся ситуаций, принятии и реализации новых решений, умение вовремя ликвидировать узкие места; - распорядительность – способность своевременно и исчерпывающе ясно ставить задачи, фиксировать их, обязательно контролировать их исполнение; - организаторское чутье – умение разбираться в людях, налаживать работу, понимать психологические особенности подчиненных, учитывать их при расстановке кадров; - общественная энергичность – способность заряжать подчиненных своей энергией и уверенностью в успешном выполнении задач, активизировать их деятельность; - умение планировать и организовывать свой труд, распределять свои силы и время, регламентировать трудовой день и др. 6. Педагогические качества: - умение воспитывать подчиненных целеустремленно, ненавязчиво, на основании знания особенностей их характера устранять отрицательные и закреплять положительные качества; - способность налаживать и поддерживать дисциплину подчиненных, правильно и своевременно применять меры поощрения и наказания, создавать обстановку взаимной требовательности, способность убеждать, использовать воспитательные возможности коллектива, силу примера; - умение создавать в коллективе атмосферу взаимопомощи, сотрудничества и товарищества, находить пути воспитания сплоченности коллектива; - умение подготовить и прочитать лекцию, доклад, провести семинарское занятие и т.п.; - умение воспитывать личным примером ответственное отношение к труду. Необходимость развития тех или иных качеств руководителя определяется конкретными задачами, спецификой его трудовой деятельности и т.п. Руководитель должен стремиться к развитию в себе всего комплекса качеств, так как отсутствие или слабое проявление одних качеств не компенсируется избытком других и снижает эффективность работы руководителя.
|