Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап реализации решений.
Принятое решение являет собой только возможность успешного достижения цели. Поэтому формулировка целей является предпосылкой для существования третьего этапа, сущностью которого является выработка программы конкретных действий государственных органов, а также других общественных субъектов, которым будут предписаны определенные обязательства по их выполнению и практическому осуществлению заданий. Особенность данного этапа состоит в том, что он органично связывает управляющих и управляемых (т.е. расширяет ряд функциональных субъектов управления). А это в свою очередь влечет за собой акцентирование внимания в механизме государственного управления на деятельность директивных и внедренческих подсистем. Более того, здесь в процесс принятия решений активно включаются механизмы обратной связи. Таким образом, как можно заметить, на данном этапе происходит изменение и расширение субъектов и контрагентов процесса принятия решений. Ибо в государстве, как правило, выполнение решений, во-первых, осуществляется не только - и даже не столько -теми людьми, кто принимает решение, а во-вторых, эти решения изначально рассчитаны на широкий крут структур к граждан (в том числе и противников данных решений, но которым, тем не менее, все же предписываются определенные обязанности по выполнению тех или иных задач). Государственные органы могут формулировать свои решения как в единообразной форме, так и предусматривать разнообразные исключения из вводимых ими условий и правил достижения целей. (Причем выбор, свободу поведения граждан или структур, нередко усиливает и то обстоятельство, что государственные органы воплощают в директивные документы, предполагающие обязательность действий субъектов, отнюдь не все содержание принимаемых решений). В первом случае заинтересованными сторонниками могут выступать те контрагенты государства, которые заинтересованы в стабильности и унификации выраженных властями требований (например, профсоюзов в их отношениях с работодателями). В то же время на разнообразные исключения рассчитывают, как правило, те, кто хочет получить те или иные льготы и привилегии (отдельные экспортеры и импортеры, представляющие неконкурентоспособные отрасли). Понятно, что выбор ведомствами или гражданами модели своего поведения в рамках тех или иных выдвигаемых государством условий предполагает определенную мотивацию их действий, а также соответствующую ответственность за те или иные действия. Не секрет, например, что очень часто новаторские проекты государства встречают прохладное отношение со стороны граждан. Поэтому государство должно постоянно искать и уточнять внутренние (в том числе и административные) источники мотивации поведения структур я граждан для более полной поддержки решений. Если в целом очертить круг основных задач, решаемых государством на данном этапе принятия решений, то можно, видимо остановиться на следующих. Итак, государственные органы должны: - облечь решения в соответствующую директивно-рекомендательную форму, стремясь не ограничиваться при этом полумерами, которые наиболее опасны, создавая лишь иллюзию должной активности государства; - предусмотреть адресностъ обращения государства к определенным слоям, структурам, организациям и др. субъектам (и, следовательно, предписать им соответствующие формы ответственности или отчетности); - формировать программу действий на основе закона; - предусмотреть создание резервной системы реализации решений; - по возможности институализировать процесс реализации принятых решений; - исключить противоречивость в публикуемых, предназначенных для общественного мнения документах; - осуществлять законодательный и финансовый контроль за процессом реализации решений; - организовать бесперебойное получение информации о следствиях и характере реализации целей, иметь возможность производить оценку этих сведений (на основе выработанных критериев ожидаемого успеха, с точки зрения интересов государственной власти в целом (или же организации, ведомства), сопоставления целей и результатов). Многообразие стоящих перед государством задач дает возможность выделить внутри данного этапа два внутренних подэтапа: подготовки реализации целей, который включает анализ плана действий, поиск и нахождение ресурсов для реализации задач и ряд других мероприятий; а также - оперативного управления реализацией целей, предусматривающий мотивацию субъектов, принятие так называемых " вторичных решений", корректирующих данный процесс, контроль за использованием ресурсов и поведением чиновничьих кадров и проч. Что касается содержания второго подэтапа, то его осуществление подразумевает соблюдение целого ряда условий, способствующих повышению эффективности деятельности государственных органов. В частности, последние обязаны помнить о преимущественно дисфункциональном характере применения силовых методов при обеспечении решений (что, впрочем, не исключает их оперативного использования в критических ситуациях). Следует также отметить и то, что поскольку усиление директивных подсистем государственного управления неизмеримо увеличивает роль и влияние исполнительных органов, необходимо повышать требования к правовым и законодательным основам их деятельности. Особую сложность составляет контроль их деятельности в ряде областей общественной жизни, где государство обладает монополией на предоставляемые населению услуги. В этой связи госорганам необходимо тщательнейшим образом продумывать характер ответственности своих структур в неконкурентных сферах. В то же время надо реально видеть, что структуры отдельных министерств и ведомств не дают возможности установить индивидуальную ответственность за реализацию принятых решений. Отслеживаемые и трезво оцениваемые результаты действий правительства должны не только выражаться в коррекции поставленных и определенных целей (или же оставлении намеченного плана без последствий), но и в случае необходимости вести к пересмотру и отрицанию политических ценностей и традиций. Как правило, пересмотр решений осуществляется в результате неудовлетворительной актуализации целей. Однако, корректировка может и должна осуществляться и в русле весьма успешных действий, дабы приблизиться к более оптимальному результату. Нередко корректировка программы действий связана и с пересмотром функций отдельных государственных органов, уточнением их ответственности. Понятно, что в связи с такой постановкой вопроса в стране должны обеспечиваться условия для соответствующего изменения полномочий государственных структур, повышения квалификации аппарата государственной администрации, модификации законодательной и политической базы деятельности государства. Нельзя не сказать и еще об одном, условно говоря, организационном условии повышения эффективности реализации решений. Чтобы решение состоялось (т.е. были в срок выполнены запланированные действия), необходимо максимально приблизить органы управляющего Центра к месту событий, предельно децентрализовать систему управления, одновременно повысив самостоятельность ее низовых структур. При этом данные организации должны иметь возможность решать задачу разными способами.
|