Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Ключевой вопрос современной школы, вокруг которого концентрируется внимание учителей, методистов и ученых






 

Ключевой вопрос современной школы, вокруг которого концентрируется внимание учителей, методистов и ученых, - это повышение эффективности обучения. Качество обучения чтению не может не волновать общественность и педагогов: ведь от того, как оно поставлено в школе, как идет приобщение ребенка к книге, как развивается у школьников потребность в чтении, во многом зависит и качество воспитания подрастающего поколения. «Одна из причин духовной пустоты, - писал в свое время В.А. Сухомлинский в сочинениях «О воспитании», - отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и самом себе» [55, с.201].

Актуальным в современном методическом обеспечении уроков начального литературного образования является вопрос о выборе эффективных форм, средств, методов и приемов литературного развития детей младшего школьного возраста. Решению этой проблемы посвящены многие работы психологов, педагогов, литературоведов, методистов: М. Т. Воюшиной, Г. Н. Кудиной, Н. Д. Молдавской, О. И. Никифоровой; Г. А. Гуковского, Е. А. Маймина, А. Б. Есина; В. Г. Горецкого, Л. А. Ефросининой, Л. Ф. Климановой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской, О. В. Сосновской и др. Своими «наработками» в решении вопросов литературного образования учащихся в периодических изданиях, предназначенных для педагогов начальной школы, делятся учителя-практики: О. Н. Бершанская, Н. Е. Колганова, О. А. Обнорская, Т.Г. Синицына, Т. И. Чумакова, Н. П. Яшина и др.

В журнале «Начальная школа» № 9 за 2000 г. педагог из г. Ярославля С.Г. Макеева в статье «Воспитательное чтение в условиях современного образования» подняла вопрос о необходимости возрождения метода воспитательного чтения в общеобразовательных школах. «Привлечение внимания к воспитательному чтению, - пишет автор в своей статье, - не означает простого реанимирования ушедших в прошлое методических положений, а подразумевает его переосмысление в рамках созвучности современным идеям гуманизации образования и воспитания, личностно-развивающего обучения» [30, с.70].

Автор статьи справедливо считает, что идея метода воспитательного чтения, которая была заявлена русским методистом Цезарем Павловичем Балталоном еще в XIX веке, актуальна и сегодня: составляющие метода помогут учителям начальных классов правильно организовать работу над художественным произведением на уроках литературного чтения, вовлечь младших школьников в «таинственный» процесс познания литературно-художественных ценностей печатного слова. Для этого необходимо формирование и развитие определенных читательских умений.

Основные принципы метода воспитательного чтения, на которых Ц. П. Балталон строил свое учение, призваны способствовать формированию специальных умений ребенка-читателя, но в методической литературе вопросы, связанные с реализацией принципов воспитательного чтения, недостаточно освещены. Из вышеуказанного следует, что изучение вопроса о развитии читательских умений младших школьников на основе метода воспитательного чтения является актуальным в начальном курсе школы. Актуальность проблемы обусловила выбор темы дипломного исследования: Воспитательное чтение как средство формирования читательских умений младших школьников на уроках начального литературного образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние воспитательного чтения на формирование читательских умений младших школьников на уроках начального литературного образования.

Объект исследования: формирование читательских умений младших школьников.

Предмет исследования: воспитательное чтение как средство формирования читательских умений младших школьников на уроках начального литературного образования.

Гипотеза исследования: воспитательное чтение будет способствовать формированию читательских умений младших школьников, если учитель начальных классов на уроках начального литературного образования:

- диагностирует уровень сформированности читательских умений учащихся;

- соотносит между собой составляющие метода воспитательного чтения: «ситуативное», «заявленное», «возвращающееся», «свободное» чтение;

- подбирает задания, способствующие формированию читательских умений школьников: размышлять по поводу темы и идеи изучаемого произведения, специфики его композиционного строения; высказывать свою точку зрения по отношению к героям, оценивать их поступки; понимать авторскую позицию; воспринимать художественные языковые средства; воссоздавать картины жизни, изображенные писателем.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, литературоведческую, методическую литературу по проблеме формирования читательских умений учащихся.

2. Изучить основные составляющие метода воспитательного чтения и условия их реализации в курсе начального литературного образования.

3. Оценить возможности предметной линии учебников «Чтение и начальное литературное образование» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой (Образовательная система «Школа 2100») в аспекте изучаемой проблемы.

4. Выявить уровень сформированности читательских умений младших школьников.

5. Подобрать комплекс заданий, способствующих формированию читательских умений младших школьников в процессе организации воспитательного чтения, и оценить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.

Методы исследования:

- теоретические: изучение психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;

- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анкетирование учителей; педагогическая диагностика: адаптированная методика выявления уровня читательских умений младших школьников М. П. Воюшиной; методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение) в интерпретации Р. С. Немова;

- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Методологическая основа исследования:

- концептуальные положения об особенностях психологии восприятия и осмысления художественного произведения в младшем школьном возрасте Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Н. Д. Молдавской, Н. Г. Морозовой, О. И. Никифоровой;

- идеи о том, что любое читательское умение формируется в системе умений восприятия и анализа художественного произведения М. П. Воюшиной, Г. А. Гуковского, А. Б. Есина, Г. Н. Поспелова;

- принципы метода воспитательного чтения Ц. П. Балталона;

- теоретические положения о реализации метода воспитательного чтения в начальном литературном образовании школьников С. Г. Макеевой, О. А. Обнорской, О. В. Сосновской.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном осмыслении психолого-педагогических, литературоведческих и методических основ формирования читательских умений младших школьников средствами воспитательного чтения в курсе начального литературного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные методические материалы и результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы учителями начальных классов и студентами в педагогической деятельности в целях совершенствования процесса формирования читательских умений младших школьников на уроках начального литературного образования.

Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа», п. Хадын Пии, Хемского района, Республики Тыва, учащиеся 3-х классов (3 А класс – 20 учеников, учитель начальных классов – Сотпа Марина Петровна, 3 Б класс - 18 учеников, учитель начальных классов -)

Структурные компоненты работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал