![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки и рекомендации
Наибольшую трудность представляют тестовые вопросы, контролирующие навык употребления временных форм глагола, что может свидетельствовать: 1) • о невнимании к контексту, из которого следует, что лицо, обозначенное подлежащим, не совершало/совершает действие само, а подвергалось действию; • неумении использовать контекст для определения времени, когда происходило действие, последовательности описываемых действий и их характера; 2) • непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залогов; • незнании и неумении образовывать залоговые и видовременные формы.
Основная часть ошибок приходится на грамматический материал начального и среднего этапов обучения: - образование форм повелительного наклонения; - изменение корневой гласной в сильных глаголах, встречающихся в последующем обучении (messen, vergessen, verbergen, halten, einladen); - отделяемые и неотделяемые приставки глаголов; - образование множественного числа существительных и др. Данные ошибки свидетельствуют о необходимости систематизации грамматических навыков на разных этапах обучения немецкому языку, особенно в старшей школе. Необходимо также обращать внимание на то, что даны в форме коммуникативного теста (логического связного высказывания, как монологического, так и диалогического). Слова-пропуски вписываются в контекст и могут быть определены только при его четком осмыслении (времени, места, направления, настроения, сопоставления фактов, событий, лиц и т.п.). Формирование грамматических навыков тесно связано с моделями словообразования. Особенно трудно словообразование с изменением частей речи (конверсия): anfangen - Anfang, sprechen - Sprache, groß - Grö ß e, а также с изменением основы: Jahr – jä hrlich, Tag - tä glich. Встречаются задания на словосложение - Diplommalerin. Для формирования, развития и совершенствования грамматических и коммуникативных навыков можно использовать: - аналитические упражнения: для актуализации и систематизации грамматических правил и исключений; на узнавание грамматической формы слова и значимых грамматических компонентов; для осознания и преодоления межъязыковой и внутриязыковой интерференции (положительный и отрицательный перенос); - упражнения на трансформацию грамматических форм (репродуктивные); полузавершенные; с пропусками; - упражнения на автоматизацию грамматических навыков в контексте и ситуации; - свободные: коммуникативно-ориентированные; - тестовые задания открытого и закрытого типов и др. Для развития, совершенствования и контроля лексико-грамматических умений можно использовать следующие типы упражнений: - упражнения на словообразование с помощью приставок, суффиксов, словосложения; - упражнения на трансформацию форм (образование множественного числа); - определение значения незнакомых слов по знакомым морфемам; - составление семантических, синонимических и ассоциативных полей слова; - образование синонимов/антонимов; - определение грамматической формы слова; - определение слова, имеющего наиболее общее значение в ряду слов; - определение слова, отличающегося (по смыслу, форме, употреблению) от других слов в ряду; - упражнение-поиск ошибкоопасных мест; - диктанты: комментированные словарные диктанты; диктанты с пропусками слов; - работа со словарем (одно-двуязычным): составление лексико-грамматической характеристики слов, составление «семьи слов» (однокоренных, одинаковых по звучанию). ПИСЬМО Трудности в письменном высказывании (задание С1- личное письмо) вызвали: - несоблюдение объема письма; - ответы на вопросы с оценочной информацией: два из четырех вопросов содержали вторую часть (почему?), многие экзаменуемые сузили ответ на эти вопросы, не ответив на вторую часть; - неумение задать вопрос по заданной ситуации, локализовать ситуацию по ключевым словам. При подготовке учащихся к письменной части ЕГЭ (личное письмо) следует уделять внимание учащихся чтению письма-стимула с извлечением информации, необходимой для выполнения задания. Для соблюдения нижней границы объема высказывания следует ориентировать учащихся на количество слов от 100 до 110. Необходимо учить(ся) работать в режиме ограничения времени. Трудности задания С2 – написание сочинения с элементами рассуждения – традиционно связаны: - с формулировкой темы. Экзаменуемые не выделяют ключевые слова и переходят на раскрытие смежных тем; - с описанием противоположной точки зрения (и обоснование своего несогласия с ней); - написанием вступления и заключения. Учащиеся не могут выполнить перифраз, либо затягивают вступление. Также некорректное или неточное постановка проблемы приводит к уходу от темы и/или ее неполному и/или неправильному раскрытию; - с высказыванием личного мнения во вступлении или в заключении, а не в основной части работы; - наличием многочисленных грамматических ошибок элементарного уровня; - недостаточно разнообразным лексическим репертуаром в рамках заявленной темы. Необходимо обращать внимание учащихся на то, что вступление и заключение должны составлять 10% от всего объема работы и максимально точно повторять ключевые слова в формулировке задания. При подготовке к сочинению стоит уделять внимание не воспроизведению топиков, а продуктивному аргументированному высказыванию по проблеме. Аргументация может приводиться: - по нарастанию (утверждение и аргументы – от важного к более важному и к очень важному); - в противопоставлении (утверждение и аргумент «за»/контраргумент «против») Лингвистические маркеры высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение»
Es sei betont, dass … Das Problem besteht darin … Das Thema lautet … Ich mö chte darauf hinweisen, dass... Es geht darum… Es gibt folgendes Problem… 2. Для аргументации личного мнения: Aus meiner Sicht … Ich stimme dieser Meinung (nicht) zu... Das kommt darauf an... Das liegt daran, dass... Ich mö chte noch Folgendes klä ren … Aus diesem Grund/deswegen/darum/deshalb/daher /….. … weil, da …, denn …, damit …, um … zu …, indem … (dadurch, dass …) Ich bin dafü r/dagegen... Einerseits … Ich bin dafü r/dagegen... Noch ein Argument spricht dafü r, dass … Es sind folgende Vorteile zu nennen … Das hat gute und schlechte Seiten… Ein weiterer Aspekt/ Gesichtspunkt ist … Die Tatsachen sprechen fü r sich selbst… Dafü r spricht, dass … Ein weiteres Argument fü r … ist … Einer der wichtigsten Grü nde, der fü r … angefü hrt wird, ist … Das Hauptargument fü r …/dafü r, dass …
Andererseits … Es sind folgende Nachteile zu nennen … (Aber) Es gibt auch andere Meinungen Es sind auch andere Meinungen zu nennen … Aus meiner Sicht… Ich glaube…denke… meine …bin sicher, dass … 5. Для заключения: Zusammenfassend kann man sagen, dass … Als abschließ endes Urteil wä re … Zum Schluss kann man sagen … Insgesamt ist festzustellen, dass … Also … Исходя из ошибок, допущенных при выполнении заданий в разделе «Письмо», при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по немецкому языку, можно дать следующие рекомендации: · При выполнении задания 39 (личное письмо) следует обращать их внимание на внимательное прочтение инструкций и текста-стимула. Учащиеся должны уметь выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе; определить стиль (официальный, неофициальный). · Необходимо вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с планом. При этом вступление и заключение не должны быть больше по объему, чем основная часть. Следует также помнить, что для письменной речи характерно деление текста на абзацы. · Деление на абзацы не предполагает отступа (красной строки, как это принято в русском языке). Для четкого обозначения абзаца (особенно при полной заключительной строке) рекомендуется делать пропуск строки. Однако деление на абзацы, принятое в родном языке, за ошибку считать не рекомендуется. · Перед началом работы учащиеся должны уметь отобрать материал, необходимый для письменного высказывания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написании работы уметь проверить ее и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. · При выполнении задания 40 (письменное высказывание с элементами рассуждения) следует обращать внимание на структуру сочинения в формате личного аргументированного высказывания: - вступительная часть с кратким изложением проблемы, причем не допускается дословное повторение ее в задании – возможны перифраз или риторический вопрос; - собственное мнение по высказанному утверждению и его аргументация; - альтернативное мнение: аргументы «против» как отрицательные опыт и оценка автора сочинения - вывод, заключение, возможно, перспективы развития и пути решения проблемы. · Необходимо уметь работать в режиме установленного времени. Проверять написанное и правильно вносить исправления. · Писать разборчивым почерком, черной гелевой ручкой, не выходя за очерченную линию бланка (при сканировании письменной работы буквы и слова за чертой бланка не подлежат обработке, и «усеченные слова» будут идентифицированы как ошибки). · Писать лаконично, аргументировано, умеренно эмоционально, сохранять личный стиль и характер.
|