![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы принятия решений
Формулирование целей в немалой степени зависит от доминирующих при принятии решений методов. Спектр применяемых методов в госуправлении весьма широк: от интуитивных до формально-рационализированных, основанных на применении математических моделей. Их выбор и использование зависит от состояния субъектов ЛПР, ситуации, стратегических приоритетов и ряда других условий. Например, сориентированные на удержание власти лидеры могут предпочитать избрание т.н. " безопасных альтернатив", основанных на инкрементальных методах достижения цели и предполагающие сравнительно небольшие изменения в проблемной ситуации. Элиты, борющиеся за власть, могут исходить из принципа " чем хуже - тем лучше" и провоцировать применение авантюрных способов, увеличивающих риск социального развития. Эксперты могут ограничиваться сугубо технократическими подходами, противоречащими интуиции и опыту политического руководства. В целом, все многообразие методов можно было бы свести к шести классам: 2) - методу прецедента, ориентирующему субъекта на механическое воспроизведение средств и приемов деятельности, механическое использование в подобной или внешне схожей ситуации; 3) - рациональным (научным), математическим, воплощающим применение норм " правильного" (идеализированно интерпретирующего действительность) мышления для анализа ситуации; 4) - инкрементальным (предполагающим незначительные изменения ситуации, не затрагивающие ее системных и фундаментальных черт); 5) - смешанным (смешанно-сканирующим), использующим общетеоретические подходы социального (политического) анализа в качестве основы для детального эмпирического исследования конкретной проблемной ситуации; 6) - экспериментальным, предполагающим искусственное моделирование проблемной ситуации и соответствующих ей методов деятельности.
Учитывая социально-политические последствия принимаемых решений, степень ответственности разных категорий субъектов, выполняющих роль ЛПР, можно говорить о ряде тенденций в применении тех или иных методов. Предварительно, однако, заметим, что с теоретической точки зрения условием, влияющим на выбор доминирующих методов принятия решений, является сохранение возможности перепроверки решений. Тем не менее, на практике политические субъекты явно тяготеют к использованию интуитивных методов и следованию прецеденту. Государственная администрация чаще всего демонстрирует тягу к использованию инкрементальных методов. Причем и политики, и чиновники менее всего склонны использовать при принятии решений экспериментирование. - недостоверность и недостаточность информации о проблемной ситуации; - ценностные, психологические и другие субъективные противоречия внутри отношений субъектов, влияющих или составляющих ЛПР (нелегитимность субъекта, нежелание рисковать или, напротив, авантюрный стиль руководства и т.д.); - ситуационные условия (дефицит времени для принятия решений или ресурсов, ограничивающих возможности субъектов, непросчитываемость обстоятельств, отсутствие очевидных факторов, влияющих на динамику ситуации и проч.; - организационные условия (узость ведомственных правил, неготовность оргструктур к принятию решений, формально-бюрократическое отношение аппарата к поставленным целям и т.д.).
|